СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 7 класса»


Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 7 классе


Вводная контрольная работа

по теме «Повторение изученного в 6-м классе»


Цели: проверить знания учеников; закрепить навыки разных видов лингвистического разбора.


Диктант

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.

(135 слов) (По А. Онегову)




Грамматическое задание


1. Фонетический разбор: 1-й вариант - языки, 2-й вариант - седые.

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: 1-й вариант - приземистые, 2-й вариант - разносятся.

3. Морфологический разбор: 1-й вариант - поднимаюсь, 2-й вариант - глухих.

4. Синтаксический разбор, схемы предложения. 1-й вариант - Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. 2-й вариант - Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 7 классе

Контрольная работа за 1 триместр


После многодневной непрекращающейся осады весна ворвалась в город. Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, а в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились еще не очищенные от снега скаты темно-серых крыш; грачи, словно минеры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами снег.

Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи.

Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали виражи грачи, не смолкавшие ни на одну минуту.

За городом уже пестрело от проталин. Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчетного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.

(По Е.Носову)
(129 слов)

Грамматическое задание

1. Выделите причастный оборот:

I – не обозначенный запятыми;
II – обозначенный запятыми.

2. Выпишите любое предложение с причастным оборотом, переделайте его в синонимичное сложное предложение.
3. Найдите 3–4 слова, употребленные в переносном значении; выпишите словосочетания, в которые они входят. Составьте словосочетания, в которых эти слова употреблены в прямом значении.

4. Найдите причастие:

I – образованное от глагола совершенного вида II спряжения;
II – образованное от глагола совершенного вида I спряжения.

5. Обозначьте морфемы в словах:

I – воздвигнутые, очищенные, минеры;
II – перекрестками, подтаивавших, прощупывали.

6. Выполните фонемный разбор слов:

I – отступила;
II – рушились.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 7 классе

ГИА по русскому языку за второй триместр

Вариант 1.1

В уссурийской тайге.

(1)Кто не бывал в уссурийской тайге, тот не может себе представить, какая это чаща, какие дебри. (2)Буквально в нескольких шагах ничего нельзя увидеть.(3) Нам не раз случалось поднимать зверя всего в двух-трех шагах, и мы даже не видели, какое это животное. (4)Только треск ломающихся веток говорил о том, что мы спугнули кого-то с лежки.(5) Вот по такой именно глухой тайге мы шли вот уже подряд в течение двух суток.

(6)Моросило.(7) Было уже около одиннадцати часов утра, а обоз с вьюками нас все не нагонял. (8)Проводник забеспокоился, и мы решили отправиться назад.

(9)Вдруг гольд остановился, затем попятился назад и, нагнувшись к земле, стал рассматривать что-то у себя под ногами. (10)Я подошел к нему.

(11)Совершенно свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчетливо виднелись на грязной тропинке.(12) Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было.(13) Я это отлично помнил, да и Дерсу не мог бы их не заметить.(14) Значит, все это время тигр шел вслед за нашим небольшим отрядом. (15)Не было сомнения, что страшный хищник еще несколько минут назад стоял здесь и затем, когда услышал наши шаги, бросился в чащу и спрятался где-то за буреломом.

(16)Несколько минут мы постояли, вслушиваясь в тишину и боясь услышать тигриный рык, но она была гробовая.(17) На этот раз - какая-то особенно таинственная и страшная. (По В. Арсеньеву)


1. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?

1) Уссурийская тайга сильно заросла и поэтому очень густая. 2) Тигр охотился на путешественников.

3) В тайге путешествовать не страшно. 4) Проводник героя по национальности гольд.

2. Какое значение имеет слово ДЕБРИ в прочитанном тексте (предложение 1)?

1) заболоченные места в лесу 2) сильно заросшие густым лесом места

3) малоисследованные области чего-либо 4) места, заросшие субтропической растительностью

3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) публицистический стиль, повествование. 2) художественный стиль, описание.

3) художественный стиль, рассуждение. 4) художественный стиль, повествование.

4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательной частицы?

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

5. Какое средство речевой выразительности используется во фразе "ничего нельзя увидеть" в предложении 2?

