СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по родному (русскому) языку для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы (контрольные работы) по родному (русскому) языку для для обучающихся 10 класса   включают  в себя тестовые задания,  работу со средствами художественной выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по родному (русскому) языку для 10 класса»

Приложение.

Контрольно-измерительные материалы по родному (русскому) языку для 10 класса.

Контрольная работа по теме: « Тропы и фигуры речи»


Вариант №1


1. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
      Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
      В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
      Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

2. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».

 А) метафора  
      Б) перифраз  
      В) гипербола  
      Г) литота

3. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».

      А) метафора  
      Б) синекдоха  
      В) эпитет  
      Г) метонимия

4. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».

      А) градация
      Б) инверсия
      В) оксюморон
      Г) антитеза

5. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?».

      А) градация
      Б) оксюморон
      В) синтаксический параллелизм
      Г) антитеза

6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:

Все в таинственном молчанье;
Холм оделся темнотой;
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.

      A) эпитет ,  Б) метафора , В) олицетворение ,  Г) метонимия, Д) оксюморон,  Е) перифраз,  Ж) сравнение, З) инверсия

7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

      Речь старика течет ровно и плавно, в голосе его звучит холодная энергия, и под мохнатыми бровями сверкают острые, как гвозди, серые глаза. (М. Горький)
      A) эпитет , Б) метафора , В) метонимия, Г) антитеза,  Д) оксюморон,  Е) перифраз,  Ж) сравнение, З) парцелляция




Вариант № 2


1. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

      A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
      Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
      В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
      Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

2. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».

      А) метафора  
      Б) сравнение  
      В) гипербола  
      Г) литота

3. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).

      А) метафора   
      Б) перифраз    
      В) метонимия
      Г) олицетворение

4. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид...».

      А) анафора
      Б) эпифора
      В) инверсия
      Г) оксюморон

5. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «В синем море волны плещут. В синем небе звёзды блещут».

      А) анафора

      Б) параллелизм

В) инверсия

Г) градация

6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

      Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Горький)
      А) эпитет ,  Б) метонимия ,  В) метафора , Г) сравнение, Д) синекдоха, Е) гипербола, Ж) параллелизм
      З) экспрессивный повтор

7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:

      Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург)
      A) эпитет
      Б) метафора
      B) сравнение
      Г) авторский неологизм
      Д) фразеологизм
      Е) синтаксический параллелизм
      Ж) эллипсис
      З) анафора






Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

Вариант 1 (на примере языка художественной литературы 19 века).



I. Соотнесите тропы и их определения.

1) Метафора

А) Перенос значения с одного явления на другое по смежности.

2) Метонимия

Б) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета.

3) Парафраз (парафраза)

В) Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

4) Ирония

Г) Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

5) Литота

Д) Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.


  1. Какой троп использован:

1) В.А. Жуковским в создании образа моря:

Ты живо: ты дышишь; смятенной Любовью,

Тревожною думой наполнено ты...

    1. Н. В. Гоголем в изображении пешеходов в повести «Невский проспект»;

«Здесь вы встретите усы чудные... здесь вы встретите такие талии...»;

    1. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал... Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..

    1. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:

«Не то на серебре - на золоте едал»;

    1. Н.В.Гоголем в описании великой украинской реки:

«Редкая птица долетит до середины Днепра»

      1. Ирония; Г)метонимия;

Б) олицетворение; Д)гипербола;

      1. синекдоха.

        1. Определите вид эпитета:

          1. постоянный; Б) изобразительный;

          2. эмоциональный; Г) метафорический.

            1. «Ночевала тучка золотая» (М.Ю.Лермонтов).

            2. «Вот идёт он к синему морю» (А.С.Пушкин).


            1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.

М.Ю.Лермонтов.

            1. «Роняет лес багряный свой убор» (А.С.Пушкин)

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1 .Эпифора

А) Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости.

2. Антитеза

Б) Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.

3. Эллипсис

В) Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.)

4. Градация

Г) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

5. Параллелизм

Д) Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.


              1. Какой синтаксический приём:

                1. подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С.Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»?

                2. использовал А. А. Фет для изображения лирических переживаний:

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край;

                1. придаёт яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид»;

                2. использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи: «Где стол был яств, там гроб стоит»;

                3. передаёт эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»: «Нет; я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть».

                  1. Анафора; Г) инверсия;

Б) антитеза; Д) градация.

                  1. Умолчание;

  1. VI Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С.Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»:

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?









Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

(на примере языка художественной литературы 20 века).

I. Соотнесите тропы и их определения.

1. Синекдоха

А) Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

2. Аллегория

Б) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

3. Сравнение

В) Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

4. Гипербола

Г) Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

5 .Олицетворение

Д) Непомерное преувеличение размера, силы, значении и т. д. какого-либо предмета, явления.


