СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ соответствует учебнику «Русский язык» для шестого класса образовательных учреждений/УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А.– Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х  частях.  – М, «Просвещение»,2019 г.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Бижбуляк

муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан




Рассмотрено

на заседании ШМО

«_ _»_ _08___2017 г

Протокол №_1____


______/ Р.Р.Аюпова

Руководитель ШМО

Согласовано

Зам. директора по УР

_______/ А.А. Зарипова


«____»________2017 г



Утверждаю

Директор

МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк

___________/ О.В.Идрисова


Приказ №_____ «___»____2017 г








Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку

для 7в класса

на 2017 – 2018 учебный год










Составитель: учитель русского языка и литературы

Колпакова Марина Георгиевна












Бижбуляк-2017

Входная контрольная работа (диктант с грамматическими заданиями)

Не прошло и недели, как начались у нас приключения. Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе. Шоссе было пустынно, никого не было видно, кроме какой-то старушки в платочке с хозяйственной сумкой в руке. Когда старушка поравнялась с нами, Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в хозяйственную сумку. Я в испуге дернул за поводок, Тузик отскочил, и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной послышался негромкий крик: «Колбаса!»

Я взглянул на Тузика. Из собачьей пасти торчал огромный батон колбасы, похожий на дирижабль.

Я выхватил колбасу, ударил ею Тузика по голове, а потом издали поклонился старушке и положил колбасный батон на шоссе, подстелив носовой платок.

                                                                  (По Ю. Ковалю) (104 слова)


Грамматические задания:

  1. Фонетический разбор: недели, платочке.

  2. Морфемный разбор: старушки, платочке, огромный, негромкий, поравнялась, поклониться.

  3. Озаглавьте текст.

  4. Синтаксический разбор: Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе (1 вариант); Когда старушка поравнялась с нами, Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в хозяйственную сумку (2 вариант).
































Контрольная работа №1 (диктант).


Сидел я при свете лампы в лесной избушке. В окно постучали. Я поднял глаза и увидел бьющуюся в стекло ночную бабочку. Вдруг рядом с ней появилась морда кота. Глазища дикие, усы торчком. Прижав бабочку мягкой пятерней, сунул он под лапу розовый нос и зашевелил усами. Съел!

Я вышел во двор. Ночь темная и теплая. В луче света, падающего из окна, толкутся ночные насекомые: мотыльки, бабочки, комары. А в стороне носятся быстрые тени. Мелькнет что-то, потом слышится хруст, и, сверкая, летят бабочкины крылышки, падают жесткие надкрылья жуков. Летучие мыши разбойничают!

Из черного леса доносятся незнакомые голоса других ночных охотников. Лучше, пожалуй, в сторожку уйти!


Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст.

  2. Определите морфемный состав глагола зашевелил, слышится.

  3. Выпишите из первого абзаца причастие и деепричастие и проведите морфологический разбор.

  4. Проведите полный синтаксический разбор третьего предложения.

  5. Найдите во втором абзаце сложное предложение и составьте схему.

































Контрольное изложение №1 «Поговорим о бабушках».


Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Вовсе вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, Когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе “ жизнь отдает”. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни .Все свое, личное, у нее позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.
































Административная контрольная работа №1 (диктант)


Лесной ручей

1). Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. 2). Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья, и вот я уже вижу, слышу, думаю.

3). На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. 4).Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

5). Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. 6). На месте большого завала вода бьет ключом. 7).Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

8). Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. 9). Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

10). Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями. (124 слов)


Грамматические задания:


1 вариант

  1. Из предложений 6-8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

  2. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – «=пере».

  3. Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором количество Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса –ЕНН пишется две Н».

  4. Из предложений 5-7 выпишите относительное прилагательное.

  5. Из предложений 1-3 выпишите неопределённое местоимение.

  6. Выполните синтаксический разбор предложения 7.


2 вариант

  1. Из предложений 9-10 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

  2. Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – «=пере».

  3. Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором количество Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -АН, -ЯН, -ИН пишется одна Н».

  4. Из предложений 8-9 выпишите притяжательное местоимение.

  5. Из предложений 3-4 выпишите качественное прилагательное.

  6. Выполните синтаксический разбор предложения 4.
















Тестовый контроль №1 за І полугодие

Вариант 1

1. Укажите словосочетание с действительным причастием.