1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) гипербола

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) поднимать 2) ломающихся 3) таинственная 4) особенно

7. Каков способ образования слова СОМНЕНИЕ (предложение 15)?

1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный

3) сложение 4) приставочный

8. Какой частью речи является слово ЛОМАЮЩИХСЯ (предложение 4)?

1) существительное 2) прилагательное

3) действительное причастие 4) страдательное причастие

9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?

1) обыкновенное чудо 2) несвоевременные мысли

3) проданный смех 4) писанный маслом

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

1) 2 2) 3 3) 4 4) 1

11. Укажите предложение с одним обособленным обстоятельством.

1) 3 2) 6 3) 9 4) 12

12. Какая характеристика предложения 4 является верной?

1) бессоюзное 2) сложносочиненное

3) сложноподчиненное 4) простое

Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ее.


ГИА по русскому языку в 7 классе

Вариант 1.2

В уссурийской тайге.

(1)Кто не бывал в уссурийской тайге, тот не может себе представить, какая это чаща, какие дебри. (2)Буквально в нескольких шагах ничего нельзя увидеть.(3) Нам не раз случалось поднимать зверя всего в двух-трех шагах, и мы даже не видели, какое это животное. (4)Только треск ломающихся веток говорил о том, что мы спугнули кого-то с лежки.(5) Вот по такой именно глухой тайге мы шли вот уже подряд в течение двух суток.

(6)Моросило.(7) Было уже около одиннадцати часов утра, а обоз с вьюками нас все не нагонял. (8)Проводник забеспокоился, и мы решили отправиться назад.

(9)Вдруг гольд остановился, затем попятился назад и, нагнувшись к земле, стал рассматривать что-то у себя под ногами. (10)Я подошел к нему.

(11)Совершенно свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчетливо виднелись на грязной тропинке.(12) Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было.(13) Я это отлично помнил, да и Дерсу не мог бы их не заметить.(14) Значит, все это время тигр шел вслед за нашим небольшим отрядом. (15)Не было сомнения, что страшный хищник еще несколько минут назад стоял здесь и затем, когда услышал наши шаги, бросился в чащу и спрятался где-то за буреломом.

(16)Несколько минут мы постояли, вслушиваясь в тишину и боясь услышать тигриный рык, но она была гробовая.(17) На этот раз - какая-то особенно таинственная и страшная. (По В. Арсеньеву)


1. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?

1) Уссурийская тайга - густой и труднопроходимый лес.

2) Каждый сможет узнать следы тигра.

3) Часть снаряжения путешественники взяли с собой, остальное осталось в обозе.

4) Герои испугались, что тигр съест их припасы.

2. Какое значение имеет слово ЛЕЖКА в прочитанном тексте (предложение 4)?

1) место, где лежит, скрывается зверь 2) место постоянного обитания животного, нора

3) место, где лежат стадами животные 4) место, где в специальных условиях хранится что-либо

3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) художественный стиль, повествование. 2) художественный стиль, рассуждение.

3) публицистический стиль, повествование. 4) художественный стиль, описание.

4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью наречия?

1) 6 2) 7 3) 8 4) 9

5. Какое средство речевой выразительности используется во фразе "она (тишина) была гробовая" в предложении 16?

1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) гипербола

6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) это 2) ломающихся 3) таинственная 4) особенно

7. Каков способ образования слова ОТПЕЧАТКИ (предложение 11)?

1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный 3) сложение 4) приставочный

8. Какой частью речи является слово БОЯСЬ (предложение 16)?

1) глагол 2) деепричастие 3) действительное причастие 4) страдательное причастие

9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?

1) освещенная сцена 2) мазанный маслом

3) просвещенное население 4) обыкновенный день

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

1)2 2)3 3)4 4)1

11.Укажите предложение с двумя однородными обособленными обстоятельствами.

1) 5 2) 8 3) 12 4) 16

12. Какая характеристика предложения 12 является верной?

1) бессоюзное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) простое

Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов (доказательств), подтверждающих ее.


Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 7 классе

ГИА за 3 триместр

Вариант 2.1

В горах Атласа.

