ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства» |
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК преподавателей социально-гуманитарных дисциплин Протокол № 6 «14 » 01 2019г. Председатель ЦК ___________/О.А.Берсенева/ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УВР и СВ _________ Е.А. Быструшкина «____» __________2019 г. |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЁТУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОДБ.01. Русский язык
по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
за 2 курс 4 семестр 2018 – 2019 г
Тюмень 2019
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Название дисциплины: ОДБ.01 Русский язык
Виды контроля: промежуточный
Уровень требований: знать, уметь, владеть навыками
Знать: основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Грамматические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; определения по данным темам, правила, условия написания.
Уметь: анализировать текст, находить примеры из текста для подтверждения правила, соотносить теорию с практическими заданиями.
Характеристика заданий: тексты с двумя практическими заданиями
Форма организации: развёрнутый ответ с анализом текста
Критерии оценки:
«отлично» - «5» - выставляется студенту, если он владеет понятийным аппаратом, демонстрирует глубину и полное овладение содержанием учебного материала, в котором легко ориентируется;
«хорошо» - «4» - выставляется студенту, за умение грамотно излагать материал, но при этом содержание и форма ответа могут иметь отдельные неточности;
«удовлетворительно» - «3» - выставляется, если студент обнаруживает знания и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновывать свои суждения;
«неудовлетворительно» - «2» - выставляется, если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл.
Время на выполнения задания – 2 часа
Разработчик: преподаватель «ТТСИиГХ» __________ / Коробицына Г.Н./
Заключение эксперта:
Общий вывод: задание соответствует требованиям ФГОС по дисциплине ОДБ.01 Русский язык
Степень сложности задания: средний
Ф. И. О., должность эксперта
Новожилова Н. С., преподаватель русского языка и литературы
Подпись эксперта: ____________________________________________________________________________
Приложение 1: задания для дифференцированного зачёта
Перечень практических заданий для зачёта
№ 1
1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2) Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3) В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4) Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Иванович быстро и совсем неслышно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (Г. Скребицкий.) 7) По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)
Задания:
1. Укажите однородные члены предложения.
2. Докажите условия постановки знаков препинания.
№ 2
У нас в России так много чудес(?)ных названий рек озёр сёл и городов что можно при…ти в восхищение. Одно из самых точных п…этических названий пр…надлежит крошечной речк… Вертушинке вьющ…йся по дну лесистых оврагов в Московской области (не)вд…леке от города Рузы.
Вертушинка всё время вертит(?)ся как егоза шныря…т журчит бормоч…т звенит и пенится около каждого камня или упавшего ствола берёзы тихонько нап…вает разговаривает сама с собой пришепётывает и несёт по хр…щеватому дну очень прозрачную воду…
Названия это народное оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особе(н,нн)остях быта.
Названия нужно уважать. Меняя их в случае крайней (не)обходимости следует делать это прежде всего грамотно, (со) знанием страны и с любовью к ней. В противном случае названия превращаются в словесный мусор, ра(с,сс)адник дурного вкуса и обличают (не)вежество тех кто их придумывает. (К.Паустовский)
Задания:
Найти в тексте однородные члены предложения.
Расставьте пропущенные знаки препинания и докажите их постановку.
№ 3
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л…тели по ветру то отвес(?)но л…жились на сырую траву. Часто осенью я пристально сл…дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не)заметную долю с…кунды когда лист о…деляется от ветк… и начинает падать на землю. Я посм…трел на клён и увид…л как …сторожно о..делился от ветк… красный лист вздрогнул на одно мгн…вение ост…новился в воздух… и нач…л падать к моим ногам ш…лестя и колыхаясь…
Каждый лист был ш…девром тончайш…м слитком из золота и бронзы обрызга(н,нн)ый киноварью и чернью каждый лист был соверше(н,нн)ым тв…рением природы произведением её таинстве(н,нн)ого иску(с,сс)тва. (К.Г.Паустовский)
Задания:
1.Определите грамматические основы в данных предложениях.
2.Объясните условия выбора знаков препинания в предложениях.
№ 4
На этот раз лаг…рь был ра…бит на п…счаном острове посреди реки. (В)течени… нескольких недель (с,з)десь будут соб…рать мёд.
