Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 7 классе
Вводная контрольная работа
по теме «Повторение изученного в 6-м классе»
Цели: проверить знания учеников; закрепить навыки разных видов лингвистического разбора.
Диктант
Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.
Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.
Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.
А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.
(135 слов) (По А. Онегову)
Грамматическое задание
1. Фонетический разбор: 1-й вариант - языки, 2-й вариант - седые.
2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: 1-й вариант - приземистые, 2-й вариант - разносятся.
3. Морфологический разбор: 1-й вариант - поднимаюсь, 2-й вариант - глухих.
4. Синтаксический разбор, схемы предложения. 1-й вариант - Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. 2-й вариант - Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 7 классе
Контрольная работа за 1 триместр
После многодневной непрекращающейся осады весна ворвалась в город. Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, а в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились еще не очищенные от снега скаты темно-серых крыш; грачи, словно минеры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами снег.
Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи.
Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали виражи грачи, не смолкавшие ни на одну минуту.
За городом уже пестрело от проталин. Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчетного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.
(По Е.Носову)
(129 слов)
Грамматическое задание
1. Выделите причастный оборот:
I – не обозначенный запятыми;
II – обозначенный запятыми.
2. Выпишите любое предложение с причастным оборотом, переделайте его в синонимичное сложное предложение.
3. Найдите 3–4 слова, употребленные в переносном значении; выпишите словосочетания, в которые они входят. Составьте словосочетания, в которых эти слова употреблены в прямом значении.
4. Найдите причастие:
I – образованное от глагола совершенного вида II спряжения;
II – образованное от глагола совершенного вида I спряжения.
5. Обозначьте морфемы в словах:
I – воздвигнутые, очищенные, минеры;
II – перекрестками, подтаивавших, прощупывали.
6. Выполните фонемный разбор слов:
I – отступила;
II – рушились.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 7 классе
ГИА по русскому языку за второй триместр
Вариант 1.1
В уссурийской тайге.
(1)Кто не бывал в уссурийской тайге, тот не может себе представить, какая это чаща, какие дебри. (2)Буквально в нескольких шагах ничего нельзя увидеть.(3) Нам не раз случалось поднимать зверя всего в двух-трех шагах, и мы даже не видели, какое это животное. (4)Только треск ломающихся веток говорил о том, что мы спугнули кого-то с лежки.(5) Вот по такой именно глухой тайге мы шли вот уже подряд в течение двух суток.
(6)Моросило.(7) Было уже около одиннадцати часов утра, а обоз с вьюками нас все не нагонял. (8)Проводник забеспокоился, и мы решили отправиться назад.
(9)Вдруг гольд остановился, затем попятился назад и, нагнувшись к земле, стал рассматривать что-то у себя под ногами. (10)Я подошел к нему.
(11)Совершенно свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчетливо виднелись на грязной тропинке.(12) Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было.(13) Я это отлично помнил, да и Дерсу не мог бы их не заметить.(14) Значит, все это время тигр шел вслед за нашим небольшим отрядом. (15)Не было сомнения, что страшный хищник еще несколько минут назад стоял здесь и затем, когда услышал наши шаги, бросился в чащу и спрятался где-то за буреломом.
(16)Несколько минут мы постояли, вслушиваясь в тишину и боясь услышать тигриный рык, но она была гробовая.(17) На этот раз - какая-то особенно таинственная и страшная. (По В. Арсеньеву)
1. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) Уссурийская тайга сильно заросла и поэтому очень густая. 2) Тигр охотился на путешественников.
3) В тайге путешествовать не страшно. 4) Проводник героя по национальности гольд.
2. Какое значение имеет слово ДЕБРИ в прочитанном тексте (предложение 1)?
1) заболоченные места в лесу 2) сильно заросшие густым лесом места
3) малоисследованные области чего-либо 4) места, заросшие субтропической растительностью
3. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) публицистический стиль, повествование. 2) художественный стиль, описание.
3) художественный стиль, рассуждение. 4) художественный стиль, повествование.
4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательной частицы?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
5. Какое средство речевой выразительности используется во фразе "ничего нельзя увидеть" в предложении 2?