(1)В предгорье Атласа мы въехали на скорости сто тридцать километров. (2)Дорога шла прямо, лишь изредка делая плавные повороты. (3)Высоту мы набирали незаметно, и казалось странным, что зеленая долина, прорезанная ручьем, вдруг очутилась под нами.

(4)Вдруг шоссе стало резко забирать вверх и огибать гору. (5)На крутых поворотах его ограждали редко поставленные каменные столбики. (6) Поворот следовал за поворотом, нас то прижимало к стенке машины, то валило к дверям. (7)Мы взяли курс на перевал.

(8)Затрудненность дыхания и легкое покалывание в сердце неопровержимо доказывали, что не глубина наращивается под нами, а мы набираем высоту.(9) Могучие кедры за окном сменились низкорослым можжевельником.

(10)Но как ни вилась дорога, перевал, смутно угадываемый за громадами двух соседних гор, не давал к себе приблизиться.(11) Вдруг неожиданно перед нами открылся широкий вид на гористый простор атласских гор.

(12)С удивительной быстротой в нем происходила смена красок. (13)Только что горы были серыми вблизи, розовыми в отдалении и голубыми вдали, и вот уже ближайшие склоны пожелтели. (14)Дальние склоны налились темно-красным; гряды, замыкающие простор, набрали чернильную густоту.(15) Стеклянно позеленело небо. (16)В нем яркой точкой на дневном небосклоне заблистала Венера.(17) Отсюда, с горной высоты, особенно ясно увидели мы, какой трудный и опасный путь пришлось проделать ради того, чтобы взглянуть на эту красоту своими глазами. (По Ю. Нагибину)


1.Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?

1) Атласские горы красивы.

2) Высоко в горах тяжело дышать.

3) Путешествие по горам легко и приятно для каждого.

4) Подъем по горному шоссе к перевалу довольно опасен.

2. Какое значение имеет слово ГОРИСТЫЙ в прочитанном тексте (предложение 11)?

1) покрытый горами 2) расположенный в горах 3) похожий на горы 4) изображающий горы

3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) художественный стиль, описание. 2) художественный стиль, рассуждение.

3) публицистический стиль, повествование. 4) художественный стиль, описание и повествование.

4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью наречия?

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

5.Какое средство речевой выразительности используется во фразе "склоны налились темно-красным" в предложении 14?

1) антитеза 2) олицетворение 3) метафора 4) гипербола

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) въехали 2) странным 3) забирать 4) набираем

7. Каков способ образования слова ПРЕДГОРЬЕ (предложение 1)?

1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный 3) сложение 4) приставочный

8. Какой частью речи является слово УГАДЫВАЕМЫЙ (предложение 10)?

1) существительное 2) прилагательное 3) действительное причастие 4) страдательное причастие

9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?

1) необыкновенный день 2) сваренные пельмени 3) жаренный вчера 4) туманная даль

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

11. Укажите предложение с обособленным определением.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

12. Какая характеристика предложения 13 является верной?

1) бессоюзное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) простое

Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов (доказательств), подтверждающих ее.

ГИА за 3 триместр

Вариант 2.2

В горах Атласа.

(1)В предгорье Атласа мы въехали на скорости сто тридцать километров. (2)Дорога шла прямо, лишь изредка делая плавные повороты. (3)Высоту мы набирали незаметно, и казалось странным, что зеленая долина, прорезанная ручьем, вдруг очутилась под нами.

(4)Вдруг шоссе стало резко забирать вверх и огибать гору. (5)На крутых поворотах его ограждали редко поставленные каменные столбики. (6) Поворот следовал за поворотом, нас то прижимало к стенке машины, то валило к дверям. (7)Мы взяли курс на перевал.

(8)Затрудненность дыхания и легкое покалывание в сердце неопровержимо доказывали, что не глубина наращивается под нами, а мы набираем высоту.(9) Могучие кедры за окном сменились низкорослым можжевельником.

(10)Но как ни вилась дорога, перевал, смутно угадываемый за громадами двух соседних гор, не давал к себе приблизиться.(11) Вдруг неожиданно перед нами открылся широкий вид на гористый простор атласских гор.

