СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно – измерительные материалы (промежуточные четвертные ) по предмету « География» для 6 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценивание усвоения учащимися материала по темам, пдготовка их тестовой форме проверки знаний. Тесты подготовлены по темам "Земля ка планета", "Виды изображения поверхности Земли", "Литосфера", "Атмосфера".

Просмотр содержимого документа
«Контрольно – измерительные материалы (промежуточные четвертные ) по предмету « География» для 6 класса»

Контрольно – измерительные материалы

(промежуточные четвертные и полугодовые)

по предмету « география» для 6 класса



Разработчик:

1.Айнетдинова Фидария Хасаншиновна, учитель географии,



































Пояснительная записка

Содержание образовательных минимумов по предмету «география» для учеников 6 классов разрабатывалось в соответствии с содержанием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования); с содержанием примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 и с учетом реализуемой рабочей программы образовательной организации .Использовались кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена, разработанные ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

Цель: оценить усвоение учащимися материала по темам, постепенно подготовить их тестовой форме проверки знаний.

Образовательные минимумы по предмету «география» и промежуточные тестовые работы для учеников 6 классов составлены в соответствии с темами: «Земля как планета», «Виды изображений поверхности Земли», «Литосфера», «Атмосфера», «Гидросфера», « Биосфера», «Почва и географическая оболочка», «Население».













































Образовательный минимум

Четверть

I

Предмет

География

Класс

6 класс


Тема 1.Земля как планета.


Термин

Определение

1

Вселенная (или как говорили древние греки – космос)

Вселенная (или как говорили древние греки – космос) – это безграничное пространство, весь существующий мир. Вселенная бесконечна во времени и пространстве. Во Вселенной расположены огромные скопления звёзд, галактики, газовые и пылевые туманности.

2

Земля

Одна из планет, вращающихся вокруг Солнца. Возраст Земли -4,5 млрд. лет

3

Солнечная система

Все планеты вместе с Солнцем и некоторыми другими космическими телами. Солнце – центр звездной системы. В состав Солнечной системы входят 8 планет. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс.

Планеты – гиганты: Юпитер,Уран, Сатурн, Нептун.

4

Природные циклы и ритмы

Означает периодическое повторение схожих явлений, процессов, действий через определенный период времени.

5

Глобус

Уменьшенная модель Земли.

6

Экватор

Самая длинная параллель, который делит Землю на северное и южное полушария

7

Полюс

Это условная точка на земной поверхности, в которой та пересекается с земной осью.

8

Меридиан

Воображаемые линии на карте, соединяющие полюсы Земли, которые показывают направление север-юг; полуокружность, 20000 км.

9

Гринвичский (начальный ) меридиан

Начальный меридиан, который делит Землю на восточное и западное полушария;

10

Параллель

Воображаемые линии на карте, проведенные параллельно экватору, которые показывают направление запад-восток; имеют форму окружности, от40000км. до 0

11

Географическая широта

Величина в градусах дуги меридиана от экватора до параллели, проходящей через эту точку. Бывает северная и южная

12

Географическая долгота,

Величина в градусах дуги параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через точку

13

Географические координаты

Широта и долгота объекта

14

Год

Время оборота Земли вокруг Солнца, равное 365 сут. и 6 ч. Високосный год равен 366 сут.

15

Особенные дни года

В Северном полушарии 22 июня – самый длинный световой день(день летнего солнцестояния), 22 декабря – самый короткий день(день зимнего солнцестояния), 23 сентября и 21 марта – день равен ночи(дни осеннего и весеннего равноденствия).

16

Тропик

Это параллель, на которой в дни солнцестояний солнце в полдень находится в зените, то есть точно над головой. Тропики имеют постоянное значение географической широты — 23,5

17

Полярные круги

Это параллели, за которыми наблюдаются полярные ночи и дни. Полярные круги имеют постоянное значение географической широты — 66,5°.

18

Пояса освещённости

Территории планеты, по-разному освещаемые солнцем и получающие разное количество тепла. Часть земного шара, лежащая между двумя тропиками, называется тропическим поясом освещённости. Северный и Южный полярные пояса — это самые холодные и суровые районы нашей планеты. Между тропическим и полярными поясами освещённости расположены два умеренных пояса.