1) засеянные поля 2) упавшие листья 3) молотый кофе 4) узнаваемые лица

2. Укажите словосочетание с деепричастием несовершенного вида

1) зная о проблеме 2) уйдя с работы 3)решаю задачу 4)купив продукты

3.Укажите слово, в котором пишется Е.

1) за чернеющ….м лесом 2) к пестреющ…м цветам

3) за скачущ…м всадником 4) о минувш…м времени

4.Укажите причастие с суффиксом –УЩ-(-ЮЩ-)

1) терп…щий боль 2) леч…щий врач 3)стел…щийся внизу 4) кле..щий конверты

5. Укажите причастие с суффиксом –ИМ-.

1) редко слыш….мый 2) раздува….мый ветром 3) отворя….мая дверь 4) освеща…мый солнцем

6. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) выслушавший 2) развеянный 3) успокоив 4) заклеев

7. Отметьте ряд, в котором все слова пишутся с НН.

1) стари….ый замок, нитки запута….ы

2) заброше….ая усадьба, жаре….ая на костре

3) стра..ый разговор, маринова….ый огурцы

4) кипяче….ая ода, товары выгруже….ы

8. НЕ пишется слитно:

1) (не) купленный, а испеченный пирог

2) (не) имеющий границ

3) (не) распустившиеся цветы

4) рыба (не) поймана

9. НЕ пишется раздельно:

1) (не) навидя 2) (не) засеянные поля 3) (не) высушенное белье 4) (не) слушая

10. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот выделяется запятыми:

1) Невидимые в воздухе жаворонки заливались трелями.

2) Вскоре мы увидели заросшее камышом лесное озеро.

3) В сплетенной из лозы корзине лежали свежие фрукты.

4) Дети бежали по берегу усеянному мелкой галькой.

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Из-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения (1) приспособленные для жизни (2) в таких условиях (3) и животных (4) умеющих долгое время (5) обходиться без воды.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 2, 3, 5 4) 1, 4

12Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Уничтожая рыб (1) и птиц (2) щуки, конечно, приносят вред. Но (3) истребляя в первую очередь (4) больных и слабых рыб (5) щуки предупреждают распространение болезней среди обитателей водоема.

1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 2, 3, 5

13. В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка в употреблении деепричастного оборота:

1) Подойдя к квартире, дверь со скрипом открылась.
2)Лес шумел, качаясь от ветра.

3) Я шел, напевая песенку.

4)Зевая, соседка спросила о цели моего приезда.

Прочитайте текст и выполните задания 14-20 (ответы записывайте словами или цифрами).

(1)В нашей стране обитают разные виды цапель. (2) Серые цапли, например, крупнее белых, но не так красивы. (3) Их можно часто видеть на болотах и озерах. (4) Водоем-их дом.

(5) Цапля стоит неподвижно, втянув шею в плечи, или медленно расхаживает у берега, бесшумно поднимая и опуская свои длинные тонкие ноги. (6) Такие ноги у всех птиц, охотящихся на болоте или в воде: у журавля, аиста, фламинго. (7) Но вот цапля увидела рыбку или лягушку – и молниеносно острым, как копье, клювом схвачена добыча. (8) Этим же сильным клювом-копьем цапля защищается сама и защищает свое гнездо. (9) Его цапли строят обычно в кроне высокого дерева. (10) Это большая куча хвороста или камыша с углублением посередине. (11) В это углубление цапля откладывает 3-7 зеленоватых яичек и сидит на них, смешно свесив ноги.

(12) На суше цапли ловят мышей и насекомых. (13) Гнездятся птицы колониями, часто очень крупными. (14) Иногда в колонии цапли только одного вида, иногда - разных.

14. Какой заголовок соответствует теме текста?

1) Редкие птицы. 2) Цапли. 3) Белые цапли. 4) Берегите птиц!

15. Из предложений 5 - 7 выпишите краткое страдательное причастие.

16. Во втором абзаце укажите номер предложения, в котором употреблены два деепричастных оборота.

17. Среди предложений 4-7 укажите номер предложения, в котором употреблен причастный оборот.

18. Из каких морфем состоит слово СВЕСИВ?

19. Через запятую перечислите пропущенные в словах буквык…мбинация, к…литка, акв…рель, пр…тензия


Вариант 2

1. Укажите словосочетание со страдательным причастием.

