СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету «Русский язык» 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Промежуточная контрольная работа (далее ПКР) по русскому языку в 10 классе проводится с целью определения уровня подготовки обучающихся 10-х классов по русскому языку.

       Назначение ПКР по учебному предмету «Русский язык» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС ООО) и федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО).

Просмотр содержимого документа
«КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету «Русский язык» 10 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 4 АМВРОСИЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



РАССМОТРЕНО


На заседании школьного методического объединения учителей

Протокол

от «14» апреля 2025г. № 1

Руководитель ШМО

_________ Остапенко Ю.А.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


________ О.В. Михалкина


«14» апреля 2025г.

УТВЕРЖДЕНО


Директор


_______________Т.В.Сидоренко


Приказ от «14» апреля 2025г. № 323





КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

промежуточная КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «Русский язык»

10 класс











Составитель КИМ:

Остапенко Ю.А.















г. Амвросиевка, 2025 год



Описание контрольных измерительных материалов

для проведения промежуточной контрольной работы

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 класс

  1. Назначение промежуточной контрольной работы

Промежуточная контрольная работа (далее ПКР) по русскому языку в 10 классе проводится с целью определения уровня подготовки обучающихся 10-х классов по русскому языку.

Назначение ПКР по учебному предмету «Русский язык» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС ООО) и федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО).

  1. Документы, определяющие содержание проверочной работы

Содержание ПКР определяется на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.09.2022 № 70034), и федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.07.2023 № 7422).


  1. Подходы к отбору содержания проверочной работы

ПКР основана на системно-деятельностном, уровневом и комплексном подходах к оценке образовательных достижений. В рамках ПКР наряду с предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования оценивается также достижение метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные).

Тексты заданий ПКР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в федеральный перечень учебников, допущенных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

  1. Структура проверочной работы

ПКР состоит из 7 заданий, в том числе 2 задания к приведенному в варианте проверочной работы тексту 1 для чтения. Задания 4, 5 предполагают запись выбора ответа; задания 1, 2, 6, 7– краткого ответа в виде слова (сочетания слов); задания 2 – развернутого ответа; задание 3 – постановку ударения в приведенных словах.


  1. Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 10 классов по учебному предмету «Русский язык» сформирован с использованием Универсального кодификатора распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по русскому языку, разработанного на основе требований ФГОС ООО и ФОП ООО.


Проверяемые требования к результатам освоения основной

образовательной программы (10 класс)

Код проверяемого результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования

1

Общие сведения о языке

1.1

Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке

1.2

Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного)

1.3

Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с использованием статьи 68 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации")

1.4

Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике

2

Язык и речь. Культура речи

2.1

Система языка. Культура речи

2.1.1

Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы

2.1.2

Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики; комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры; иметь представление о языковой норме, ее видах

2.1.3

Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка

2.1.4

Использовать словари русского языка в учебной деятельности

2.2

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

2.2.1

Выполнять фонетический анализ слова

2.2.2

Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте

2.2.3

Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов; анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка; соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка

2.2.4

Использовать орфоэпический словарь

2.3

Лексикология и фразеология. Лексические нормы

2.3.1

Выполнять лексический анализ слова

2.3.2

Определять изобразительно-выразительные средства лексики

2.3.3

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка; соблюдать лексические нормы; характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики

2.3.4

Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь

2.4

Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы

2.4.1

Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова

2.4.2

Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращенных слов (аббревиатур)

2.4.3

Использовать словообразовательный словарь

2.5

Морфология. Морфологические нормы

2.5.1

Выполнять морфологический анализ слова

2.5.2

Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи

2.5.3

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка; соблюдать морфологические нормы; характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного)

2.5.4

Использовать словарь грамматических трудностей, справочники

2.6

Орфография. Основные правила орфографии

2.6.1

Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии; выполнять орфографический анализ слова

2.6.2

Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдать правила орфографии

2.6.3

Использовать орфографические словари

3

Речь. Речевое общение

3.1

Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов; объем диалогического высказывания - не менее 7 - 8 реплик)

3.2

Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач

3.3

Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального (неофициального) общения, статусу адресанта (адресата) и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации

3.4

Употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации; соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

4

Текст. Информационно-смысловая переработка текста

4.1

Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нем информации в речевой практике

4.2

Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух

4.3

Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте

4.4

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объем сочинения - не менее 150 слов)

4.5

Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объем текста для чтения - 450 - 500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов)

4.6

Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие)

4.7

Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки



Проверяемые элементы содержания (10 класс)

Код

Проверяемый элемент содержания

1

Общие сведения о языке

1.1

Язык как знаковая система. Основные функции языка

1.2

Лингвистика как наука

1.3

Язык и культура

1.4

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков

1.5

Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе

2

Язык и речь. Культура речи

2.1

Система языка. Культура речи

2.1.1

Система языка, ее устройство, функционирование

2.1.2

Культура речи как раздел лингвистики

2.1.3

Языковая норма, ее основные признаки и функции

2.1.4

Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила. Стилистические нормы современного русского литературного языка

2.1.5

Качества хорошей речи

2.1.6

Основные виды словарей. Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь

2.2

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

2.2.1

Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики

2.2.2

Фонетический анализ слова

2.2.3

Изобразительно-выразительные средства фонетики

2.2.4

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке

2.3

Лексикология и фразеология. Лексические нормы

2.3.1

Лексикология и фразеология как разделы лингвистики

2.3.2

Лексический анализ слова

2.3.3

Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение

2.3.4

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм

2.3.5

Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления

2.3.6

Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и другое). Особенности употребления