(12)С удивительной быстротой в нем происходила смена красок. (13)Только что горы были серыми вблизи, розовыми в отдалении и голубыми вдали, и вот уже ближайшие склоны пожелтели. (14)Дальние склоны налились темно-красным; гряды, замыкающие простор, набрали чернильную густоту.(15) Стеклянно позеленело небо. (16)В нем яркой точкой на дневном небосклоне заблистала Венера.(17) Отсюда, с горной высоты, особенно ясно увидели мы, какой трудный и опасный путь пришлось проделать ради того, чтобы взглянуть на эту красоту своими глазами. (По Ю. Нагибину)


1.Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?

1) Смена красок в горах - прекрасное зрелище.

2) Горные дороги извилисты.

3) Машина с путешественниками едва не перевернулась.

4) Подъем по горному шоссе к перевалу довольно опасен.

2. Какое значение имеет слово ЗАБИРАТЬ в прочитанном тексте (предложение 4)?

1) брать себе 2) быстрее двигаться, увеличивая скорость 3) устремляться 4) поворачивать

3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) публицистический стиль, повествование. 2) художественный стиль, описание и повествование.

3) художественный стиль, описание. 4) художественный стиль, рассуждение.

4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью союза?

1) 8 2) 9 3) 10 4) 11

5.Какое средство речевой выразительности используется во фразе "яркой точкой заблистала" в предложении 16?

1) эпитет 2) сравнение 3) метафора 4) олицетворение

6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) замыкающие 2) ручьем 3) набираем 4) странным

7. Каков способ образования слова ЗАТРУДНЕННОСТЬ (предложение 8)?

1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный 3) сложение 4) приставочный

8. Какой частью речи является слово ПРОРЕЗАННАЯ (предложение 3)?

1) существительное 2) прилагательное 3) действительное причастие 4) страдательное причастие

9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?

1) башенный кран 2) увиденный пейзаж 3) рисованная красками 4) удивленный вид

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

11. Укажите предложение с обособленным обстоятельством.

1) 2 2) 3 3) 5 4) 11

12. Какая характеристика предложения 13 является верной?

1) бессоюзное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) простое

Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов (доказательств), подтверждающих ее.



Ответы к тестовым заданиям

№ вопроса

1.1

1.2

2.1

2.2

1

3

4

3

3

2

2

1

1

4

3

3

1

4

2

4

4

4

3

3

5

4

3

2

2

6

2

4

4

4

7

1

2

2

2

8

3

2

4

4

9

4

2

3

3

10

1

4

1

2

11

3

4

3

1

12

3

3

2

2


Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 7 классе


Итоговая контрольная работа

НА РОДИНЕ КОМПОЗИТОРА


Свернув с шоссе Москва — Рига, ты едешь к музею Мусоргского.

Вначале проезжаешь небольшое село Карево, где стояла усадьба, в которой родился великий композитор.

Справа от дороги, спускающейся к озеру Жижица,— место, где прежде стоял один из флигелей. От усадьбы сохранились только заросший пруд со старой ивой на берегу и кусты сирени, когда-то глядевшей в окна барского дома. Сохранился также проселок, которым теперь почти никто не ездит, потому что больше ездят по новому шоссе и по проходящей неподалеку железной дороге.

С холма открывается вид удивительной красоты. Среди местных жителей сохранилось предание, что композитор любил с этого холма любоваться чудесным видом на озеро, простирающееся далеко до линии горизонта, с многочисленными островками на нем.

Приволье, ширь необъятная, дивные солнечные закаты навсегда остались в восторженной душе русского музыканта.

(По Е. Нестеренко.)


П р и м е ч а н и е. Выписать имена собственные. Сказать о постановке тире в 1 и 3 предложениях.


Грамматическое задание


1 вариант 2 вариант


1. Выполните морфемный разбор слов:

свернув спускающейся (дороги)

глядевшей (сирени) сохранилось (предание)


2. Выполните морфологический разбор слов:

от (дороги) – 3 предложение в (окна) – 4 предложение

потому что ( 5 предложение) что ( 7 предложение)


3. Выполните полный синтаксический разбор предложения

От усадьбы сохранились только… Приволье, ширь необъятная…

( 3 абзац) (последнее предложение)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!