1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) гипербола
6. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) поднимать 2) ломающихся 3) таинственная 4) особенно
7. Каков способ образования слова СОМНЕНИЕ (предложение 15)?
1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный
3) сложение 4) приставочный
8. Какой частью речи является слово ЛОМАЮЩИХСЯ (предложение 4)?
1) существительное 2) прилагательное
3) действительное причастие 4) страдательное причастие
9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?
1) обыкновенное чудо 2) несвоевременные мысли
3) проданный смех 4) писанный маслом
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
1) 2 2) 3 3) 4 4) 1
11. Укажите предложение с одним обособленным обстоятельством.
1) 3 2) 6 3) 9 4) 12
12. Какая характеристика предложения 4 является верной?
1) бессоюзное 2) сложносочиненное
3) сложноподчиненное 4) простое
Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ее.
ГИА по русскому языку в 7 классе
Вариант 1.2
В уссурийской тайге.
(1)Кто не бывал в уссурийской тайге, тот не может себе представить, какая это чаща, какие дебри. (2)Буквально в нескольких шагах ничего нельзя увидеть.(3) Нам не раз случалось поднимать зверя всего в двух-трех шагах, и мы даже не видели, какое это животное. (4)Только треск ломающихся веток говорил о том, что мы спугнули кого-то с лежки.(5) Вот по такой именно глухой тайге мы шли вот уже подряд в течение двух суток.
(6)Моросило.(7) Было уже около одиннадцати часов утра, а обоз с вьюками нас все не нагонял. (8)Проводник забеспокоился, и мы решили отправиться назад.
(9)Вдруг гольд остановился, затем попятился назад и, нагнувшись к земле, стал рассматривать что-то у себя под ногами. (10)Я подошел к нему.
(11)Совершенно свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчетливо виднелись на грязной тропинке.(12) Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было.(13) Я это отлично помнил, да и Дерсу не мог бы их не заметить.(14) Значит, все это время тигр шел вслед за нашим небольшим отрядом. (15)Не было сомнения, что страшный хищник еще несколько минут назад стоял здесь и затем, когда услышал наши шаги, бросился в чащу и спрятался где-то за буреломом.
(16)Несколько минут мы постояли, вслушиваясь в тишину и боясь услышать тигриный рык, но она была гробовая.(17) На этот раз - какая-то особенно таинственная и страшная. (По В. Арсеньеву)
1. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) Уссурийская тайга - густой и труднопроходимый лес.
2) Каждый сможет узнать следы тигра.
3) Часть снаряжения путешественники взяли с собой, остальное осталось в обозе.
4) Герои испугались, что тигр съест их припасы.
2. Какое значение имеет слово ЛЕЖКА в прочитанном тексте (предложение 4)?
1) место, где лежит, скрывается зверь 2) место постоянного обитания животного, нора
3) место, где лежат стадами животные 4) место, где в специальных условиях хранится что-либо
3. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) художественный стиль, повествование. 2) художественный стиль, рассуждение.
3) публицистический стиль, повествование. 4) художественный стиль, описание.
4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью наречия?
1) 6 2) 7 3) 8 4) 9
5. Какое средство речевой выразительности используется во фразе "она (тишина) была гробовая" в предложении 16?
1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) гипербола
6. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) это 2) ломающихся 3) таинственная 4) особенно
7. Каков способ образования слова ОТПЕЧАТКИ (предложение 11)?
1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный 3) сложение 4) приставочный
8. Какой частью речи является слово БОЯСЬ (предложение 16)?
1) глагол 2) деепричастие 3) действительное причастие 4) страдательное причастие
9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?
1) освещенная сцена 2) мазанный маслом
3) просвещенное население 4) обыкновенный день
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
1)2 2)3 3)4 4)1
11.Укажите предложение с двумя однородными обособленными обстоятельствами.
1) 5 2) 8 3) 12 4) 16
12. Какая характеристика предложения 12 является верной?
1) бессоюзное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) простое
Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов (доказательств), подтверждающих ее.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 7 классе
ГИА за 3 триместр
Вариант 2.1
В горах Атласа.
(1)В предгорье Атласа мы въехали на скорости сто тридцать километров. (2)Дорога шла прямо, лишь изредка делая плавные повороты. (3)Высоту мы набирали незаметно, и казалось странным, что зеленая долина, прорезанная ручьем, вдруг очутилась под нами.