2.3.7

Фразеология русского языка. Крылатые слова

2.4

Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы

2.4.1

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики

2.4.2

Морфемный и словообразовательный анализ слова

2.4.3

Словообразовательные трудности. Особенности употребления сложносокращенных слов (аббревиатур)

2.5

Морфология. Морфологические нормы

2.5.1

Морфология как раздел лингвистики

2.5.2

Морфологический анализ слова

2.5.3

Особенности употребления в тексте слов разных частей речи

2.5.4

Морфологические нормы современного русского литературного языка

2.5.5

Основные нормы употребления имен существительных: форм рода, числа, падежа

2.5.6

Основные нормы употребления имен прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы

2.5.7

Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных

2.5.8

Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя

2.5.9

Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения

2.6

Орфография. Основные правила орфографии

2.6.1

Орфография как раздел лингвистики. Принципы и разделы русской орфографии

2.6.2

Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление заглавных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов

2.6.3

Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне

2.6.4

Употребление разделительных ъ и ь

2.6.5

Правописание приставок

2.6.6

Буквы ы - и после приставок

2.6.7

Правописание суффиксов

2.6.8

Правописание н и нн в словах различных частей речи

2.6.9

Правописание не и ни

2.6.10

Правописание окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов

2.6.11

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

3

Речь. Речевое общение

3.1

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности

3.2

Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и ее компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения)

3.3

Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения говорящего к партнеру и другие). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального (неофициального) общения, статусу адресанта (адресата) и другим

3.4

Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации общения

4

Текст. Информационно-смысловая переработка текста

4.1

Текст, его основные признаки

4.2

Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте

4.3

Информативность текста. Виды информации в тексте

4.4

Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанного текста

4.5

План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия


Перечень проверяемых предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (соотнесены с метапредметными результатами)

Код проверяемого результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной

программы среднего общего образования

Метапред- метный результат

1

Общие сведения о языке

1.1

Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке

МП 1.3.1; 2.1

1.2

Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и куль- туры народа (в рамках изученного)

МП 1.3.1; 2.1

1.3

Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1.06.2005 № 53- ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов

Российской Федерации»)

МП 1.3.3; 2.1

1.4

Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике

МП 1.3.1; 2.1

2

Язык и речь. Культура речи

2.1

Система языка. Культура речи

2.1.1

Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые

единицы разных уровней языковой системы

МП 1.1.1;

1.2.3

2.1.2

Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики; комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры; иметь представление о языковой норме, её видах

МП 1.1.1;

1.2.2; 1.2.3;

3.1.1

2.1.3

Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам со- временного русского литературного языка

МП 1.3.1;

2.1.1; 3.2.2

2.1.4

Использовать словари русского языка в учебной деятельности

МП 1.3.1;

1.3.3; 1.3.4;

3.1.1; 3.2.2

2.2

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы


2.2.1

Выполнять фонетический анализ слова

МП 1.1.1–

1.1.4

2.2.2

Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте

МП 1.1.1;

1.2.3; 1.2.7;

2.1.1; 3.3

2.2.3

Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов; анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка; соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка

МП 1.1.1;

1.2.2; 1.2.3;

3.1.1

2.2.4

Использовать орфоэпический словарь

МП 1.3.1;

1.3.3; 1.3.4;

3.1.1; 3.2.2

2.3

Лексикология и фразеология. Лексические нормы


2.3.1

Выполнять лексический анализ слова

МП 1.1.1–

1.1.4

2.3.2

Определять изобразительно-выразительные средства лексики

МП 1.1.1;

1.2.3; 1.2.7;

2.1.1; 3.3

2.3.3

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка; соблюдать лексические нормы; характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики

МП 1.1.1;

1.2.2; 1.2.3;

3.1.1

2.3.4

Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь

МП 1.3.1;

1.3.3; 1.3.4;

3.1.1; 3.2.2

2.4

Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы


2.4.1

Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова

МП 1.1.1–

1.1.4

2.4.2

Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур)

МП 1.1.1;

1.2.2; 1.2.3;

3.1.1

2.4.3

Использовать словообразовательный сл варь

МП 1.3.1;

1.3.3; 1.3.4;

3.1.1; 3.2.2

2.5

Морфология. Морфологические нормы


2.5.1

Выполнять морфологический анализ слова

МП 1.1.1–

1.1.4

2.5.2

Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи

МП 1.1.1;

1.2.3; 1.2.7;

2.1.1; 3.3

2.5.3

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка; соблюдать морфологические нормы; характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного)

МП 1.1.1;

1.2.2; 1.2.3;

3.1.1

2.5.4

Использовать словарь грамматических трудностей, справочники

МП 1.3.1;

1.3.3; 1.3.4;

3.1.1; 3.2.2

2.6

Орфография. Основные правила орфографии


2.6.1

Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии; выполнять орфографический анализ слова

МП 1.1.1–

1.1.4

2.6.2

Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдать правила орфографии

МП 1.1.2;

1.1.4; 1.2.5;

2.1.1; 2.1.2;

3.2.1

2.6.3

Использовать орфографические словари

МП 1.3.1;

1.3.3; 1.3.4;

3.1.1; 3.2.2

3

Речь. Речевое общение


3.1

Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний – не менее 100 слов; объём диалогического

