СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 8 классе   (Диктанты и тесты по вариантам)

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.»

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе


Вводная контрольная работа №1

по теме « Повторение изученного в VVI классах»



Диктант


Гроза


Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздирающему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Еще веселей показалась обсаженная березами, омытая дождем дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, а яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядя на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещенную солнцем и все еще грозную тучу, на столб белого дыма, поднимающегося вдалеке над зажженным грозою сараем. Я слушал веселые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И.Соколов-Микитов)

(146 слов)




Грамматическое задание



  1. Озаглавьте текст

  2. Выпишите из текста 1 предложение (1вариант) с причастным оборотом; (2вариант) с деепричастным оборотом. Графически объясните постановку знаков препинания

3. Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 деепричастия (1 вариант из 2 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца)




Контрольно -измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе



Контрольная работа №2 по теме

«Главные члены предложения»


Диктант

Адмиралтейство


Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным рус­ским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиоз­ное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свобод­ными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства — это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напря­жения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением не­победимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведе­ниям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с вели­чественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность.

(105 слов.)

(По М. Алпатову)


Грамматическое задание


  1. Выделить сказуемые и определить их типы:

I вариант — в первых двух абзацах;

II вариант — в третьем абзаце.


2. Поставьте, где это необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

1) Иметь хороший почерк одно из правил вежливости.

2) Утро ясное, солнечное.

3) Читать вечером книги мое любимое занятие

4) Снег у крыльца как песок зыбучий.

5) Пятью пять двадцать пять

Контрольно -измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе

Контрольная работа № 3 по теме

« Второстепенные члены предложения»



Диктант


Примечания:

Одно предложение следует отделять от другого одной строчкой, чтобы позднее, при выполнении грамматического задания, вписать необ­ходимые ответы.

В скобках указаны грамматические основы и даны значения обстоя­тельств. Эти значения ученики должны будут написать самостоятельно при выполнении грамматического задания.



1. Через минуту попадья вышла ко мне в сени. (Основа — попадья вышла. Обстоятельство времени и места.)

2. Я горько заплакал и громко произнес имя моей любимой. (Осно­ва - Я заплакал и произнес. Обстоятельства образа действия.)

3. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством. (Основа - Ты едешь. Обстоятельства места и цели.)

4. От усталости он еле держался на ногах. (Основа — Он держался на ногах. Обстоятельства причины и степени.)

5. При сильном ветре выходить в море опасно. (Основа — Выходить опасно. Обстоятельства условия и места.)

6. Маша была необыкновенно хороша в этот миг. (Основа — Маша была хороша. Обстоятельства степени и времени.)

7. В нашу гавань заходили корабли. (Основа — Заходили корабли. Об­стоятельство места.)

8. На закате солнце кажется огромным красным шаром. (Основа — Солнце кажется шаром. Обстоятельство времени.)

9. Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул. (Основа — Я уснул. Обстоятельства причины и времени.)

10. Несмотря на оттепель, многие еще одеты по-зимнему. (Основа — Многие одеты. Обстоятельства уступки и образа действия.)

11. Енот-полоскун - цирковой артист от природы. (Основа — Енот-полоскун — артист. Обстоятельство причины.)

12. Ласковое слово что солнышко в ненастье. (Основа — Слово что солнышко. Обстоятельство времени.)

13. Внизу, как муравьи, сновали люди. (Основа — Сновали люди. Об­стоятельства места и образа действия.)

14. Мы ученики восьмого класса. (Основа — Мы ученики.)



Грамматическое задание


  1. Выделить грамматические основы предложении.

  2. Подчеркнуть второстепенные члены, надписать, какими частями речи они выражены. Указать значения обстоятельств.


Контрольно -измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе


Контрольная работа № 4 по теме: «Однородные члены предложения»


Диктант


Рекомендации: предложения нумеровать, оставлять после каждого предложения чистую строку для выполнения грамматического задания.


1. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам. (И.А. Крылов.)

2. То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюха­ет, то их полижет. (И.А. Крылов.)

3. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И.А. Крылов.)

4. Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка зате­яли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок Подлипки. (И.А. Крылов.)

5. Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чис­том поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А.С. Пушкин.)

6. Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, лас­ково зовущие крики. (A.M. Горький.)

7. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.

8. Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на вер­хней ветке дерева.

9. В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.

10. Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой — выглядело несказанно радостным и привлекательным.

11. Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.

12. Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики.



Грамматическое задание


1.Подчеркнуть однородные члены предложений, сделать схемы, ука­зать значения сочинительных союзов. (Это задание можно выполнять по вариантам:

I вариант - нечетные предложения, II вариант - четные.)

2.Сделать синтаксический разбор предложений: I вариант - №3, II ва­риант — №9.Контрольно- измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе


Контрольная работа № 5 по теме

«Обособленные члены предложения»



Диктант


Примечания:

1) Каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.