Днём мы углубля…мся в джунгли с трудом прод…раясь сквозь сплошные к…лючки. В удушающ…й жаре даже нежная зелень кажет(?)ся ядовитой. Скво…ь густой подлесок я р…зл…чаю ствол большо…о дерева. О(т,тт)уда доносятся голоса (с,з)борщиков мёда. Вокруг нас жу(ж,жж)ат пчёлы. Одна запутывается в моих волосах. Пока я безуспешно пытаюсь стряхнуть её другая жал…т меня. Пронзительная боль. «Быстро» кричит мне пров…дник и бр…сается (в)перёд. Я устр…мляюсь за ним. Мы как л…сные звери пр…д…раемся скво…ь кустарник пока (не,ни)оказыва…мся у к…стра в…круг которого с…дят сборщики мёда. Кто(то) протягивает мне платок и я закутываю лицо как это делают все (с,з)десь.
О…дышавшись я озираюсь по сторонам мы сидим под огромным деревом его ух…дящие в землю корни похожи на слонов(?)и ноги. Кустарники в…круг п…стрят (бледно)голубыми розовыми белыми цв…тами. В костёр л…тит охапка сухих листьев и густой дым обв…лакивает нас защищая от пчёл. Сквозь густую листву я зам…чаю человека скл…нивш…гося над одним из пч…линых гнёзд. Он что(то) делает медле(н,нн)о и осторожно. Будто зач…рова(н,нн)ый я не могу отв…сти от него глаз.(Из журнала «GEO»)
Задания:
1. Укажите простые предложения и сложные предложения в данном тексте.
2. Расставьте знаки препинания и объясните их употребление.
№ 5
Даша пол…жила на стол (не)больш…й квадратный предмет завёрнутый а(к,кк)уратно в белую бумагу и т…ательно перевяза(н,нн)ый розовой ленточкой.
- Я ей-богу (не,ни)виновата ваше с…ят…льство зал…петала она вспыхнув румянцем от обиды. –Он приш…л и сказал…
- Кто такой – он?
- Красная шапочка ваше с…ят…льство посыльный.
- И что же?
- Приш…л на кухню и пол…жил вот это на стол. Пер…дайте говорит вашей барыне. Но только говорит в ихние собстве(н,нн)ые руки. Я спрашиваю: От кого? А он говорит: Здесь (не)обозначе(н,нн)о. И с теми словами убежал.
- Подите дог…ните его.
- (Не,ни)как (не)догониш… ваше с…ят…льство. Он пр…ходил в середине обеда да я только вас (не)решилась об…спокоить ваше с…ят…льство. (Пол)часа врем…ни буд…т.
- Ну хорошо идите. (А.Куприн.)
Задания:
Укажите предложения с обособленными.
Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 6
Творчество русского писателя Алексея Ремизова всё ещё недостаточно известно широкой публике. Тем более его драматургия. Вот почему первая постановка пьесы Ремизова в России спектакль Театра-центра им. М.Н.Ермоловой Царь Максимилиан по одноимённой пьесе не могла ни привлечь внимания.
В этом спектакле режиссёра Бориса Морозова многое удивляет. Прежде всего наверное жанр. Ведь мистерия-буфф это осмеяние какой-нибудь истории из жизни св…того. Спектакль скорее цирковое представление об этом говорят и сцена(манеж) огороженная высоким чёрным забором и клоунские носы всех персонажей и масса ном…ров которые увидишь разве что в цирке. Поместить Россию конца 20-х годов уходящего века в цирковой манеж идея оригинальная, озорная и думается небезосновательная.
Не могу не отметить работу режиссёра композитора и балетмейстера. Спектакль ярок энергетически заряжен идёт в прекрасном темпе.
А теперь о главном: о роли Владимира Андреева. Энерги… актёра можно только позавидовать никто в зале даже не предполагает что моложавому царю на самом деле пош…л аж восьмой д…сяток.
Задания:
1. Укажите простые и сложные предложения.
2.Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 7
Местность показалась мне теперь ещё угрюмее чем из окна. Вверху туман рассеялся и вершины гор рисовались отчётливо и сурово на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана но (в)низу всё ещё стояли холодные сумерки. Ленские струи ещё (не)замёрзшие но уже тяжёлые и тёмные сталкивались в тесном русле зав…рачивались воронками и омутами. Казалось река в немом отчаянии… кипит и рвётся стараясь пр…бит(?)ся на волю из мрачной щели…
Холодный предутре(н,нн)ий ветер пр…гонявший остатки ночного тумана тр…пал нашу одежду и сердито мчался дальше… (В. Короленко.)