Практические умения:

1.Определение по карте географических координат различных географических объектов.

2.Показывать географические объекты на карте:

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида;

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия;

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска;

Тема 2. Географическая карта

N п/п

Термины

Определение

1

Картография

Наука о картах как особом изображении земной поверхности

2

Атлас

Сборник карт.

3

Ориентирование

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта.

4

Стороны горизонты

Основные: север, юг, запад, восток Промежуточные: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток

5

Топографический план

Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков

6

Географическая карта

Чертёж местности

7

Азимут

Угол, отсчитываемый по часовой стрелке, между направлением на север и направлением на предмет.

8

Масштаб. Виды масштаба.

Показывает во сколько раз расстояние на плане уменьшены по сравнению с расстояниями на местности.

Численный 1:100 (это значит, что 1 см плана заменяет 100 см на местности). Карта уменьшена в 100 раз.

Именованный масштаб, в 1 см – 1 м.

Л инейный

10м 0 10 20 30 40 50м

9

Легенда карты

Применяемая система условных знаков

10

Условные знаки

Это символы, обозначающие различные объекты.

11

Горизонтали (изогипсы)

Это условные линии, которые соединяют точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте.

12

Изобаты

Линии, точки с одинаковыми глубинами

13

Абсолютная высота

Это превышение точки земной поверхности по отвесной линии над уровнем моря. В России абсолютные высоты всех точек отсчитываются от уровня Балтийского моря у города Кронштадта.

14

Относительная высота

Это превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии

15

Бергштрихи

Специальная черточка на горизонтали , чтобы отличить изображение холма от изображения впадины

Практические умения:

1.Определение направлений и расстояний по карте.

2.Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.























Четверть

II

Предмет

География

Класс

6 класс

Образовательный минимум

Тема 3. Литосфера

N п/п

Термин

Определение

1

Внутреннее строение Земли

1.Ядро. 2. Мантия. 3. Земная кора.

2

Земная кора. Виды и мощность земной коры.

Земная кора – это верхняя твердая часть литосферы.

Материковая земная кора состоит из трех слоев: осадочный, гранитный, базальтовый. Толщина 30-40 км, а под горами достигает 70 км.

Океаническая земная кора состоит из двух слоев: осадочный, базальтовый. Толщина 3-7 км.

3

Горные породы

1.Магматические горные породы: излившиеся – базальт, андезит, пемза. Глубинные – гранит, диорит, габбро.

2.Осадочные: обломочные – щебень, галька, песок, глина; органические – каменный уголь, нефть, сланцы, известняк; химические – гипс, поваренная соль)

3.Метаморфические: мрамор, кварцит, гнейс.

4

Полезные ископаемые. Виды.

Породы, используемые человеком в повседневной жизни и хозяйственной деятельности. Топливные(уголь, нефть, газ, торф), рудные( железо, медь, алюминий, свинец, цинк, олово, серебро, золото), нерудные (гранит, базальт,мрамор, известняк, глина, песок, соль, сера, драгоценные и поделочные камни).

5

Движения земной коры

Медленные, или вековые - вертикальные движения в поверхности Земли со скоростью до несколько сантиметров в год. Быстрые движения земной коры.

6

Землетрясения

Резкие колебательные движения земной коры

7

Сейсмология

Наука, занимающаяся изучением землетрясений.

8

Сейсмограф

Прибор , фиксирующий землетрясения.

9

Сейсмические пояа

Тихоокеанский, Альпийско – Гималайский.

10

Очаг землетрясения

Место разрыва в земной коре

11

Эпицентр землетрясения

Точка на поверхности земли, расположенная над очагом землетрясения

12

Вулканы

Горы, имеющие очаг магмы, жерло, кратер

13

Гейзеры

Горячие фонтанирующие источники

14

Выветривание. Виды выветривания.

Процесс разрушения горных пород и минералов под влиянием различных факторов. Физическое, химическое, биогенное, техногенное (антропогенное).

15

Рельеф

Все неровности земной поверхности

16

Горы

Обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот (более 200 м)

17

Различие гор по высоте

Высокие – более 2000 м, средние – от 1000 до 2000 м, низкие – до 1000 м. Нагорья – обширное горное поднятие.

