Приложение.
Контрольно-измерительные материалы по родному (русскому) языку для 10 класса.
Контрольная работа по теме: « Тропы и фигуры речи»
Вариант №1
1. В каком случае дано неправильное определение фигуры?
A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
2. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».
А) метафора
Б) перифраз
В) гипербола
Г) литота
3. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».
А) метафора
Б) синекдоха
В) эпитет
Г) метонимия
4. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».
А) градация
Б) инверсия
В) оксюморон
Г) антитеза
5. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?».
А) градация
Б) оксюморон
В) синтаксический параллелизм
Г) антитеза
6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:
Все в таинственном молчанье; Холм оделся темнотой; Ходит в облачном сиянье Полумесяц молодой. |
A) эпитет , Б) метафора , В) олицетворение , Г) метонимия, Д) оксюморон, Е) перифраз, Ж) сравнение, З) инверсия
7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
Речь старика течет ровно и плавно, в голосе его звучит холодная энергия, и под мохнатыми бровями сверкают острые, как гвозди, серые глаза. (М. Горький)
A) эпитет , Б) метафора , В) метонимия, Г) антитеза, Д) оксюморон, Е) перифраз, Ж) сравнение, З) парцелляция
Вариант № 2
1. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?
A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
2. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».
А) метафора
Б) сравнение
В) гипербола
Г) литота
3. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).
А) метафора
Б) перифраз
В) метонимия
Г) олицетворение
4. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид...».
А) анафора
Б) эпифора
В) инверсия
Г) оксюморон
5. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «В синем море волны плещут. В синем небе звёзды блещут».
А) анафора
Б) параллелизм
В) инверсия
Г) градация
6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Горький)
А) эпитет , Б) метонимия , В) метафора , Г) сравнение, Д) синекдоха, Е) гипербола, Ж) параллелизм
З) экспрессивный повтор
7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:
Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург)
A) эпитет
Б) метафора
B) сравнение
Г) авторский неологизм
Д) фразеологизм
Е) синтаксический параллелизм
Ж) эллипсис
З) анафора
Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»
Вариант 1 (на примере языка художественной литературы 19 века).
I. Соотнесите тропы и их определения.
1) Метафора | А) Перенос значения с одного явления на другое по смежности. |
2) Метонимия | Б) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета. |
3) Парафраз (парафраза) | В) Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. |
4) Ирония | Г) Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. |
5) Литота | Д) Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки. |
Какой троп использован:
1) В.А. Жуковским в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной Любовью,
Тревожною думой наполнено ты...
Н. В. Гоголем в изображении пешеходов в повести «Невский проспект»;
«Здесь вы встретите усы чудные... здесь вы встретите такие талии...»;
Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал... Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..
А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:
«Не то на серебре - на золоте едал»;
Н.В.Гоголем в описании великой украинской реки:
«Редкая птица долетит до середины Днепра»
Ирония; Г)метонимия;
Б) олицетворение; Д)гипербола;
синекдоха.
Определите вид эпитета:
постоянный; Б) изобразительный;
эмоциональный; Г) метафорический.
«Ночевала тучка золотая» (М.Ю.Лермонтов).
«Вот идёт он к синему морю» (А.С.Пушкин).
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.
М.Ю.Лермонтов.
«Роняет лес багряный свой убор» (А.С.Пушкин)
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1 .Эпифора | А) Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости. |
2. Антитеза | Б) Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. |
3. Эллипсис | В) Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.) |
4. Градация | Г) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. |
5. Параллелизм | Д) Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. |
Какой синтаксический приём:
подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С.Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»?
использовал А. А. Фет для изображения лирических переживаний:
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край;
придаёт яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид»;
использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи: «Где стол был яств, там гроб стоит»;
передаёт эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»: «Нет; я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть».
Анафора; Г) инверсия;
Б) антитеза; Д) градация.
Умолчание;
VI Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С.Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»:
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»
(на примере языка художественной литературы 20 века).
I. Соотнесите тропы и их определения.
1. Синекдоха | А) Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. |
2. Аллегория | Б) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. |
3. Сравнение | В) Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. |
4. Гипербола | Г) Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. |
5 .Олицетворение | Д) Непомерное преувеличение размера, силы, значении и т. д. какого-либо предмета, явления. |
Какой троп использован:
С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...»:
Изба- старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины;
Б. Горбатовым в прозаической строке: « Снежная пыль столбом стоит в воздухе»;
М. Исаковским для передачи лирического переживания: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»;
В. Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
Б. Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа: «Стекло стрекоз сновало по щекам».