Задания:
1. Приведите примеры обособленных членов предложения в данном тексте.
2.Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 8
Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. Покажи мне шлем Иван. Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. Играйте, пойте о друзья! Где был ты сын? Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса.
Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. Слав...те молот и стих землю молодости! Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.
Задания:
1. Укажите предложения с однородными членами.
4. Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 9
Часто говорят, что Пушкин явился (родо)начальником новой русской литературы. Но что это означает по существу? Обр…щение к новым г…роям темам новая оценка ж…зне(н,нн)ых явлений отр…жение их в новых жанрах? Да во всём этом б…зусловно сказалась н…визна пушкинских тв…рений. Но ведь это бывает или может быть у всякого талантливого поэта. Думается что сп…ц…фическое н…ваторство Пушкина проявилось главным образом в (не)обычайной силе его пр…никновения в поэзию обыкнове(н,нн)ого поэзию как он сам говорил действит…льности.
И в самом деле к чему бы (не,ни)прикоснулся Пушкин всюду нас п…р…жает в его иску(с,сс)тве тонкая и вместе с тем волнующ…я одухотворё(н,нн)ость пост…жение в предмете самых характерных его свойств. Безусловно …щущаемых нами и ранее но увид…(н,нн)ых только т…перь как бы заново скво…ь «магический криста(л,лл) его пр…дельно пластического слова. «Инстинкт истины» (выражение Белинского) в соч…тании с новизной её открытия составляет основу м…гуч…го реализма Пушкина.
(Из журнала «Русская словесность».)
Задания:
Укажите сложные предложения в данном тексте.
Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 10
Чем хорош(?) автомобиль? (Во)первых в нём удобно ездить и в дождь и в холод; сидиш(?) как у себя дома тепло и уютно. (Во)вторых он быстро продвигается от Москвы до Чёрного моря можно добрат(?)ся за день. (В)третьих автомобили бывают самые разные грузовые легковые пожарные– и работу они выполняют самую разную.
Всё это конечно хорошо но когда вдохнёш(?) облако чёрного выхлопа от мощного сам…свала (не)прокашляеш(?)ся а если на дороге в пробку п…падё(?) – то (не)захочется в автомобиле ездить.
Есть у автомобиля и другие н…достатки он сжигает дорогой бензин сам мож…т в аварию попасть и (не)ви(н,нн)ого п…ш…хода покалечить. Тут и задумаеш(?)ся. С одной стороны без автомобилей уже не обойтись, а с другой кроме пользы (не)мало от них вреда и неприятностей. Значит где же выход?
Выход в том что надо искать абсолютно новые средства транспорта.
(Из журнала «Моделист-конструктор».)
Задания:
1. Укажите сложные предложения.
2 .Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№11
Я в…звр…щался с охоты и шёл по аллее сада. С…бака б…жала (в)переди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала краст(?)ся как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул (в)даль а(л,лл)еи и увид…л молодого вороб(?)я с ж…лтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гн…зда (ветер сильно качал берёзы а(л,лл)еи) и с…дел (не)подвижно бе…помощно растопырив едва прор…ставшие крылышки.
Моя собака медле(н,нн)о пр…бл…жалась к нему, как вдруг, с…рвавшись с бли…кого дерева, старый ч…рногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь вз(?)ероше(н,нн)ый искажё(н,нн)ый с отчая(н,нн)ым и жалким писком прыгнул два раза в направлении… зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать он заслонил своё дет…ще но всё его мал…нькое тело тр…петало от ужаса, голосок од…чал и охрип он зам…рал он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна ему была казаться собака! И всё(таки) он не мог усидеть на своей высокой б…зопас(?)ной ветке. Сила сильнее её воли сбросила его (от)туда.
Мой Трезор остановился попятился… Видно и он пр…знал эту силу.
Я посп…шил отозвать смущё(н,нн)ого пса – и удалился благоговея…(И. Тургенев.)
Задания:
1. Найдите в тексте простые и сложные предложения.
2. Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 12
(1) О несправедливости говорят и пишут с древних времён – возможно, с тех пор, как человечество вообще научилось говорить и писать. (2) Что же такое несправедливость – всё ещё не ясно.
(3) Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. (4) Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. (5) И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». (6) Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7) Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.
(8) От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9) Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.
Задания:
1. Определите грамматические основы в данных предложениях и укажите сложные предложения.