(4)Вдруг шоссе стало резко забирать вверх и огибать гору. (5)На крутых поворотах его ограждали редко поставленные каменные столбики. (6) Поворот следовал за поворотом, нас то прижимало к стенке машины, то валило к дверям. (7)Мы взяли курс на перевал.
(8)Затрудненность дыхания и легкое покалывание в сердце неопровержимо доказывали, что не глубина наращивается под нами, а мы набираем высоту.(9) Могучие кедры за окном сменились низкорослым можжевельником.
(10)Но как ни вилась дорога, перевал, смутно угадываемый за громадами двух соседних гор, не давал к себе приблизиться.(11) Вдруг неожиданно перед нами открылся широкий вид на гористый простор атласских гор.
(12)С удивительной быстротой в нем происходила смена красок. (13)Только что горы были серыми вблизи, розовыми в отдалении и голубыми вдали, и вот уже ближайшие склоны пожелтели. (14)Дальние склоны налились темно-красным; гряды, замыкающие простор, набрали чернильную густоту.(15) Стеклянно позеленело небо. (16)В нем яркой точкой на дневном небосклоне заблистала Венера.(17) Отсюда, с горной высоты, особенно ясно увидели мы, какой трудный и опасный путь пришлось проделать ради того, чтобы взглянуть на эту красоту своими глазами. (По Ю. Нагибину)
1.Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) Атласские горы красивы.
2) Высоко в горах тяжело дышать.
3) Путешествие по горам легко и приятно для каждого.
4) Подъем по горному шоссе к перевалу довольно опасен.
2. Какое значение имеет слово ГОРИСТЫЙ в прочитанном тексте (предложение 11)?
1) покрытый горами 2) расположенный в горах 3) похожий на горы 4) изображающий горы
3. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) художественный стиль, описание. 2) художественный стиль, рассуждение.
3) публицистический стиль, повествование. 4) художественный стиль, описание и повествование.
4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью наречия?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
5.Какое средство речевой выразительности используется во фразе "склоны налились темно-красным" в предложении 14?
1) антитеза 2) олицетворение 3) метафора 4) гипербола
6. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) въехали 2) странным 3) забирать 4) набираем
7. Каков способ образования слова ПРЕДГОРЬЕ (предложение 1)?
1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный 3) сложение 4) приставочный
8. Какой частью речи является слово УГАДЫВАЕМЫЙ (предложение 10)?
1) существительное 2) прилагательное 3) действительное причастие 4) страдательное причастие
9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?
1) необыкновенный день 2) сваренные пельмени 3) жаренный вчера 4) туманная даль
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
11. Укажите предложение с обособленным определением.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
12. Какая характеристика предложения 13 является верной?
1) бессоюзное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) простое
Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов (доказательств), подтверждающих ее.
ГИА за 3 триместр
Вариант 2.2
В горах Атласа.
(1)В предгорье Атласа мы въехали на скорости сто тридцать километров. (2)Дорога шла прямо, лишь изредка делая плавные повороты. (3)Высоту мы набирали незаметно, и казалось странным, что зеленая долина, прорезанная ручьем, вдруг очутилась под нами.
(4)Вдруг шоссе стало резко забирать вверх и огибать гору. (5)На крутых поворотах его ограждали редко поставленные каменные столбики. (6) Поворот следовал за поворотом, нас то прижимало к стенке машины, то валило к дверям. (7)Мы взяли курс на перевал.
(8)Затрудненность дыхания и легкое покалывание в сердце неопровержимо доказывали, что не глубина наращивается под нами, а мы набираем высоту.(9) Могучие кедры за окном сменились низкорослым можжевельником.
(10)Но как ни вилась дорога, перевал, смутно угадываемый за громадами двух соседних гор, не давал к себе приблизиться.(11) Вдруг неожиданно перед нами открылся широкий вид на гористый простор атласских гор.