высказывания – не менее 7–8 реплик)

МП 2.1

3.2

Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информаци- онно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач

МП 1.2.2;

1.3.2; 1.3.4;

3.3

3.3

Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; ис- пользовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно- научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернеткоммуникации

МП 2.1.1–

2.1.3; 3.3

3.4

Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации; соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

МП 1.1.4;

3.2.1

4

Текст. Информационно-смысловая переработка текста


4.1

Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике

МП 1.1.1;

1.3.1

4.2

Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)

на слух

МП 1.1.2;

1.2.2;

1.3.3–1.3.5

4.3

Выявлять логикосмысловые отношения между предложениями в тексте

МП 1.1.1;

1.1.2; 1.2.4

4.4

Создавать тексты разных функциональносмысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально- делового стилей (объём сочинения – не менее 150 слов)

МП 1.1.3;

1.1.5; 1.2.6;

1.3.2; 2.1.1;

2.1.2; 3.2.1

4.5

Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационносмысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов)

МП 1.1.4;

1.2.1; 1.2.2;

1.3.1; 3.1.1

4.6

Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие)

МП 1.3.2;

3.2.1

4.7

Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки

МП 1.1.4;

3.2.1



  1. Распределение заданий итоговой контрольной работы по позициям

Информация о распределении заданий по позициям кодификатора

Проверяемые предметные результаты

Код КЭС/КТ

Уро- вень сложно- сти

Макси- мальный балл за выполне- ние задания

1

Выполнять лексический анализ слова

1.5;2.3.2;

2.3.5;

2.3.6/1.2;1.4;

2.3.1

Б

1

2

Определять изобразительно-выразительные средства фонетики и лексики

2.2.3; 2.3.3;/

2.1.2; 2.2.1;

2.2.2; 2.3.2

Б

3

3

Соблюдать основные произносительные и

акцентологические нормы современного русского литературного языка

2.1.4; 2.2.1;

2.2. 3/2.1.2

Б

2

4

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм

современного русского литературного языка

2.3.4/2.1.2–

2.1.4; 2.3.3

Б

1

5

Анализировать и характеризовать высказывания с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка; соблюдать морфологические нормы; характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках

изученного)

2.5.1; 2.5.4–

2.5.9/2.1.3;

2.5.3

Б

1

6

Соблюдать правила орфографии с учётом морфемного анализа слова

2.6.1–2.6.8;

2.6.11/2.1.1;

2.4.1; 2.6.1;

2.6.2

Б

2

7

Соблюдать правила орфографии; выполнять морфологический анализ слова

2.5.2; 2.6.1;

2.6.9; 2.6.10;

2.6.12/2.1.1;

2.4.1; 2.5.1;

2.6.1; 2.6.2

Б

2

Всего заданий –7; из них
по уровню сложности: Б –7.
Максимальный первичный балл за работу –12.
Общее время выполнения работы –45 минут



  1. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности

Все задания относятся к базовому уровню сложности.


  1. Типы заданий, сценарии выполнения заданий

Задание 1 проверяет умение учащихся осуществлять лексический анализ слова.

Задание 2 оценивает уровень владения умениями определять изобразительно-выразительные средства фонетики и лексики (аллитерация, ассонанс, эпитет, метафора, сравнение, метонимия, олицетворение и др.).

Задание 3 оценивает уровень владения основными произносительными, акцентологическими нормами современного русского литературного языка.

Задание 4 определяет уровень владения умениями анализировать и характеризовать высказывания с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка, нарушение которых приводит к следующим ошибкам: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слова без учета многозначности, смешение паронимов, речевая избыточность (тавтология, плеоназм), неточность в употреблении фразеологизма.

Задание 5 проверяет умения анализировать и характеризовать высказывания с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.

Задание 6 проверяет умение соблюдать правила орфографии с учётом морфемного анализа слова: правописание гласных и согласных в корне; употребление ъ и ь; правописание приставок; буквы ы и после приставок; правописание суффиксов; правописание окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

Задание 7 проверяет умение соблюдать правила орфографии: правописание н и нн в словах различных частей речи; правописание не и ни; слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи. Кроме того, оно оценивает умение проводить морфологический анализ слова, в частности, определять часть речи.


  1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом

Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 3 баллов. Ответ на каждое из заданий 3, 6, 7 оценивается от 0 до 2 баллов. Ответ на каждое из заданий 1, 4, 5 оценивается от 0 до 1 балла. Максимальный первичный балл за выполнение работы – 12.


Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания работы – 12.


Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

03

46

7–9

10–12


  1. Продолжительность проверочной работы

На выполнение проверочной работы отводится один урок (не более 45 минут).


  1. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения проверочной работы

Дополнительные материалы и оборудование не используются.












































































Вариант 1

   Прочитайте текст и выполните задания 1–2.

(1)...Изогнулась берёза, тянется кверху, ослепляя своей белизной, а рядом белеют стволы её соседок; вдали золотится на солнце полоска зимнего леса, и надо всем этим миром расстилается огромное синее небо. (2)«В то необычайное утро,  — рассказывал великий И. Э. Грабарь о создании «Февральской лазури»,  — природа праздновала какой-то небывалый праздник  — праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (3)Художник стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей и, заглядевшись на неё, уронил палку, нагнулся, чтобы её поднять, а когда взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, то обомлел от открывшегося перед ним зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба... (4)Позже Грабарь вспоминал, что, вернувшись в 1901 году в Россию, он был несказанно потрясён красотою русского пейзажа: нигде он не видел таких чудесных берёзовых рощ, таких «восхитительных вёсен, золотых осеней, сверкающих инеев».