18

Равнины

Обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью

19

Различие равнин по высоте

Низменности – до 200м, возвышенности – от 200 до 500 м., плоскогорье – более 500 м, впадины – ниже уровня Мирового океана

20

Рельеф дна Мирового океана

Шельф (материковая отмель), материковый склон, глубоководные желоба, ложе океана, срединно-океанические хребты

Практические умения:

1.Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Показывать на географической карте географические объекты.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины;

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское;

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи;

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи;





























Четверть

III

Предмет

География

Класс

6 класс

Образовательный минимум



Тема 4. Атмосфера

п/п

Термин

Определение

1

Атмосфера 

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

2

Строение атмосферы

Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера.

3

Амплитуда температур 

Амплитуда температур - разница между самыми высокими и самыми низкими показателями температуры.

4

Изменение температуры воздуха

С высотой( при подъёме над поверхностью Земли температура воздуха в тропосфере понижается на 6 *С на каждом километре подъёма), в зависимости от широты, во времени.

5

Изотермы

Амплитуда температур - разница между самыми высокими и самыми низкими показателями температуры.

6

Термометр

Прибор для определения температуры воздуха.

7

Абсолютная влажность воздуха 

Это количество водяного пара в граммах, находящееся в 1 куб. м воздуха.

8

Относительная влажность воздуха 

Отношение абсолютной влажности к тому количеству влаги, которое может содержать воздух при определенной температуре.

9

Гигрометр

Прибор для определения влажности воздуха.

10

Конденсация

Это переход воды из газообразного состояния в жидкое.

11

Туман

Это мельчайшие капельки воды или кристаллики льда, парящие в приземном слое воздуха.

12

Облака

Это видимые скопления капель воды и кристалликов льда, находящиеся на некоторой высоте в тропосфере. Слоистые, кучевые, перистые.

13

Атмосферные осадки

Это вся вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая на землю из атмосферы. Дождь, ливень, град, морось, снег, роса, иней.

14

Осадкомер

Прибор для измерения количества осадков.

15

Атмосферное давление

Это давление , оказываемое земной атмосферой на единицу площади. С увеличением высоты над уровнем моря давление понижается( на каждые 10,5 метров изменения высоты давление изменяется на 1мм рт.ст. Нормальное атмосферное давление – 760 мм.рт.ст.

16

Барометр - анероид

Прибор для определения атмосферного давления.

17

Ветер 

Горизонтальное движение воздуха из области высокого давления в область более низкого давления.

18

Роза ветров

График, с помощью которого изображают результаты наблюдений за направлением ветра.

19

Флюгер 

Прибор для определения направления и силы ветра.

20

Анемометр

Прибор для определения скорости ветра.

21

Бриз

Это ветер, меняющий свое направление два раза в сутки.

22

Муссон

Это ветер, меняющий свое направление на противоположное два раза в год.

23

Метеорология

Наука об атмосферных явлениях.

24

Погода

Это состояние нижнего слоя атмосферы (тропосферы) в данном месте в данное время

25

Климат

Многолетний режим погоды

26

Воздушные массы

Это большие объёмы воздуха, обладающие определенными свойствами.

Практические умения:

Уметь строить график хода температур, розу ветров, вычислять амплитуду, среднемесячную и среднегодовую температуру воздуха, абсолютную и относительную влажность воздуха, определять направление ветра, виды облаков.











































Четверть

IV

Предмет

География

Класс

6 класс

Образовательный минимум



Тема 5. Гидросфера

п/п

Термин

Определение

1

Гидросфера

Водная оболочка Земли, состоящая из вод Мирового океана, вод суши, воды в атмосфере

2

Гидрология

Наука , занимающаяся изучением гидросферы


Круговорот воды

Единство всех вод (испарение, перенос водяного пара ветром, выпадение осадков, сток воды по руслам рек, подземный сток)

3

Мировой океан

Все непрерывное водное пространство Земли.

4

Движение воды в океане.

Течения (теплые, холодные). Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы

5

Канал

Искусственный пролив, сделанный людьми (Суэцкий, Панамский).

6

Острова

Небольшие участки суши, со всех сторон окруженные водой.

7

Архипелаг 

Группа островов, расположенных недалеко друг от друга.

8

Полуостров

Участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан.