(12)С удивительной быстротой в нем происходила смена красок. (13)Только что горы были серыми вблизи, розовыми в отдалении и голубыми вдали, и вот уже ближайшие склоны пожелтели. (14)Дальние склоны налились темно-красным; гряды, замыкающие простор, набрали чернильную густоту.(15) Стеклянно позеленело небо. (16)В нем яркой точкой на дневном небосклоне заблистала Венера.(17) Отсюда, с горной высоты, особенно ясно увидели мы, какой трудный и опасный путь пришлось проделать ради того, чтобы взглянуть на эту красоту своими глазами. (По Ю. Нагибину)
1.Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) Смена красок в горах - прекрасное зрелище.
2) Горные дороги извилисты.
3) Машина с путешественниками едва не перевернулась.
4) Подъем по горному шоссе к перевалу довольно опасен.
2. Какое значение имеет слово ЗАБИРАТЬ в прочитанном тексте (предложение 4)?
1) брать себе 2) быстрее двигаться, увеличивая скорость 3) устремляться 4) поворачивать
3. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) публицистический стиль, повествование. 2) художественный стиль, описание и повествование.
3) художественный стиль, описание. 4) художественный стиль, рассуждение.
4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью союза?
1) 8 2) 9 3) 10 4) 11
5.Какое средство речевой выразительности используется во фразе "яркой точкой заблистала" в предложении 16?
1) эпитет 2) сравнение 3) метафора 4) олицетворение
6. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) замыкающие 2) ручьем 3) набираем 4) странным
7. Каков способ образования слова ЗАТРУДНЕННОСТЬ (предложение 8)?
1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный 3) сложение 4) приставочный
8. Какой частью речи является слово ПРОРЕЗАННАЯ (предложение 3)?
1) существительное 2) прилагательное 3) действительное причастие 4) страдательное причастие
9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?
1) башенный кран 2) увиденный пейзаж 3) рисованная красками 4) удивленный вид
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
11. Укажите предложение с обособленным обстоятельством.
1) 2 2) 3 3) 5 4) 11
12. Какая характеристика предложения 13 является верной?
1) бессоюзное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) простое
Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов (доказательств), подтверждающих ее.
Ответы к тестовым заданиям
№ вопроса | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 |
1 | 3 | 4 | 3 | 3 |
2 | 2 | 1 | 1 | 4 |
3 | 3 | 1 | 4 | 2 |
4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
5 | 4 | 3 | 2 | 2 |
6 | 2 | 4 | 4 | 4 |
7 | 1 | 2 | 2 | 2 |
8 | 3 | 2 | 4 | 4 |
9 | 4 | 2 | 3 | 3 |
10 | 1 | 4 | 1 | 2 |
11 | 3 | 4 | 3 | 1 |
12 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 7 классе
Итоговая контрольная работа
НА РОДИНЕ КОМПОЗИТОРА
Свернув с шоссе Москва — Рига, ты едешь к музею Мусоргского.
Вначале проезжаешь небольшое село Карево, где стояла усадьба, в которой родился великий композитор.
Справа от дороги, спускающейся к озеру Жижица,— место, где прежде стоял один из флигелей. От усадьбы сохранились только заросший пруд со старой ивой на берегу и кусты сирени, когда-то глядевшей в окна барского дома. Сохранился также проселок, которым теперь почти никто не ездит, потому что больше ездят по новому шоссе и по проходящей неподалеку железной дороге.
С холма открывается вид удивительной красоты. Среди местных жителей сохранилось предание, что композитор любил с этого холма любоваться чудесным видом на озеро, простирающееся далеко до линии горизонта, с многочисленными островками на нем.
Приволье, ширь необъятная, дивные солнечные закаты навсегда остались в восторженной душе русского музыканта.
(По Е. Нестеренко.)
П р и м е ч а н и е. Выписать имена собственные. Сказать о постановке тире в 1 и 3 предложениях.
Грамматическое задание
1 вариант 2 вариант
1. Выполните морфемный разбор слов:
свернув спускающейся (дороги)
глядевшей (сирени) сохранилось (предание)
2. Выполните морфологический разбор слов:
от (дороги) – 3 предложение в (окна) – 4 предложение
потому что ( 5 предложение) что ( 7 предложение)
3. Выполните полный синтаксический разбор предложения
От усадьбы сохранились только… Приволье, ширь необъятная…
( 3 абзац) (последнее предложение)