  1. Какой троп использован:

    1. С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...»:

Изба- старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины;

    1. Б. Горбатовым в прозаической строке: « Снежная пыль столбом стоит в воздухе»;

    2. М. Исаковским для передачи лирического переживания: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»;

    3. В. Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят

Величием смерти для новой эры?!

    1. Б. Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа: «Стекло стрекоз сновало по щекам».

      1. Синекдоха; Г) развёрнутая метафора;

Б) метафора; Д) сравнение.

      1. Метонимия;

        1. Закончите фразу.

«Сравнение как троп трёхчленно и состоит из:

          1. предмета сравнения.

          2. образа сравнения

3 ».

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Анафора

А) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ.

2.Оксюморон

Б) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.

3. Инверсия

В) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

4. Парцелляция

Г) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

5. Риторический вопрос

Д) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.


            1. Какой синтаксический приём:

              1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания: «Флёров - всё умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже»;

              2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня,

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня;

              1. придаёт динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»: «Офицер - из пистолета, Тёркин — в мягкое штыком»;

              2. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»: «Мы любим всё - и жар холодных числ...»;

              3. подчёркивает авторскую мысль в поэтических строках О. Берггольц:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.

                1. Оксюморон Б) эпифора;Г)градация; Б) парцелляция ; Д)эллипсис.


                  1. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»:

У меня в Москве — купола горят, У меня в Москве — колокола звенят.









Ответы


1 Вариант

  1. 1) в; 2) а; 3) г; 4) д; 5) б.

  2. 1) б; 2) в; 3) а; 4) г; 5) д.

  3. 1) г; 2) а; 3) в; 4) б.

IV. 1) в; 2) д; 3) б; 4) а; 5)г.

V. 1) г; 2) а; 3) д; 4) б; 5)в.

            1. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.



2 Вариант


I. 1) б; 2) в; 3) а; 4) д; 5) г.

  1. 1) г; 2) д; 3) в; 4) а; 5) б

  2. Признак сходства.

  3. 1) в; 2) г; 3) б; 4) д; 5) а.

  4. 1) б; 2) в; 3) д; 4) а; 5)г.

  5. Анафора, метафора, параллелизм



































Контрольная по теме «Русское стихосложение»


Начертите схему каждого отрывка, определите стихотворный размер и тип рифмовки.


  1. Благословен господь мой бог,

Мою десницу укрепивый

И персты в брани научивый

Сотреть врагов взнесенный рог.

  1. Если б милые девицы

Так могли летать, как птицы,

И садились на сучках,

Я желал бы быть сучком,

Чтобы тысячам девочкам

На моих сидеть ветвях.

  1. Туман не редеет

Молочною мглою закутана даль,

И на сердце веет

Печаль.

  1. Воздух живительный, воздух смолистый

Я узнаю.

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю.

  1. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристО и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

  1. Солнца контур старинный,

Золотой, огневой,

Апельсинный и винный

Над червонной рекой.

  1. Легкий лист, на липе млея,

Лунный луч в себя вобрал –

Спит зеленая аллея,

Лишь вверху поет хорал.

  1. Смело, друзья! Не теряйте

Бодрость в неравном бою,

Родину-мать защищайте,

Честь и свободу свою!

  1. Вперед! Без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах завидел я!

  1. Как мошки зарею,

Крылатые звуки толпятся;

С любимой мечтою

Не хочется сердцу расстаться.

  1. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

  1. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.


Вариант с ответами


  1. Благословен господь мой бог,

Мою десницу укрепивый

И персты в брани научивый

Сотреть врагов взнесенный рог. (ямб, кольцевая)

  1. Если б милые девицы

Так могли летать, как птицы,

И садились на сучках,

Я желал бы быть сучком,

Чтобы тысячам девочкам

На моих сидеть ветвях. (хорей, парная и кольцевая)

  1. Туман не редеет

Молочною мглою закутана даль,

И на сердце веет

Печаль. (амфибрахий, перекрестная)

  1. Воздух живительный, воздух смолистый

Я узнаю.

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю. (дактиль, перекрестная)

  1. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристО и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! (анапест, перекрестная)

  1. Солнца контур старинный,

Золотой, огневой,

Апельсинный и винный

Над червонной рекой. (анапест, перекрестная)

  1. Легкий лист, на липе млея,

Лунный луч в себя вобрал –

Спит зеленая аллея,

Лишь вверху поет хорал. (хорей, перекрестная)

  1. Смело, друзья! Не теряйте

Бодрость в неравном бою,

Родину-мать защищайте,

Честь и свободу свою! (дактиль, перекрестная)

  1. Вперед! Без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах завидел я! (ямб, перекрестная)

  1. Как мошки зарею,

Крылатые звуки толпятся;

С любимой мечтою

Не хочется сердцу расстаться. (амфибрахий, перекрестная)

  1. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя; (хорей, перекрестная)

  1. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную. (дактиль, перекрестная)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!