9

Море


Часть Мирового океана, отделённая от него сушей или подводными возвышениями и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями. Моря делят на внутренние (Черное)  и окраинные (Берингово).

10

Залив

Часть океана, моря, другого водоёма, вдающаяся в сушу.

11

Пролив

Водное пространство, соединяющее разные части Мирового океана.

12

Солёность

Количество соли, растворённой в 1 литре воды. Единица – промилле. Средняя солёность – 35 промилле.

13

Движение воды

Ветровые волны, зыбь, прибой, цунами приливы и отливы, течения (тёплые и холодные)

14

Подземные воды

Воды, находящиеся в земной коре

15

Река

Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении - русле

16

Русло

Постоянные или временные потоки текут в естественном углублении в земной коре

17

Пойма

Выровненный участок на дне речной долины, затапливаемый водой в результате ее выхода из русла

18

Речная долина

Большое понижение, где находится русло реки

19

Речная система

Главная река со своими притоками

20

Речной бассейн

Площадь суши, с которой река собирает воду

21

Водораздел

Граница между соседними речными бассейнами

22

Исток

Начало реки

23

Устье

Место впадения реки в другую водную систему.

24

Приток

Река, впадающая в другую реку

25

Питание реки

Питание реки может быть дождевое, снеговое, талыми водами, смешанное.

26

Характер течения

Горные и равнинные

27

Режим реки

Это регулярные (суточные или годовые) изменения состояния реки (весеннее половодье, летнее половодье, паводок, межень).

28

Длина реки

Расстояние от истока до устья

29

Озеро

Замкнутый водоём, занимающий естественное углубление на поверхности Земли. Озера делят на сточные (если из него вытекает река - Байкал) и бессточные (если не вытекают реки -Аральское).

30

Виды озер по происхождению 

Тектонические (в результате движения земной коры - Байкал), ледниковые (Ладожское и Онежское), вулканические (в кратере потухшего вулкана - Кроноцкое), карстовые (горные породы размываются, образуются пустоты), запрудные (русло реки перегорожено обвалом или лавой).

31

Пруд / водохранилище 

Искусственные водоемы, созданные людьми.

32

Водопроницаемые породы

Рыхлые осадочные породы, например, песок, или плотные, но пронизанные трещинами горные породы

33

Водоупорные породы

Это плотные, лишенные трещин горные породы, например глина.

34

Грунтовые воды

Залегают на первом от поверхности водоупорном слое

35

Межпластовые воды

Залегают между двумя водоупорными слоями.

36

Артезианские воды

Напорные воды

37

Снеговая линия

Уровень, выше которого снег лежит в течение всего года

38

Покровные ледники

Ледники покрывают огромные территории суши в полярных районах. Ледники бывают горные (в горах)  и покровные (Антарктида, Гренландия).

39

Айсберги

Плавучие ледяные горы

40

Многолетняя мерзлота

Сцементированный замёрзшей влагой верхний слой грунтов.

Практические умения:

1.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

2. Умение находить по географической карте:

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый;

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский;

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский;

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское;

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское;

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы;

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.







Тема 5. Биосфера

п/п

Термин

Определение

1

Биосфера

Это живая оболочка планеты. Граница проходит от озонового слоя до глубины 3 км. в земной коре. Учение о биосфере создал учёный В.И. Вернадский.

2

Царства живой природы

Царство бактерий, царство растений, царство животных, царство грибов

3

Адаптация

Это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

4

Флора

Растительный мир

5

Фауна

Животный мир

6

Заповедники, национальные парки

Особо охраняемые территории, на территории которых хозяйственная деятельность запрещена

7

Красная книга

Сведения растениях и животных, находящихся под угрозой исчезновения

8

Почва

Верхний слой земной коры, обладающий плодородием и возникающий в результате взаимодействия атмосферы, гидросферы и биосферы на литосферу

9

Плодородие

Важнейшее свойство почвы

10

Гумус, или перегной

Питательные вещества, накапливающиеся при разложении растительных остатков под воздействием тепла и влаги.

11

Компоненты природы

Рельеф, климат, почвы, водные объекты, растения и животные

12

Природный комплекс

Территория, в пределах которой существует определенное закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы.