1) расколотый орех 2) игравший ребенок 3) колющий предмет 4) согнувший ветку

2. Укажите словосочетание с деепричастием совершенного вида

1) написанное письмо 2)зная о проблеме 3) найду ошибки 4)купив продукты

3.Укажите слово, в котором пишется И.

1) тающ…го снега 2) о затонувш…м корабле 3) работающ…й станции 4) за блестящ….м стеклом

4.Укажите причастие с суффиксом –АЩ-(-ЯЩ-)

1) бре…щийся мужчина 2) плещ…щиеся волны 3) стро…щийся дом 4) реша…щий период

5. Укажите причастие с суффиксом –ИМ-.

1) гоня….мые по полю 2) вид….мый свет

3) выполня….мые задания 4) заполня…мые бланки

6. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) построенный 2) обидев

3) растаив 4) запаянный

7. Отметьте ряд, в котором все слова пишутся с одной Н.

1) распиле….ые дрова, пуга….ая ворона

2) неглаже….ое белье, избалова….ый ребенок

3) стриже….ый мамой, глиня….ая ваза

4) кова….ый сундук, картошка пожаре….а

8. НЕ пишется раздельно:

1) (не) навидящий ложь

2) (не) смолкающие разговоры

3) (не) закрыв дверь

4) (не) греющее солнце

9. НЕ пишется слитно:

1) вовсе (не) освещенное окно 2) (не) навидевший

3) (не) закончив 4) (не) покрытая снегом

10. Укажите номер предложения, в котором правильно расставлены знаки препинания :

1) Усыпанное яркими звездами небо, манило нас своей таинственностью.

2) Комната, с утра прибранная сестрой сверкала чистотой.

3) Посетитель кафе, зевая, заказал на обед рыбу жаренную в тесте.

4) Убранное с лугов сено, крестьяне сложили в большие стога, укрыв от дождя.

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Фонарь (1) одиноко стоявший (2) на земле (3) осветил (4) издающее (5) непонятные звуки (6) создание.

1) 4, 5 2) 1, 3 3) 1, 4, 6 4) 2, 5, 6

12Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Проходя (1) по залам музеев (2) люди (3) останавливаются у прекрасных картин художника И.Репина (4) восхищаясь (5) совершенством живописи.

1) 1, 3, 5 2) 1, 4, 5 3) 2, 4 4) 2, 3, 4

13. В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка в употреблении деепричастного оборота:

1) Подняв глаза, она смотрела в небо.
2)Поточив карандаш, рисунок стал четче.

3) Я шел, напевая песенку.

4) Мы, волнуясь за маму, решили ей позвонить.

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В8 (ответы записывайте словами или цифрами).

(1) Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. (2) Но без соли обойтись нельзя. (3) Это единственный продукт, который нечем заменить. (4) Медиками было установлено, что в организме человека без соли нарушается обмен веществ. (5) Живое существо, не получая соли, гибнет.

(6) К счастью, природа достаточно запасла соли.

(7) Каменную соль издавна добывают в Домбассе, Казахстане, на Урале и в других местах. (8) Чтобы достать соль из-под земли, копают глубокие шахты, соединяют их подземными коридорами. (9) Пласты соли, лежащие под землей, бывают толщиной в километр и даже полтора. (10) Время сделало соль очень твердой, поэтому ее называют каменной.

(11) Соль добывают не только под землей, но и со дна высохших озер и из тех соляных озер, которые еще не высохли. (12) Машины отсасывают из озер воду, выпаривают ее, и остается чистая, белая соль. (13) Так добывают соль на озерах Эльтон и Баскунчак.

14. Какой заголовок соответствует теме текста?

1) Берегите соль! 2) Без соли не прожить. 3) Где добывают каменную соль. 4) Соль.

15. Из предложений 3-5 выпишите краткое страдательное причастие.

16. Среди предложений 1-6 укажите номер предложения, в котором употреблен деепричастный оборот.

17. Среди предложений 7-10 укажите номер предложения, в котором употреблен причастный оборот.