2) В предложении № 9 нужно сказать ученикам о двоеточии.

3) Количество предложений и грамматических заданий можно варь­ировать в зависимости от времени на уроке и подготовленности класса.


1. Полученный ответ рассматривался как согласие.

2. Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.

3. Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или но­готками.

4. Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки.

5. Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер про­должал упорно двигаться вперед.

6. Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Петр Первый заложил город-крепость Кронштадт.

7. Как-то вечером к отцу пришел друг, доктор Ливси.

8. По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой.

9. Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли?

10. Вскоре случилось первое из загадочных событий, благодаря которым мы избавились от капитана.

11. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.

12. Нельзя работать спустя рукава.

13. Счет долгот на Земле ведется от Гринвичского, или нулевого, меридиана.

14. Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными.

15. Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.

16. Он оперся на винтовку (болела нога), и дремота охватила его.

17. Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз.


Грамматическое задание.


1. Сделать синтаксический разбор предложений №2, 13.

2. Записать номера односоставных предложений, указать их тип.

3. Записать номера предложений с неоднородными определениями.

4. Сделать схемы предложений №1, 8.



(Ответы. К заданию 2: односоставные предложения — №3, 11 — неопределенно-личные, 12 - безличное. К заданию 3: предложения с неоднородными определениями — 3, 4, 5.)

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе


Контрольная работа № 6 по теме

«Синтаксические конструкции с чужой речью»


1. Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.


  1. Гоголь так трактует характер Хлестакова: «Хлестаков вовсе не надувает, он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит».

  2. Писатель Панаев, современник Гоголя, писал, что «Реви­зор» «имел успех колоссальный».

  3. Как вспоминал артист Каратыгин, Николай I, неожиданно приехавший в театр, пробыл до окончания пье­сы, от души смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем до­сталось, а мне — более всех».

  4. Гоголь в письме к Жуковскому пишет: «Я решился собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над всем посмеяться».

  5. Оценивая своеобразие таланта Гоголя, Пуш­кин отмечал, что «еще ни у одного писателя не было этого дара выстав­лять так ярко пошлости жизни».

  6. Пушкин сообщает в письме жене: «Вот уже неделю, как я в Болдине, привожу в порядок некоторые мои Записки о Пугачеве».

  7. Гоголь дивится «драгоценности русского язы­ка».

  8. Жуковский воспринимал Пушкина как «будущего гиганта» и «надежду нашей словесности».

  9. Тургенев пишет в своем стихо­творении:

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое...



  1. Запишите предложения, замените прямую речь косвенной


1) Взяв и руки балалайку, отец удивленно спросил: «Ты сделал?»

2) Увидев встречный автомобиль, она подняла руку: «Степа, свези-ка человека на пристань».

3) Он заметил: «Я знаю твою историю».

4) «Бу­дут работать»,— одобрительно сказал старичок о собаках.

5) «Волки хитрее охотников»,— добавил он.








Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе


Контрольная работа № 7 по теме

«Повторение и систематизация изученного в VIII классе»



ИТОГОВЫЙ ТЕСТ


I вариант

1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

A. Парус белый из тумана начинает выплывать.

Б. Охвачено сердце тревогою смутной.

B. Росы напился соловей с кленового куста.

Г. Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.


2. Укажите предложения с составным глагольным сказуе­мым.

A. От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.

Б. Черепицы стеклом светится будут.

B. Была равнина снежная бела.

Г. В осеннем солнечном лесу человек становится чище.


3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

A. Молодость бескорыстна и великодушна.

Б. Простота есть необходимое условие прекрасного.

B. Глаза как ночь.

Г. Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.


4. Найдите двусоставные предложения.

A. Вновь зарёю восток озарило. Б. Легки облака на рассвете.

B. С крыши сбросили снег.

Г. Липким запахом веет полынь.


5. Определите вид простого предложения Люблю читать при­ключенческую литературу.

A. определенно-личное

Б. неопределенно-личное

B. безличное

Г. двусоставное


6. Найдите определенно-личное предложение.

A. Вновь к черемухе душистой пчёлы ранние летят.

Б. Из полей тянуло гречишным медом.

B. Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.

Г. Золотым лучом деревню облило.


7. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

А. Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.

Б. Красавицы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.

В. Самолет-истребитель показался над лесом.

Г. Брат учится в институте и станет инженером-строителем.


8. В каком предложении перед как ставится запятая?

A. Дождь лил/как из ведра.

Б. У тебя брошка/как пчелка.

B. Белая чайка мелькала в воздухе/как первый снег.

Г. Молодость/как песня жаворонка на заре.


9. Укажите, чем осложнено предложение. Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ве­тер, сначала тихий и ровный, а затем все усиливающийся.

A. обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Б. вводным словом и определением, выраженным причастным обо­ротом

B. вводным словом и однородными обособленными определениями


10. Как надо расставить знаки препинания в выделенной ча­сти предложения?

Тотчас за окном закричал петух, рывшийся в грядках с огур­цами и не оглядываясь помчался прочь.

A. ...с огурцами, и не оглядываясь, помчался...

Б. ...с огурцами, и, не оглядываясь помчался...

B. ...с огурцами, и, не оглядываясь, помчался...


11. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

A. Мир этот предстает перед ним (Жуковским) как мир крушения личных надежд.

Б. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.

B. За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Па­рамонович, по прозванию Калашников.

Г. Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато. Д. Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги, Алексей поднялся на берег.


12. На месте каких цифр нужны запятые?

Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляюще­гося в сторону (5) маленького человека.

а) 1, 4, 5.

б) 2, 3, 4, 5.

в) 1, 2, 3, 4.

г) 1, 2, 3, 4, 5.


13. Где надо поставить знаки препинания?

Облепиха (1) кустарник (2) или дерево с колючими ветвями (3) растет всюду (4) по берегам рек (5) озер (6) в садах.

а) 1, 3 — тире, 2, 5, 6 — запятые.

б) 1 —тире, 2, 3, 5, 6 — запятые.

в) 1, 3 — тире, 4 — двоеточие, 5, 6 — запятые.

г) 1 —тире, 2, 3, 4, 5, 6 — запятые.


14. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?

A. Л. Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусст­ве — чувство меры».

Б. Л. Толстой утверждал: «Главное средство во всяком искусстве — чувство меры».

B. Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по-пу­стому, где нужно власть употребить».

Г. Твардовский говорит о своем герое:

«Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда...»


Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе


Контрольная работа № 7 по теме

«Повторение и систематизация изученного в VIII классе»



ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

II вариант


1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.

A. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.

Б. Большая радость — делать счастливыми других.

B. Для меня жить — значит работать.

Г. Удивительное, зрелище — видеть летящих журавлей.


2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.

A. Жизнь без движения пуста.

Б. Всё у нас с тобой по-прежнему.

B. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.

Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.


3. Найдите предложение, в котором есть согласованное опре­деление.

А. На завтрак подали яйцо всмятку.

Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.

В. Печальная песня доносилась издалека.

Г. День сегодня тихий, безветренный.


4. Найдите предложение, в котором начальная форма глаго­ла является дополнением.

A. Сирень начинает отцветать.

Б. Мать велела мне поставить чайник.

B. Дом будут строить каменщики.

Г. У него была мечта отправиться на Байкал.


5. Укажите предложение, в котором между главными члена­ми должно быть тире.

A. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.

Б. Охранять природу означает охранять родной край.

B. Лед как сахар.

Г. Капли меда точно жемчуг.


6. Найдите двусоставные предложения.

A. Скамейка почернела от времени. Б. В воздухе запахло гарью.

B. Буду слушать музыку падающей листвы.

Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.


7. Укажите односоставное предложение.

А. В лесу держался запах прелой листвы. Б. Поэзия не профессия.

В. Вижу горы и долины.

Г. Подул с заречья ветерок.


8. Определите вид простого предложения Снегом замело входы в блиндажи.

A. определенно-личное

Б. неопределенно-личное

B. безличное

Г. двусоставное


9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

A. Письмо принесла девушка-почтальон.

Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.

B. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.

Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк.


10. Укажите, чем осложнено предложение Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стреми­тельно скользила мимо.

А. однородными членами предложения

Б. обособленным определением, выраженным причастным обо­ротом, и однородными членами одновременно

В. обособленным определением, выраженным причастным обо­ротом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Г. обособленным одновременно приложением и однородными чле­нами предложения


11. Где надо поставить знаки препинания?

Яркая иволга (1) обитательница высокого (2) березового ле­са (3) дает знать о своем прибытии звучным (4) похожим на флейту голосом.

A. 1 — тире, 2, 3, 4 — запятые.

Б. 1 —тире, 3, 4 — запятые.

B. 1, 2, 3, 4 — запятые.

Г. 1, 3, 4 — запятые.


12. На месте каких цифр надо поставить запятые?

Он (Вронский) остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и по­шел в аллею (6) ведущую к дому.

A. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Б. 1, 4, 6.

B. 1, 2, 3, 4, 6.

Г. 1, 4, 5, 6.


13. Предложение с пунктуационной ошибкой.

A. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.

Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или

просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.

B. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.

Г. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вто­рыми петухами.


14. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?

A. Л. Толстой говорил, что: «Слово — выражение мысли».

Б. Даль отмечал, что язык народа — «сокровищница нашего языка».

B. По мнению Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой». Г. Тютчев пишет:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!