13

ПТК( природно -хозяйственный комплекс)

Хозяйственная деятельность человека на какой – либо территории, связанная с компонентами природы.

14

Географическая оболочка

Закономерное сочетание взаимосвязанных оболочек: атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы.

15

Природные зоны

Природные комплексы закономерно сменяют друг друга, подчиняясь изменению климатических характеристик.

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанный лес, широколиственный лес, лесостепь, степь, пустыня, саванна, экваториальный лес.

16

Закон географической зональности

Основной закон географии. Установил В.В.Докучаев.

17

Планктон

Мельчайшие животные и растения, переносимые течениями

18

Нектон

Свободноплавающие животные

19

Бентос

Организмы, обитающие на дне

20

Расы

Это исторически сложившиеся группы людей выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве( цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, рост ). Но не все телесные наследственные особенности людей могут считаться расовыми.

Европеоидная, монголоидная, негроидная.


21

Население

Это совокупность всех людей, живущих на Земле

22

Миграция

Это передвижение людей по территории.

23

Основные типы населенных пунктов

Город, село

24

Город

– Жители заняты в промышленности.

– Много заводов и фабрик.

– Живут десятки и сотни тысяч людей и более миллиона.

– Много школ, музеев, кинотеатров и других культурных учреждений.

– Здесь преобладают многоэтажные дома.

– В России здесь проживает более 73% населения.

– Здесь хорошо развит общественный транспорт.

– Наблюдается большая подвижность людей по населенному пункту.

– Большинство людей не знакомы друг с другом.

– Население много тратит время на перемещение по населенному пункту.


25

Село

-Жители занимаются сельским хозяйством.

– Население невелико от десятков и сотен до нескольких тысяч.

– Занимаются обработкой земли.

– Население выращивают домашний скот.

– Население поставляет продукты питания.

– Здесь нет многоэтажных домов.

– Здесь не развит общественный транспорт.

– Здесь мало школ, музеев, магазинов.

– Большинство жителей знакомы друг с другом.

– У большей части жителей есть подсобное хозяйство.

– Небольшая динамичность.

– Этот вид населенных пунктов более древний.


Практические умения:

1.Описание природных зон Земли по географическим картам

2.Нахождение по политической карте стран, их столиц

В данном разделе представлены документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов:

- метапредметные и предметные результаты освоения   учебного предмета в 6 классе;
- варианты контрольно-измерительных материалов по промежуточной аттестации учащихся 6 класса для применения по технологии «Образовательный минимум».

Промежуточная работа за I- четверть предназначена для проверки следующих знаний и умений учащихся:

Знать:

-основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Умение объяснять:

-влияние космоса на жизнь на Земле;

-географические следствия движения Земли;

-особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

-расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

-особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

Понимать

-географические следствия движений Земли

Промежуточная работа за II- четверть предназначена для проверки следующих знаний и умений учащихся:

Умение объяснять:

-особенности внутреннего строения Земли;

-причины и следствия движения земной коры;

-действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

-особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

-существенные признаки понятий;

-по заданным признакам горные породы и минералы;

-отличие видов земной коры;

-виды форм рельефа;

-районы землетрясений и вулканизма.

-географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей;


Промежуточная работа за III четверть предназначена для проверки следующих знаний и умений учащихся:


Умение объяснять:

- закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

- вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

- причины возникновения природных явлений в атмосфере;

- зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

- особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

- существенные признаки понятий;

-основные показатели погоды

Промежуточная работа за IV четверть предназначена для проверки следующих знаний и умений учащихся:

Умение объяснять:

-закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

-выделение существенных признаков частей Мирового океана;

-особенности состава и строения гидросферы;

-условия залегания и использования подземных вод;

-условия образования рек, озер, природных льдов;

-характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

-закономерности географической оболочки на примере биосферы;

-особенности приспособления организмов к среде обитания;

-роль царств природы;

-необходимость охраны органического мира;

-закономерности образования почвы;

-особенности строения и состава географической оболочки;

-между всеми элементами географической оболочки;

-законы развития географической оболочки;

- сущность влияния человека на географическую оболочку.