18. из каких морфем состоит слово СКЛАДЫВАЯ

19.Через запятую перечислите пропущенные в словах буквы: Движ..мый, отр…зить, с…луэт, пр..пятствие



Ответы:

Вариант 1

1-1

2-2

3-4

4-3

5-1

6-4

7-2

8-3

9-4

10-4

11-1

12-4

13-1

14-2

15- схвачена

16-5

17-6

18-С В Е С И В

19-О, А, А, Е


Вариант 2

1-1

2-4

3-4

4-3

5-2

6-3

7-4

8-3

9-2

10-3

11-2

12-3

13-2

14-4

15- установлено

16-5

17-9

18- С К Л А Д Ы В А Я

19- И , А ,И ,Е


Оценивание:

За задания 1- 17 выставляется по одному баллу за правильный ответ (макс. 17 баллов)

За задание 18 выставляется по одному баллу за каждую верно названную морфему (макс.4 балла)

За задание 19 выставляется по одному баллу за каждую верно названную букву (макс. 4 балла)

Итого: макс. количество баллов- 25

Количество баллов

Оценка

22-25

«5»

16- 21

«4»

10-15

«3»

менее 10 баллов

«2»












Контрольная работа №2 (с грамматическим заданием) по теме «Правописание наречий»


Задание1.

Запишите слова пол диктовку.

Позавчера, вдвоем, надвое, вручную, напропалую, исподтишка, исподлобья, невмоготу, по одному, поодиночке, из-под мышек, из-за границы, вдребезги, всмятку, настежь, не по-русски, по-французски, точь-в-точь, чуть-чуть, волей-неволей, неоткуда, досуха, влево, вправо, невтерпеж, навзничь, не жаль, понемногу, свежо, негодующе.


Задание 2.

Запишите предложения, раскрывая скобки. Укажите какими частями речи являются слова с пропусками.

  1. Соседка назвала меня по имени, (по)этому (в)первые минуты разговора я размышлял, (от)куда ей известно, как меня зовут. Мои родители давно не жили (по)этому адресу, а я (в)первые приехал сюда, чтобы выполнить да(н,нн)ое мне поручение.

  2. Собач…ка забилась в угол – животное было испуга(н,нн)о раскатом грома. Мальчик ипуга(н,нн)о уговаривал своего иаленького друга.


Задание 3.

Запишите предложения. Укажите, какой частью речи и каким членом предложения являются грамматические омонимы. Укажите их морфемный состав.

  1. Мороженое кончилось, и стало всем грустно.

  2. Сторож заглянул в пустой чайник и грустно присвистнул.

  3. Лицо Вареньки было грустно.


Задание 4. Составьте три сложносочиненных предложения, используя данное сочетание слов в качестве главной части и присоединяя придаточные с помощью относительных наречий.

Приятель с интересом посмотрел на меня и спросил …


Задание 5.

Спишите текст, заменяя слова в скобках образованными от них наречиями и словами состояния. Выделите словообразующие морфемы.

(Утро, весенний, яркий) светило солнце, и (раз) стало на душе (светлый и радостный). (несмелый) пробивалась первая травка, и (звонкий) щебетали птицы, (свой) радуясь приближению весны. Ребята (нетерпеливый) ждут, когда (конец) можно будет оставить (дом) надоевшие (зима) тяжелые теплые вещи и (легкий) отправиться (куда) с друзьями.


Задание 6.

Проведите синтаксический разбор последнего предложения восстановленного текста (задание 5).








Контрольная работа №3 (диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»)


Пушок.

Однажды зимой собрался я на санках кататься и взял с собой ручного ежика Пушка. Постелил в ящичек сена, посадил туда ежа и сверху тоже сеном накрыл.

Накатался я досыта и повез санки с ежом домой.

Вдруг навстречу ребята. Я поскорее поставил санки и побежал к друзьям.

О Пушке я вспомнил только на следующий день. Очень напугался и сразу бросился в сарай. Мой Пушок, свернувшись, лежал в ящичке и не двигался. Замерз! Закопали мы ящичек в снег и долго горевали о бедном ежике.

Пришла весна. Как-то утром гулял я в саду. Весной там особенно хорошо. Вдруг в куче прошлогодних листьев что-то зашевелилось, и оттуда показалась знакомая мордочка. Пушок!

Подняв с земли оттаявший ящичек, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму, я посадил туда ежика и торжественно принес домой.


Грамматические задания:

  1. Выпишите из предложений первого абзаца все наречия и укажите их разряды.

  2. Запишите наречия досыта, сразу, долго, утром в составе словообразовательных пар. Укажите в скобках способ образования этих наречий.