(По И. Долгополову)

  1. Подберите и запишите пароним к слову «великий» из предложения 2.



  1. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Образное определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.



  1. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Балуясь, сослепа, переведена, свекла.

  1. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

А)  речевая избыточность

Б)  нарушение лексической сочетаемости

В)  смешение паронимов












ПРИМЕРЫ

1)  В последнее время общественные организации усилили внимание развитию сотрудничества в сфере защиты окружающей среды.

2)  Катерина Кабанова, задыхаясь в атмосфере лицемерия и лжи, заранее предчувствует свою гибель.

3)  При поступлении в университет можно предоставить электронные версии документов.

4)  Заглавная тема многих созданных Н.А. Некрасовым произведений борьба за свободу русского народа.

5)  Не погоня за внешними эффектами водит пером писателя, а стремление проникнуть в сущность изображаемых явлений.

  1. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1)  С реки дул прохладный ветерок, катеры, хлопая днищем, вздымали белую пену бурунов.

2)  В тысяча девятьсот шестьдесят первом году Юрий Гагарин полетел в космос.

3)  Нет ничего более надёжнее, чем крепость долголетней дружбы, берущей своё начало в прекрасных годах юности.

4)  На туалетном столике лежало несколько зеркалец, заколок, расчёсок и гребешков: барышни готовились к выходу.


  1. Выпишите слова с орфограммой в суффиксе. Вставьте пропущенные буквы.

Прослуш..нные звонки, неиссяка..мый источник, суп с лапш..й, преодол..вать препятствия, выт..чка на платье, отбиватьчеч..тку, крупн..панельный дом, невид..мый образ, ц..трусовый сок, туш..нка из говядины, деш..вая мебель, аккуратный поч..рк, прик..сновение к прекрасному, мелодический маж..р, ист..нный путь.

  1. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1)  А день (по)тихоньку катился на убыль, но солнце стояло ещё высоко.

2)  (Не)смотря на поздний час, стояла невыносимая духота, пронизанная едва уловимым дымным запахом, который проникал в комнату с улиц.

3)  Из трёх икон, писа(н,нн)ых, по преданию, евангелистом Лукой, одна хранилась в Эфесе.

4)  На картине В. Серова «Похищение Европы» Зевс изображён (в)виде прекрасного быка.

5)  Осталось только опросить свидетелей и передать дело (в)следствие.

6)  Он смотрел на мир благожелательным взглядом, (не)замечая в нём зла и низости, ощущая только его поэзию.

7)  Утро тума(н,нн)ое, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые…

8)  Пассажиры с радостью узнали, что их опасения по поводу ухудшения погоды оказались беспочве(н,нн)ы, и высыпали на палубу.

Часть речи

выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное /имя существительное с предлогом


Имя прилагательное


Наречие


Причастие


Деепричастие


Предлог


Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1–2.

(1)Ярославль мне очень нравится: город белокаменный, весёлый, красивейший, с садами, старинными прекрасными церквами, башнями и воротами; город с физиономией… (2)Ярославль носит на каждом шагу следы древности, прежнего значения, прежней исторической жизни: сосредоточение церквей (почти ни одной новой архитектуры), чуть ли не все пятиглавые, с оградами, зелёным двором или садом вокруг. (3)Прибавьте к этому монастыри внутри города, с каменными стенами и могучими башнями, и вы поймёте, как это скрашивает город,  — а тут же Которосль и Волга с набережными, мостами и перевозами. (4)Что же касается до простого народа, то мужика вы почти и не встретите, т. е. мужика-землепашца, а встречается вам на каждом шагу мужик промышленный, фабрикант, торговец  — человек бывалый, обтёртый, одевающийся в купеческий долгополый кафтан, с фуражкой, жилетом и галстуком.

  1. Подберите и запишите антоним к слову «древность» из предложения 2.



  1. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Образное определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.



  1. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Клала, завидно, эксперт, километр.

  1. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

А)  смешение паронимов

Б)  нарушение лексической сочетаемости

В)  речевая избыточность












ПРИМЕРЫ

1)  Посетителям Третьяковской галереи была прочитана беседа о творчестве А. Куинджи.

2)  В 1885 году на выставке передвижников художник И. Репин представил картину «Иван Грозный убивает своего сына».

3)  Известный художник бесплатно подарил свои картины краеведческому музею.

4)  Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни.

5)  Напоминание о древнем городе впервые встречается в документах XIV века.

  1. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1)  Внимательные читатели комедии А. П. Чехова, опираясь на расчёты Лопахина о выгоде сдачи участков в аренду, посчитали площадь вишнёвого сада: она составила около тысячи гектаров.

2)  Я оказался в ещё более худшем положении, потому что на этот раз у меня под рукой не было ни толкового словаря, ни словаря синонимов.

3)  Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путём: они заключали международные договора военного и торгового характера в устной или письменной форме.

4)  Главным для начинающего художника было то, что на обеих его выставках, и в Москве, и в Петербурге, собралось много молодёжи.


  1. Выпишите слова, в которых пропущена гласная в окончании, вставьте пропущенные буквы.