Синекдоха; Г) развёрнутая метафора;
Б) метафора; Д) сравнение.
Метонимия;
Закончите фразу.
«Сравнение как троп трёхчленно и состоит из:
предмета сравнения.
образа сравнения
3 ».
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1. Анафора | А) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. |
2.Оксюморон | Б) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок. |
3. Инверсия | В) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). |
4. Парцелляция | Г) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. |
5. Риторический вопрос | Д) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. |
Какой синтаксический приём:
использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания: «Флёров - всё умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже»;
использовал А.Блок для изображения лирических переживаний:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня,
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня;
придаёт динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»: «Офицер - из пистолета, Тёркин — в мягкое штыком»;
использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»: «Мы любим всё - и жар холодных числ...»;
подчёркивает авторскую мысль в поэтических строках О. Берггольц:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.
Оксюморон Б) эпифора;Г)градация; Б) парцелляция ; Д)эллипсис.
Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»:
У меня в Москве — купола горят, У меня в Москве — колокола звенят.
Ответы
1 Вариант
1) в; 2) а; 3) г; 4) д; 5) б.
1) б; 2) в; 3) а; 4) г; 5) д.
1) г; 2) а; 3) в; 4) б.
IV. 1) в; 2) д; 3) б; 4) а; 5)г.
V. 1) г; 2) а; 3) д; 4) б; 5)в.
Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.
2 Вариант
I. 1) б; 2) в; 3) а; 4) д; 5) г.
1) г; 2) д; 3) в; 4) а; 5) б
Признак сходства.
1) в; 2) г; 3) б; 4) д; 5) а.
1) б; 2) в; 3) д; 4) а; 5)г.
Анафора, метафора, параллелизм
Контрольная по теме «Русское стихосложение»
Начертите схему каждого отрывка, определите стихотворный размер и тип рифмовки.
Благословен господь мой бог,
Мою десницу укрепивый
И персты в брани научивый
Сотреть врагов взнесенный рог.
Если б милые девицы
Так могли летать, как птицы,
И садились на сучках,
Я желал бы быть сучком,
Чтобы тысячам девочкам
На моих сидеть ветвях.
Туман не редеет
Молочною мглою закутана даль,
И на сердце веет
Печаль.
Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет не слепит, упоительный, чистый,
Словно в раю.
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристО и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Солнца контур старинный,
Золотой, огневой,
Апельсинный и винный
Над червонной рекой.
Легкий лист, на липе млея,
Лунный луч в себя вобрал –
Спит зеленая аллея,
Лишь вверху поет хорал.
Смело, друзья! Не теряйте
Бодрость в неравном бою,
Родину-мать защищайте,
Честь и свободу свою!
Вперед! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
Как мошки зарею,
Крылатые звуки толпятся;
С любимой мечтою
Не хочется сердцу расстаться.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Вариант с ответами
Благословен господь мой бог,
Мою десницу укрепивый
И персты в брани научивый
Сотреть врагов взнесенный рог. (ямб, кольцевая)
Если б милые девицы
Так могли летать, как птицы,
И садились на сучках,
Я желал бы быть сучком,
Чтобы тысячам девочкам
На моих сидеть ветвях. (хорей, парная и кольцевая)
Туман не редеет
Молочною мглою закутана даль,
И на сердце веет
Печаль. (амфибрахий, перекрестная)
Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет не слепит, упоительный, чистый,
Словно в раю. (дактиль, перекрестная)
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристО и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! (анапест, перекрестная)
Солнца контур старинный,
Золотой, огневой,
Апельсинный и винный
Над червонной рекой. (анапест, перекрестная)
Легкий лист, на липе млея,
Лунный луч в себя вобрал –
Спит зеленая аллея,
Лишь вверху поет хорал. (хорей, перекрестная)
Смело, друзья! Не теряйте
Бодрость в неравном бою,
Родину-мать защищайте,
Честь и свободу свою! (дактиль, перекрестная)
Вперед! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я! (ямб, перекрестная)
Как мошки зарею,
Крылатые звуки толпятся;
С любимой мечтою
Не хочется сердцу расстаться. (амфибрахий, перекрестная)
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя; (хорей, перекрестная)
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную. (дактиль, перекрестная)