  3. В предложении Весной там особенно хорошо подчеркните все слова как члены предложения и укажите их частиречную принадлежность.

  4. Проведите синтаксический разбор предложения Я поскорее поставил санки и побежал к друзьям.



























Контрольная работа №4 (с грамматическими заданиями) по теме «Союз».


Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!

Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы побольше узнать об этих необычных птицах.

Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также кальмарами.

В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную гибкую торпеду. Иногда пингвин так разгоняется, что вылетает из воды на лёд, как будто камешек из рогатки.

В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, а папы-пингвины вынашивают его в течение двух месяцев. Но мамы тоже проявляют заботу: запа­сают пищу. Если надо передать драгоценное яйцо пингвинихе, отец быстро выкатывает его на снег, а мать так же быстро скрывает его в тёплом гнёздышке на своём животе.


Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст.

  2. Постройте схемы предложений (1 вариант - «Учёные специально приезжали...»; 2 вариант- «В полярную ночь...»).

  3. Объясните графически (или словами) правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ и место­имений, наречий с частицей ЖЕ.

  4. Произведите морфологический разбор одного предлога и одного союза.





























Контрольное изложение №2 по Л. Гоголеву «Культура одежды»


По одежке встречают, по уму провожают — гласит народная мудрость. Конечно, каждый хочет, чтобы его встречали хорошо. Но вот только далеко не у каждого одежда пребывает в таком состоянии, чтобы его встречали именно так.

Почему? Причины здесь могут быть самые разные. Одни люди настолько заняты текущими хлопотами, что просто мало заботятся об одежде; думают о ней чисто практически: есть добротный костюм или платье — и слава богу. Есть и принципиальные, убежденные сторонники небрежного отношения к одежде. Они считают, что главное в человеке — это его духовный мир, а одежда — дело второстепенное, нечего о ней слишком беспокоиться...

И невдомек ни тем, ни другим, что некрасивая, а тем более неопрятная одежда — мешковатый костюм, мятое платье, стоптанные, перекосившиеся каблуки — это неуважение, во-первых, к самому себе, а во-вторых, к окружающим.







































Административная контрольная работа №2 (диктант)


Дубровский узнал эти места. Он вспомнил, что на этом самом холме он играл с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами его моложе. Он хотел о ней осведомиться у Антона, но какая-то застенчивость удержала его.

  Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькнувшее между деревьями. В это время Антон ударил по лошадям и пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и слева на открытом месте серенький домик с красной кровлей. Сердце в нём забилось, потому что перед собой увидел он Кистенёвку и бедный дом своего отца.

  Через десять минут въехал он на барский двор и посмотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины. Берёзки, посаженные при нём около забора, стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, когда-то украшенный тремя цветниками, превратился в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

(По А.С. Пушкину)

(145 слов).


Грамматические задания:

  1) Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения, графически объясните в нём знаки препинания.

  2) Подберите однокоренные слова к слову выросли. Обозначьте морфемы, которыми они различаются.

  3) Обозначьте ударение в слове осведомиться.

  4) Сделайте морфемный разбор слов ветвистыми и опутанный. Какими частями речи являются эти слова?

 



























Тестовый контроль №2 за ІІ полугодие.

Наречие

1.Прочитайте текст и выполните к нему задания 1—3.

Деревья по-разному уходят на зимний покой. Неистово кричит, весь полыхая жёлтым пла­менем, могучий дуб. Кровавится осина. Гордо, не желая расставаться с зеленью, принимает смертный час жгучий тополь. Никнет, дугой вытягивается под тяжестью ягод рябина.

Лишь берёзка тихо, по-русски, как должное, покорно принимает свою судьбу. Она и в кон­чине излучает свет и радость людям. (Ф.Абрамов.)

1). Определите стиль речи.

1) научно-популярный 2) разговорный 3) публицистический 4) художественный

2). Укажите тип речи.

1) рассуждение с элементами повествования

2) повествование с элементами описания

3) рассуждение с элементами описания

4) описание

3). Какие средства выразительности речи не использованы в тексте?

1) олицетворения 2) эпитеты 3) сравнения 4) синонимы

2. В каком словосочетании наречие сочетается с прила­гательным?