Расплавленным свинц..м, побывать в имень..це, на центральной площад.., гулять на раздоль.., разов..ёт скорость, на выцветш..й бумаге, пастушок гон..т стадо, обиж..нный ребёнок, разж..вать сухарь, имитац..я деятельности, с утра нездоров..лось, сообщить о происшеств..и, неглубокий овраж..к, аккомпанир..вать хору, в роскошной резиденц..и.

  1. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1)  (По)тому берегу двигалась колонна пленных немцев, сопровождаемая белорусскими партизанами.


2)  Известный художник-маринист Иван Айвазовский умер в 1900 году, (не)закончив картину «Взрыв корабля».


3)  Картина И. Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» наполне(н,нн)а воздухом и ярким солнечным светом.


4)  Даже ещё (не)завершённая картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» поражала его друзей обилием исторических деталей в костюмах и в объектах вокруг персонажей.


5)  Человек не в силах переделать природу, за(то) он способен сделать красивее землю, на которой живёт.


6)  На картине И. Шишкина «Рожь» изображено ржа(н, нн)ое поле возле Елабуги.


7)  Говорят, что сюжет картины «Утро в сосновом бору» подсказал И. Шишкину его друг, то(же) известный художник К. Савицкий.


8)  Писатель, работая с утра до вечера, жил бедно, часто (не)доедал.

Часть речи

выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя прилагательное


Местоимение/местоимение с предлогом


Глагол


Причастие


Деепричастие


Союз


Вариант 3

Прочитайте текст и выполните задания 1–2.

(1)Дорога подобна судьбе человеческой, поэтому как бессчётно звёзд в небе, так и бессчётно судеб-дорог на земле, и все они разные.

(2)Одна дорога стрелой пересекает раздольные поля, спускается в глубокие овраги, цепко карабкается на горки, идёт мимо частых ельников и развесистых березняков, от деревни к деревне, сворачивает в большие красивые города, переходит из округа в округ и приводит в чужедальние земли. (3)Если хочешь изведать даль и близь этой дороги, оставь на время свой край, жилище отцов и дедов и иди туда, куда она поведёт тебя, где ты никогда не бывал; но, уходя вдаль, не забывай оглянуться назад, сосчитай и почувствуй сердцем вёрсты, оставленные позади, осмысли умом свой путь.

(4)Другая дорога, как нить, связывает человека с человеком, народ с народом, переносит огонь из одного сердца в другое, и, если хочешь познать эту благодатную дорогу,  — полюби человека, живущего рядом с тобой, не чуждайся его горя и радости.

(По К. Васину)

  1. Подберите и запишите синоним к слову «оставь» из предложения 3.

  2. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.

  3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Оптовый, плодоносить, донельзя, подняв.

  1. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

А)  речевая избыточность

Б)  нарушение лексической сочетаемости

В)  употребление слова в несвойственном ему значении








ПРИМЕРЫ

1)  Ежегодно на исследования в области альтернативной энергетики правительством выделяются огромные суммы.

2)  В этом деле положительную роль имеет согласие всего коллектива.

3)  Внешний вид гостиницы не всегда соответствует уровню обслуживания в ней.

4)    Во втором действии комедии действия развиваются интересно и динамично.

5)    Пассажиры, курящие во время полёта, будут аннулированы

  1. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1)  Для приготовления этого салата вам потребуется около полуторасот граммов отварной курятины.

2)  Только к вечеру ветер утихнул.

3)    На обоих берегах реки раскинулось село.

4)  Клубника была сладкая, а когда я обмакнул ее в сахар стала еще слаще.

  1. Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова.

Пром..чить ноги, препод..ватель танц..в, распол..гаться на д..ване, в..днеется вд..леке, пом..риться с т..варищем, см..треть с зам..ранием, изменение прил..гательных, заст..лить п..стель, подг..товить выступление.

  1. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1)  К (не)расчётливости прибавилась и всегдашняя его медлительность.

2)  Вылет задержали (в)виду плохой погоды.

3)  У Ксении не было оснований считать, что работа плохо выполне(н/нн)а.

4)  Этот случай далеко (не)уникальный.

5)  Опыт был проведён удачно, (при)чём впервые.

6)  Глебов стал (в)тайне готовиться к отъезду.

7)  (Не)смотря на усталость, результатом заплыва Сергей был доволен.

8)  (Не)далеко от деревни находился полевой стан.

Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное /имя существительное с предлогом


Имя прилагательное


Наречие


Причастие


Предлог


Союз










Вариант 4

Прочитайте текст и выполните задания 1–2.

(1)В конце 1926 года Соболевский, близкий друг Пушкина, обратился к Тропинину с предложением написать портрет поэта: он просил изобразить поэта «в домашнем халате, растрёпанного, с заветным перстнем на пальце». (2)Таким образом, задача художника заключалась в изображении повседневного внешнего облика поэта без стремления раскрыть его внутренний образ. (З)Работая над портретом, художник, в сущности, далеко отошёл от первоначального замысла. (4)Остались лишь внешние атрибуты повседневности: просторный шёлковый халат, небрежно распахнутый ворот белой сорочки, артистично перекинутый вокруг ворота чёрный шейный платок, растрёпанные волосы. (5)Но всем этим подробностям придан новый смысл: они воспринимаются как символ того поэтического беспорядка, с которым романтическое искусство так часто связывало представление о вдохновении.

  1. Подберите и запишите синоним к слову «замысел» из предложения 3.

  2. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.

  3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Углубить, досуха, начавший, средства.