2 .Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 13
(10) Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было бы чрезвычайно легко найти. (11) Стоило бы только сказать: одинаковым людям – одинаковую долю или всем всего поровну. (12) Тогда справедливость можно было бы обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели бы внутренне одинаковый душевный склад. (13) Как наивно, как просто, как мелко!
(14) На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15) Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (16) В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей – бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17) Если люди неодинаковы, значит, и обходиться и ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. (18) Иначе возникает несправедливость.
Задания:
Указать сложные предложения.
Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 14
(1) О несправедливости говорят и пишут с древних времён – возможно, с тех пор, как человечество вообще научилось говорить и писать. (2) Что же такое несправедливость – всё ещё не ясно.
(3) Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. (4) Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. (5) И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». (6) Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7) Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.
(8) От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9) Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.
Задания:
Укажите однородные члены предложения.
Объясните условие выбора знаков препинания в данных предложениях.
№ 15
Тонкая вода отблескивала солнцем, под водой сверкала галька. Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и желтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо-зелен. Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал темным вертким телом вьюн, косой штриховкой проносились стаи малявок. Лишь одни ветлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. В их густой листве, издали почти черной, гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким, пронзительным вскриком, а потом как ни в чем не бывало длила тоненькую оборванную ноту. (По Ю.Нагибину)
Задания:
Укажите предложения с обособленными определениями.
Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 16
Бормочет остывая сам..вар. Сергей вышел пот..рая руки, и кивнув мне уселся рядом. Тит остановился и, пр..слушиваясь к уд..ляющ..мся шагам пош..л дальше. Данко бросился вперёд высоко держа горящее сердце и освещ..я им путь людям. Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.
Привлечённые светом бабочки прилетали и кружились возле фонаря. Она, совсем измуче(н, нн)ая дорогой, не могла идти дальше. Батальон, не замеченный противником зашёл в тыл и ворвался на во..зал. Тимирязев замечательный ботаник открыл законы жизни растений. Под облаками зал..вая воздух серебря(н,нн)ыми звуками дро(ж,жж)али жаворонки.
Задания:
Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.
Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 17
Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев). Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов). Он был прекрасен в открытой степи этот ра(с, сс)вет (Фадеев). Один из мифов Древней Греции ра(с, сс)казывает о Лаокооне троянском жреце нарушивш..м волю богов. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин).
Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость пр..ехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). Как исти(н, нн)ый художник Пушкин (не) нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).
Задания:
1. Укажите предложения с обособленными приложениями.
2.Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 18
Там в глубине одного из (не)больших дворов мы облюбовали крошеч(ь)ный флигелёк в три комнаты. (М. Осоргин) Казалось, что там на краю моря облаков бе..конеч(ь)но много. (М. Горький)
Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. (Н. Некрасов) Байкал славен и свят другим — своей чудесной, жив..творной силой. (В. Распутин) Задача, поставленная перед нами, была трудной — до рассвета дойти до леса. (С. Антонов) То был приятный, благородный, короткий вызов, иль картель... (А. Пушкин)
По всей ш..рине реки торчали в разных направлениях льдины, или торосья. (В. Короленко) В небе на востоке краснеет одинокая звезда. (И. Бунин) Оттуда с (не)известных степных мест шла ноч... (И. Бунин)
Задания:
Укажите предложения с однородными членами предложения.
Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 19
Центральной грамматической ед…ницей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем что простое предложение представляет собой эл…м…нтарную пр…дназначе(н,нн)ую для передачи относительно законченной информации ед…ницу обладающую такими языковыми свойствами которые делают возможным отнесение сообща…мого в тот или иной време(н,нн)ой план. Кроме того простое предложение это основная ед…ница уча(?)ствующая в формировании сложного предложения а также любого развёрнутого текста. Простое предложение является тем построением в котором прежде всего находят своё конструктивное применение словосочетание и форма слова.
Простое предложение имеет свои собстве(н,нн)ые грамматические характеристики. Оно образуется по Сп…циальному грамматическому образцу обладает своими языковыми значениями формальными характеристиками интонацио(н,нн)ой оформленностью а также способностью к изменениям – как собстве(н,нн)о формальным так и связа(н,нн)ым с выполнением одним и тем же предложением разных задач общения. (Из «Краткой русской грамматики», 1989 г.)
Задания:
Укажите cложные предложения.
Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 20
Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Вид_т, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:
– Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держ_шь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получ_тся.
Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашива_т:
– А откуда ты зна_шь, что меня дядей Федором зовут?
Кот отвеча_т:
– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде.
– А кто тебя разговаривать научил? – спрашива_т дядя Федор.
– Да так, где слово запомн_шь, где два. А потом я у профессора одного жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.
Дядя Федор говорит:
– Пошли ко мне жить.
Кот сомнева_тся:
– Мама твоя меня выгон_т.
– Ничего не выгон_т. Может, папа заступ_тся, – принялся уговаривать кота дядя Федор.
И пошли они к дяде Федору. (Э.Успенский)
Задания:
Укажите простые и сложные предложения.
Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 21
Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) Мне не хотелось расставаться с ними мы пошли вместе. (В. Каверин.) Тут тоже теснились подстриже(н,нн)ые акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) Река сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К.Паустовский)
Задания:
1. Указать сложносочинённые предложения.
2. Объяснить знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
№ 22
- Не заходят говориш? Как(же) они могут зайти если об…щ…ли жизнью п…жертвовать?
- Они все погибли? – (не)доверчиво спросил я. – Все трое?
- (Не)трое их ми(л,лл)ионы погибли… А буквы всё те(же)!
Она помолчала.
- «С.Н.» Серёжа Нефёдов… Он! (Не)сомневаюсь… Художестве(н,нн)ая натура была! Цветы на подоко(н,нн)ике разводил. Он и рисовал хорошо. У меня есть его картина «Неизвес(?)ная с портфелем». Бывало после уроков по шесть портфел…й тащил: освобождал д…вч…нок от физических напряжений. Он им и каблуки пр…колачивал, если отрывались во время танцев. А как наши мальчики танцевали! Лу…ше чем они были в жизни вообще быть (не)возможно! Они были ид…альными…
На её серовато(увядшие) щёки пр…бился румян…ц. Письма в руках дрожали как от озноба.
(По А.Алексину.)
Задания:
1. Указать сложноподчинённые предложения.
2. Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 23
Я в…звр…щался с охоты и шёл по а(л,лл)ее сада. С…бака б…жала (в)переди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала краст(?)ся как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул (в)даль а(л,лл)еи и увид…л молодого вороб(?)я с ж…лтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гн…зда (ветер сильно качал берёзы а(л,лл)еи) и с…дел (не)подвижно бе…помощно растопырив едва прор…ставшие крылышки.
Моя собака медле(н,нн)о пр…бл…жалась к нему, как вдруг, с…рвавшись с бли…кого дерева, старый ч…рногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь вз(?)ероше(н,нн)ый искажё(н,нн)ый с отчая(н,нн)ым и жалким писком прыгнул два раза в направлении… зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать он заслонил своё дет…ще но всё его мал…нькое тело тр…петало от ужаса, голосок од…чал и охрип он зам…рал он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна ему была казаться собака! И всё(таки) он не мог усидеть на своей высокой б…зопас(?)ной ветке. Сила сильнее её воли сбросила его (от)туда.
Мой Трезор остановился попятился… Видно и он пр…знал эту силу.
Я посп…шил отозвать смущё(н,нн)ого пса – и удалился благоговея…(И. Тургенев.)
Задания:
1. Указать бессоюзные сложные предложения.
2. Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.
№ 24
Чем хорош(?) автомобиль? (Во)первых в нём удобно ездить и в дождь и в холод; сидиш(?) как у себя дома тепло и уютно. (Во)вторых он быстро продвигается от Москвы до Чёрного моря можно добрат(?)ся за день. (В)третьих автомобили бывают самые разные грузовые легковые пожарные– и работу они выполняют самую разную.
Всё это конечно хорошо но когда вдохнёш(?) облако чёрного выхлопа от мощного сам…свала (не)прокашляеш(?)ся а если на дороге в пробку п…падё(?) – то (не)захочется в автомобиле ездить.
Есть у автомобиля и другие н…достатки он сжигает дорогой бензин сам мож…т в аварию попасть и (не)ви(н,нн)ого п…ш…хода покалечить. Тут и задумаеш(?)ся. С одной стороны без автомобилей уже не обойтись, а с другой кроме пользы (не)мало от них вреда и неприятностей. Значит где же выход?
Выход в том что надо искать абсолютно новые средства транспорта.
(Из журнала «Моделист-конструктор».)
Задания:
1. Указать сложные предложения.
2. Вставьте пропущенные пунктограммы. Объясните их.