В данной работе представлен контрольно-измерительный материал (тексты для диктантов и грамматические задания), которые помогут проверить знания детей после изучения тем по русскому языку в 3 классе по программе "Школа России."
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 3 класса
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Объем диктанта:
3-й класс - 1-2 четверть – 45 - 55 слов.
3-й класс - 3-4 четверть – 55 - 65 слов.
Критерии оценивания диктанта
Отметка «5» – за работу, в которой нет ошибок или 1 недочет.
Отметка «4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки или 2-4 недочета.
Отметка «3» – за работу, в которой допущено 3–6 ошибок.
Отметка «2» – за работу, в которой допущено более 6 ошибок.
Ошибки:
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.
Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл произведения.
Употребление слов в несвойственном значении (в изложении).
Недочеты:
1.Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
2.Отсутствие «красной строки».
3.Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.
4.Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
Грамматическое задание
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы. В случае выполнения комбинированной работы (диктант и грамматическое задание), выставляются две оценки.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Тест
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольная работа № 1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание»
Цель: усвоение полученных знаний по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание»
Задачи: проверить умения писать под диктовку текст, следуя правилам орфографии и оформления письма.
Планируемые результаты
Предметные:
писать текст, следуя правилам оформления письма;
применять полученные теоретические знания в практической работе.
Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Коммуникативные:
Личностные:
Диктант
Утро
Заря осветила край леса. Ушла ночная тьма, и проснулись птицы. Взошло солнышко. Над долиной запел жаворонок. На листьях блестели росинки. Над цветами кружились золотые пчелки. Они пили сладкий цветочный сок. На пеньке клубком лежал уж. В воде весело играли рыбки. (41 слово)
Грамматические задания
1 вариант
1.Подчеркнуть главные члены предложения в 1-ом предложении
2.Спишите слова, разделите на слоги, обозначьте ударение: жаворонок, росинки, лежал.
2 вариант
1.Подчеркнуть главные члены предложения в 4-ом предложении
2. Спишите слова, разделите на слоги, обозначьте ударение: запел, цветами, весело
Контрольная работа № 2 по теме «Слово и словосочетание»
Цель: усвоение полученных знаний по теме «Слово в языке и речи».
Задачи: создать условия для проверки умений учащихся правильно писать слова с изученными орфограммами, правильно оформлять на письме предложения.
Планируемые результаты
Предметные:
писать текст, следуя правилам орфографии и оформления письма;
применять полученные теоретические знания в практической работе.
Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Коммуникативные:
Личностные:
осуществление самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности.
Диктант
Осенний лес
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (42 слова)
Грамматическое задание
1 вариант
1.Подчеркнуть главные члены предложения во 2-ом предложении.
2.Спишите слова, разделите на слоги, обозначьте ударение: шуршит, клевали, кружились
2 вариант
1.Подчеркнуть главные члены предложения во 4-ом предложении.
2. Спишите слова, разделите на слоги, обозначьте ударение: пролетели, сбросили, кричали
Контрольная работа № 3 по теме «Состав слова»
Цель: усвоение полученных знаний по теме «Состав слова».
Задачи: проверить уровень усвоения знаний учащихся по теме «Состав слова", проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых
расходится с произношением (правописание слов с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне).
Планируемые результаты
Предметные:
писать текст, следуя правилам орфографии и оформления письма;
применять полученные теоретические знания в записи предложений с однородными членами.
Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Коммуникативные:
Личностные:
осуществление самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности.
Диктант
Ноябрь
В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка. (53 слова)
Грамматические задания
1 вариант
1.Разобрать по составу слова: дожди, осенний.
2.Подобрать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова: стоит, дожди.
2 вариант
1.Разобрать по составу слова: веселая, запела.
2.Подобрать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова: земля, лесу.
Контрольная работа № 4 за 2 четверть по теме «Правописание частей слова»
Цель: усвоение полученных знаний по теме «Правописание частей слова».
Задачи: проверить уровень усвоения знаний учащихся по теме «Имя существительное»; - проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых расходится с произношением; проверить умение выделять главные члены предложения, находить в тексте слова с безударной гласной в корне, подбирать к ним проверочные слова.
Планируемые результаты
Предметные:
писать текст, следуя правилам орфографии и оформления письма;
применять полученные теоретические знания в записи предложений.
Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Коммуникативные:
-усвоение гуманистических ценностей и этических норм.
Диктант
Синички
Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстук повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица! Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов)
Слова для справок: будто, словно
Грамматические задания
1 вариант
1. В 1-ом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Записать слова с непроизносимой согласной в корне слова и подобрать к ним проверочные слова.
Прелестный - .............., вкусный - ........... .
2 вариант
1. Во 2-ом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Записать слова с непроизносимой согласной в корне слова и подобрать к ним проверочные слова.
Радостный - ..................., чудесный - ........... .
Контрольная работа № 5 по теме «Имя существительное»
Цель: усвоение полученных знаний по теме «Имя существительное».
Задачи:
- проверить уровень усвоения знаний учащихся по теме «Имя существительное»;
- проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых расходится с произношением;
- проверить умение выделять главные члены предложения.
Планируемые результаты
Предметные:
писать текст, следуя правилам орфографии и оформления письма;
применять полученные теоретические знания в записи предложений.
Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Коммуникативные:
Личностные:
Диктант
Помощь зайцу
Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Гоша принес зайца домой. Мальчик забинтовал зайцу лапку и посадил в ящик. Мама дала зверьку морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у зверька срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Ребята отнесли зайчика в лесок и выпустили на волю. (61 слово)
(Г. Скребицкий)
Грамматические задания
1 вариант
1.Выписать из текста два одушевленных существительных и два неодушевленных.
2.Определить число имен существительных: заяц, мальчики
3.Определить род имен существительных: вода, снег, окно
2 вариант
1.Выписать из текста два одушевленных существительных и два неодушевленных.
2.Определить число имен существительных: лапка, звери
3.Определить род имен существительных: ящик, зима, яблоко
Контрольная работа № 6 по теме «Имя прилагательное»
Цель: усвоение полученных знаний по теме «Имя прилагательное».
Задачи:
- проверить уровень усвоения знаний учащихся по теме «Прилагательное»;
- проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых расходится с произношением;
Планируемые результаты
Предметные:
писать текст, следуя правилам орфографии и оформления письма;
применять полученные теоретические знания в записи предложений.
Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Коммуникативные:
Личностные:
Диктант
Шаги весны
Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса. (61слово)
Грамматические задания
1 вариант
1. Выпишите 3 прилагательных
2. В 9-ом предложении подчеркните главные члены предложения
2 вариант
1. Выпишите 3 прилагательных
2. В 5-ом предложении подчеркните главные члены предложения.
Контрольная работа № 7 по теме «Глагол»
Цель: усвоение полученных знаний по теме «Глагол».
Задачи:
- проверить уровень усвоения знаний учащихся по теме «Глагол»;
- проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых расходится с произношением;
- проверить умение выделять главные члены предложения.
Планируемые результаты
Предметные:
писать текст, следуя правилам орфографии и оформления письма;
применять полученные теоретические знания в записи предложений.
Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Коммуникативные:
Личностные:
осуществление самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности.
Диктант
Весна
Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна! (60 слов)
Грамматические задания
1 вариант
1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи в 5-ом предложении
2. Выпишите по два глагола, употреблённых в единственном и во множественном числе.
2 вариант
1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи в 6-ом предложении
2. Выпишите по два глагола, употреблённых в единственном и во множественном числе.
Итоговая контрольная работа
Цель: усвоение полученных знаний за год.
Задачи:
- определить уровень сформированности знаний, умений, навыков по предмету за год.
Планируемые результаты
Предметные:
писать текст, следуя правилам орфографии и оформления письма;
применять полученные теоретические знания в записи предложений.
Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Коммуникативные:
Личностные:
осуществление самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности.
Диктант
Лето
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи. (68 слов)
Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.
Грамматические задания
1 вариант
1. Списать первое предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам предложения
2. Определить падеж существительных в предложении
На зелёный лужок прилетели пчёлы.
3. Разобрать слова по составу: летняя, ветерок, пробежал.
2 вариант
1. Списать третье предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам предложения
2. Определить падеж существительных в предложении
К лесной опушке слетаются птицы.
3. Разобрать слова по составу: лёгкий, листики, прилетели
Контрольное списывание
Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с прописного или печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Объём текста для самостоятельного списывания:
| Первое полугодие | Второе полугодие |
3 класс | 40-50слов | 50-60 слов |
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
Контрольное списывание №1
Данная работа соответствует уровню обучения и учитывает специфику предмета.
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
Задачи:
- проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых расходится с произношением;
Планируемые результаты
Предметные:
писать слова, следуя правилам орфографии и оформления письма.
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе. Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем! (48 слов)
Контрольное списывание №2
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
Задачи: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых расходится с произношением;
Планируемые результаты
Предметные:
писать слова, следуя правилам орфографии и оформления письма.
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Всё цветёт
На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет. Ветки все в цветах – в жёлтых пушистых шариках. Вся ива похожа на жёлтый шар. Гудят пчёлы. Они берут первый мёд.
К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие замёрзли. У них нет сил махать крылышками. Они остались ночевать на цветах.
(56 слов)
Контрольные словарные диктанты
Цель: усвоение написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Задачи: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых расходится с произношением;
Планируемые результаты
Предметные:
писать слова, следуя правилам орфографии и оформления письма.
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Объём словарного диктанта:
| Первое полугодие | Второе полугодие |
3-й класс | 10-12 слов | 12-15 слов |
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление. «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок
Словарные диктанты по русскому языку
Словарный диктант № 1 (12 слов)
Праздник, черный, вместе, орех, овес, восток, заря, пшеница, погода, понедельник, ракета, трактор.
Словарный диктант № 2 (12 слов)
Лестница, север, берег, интересный, четверг, пирог, шоссе, обед, ужин, столица, компьютер, огород.
Словарный диктант №3 (14 слов)
Коллекция, аккуратно, килограмм, грамм, желать, самолет, комната, однажды, кровать, трамвай, пятница, около, солома, потом.
Словарный диктант №4 (15 слов)
Вокруг, приветливо, Красная площадь, Московский Кремль, ромашка, растение, поэт, гвоздика, животное, одуванчик, воскресенье, завтрак, песок, квартира, герой.