  1. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

А)  речевая избыточность

Б)  неверное использование фразеологизма

В)  употребление слова в несвойственном ему значении



ПРИМЕРЫ

1)  До утра он не сомкнул взгляда, а утром узнал, что контора их разогнана.

2)  Он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

3)  Не только подвал дома и чердак, но и комнаты были забиты всякой рухлядью.

4)   Я искусственно заикался, оговаривался, жестикулировал.

5)   Подобное оружие делали и коренные аборигены Австралии.

 

  1. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1)  С реки дул прохладный ветерок, катеры, хлопая днищем, вздымали белую пену бурунов.

2)  В тысяча девятьсот шестьдесят первом году Юрий Гагарин полетел в космос.

3)  Нет ничего более надёжнее, чем крепость долголетней дружбы, берущей своё начало в прекрасных годах юности.

4)  На туалетном столике лежало несколько зеркалец, заколок, расчёсок и гребешков: барышни готовились к выходу.

  1. Выпишите слова, в которых пропущена буква О в корне слова.

Ч..порный человек, ж...лтый капюш..н, железный ж..лоб, крепкий ш..в, старый ж..рнов, крупный ж..лудь, погрузить в щ..лочь, гладкое ш..ссе, крупный обж..ра, крутой береж..к, ловкий ж..кей, любить горяч..

  1. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1)  (На)бегу Казбич выхватил из чехла ружьё и выстрелил.

2)  Виднелись ещё (не)убранные поля ржи.

3)  (Ни)когда ещё он не врал так правдоподобно.

4)  На болотах дымились торфя(н,нн)ики.

5)  (Высоко)квалифицирова(н,нн)ых специалистов не хватает.

6)  Я так(же) прочла эту книгу.

7)  Дом он решил строить (на)подоби(е,и) замка.

8)  (В)следстви(е,и) наметился новый подозреваемый.

Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное /имя существительное с предлогом


Имя прилагательное


Наречие


Причастие


Предлог


Союз












Ответы к вариантам заданий

Вариант 1

  1. Пояснение. Паронимы  — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

К указанному слову есть пароним, это слово «величественный».

Ответ: величественный

  1. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  название средства художественной выразительности: эпитет;

2)  примеры из текста: «необычайное утро» (предложение 2), «жемчужных берёз» (предложение 2), «коралловых веток» (предложение 2), «сапфировых теней» (предложение 2) и др.

Критерии проверки:

Указания по оцениванию

Баллы

K1

Распознавание средств художественной выразительности



Верно определено средство художественной выразительности

1

Верно определено средство художественной выразительностиИЛИ Ответ отсутствует

0

K2

Наличие примеров



Верно приведены два примера из текста

2

Верно приведен один пример из текста

1

Примеры не приведены. ИЛИ Оба примера приведены неверно

0

Максимальный балл

3



  1. Пояснение. Балу́ясь, со́слепа, переведена́, свёкла.


Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

0

Верно поставлено ударение только в трёх словах

1

Верно поставлено ударение во всех словах

2

Максимальный балл

2



  1. Пояснение. Установим соответствия.

А)  речевая избыточность в предложении 2. Из слов «предчувствовать» и «заранее» лишнее второе, ведь «предчувствовать» уже имеет значение «заранее».

Б)  нарушение лексической сочетаемости в предложении 1. Невозможно «усилить внимание развитию», внимание уделяют.

В)  смешение паронимов  в предложении 4, слово «заглавная» не подходит по значению, а вот пароним «главная»  — верен.

Ответ: 214



  1. Пояснение. Нет ошибок в образовании форм слов в предложениях 2 и 4.

Исправим предложения с ошибками.

1)  С реки дул прохладный ветерок, катера, хлопая днищем, вздымали белую пену бурунов.

3)  Нет ничего надёжнее ИЛИ более надёжного, чем крепость долголетней дружбы, берущей своё начало в прекрасных годах юности.

Ответ: 24


  1. Пояснение. Орфограмма в суффиксе есть в следующих словах:

Прослушанные, неиссякаемый, преодолевать, невидимый, тушёнка.

Ответ: прослушанные, неиссякаемый, преодолевать, невидимый, тушёнка.

Критерии проверки:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

К1.  Распознавание орфограммы


Все выписанные слова содержат указанную в задании орфограмму

1

Допущена одна ошибка в выборе слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

К2.  Соблюдение орфографических норм


Слова записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка в написании слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2



  1. Пояснение. Заполним таблицу.

Часть речи

выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное /имя существительное с предлогом

5) Осталось только опросить свидетелей и передать дело в следствие.

Имя прилагательное

7) Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые...

8)  Пассажиры с радостью узнали, что их опасения по поводу ухудшения погоды оказались беспочвенны, и высыпали на палубу.

Наречие

1) А день потихоньку катился на убыль, но солнце стояло ещё высоко.

Причастие

3) Из трёх икон, писанных, по преданию, евангелистом Лукой, одна хранилась в Эфесе.

Деепричастие

6) Он смотрел на мир благожелательным взглядом, не замечая в нём зла и низости, ощущая только его поэзию.

Предлог

4)  На картине В. Серова «Похищение Европы» Зевс изображён в виде прекрасного быка. 2)  Несмотря на поздний час, стояла невыносимая духота, пронизанная едва уловимым дымным запахом, который проникал в комнату с улиц.