1) вёл себя странно 2) странно улыбался

3) весьма странное поведение 4) взгляд исподлобья

3.Какой фразеологический оборот не синонимичен ука­занному наречию?

1) не за горами — скоро 2) кот наплакал — очень мало

3) в час по чайной ложке — медленно 4) один на один — вместе

4. В каком случае не с наречием пишется раздельно?

1) устал (не) много 2) нисколько (не)трудно это сделать

3) (не)допустимо резкий тон 4) отвечал (не)уверенно

5. В каком предложении в слове на месте пропуска пи­шется одна буква н?

1) Мама нечая...о уронила ключ. 2) Машина беше...о неслась по дороге.

3) В лесу было торжестве…о, тихо. 4) Со...о плескалась вода о берег.

6. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) задолго 2) наотмашь 3) сослепу 4) балуясь

7. В каком предложении нет ошибки в употреблении на­речия?

1) Утром он обратно пришёл к омуту.

2) Мальчишки очень увлекательно играли в футбол.

3) Ребята были очень сильно огорчены, узнав, что они не поедут в горы.

4) Когда мы шли обратно, у всех было хорошее настроение.

8. В каком случае неправильное объяснение выбора н или нн ведёт к орфографической ошибке?

1) утро туманно — в кратном прилагатель­ном пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано,— туманный

2) держал себя сковано — в наречии пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано,— кованый — словарное слово

одна буква н

9.В каком наречии на конце пишется буква о?

1) жгуч.. палит 2) хорош.. читал 3) вёл себя вызывающ..

4) прорычал угрожающ..

10.В каком наречии на конце пишется буква о?

1) снов.. повторил 2) начать сначал.. 3) поесть досыт.. 4) повторить занов..

Союз. Предлог

1.Союз- служебная часть речи, которая:

А) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;

Б) вносит различные оттенки в предложение или служит для образования наклонений глагола;

В) Выражает зависимость одних слов от других в предложении и словосочетании.

2.Укажите простые союзы:

А) но б)когда в) не только…но и г)как будто

3.Найдите предложения с подчинительными союзами:

А) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Б) Он знал, что в лесу лежат росистые тени.

В) Пока я шёл, край неба заалел.

Г) Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле вьюга намела большие сугробы.

4.Укажите предложения, в которых перед союзом И ставится запятая (знаки не расставлены)

А) Смех и песни сливались в нестройную музыку.

Б) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В) Туча на севере росла и захватывала запад и восток.

г) Необыкновенно тихо было в доме и во дворе.

5. Найдите предложения с противительными союзами:

А) Умен, пригож, да на дело не гож.

Б) Ученье да труд к славе ведут.

В) Мал цветник, зато красив.

Г) Войска все шли и шли, хотя спустилась ночь.

6.В каком предложении ЖЕ надо писать раздельно?

А).Я то(же) это сделаю.

Б).Была та(же) странная тишина.

В). Я за вами на коне поскакал бы то(же).

7. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы.

А) Что(бы) мне спеть?

Б) Он мал, за(то) удал.

В) Было холодно, при(том) моросил дождь.

8.Выберите правильный ответ.

а) б) в) г)

ма..а сс с сс с

кро.. с ссссс

кла..ик с сссс с

арти..ерия л ллллл

9. Укажите производный предлог:

а) благодаря

б) не смотря

в) безусловно

г) потому что

10.. Укажите непроизводный предлог:

а) вследствие

б) через

в) вроде

г) наподобие

Частица

1.Укажите предложения, в которых выделенные слова частицы:

А) Бабушка говорила убедительно и просто.

Б) Я просто ослеп от весеннего солнца.

В) В лесу и поле душно.

Г) И в беде человек крепнет.

2. Найдите предложения с модальными частицами.

А) Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки.

Б) «Что за диковина!» - приятель отвечал.

В) Неужели ты мне не веришь?

Г) Он, не говоря ни слова, вышел.

3.Укажите, в каких предложениях БЫ – частица.

А) Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперед.

Б) Трудности существуют, что(бы) их одолеть.

В) Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик.

Г) Я решил во что(бы) то ни стало разыскать его.

4.В каких предложениях частица НЕ придает положительный смысл.

А) Ветер не утихал.

Б) Я не мог не ответить на это письмо

В) Где он только не бывал!

Г) Где он не бывал, так это на Кавказе.

5. В каких предложениях частица НИ служит для утверждения.

А). Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.

Б) Как волка ни корми, он все в лес смотрит.

В) Дождь не прекращался ни на час.

Г) В воздухе ни звуков, ни движения.

6.Где писать НЕ, где НИ в этих предложениях.

Н..(1) один воин н..(2) ушёл с поля боя. От него н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу.

Выберите правильный ответ:

А НИ – 4,5; НЕ -1,2,3.

Б НИ – 1; НЕ – 2,3,4,5.

В НИ – 1,4,5; НЕ – 2,3.

Г НИ – 1,2,4.5; НЕ -3.

7. В каких предложениях НЕ – частица.

А) Трава не скошена.

Б) Это было (не) прочитанное письмо.

В) Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.

Г) Дневник (не)был заполнен.

8.Чем является ТО в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?

1.Мы повернули за(то) здание. 2. Лодки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся. 3. Кто(то) постучал в дверь. 4 а мы(то) старались!

Выберите правильный ответ:

А) 1 – союз, 2 – частица, 3 – местоимение, 4 – местоимение.

Б) 1 - союз, 2 - союз, 3 - частица, 4 – частица.

В) 1 – местоимение, 2 - союз, 3- суффикс, 4 - частица.

Г) 1 - суффикс, 2 - союз, 3 - частица, 4 – частица.

9.Найдите правильный ответ:

А Б В Г

Предв..рительный о а о а

Ст..рательно а о о а

..риентация а а о о

К..рикатура а о о а






Контрольная работа №5 по теме «Служебные части речи».

Задания.

  1. Запишите текст под диктовку.

Тихая заря только занималась над землей. На краю неба еще догорали звезды. «Рань-то какая!»- подумала Варюша и потихоньку пошла прямо босиком через поле к лесу.

Около опушки Варюша остановилась. Как ни прислушивалась, все-таки не могла понять, что звенит в лесу. Ей показалось как будто кто-то осторожно трогает колокольчики. Кто-то невидимый прошел мимо Варюши, навстречу ему полетела кукушка. «Кто же это прошел? А я и не разглядела!»- подумала Варюша. Она не догадывалась, что мимо прошла весна.

  1. Найдите в тексте все частицы и заключите их в ромбы.

  2. Выпишите из второго абзаца текста все словосочетания с предложным управлением.

  3. Найдите во втором абзаце текста сложные предложения, части котороых связаны с помощью союзов. Составьте схемы этих предложений, укажите средства связи.

  4. Во втором предложении второго абзаца подчеркните все слова как члены предложения.

  5. Найдите в тексте союз, который использован как средство связи предложений. Заключите этот союз в кружок.

  6. Из третьего предложения текста выпишите все слова служебных частей речи и проведите морфологический разбор каждого из них.


























Итоговая контрольная работа №6 (диктант).


Летом наш старый дом просто утопал в зелени. Стоило хотя бы приоткрыть окно, и комнату врывались ветки сирени. Даже в солнечные дни в квартире царил зеленый полумрак, потому что лучи не проникали сквозь густые заросли дикого винограда,оплетавшего стены дома и закрывавшего окна.

Сразу за кустами сирени росли молоденькие деревца: черемуха, рябина, серебристый тополь. А над ними возвышалась могучая старая ветла, и ее гибкие длинные ветви спускались на низенькую крышу нашего дома.

Трудно было поверить, что дом наш в Москве, что в нескольких шагах автобусы и трамваи. А в доме стояла тишина. Удивительная, иногда даже неправдоподобная. Особенно ночью.

Но однажды ночью я услышал осторожный стук.


Грамматические задания:

  1. Найдите в первом предложении наречие и укажите его морфемный состав.

  2. Из третьего предложения текста выпишите производный предлог и проведите его морфологический разбор.

  3. В первом абзаце текста укажите все частицы.

  4. Из второго предложения текста выпишите союз и проведите его морфологический разбор.

  5. Составьте схему третьего предложения.

  6. Проведите синтаксический разбор последнего предложения.
































Использованная литература

  1. «Русский язык». 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. / С.И.Львова, В.В. Львов. – 10-е изд., испр. – М. Мнемозина, 2013 г. – 183 с.

  2. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/podghotovka-k-izlozhieniiu-poghovorim-o-babushkakh.

  3. http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/141---7-/1193-------7-----.html.





















39