Критерии проверки:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

К1.  Соблюдение орфографических норм


Предложения записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

К2.  Распознавание частей речи


Верно определены части речи выделенных в предложениях слов, все предложения записаны в соответствующие ячейки таблицы

1

Допущена одна ошибка в определении частей речи или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2















Вариант 2

  1. Пояснение. К указанному слову есть антоним, слово с противоположным значением, это слово «современность».

Ответ: современность.

  1. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  название средства художественной выразительности: эпитет;

2)  примеры из текста: «город белокаменный, весёлый, красивейший» (предложение 1), «старинными прекрасными церквами, башнями и воротами» (предложение 1), «могучими башнями» (предложение 3), «человек бывалый, обтёртый» (предложение 4)

Критерии проверки:

Указания по оцениванию

Баллы

K1

Распознавание средств художественной выразительности

 

 

Верно определено средство художественной выразительности

1

Верно определено средство художественной выразительностиИЛИ Ответ отсутствует

0

K2

Наличие примеров

 

 

Верно приведены два примера из текста

2

Верно приведен один пример из текста

1

Примеры не приведены. ИЛИ Оба примера приведены неверно

0

Максимальный балл

3



  1. Пояснение. Кла́ла, зави́дно, экспе́рт, киломе́тр.


Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

0

Верно поставлено ударение только в трёх словах

1

Верно поставлено ударение во всех словах

2

Максимальный балл

2



  1. Пояснение. Установим соответствия.

А)  смешение паронимов в предложении 5. Вместо слова «напоминание» нужно употребить «упоминание».

Б)  нарушение лексической сочетаемости в предложении 1. Беседу прочитать невозможно; можно прочитать лекцию: Посетителям Третьяковской галереи была прочитана лекция о творчестве А. Куинджи.

В)  речевая избыточность в предложении 3. Подарить  — это и значит отдать без всякой платы.

Ответ: 513.

  1. Пояснение. В предложениях под номерами 1 и 4 нет ошибок в образовании форм выделенных частей речи.

Исправим ошибки в других предложениях.

2)  Я оказался в ещё худшем ИЛИ более плохом положении, потому что на этот раз у меня под рукой не было ни толкового словаря, ни словаря синонимов.

3)  Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путём: они заключали международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме.

Ответ: 14.

  1. Пояснение. Вставим пропущенные буквы и выпишем слова с указанной орфограммой. 

Свинцом, на площади, на раздолье, выцветшей, гонит

Ответ: Свинцом, на площади, на раздолье, выцветшей, гонит

Критерии проверки:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

К1.  Распознавание орфограммы


Все выписанные слова содержат указанную в задании орфограмму

1

Допущена одна ошибка в выборе слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

К2.  Соблюдение орфографических норм


Слова записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка в написании слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2



  1. Пояснение. Заполним таблицу.

Часть речи

выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя прилагательное

6)  На картине И. Шишкина «Рожь» изображено ржаное поле возле Елабуги.

Местоимение/местоимение с предлогом

1) По тому берегу двигалась колонна пленных немцев, сопровождаемая белорусскими партизанами.

Глагол

8)  Писатель, работая с утра до вечера, жил бедно, часто не доедал.

Причастие

3) Картина И. Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» наполнена воздухом и ярким солнечным светом.

Деепричастие

2) Известный художник-маринист Иван Айвазовский умер в 1900 году, не закончив картину «Взрыв корабля».

Союз

5)  Человек не в силах переделать природу, зато он способен сделать красивее землю, на которой живёт. 7)  Говорят, что сюжет картины «Утро в сосновом бору» подсказал И. Шишкину его друг, тоже известный художник К. Савицкий.


Критерии проверки:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

К1.  Соблюдение орфографических норм


Предложения записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

К2.  Распознавание частей речи


Верно определены части речи выделенных в предложениях слов, все предложения записаны в соответствующие ячейки таблицы

1

Допущена одна ошибка в определении частей речи или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2























Вариант 3

  1. Пояснение. Ответ: Синонимами к слову «оставь» являются слова брось, покинь.


Ответ: брось| покинь



  1. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:



  1. Название средства художественной выразительности: сравнение.



  1. Примеры из текста: Дорога подобна судьбе; дорога стрелой пересекает; дорога, как нить, связывает.

Союз «как..., так и» (как бессчётно звёзд в небе, так и бессчётно судеб-дорог на земле) употребляется при соединении предложений, в которых сопоставляются субъекты, объекты действия или сами действия. Поэтому указанная часть не является сравнением.

Критерии проверки:

Указания по оцениванию

Баллы

K1

Распознавание средств художественной выразительности

 

 

Верно определено средство художественной выразительности

1

Верно определено средство художественной выразительностиИЛИ Ответ отсутствует

0

K2

Наличие примеров

 

 

Верно приведены два примера из текста

2

Верно приведен один пример из текста

1

Примеры не приведены. ИЛИ Оба примера приведены неверно

0

Максимальный балл

3



  1. Пояснение.



Ответ: Опто́вый, плодоноси́ть, доне́льзя, подня́в. ́

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Верно поставлено ударение во всех словах

1

В одном и более словах ударение поставлено неверно.

ИЛИ

Ударение во всех словах не поставлено

0

Максимальный балл

1



  1. Пояснение. Установим соответствия между видами речевых ошибок и примерами.

А)  речевая избыточность (а именно тавтология) обнаруживается в примере 4. Дважды повторяется слово «действие», второе нужно заменить на «события».

Б)  нарушение лексической сочетаемости есть в примере 2: согласие роль не имеет, а играет.

В)  употребление слова в несвойственном ему значении отмечаем в примере 5. Слово «аннулированы» не подходит по смыслу, оно имеет значение «признать  — признавать недействительным; отменить  — отменять действие чего-л.» Они будут наказаны, привлечены к ответственности  — но уже по прибытии самолета.

Ответ: 425.

  1. Пояснение. Нет ошибок в предложениях 3 и 4.

Исправим ошибки в других предложениях.

1)  Для приготовления этого салата вам потребуется около полутораста граммов отварной курятины.

2)  Только к вечеру ветер утих.

Ответ: 34.

  1. Пояснение. Чередующаяся безударная гласная есть в словах:

Промочить (мак/моч в значении «пропускать жидкость через себя), располагаться (перед Г пишем А), (с) замиранием (И пишем, потому что суффикс А), прилагательных (перед Г пишем А), застелить (нет суффикса А, поэтому пишем Е).

Ответ: промочить, располагаться, замиранием, прилагательных, застелить.

Критерии проверки:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

К1.  Распознавание орфограммы


Все выписанные слова содержат указанную в задании орфограмму

1

Допущена одна ошибка в выборе слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

К2.  Соблюдение орфографических норм


Слова записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка в написании слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2



7. Пояснение. Заполним таблицу.

Часть речи выделенного слова

Предложения

(для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное /имя существительное с предлогом

К нерасчётливости прибавилась и всегдашняя его медлительность.

Имя прилагательное

Этот случай далеко не уникальный.

Наречие

Глебов стал втайне готовиться к отъезду.

Недалеко от деревни находился полевой стан.

Причастие

У Ксении не было оснований считать, что работа плохо выполнена.

Предлог

Вылет задержали ввиду плохой погоды.

Несмотря на усталость, результатом заплыва Сергей был доволен

Союз

Опыт был проведён удачно, причём впервые


Критерии проверки:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

К1.  Соблюдение орфографических норм


Предложения записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

К2.  Распознавание частей речи


Верно определены части речи выделенных в предложениях слов, все предложения записаны в соответствующие ячейки таблицы

1

Допущена одна ошибка в определении частей речи или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2





















Вариант 4

  1. Пояснение. Ответ: проект ИЛИ идея ИЛИ план.


Ответ: проект| идея| план


  1. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  название средства художественной выразительности: эпитет;

2)  примеры из текста: «близкий друг» (предложение 1), «с заветным перстнем» (предложение 1), «поэтического беспорядка» (предложение 5).

Критерии проверки:

Указания по оцениванию

Баллы

K1

Распознавание средств художественной выразительности

 

 

Верно определено средство художественной выразительности

1

Верно определено средство художественной выразительностиИЛИ Ответ отсутствует

0

K2

Наличие примеров

 

 

Верно приведены два примера из текста

2

Верно приведен один пример из текста

1

Примеры не приведены. ИЛИ Оба примера приведены неверно

0

Максимальный балл

3



  1. Пояснение. Углуби́ть, до́суха, нача́вший, сре́дства.


Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

0

Верно поставлено ударение только в трёх словах

1

Верно поставлено ударение во всех словах

2

Максимальный балл

2



  1. Пояснение. Установим соответствия между видами речевых ошибок и примерами.

А)  речевая избыточность (а именно плеоназм) обнаруживается в примере 5. Аборигены  — это и есть коренные жители.

Б)  неверное использование фразеологизма есть в примере 1: н не сомкнул глаз  — так верно пишется это устойчивое выражение.

В)  употребление слова в несвойственном ему значении отмечаем в примере 2. Слово «неимущей» не подходит по смыслу. Одежда бывает нищенской, скудной, бедной. 

Ответ: 512.

  1. Пояснение. Нет ошибок в образовании форм слов в предложениях 2 и 4.

Исправим предложения с ошибками.

1)  С реки дул прохладный ветерок, катера, хлопая днищем, вздымали белую пену бурунов.

3)  Нет ничего надёжнее ИЛИ более надёжного, чем крепость долголетней дружбы, берущей своё начало в прекрасных годах юности.

Ответ: 24



  1. Пояснение. Буква О в корне слова пишется в следующих словах.

Чопорный (исключение), капюшон (исключение), шов (исключение), шоссе (без ударения в корне пишется О), обжора (исключение), жокей (без ударения в корне пишется О).

Ответ: чопорный, капюшон, шов, шоссе, обжора, жокей.

Критерии проверки:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

К1.  Распознавание орфограммы


Все выписанные слова содержат указанную в задании орфограмму

1

Допущена одна ошибка в выборе слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

К2.  Соблюдение орфографических норм


Слова записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка в написании слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2



  1. Пояснение. Заполним таблицу.

Часть речи выделенного слова

Предложения

(для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное /имя существительное с предлогом

На болотах дымились торфяники.

В следствии наметился новый подозреваемый

Имя прилагательное

Высококвалифицированных специалистов не хватает

Наречие

На бегу Казбич выхватил из чехла ружьё и выстрелил.

Никогда ещё он не врал так правдоподобно

Причастие

Виднелись ещё не убранные поля ржи

Предлог

Дом он решил строить наподобие замка

Союз

Я также прочла эту книгу


Критерии проверки:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

К1.  Соблюдение орфографических норм


Предложения записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

К2.  Распознавание частей речи


Верно определены части речи выделенных в предложениях слов, все предложения записаны в соответствующие ячейки таблицы

1

Допущена одна ошибка в определении частей речи или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2