Умение определять:

-существенные признаки понятий;

-вид рек, озер, природных льдов;

-особенности размещения и образования объектов гидросферы

-существенные признаки понятий;

-сущность экологических проблем;

-причины разнообразия растений и животных;

-условия образования почв;

-характер размещения природных зон Земли.

- характер взаимного влияния живого и неживого мира

Целью проведения итоговой промежуточной работы является контроль освоения учащимися 6 класса курса географии за весь год обучения.

На выполнение итоговых работ по географии отводится 40 минут. Аттестационные контрольные работы по географии в 6 классе содержат 2 варианта. Каждый вариант включает 15 заданий. Составлен из вопросов на уровне: часть А(10 заданий:А1-А10) – базовый уровень (вопросы с одним правильным вариантом ответа), часть В(4 задания: В1- В4) – задания повышенного уровня сложности (на установление соответствия, выбора ответа, дописать определение, вставить пропущенные слова, решить задачу и т. д), часть С (1 задание: С1) с развернутым ответом. Рекомендуется записать полный ответ на поставленный вопрос

Критерии оценивания

Каждый правильный ответ за часть А оценивается в 1 балл, за часть В -1 или 2 балла, за часть С -2 балла (за полный ответ).

Критерии оценок:

«2»: ученик отвечает на менее 50% вопросов
«3»: ученик отвечает на 50% -70% вопросов
«4»: ученик отвечает на менее 70% - 90% вопросов
«5»: ученик отвечает на менее 90% - 100% вопросов


Контрольная работа за I четверть

Темы:

Земля как планета.

Изображение земной поверхности.


1 –вариант


Часть А

А1.Кто впервые употребил слово "география"?

А.Христофор Колумб;
Б. Аристотель;
В.Эратосфен из Кирена;
Г.Пифей.

А2. Он открыл новый морской путь в Индию:

А.Фернан Магеллан

Б.Марко Поло

В. Христофор Колумб

Г.Васко да Гама

А3.Земля совершает оборот вокруг Солнца за:

А.365 дней 10 часов 19 минут

Б.364 дня 6 часов 9 минут

В.365 дней 6 часов 9 минут

Г.366 дней 1 час

А4.Самый длинный в году и полярный день в Северном полушарии. Полярная ночь на Южном полушарии.

А. 22 декабря

Б.23 сентября

В. 22 июня

Г.21 марта

А5.Какой стороне горизонта соответствует азимут в 240*?

А.Север

Б. ЗЮЗ

В. Юг

Г.Запад

А6.На плане каким масштабом вы найдете более подробную информацию:

А.1:1000

Б.1:10000

В.1:100000

Г.1:1000000

А7.Какой масштаб мельче?

А.1:300

Б.1:300000

В.1:3000

Г.1:30000

А8.Как называется линия, соединяющая Северный и Южный полюсы:

А.Меридиан

Б.Параллель

В.Воображаемая ось

Г.Экватор

А9.Если именованный масштаб в 1 см – 100 км, это значит численный масштаб равен:

А.1:1000

Б.1:10000000

В.1:100000

Г.1:1000000

А10.Укажите координаты горы Аконгагуа (Южная Америка):

А.33*ю.ш., 70*з.д.

Б.63*с.ш.,151*з.д.

В.36*ю.ш.148*в.д.

Г.28*с.ш.,878в.д.


Часть В

В1.Установить соответствие между фамилией путешественника и сделанным им открытием:

1.Х.Колумб А.Исследовал Север Европы ,

достиг Британии, первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи.


2.Афанасий Никитин Б.Достиг островов Центральной Америки



3.Пифей В.Путешествие в Индию. «Хождение за три моря».



В2. Напишите, как называются (слова – определения).

1.Определение на местности сторон горизонта и местонахождения предметов.

2. Воображаемая линия, которая проведена на равном расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария.


В3. Перевести именованный масштаб в численный:

А.в 1 см 50 см

Б.в 1см 100м

В.в 1 см 150 км

Г.в 1 см 50км


В4.

А.Определить географический объект по координатам:

56*с.ш.,38*в.д.


Часть С

С1 . Есть ли на Земле точки, для определения которых необходимо знать только широту?


2 вариант

Часть А

А 1. Слово "география" в переводе с греческого языка означает:

А.изучение Земли;
Б. описание Земли;
В. съемка Земли;
Г.изображение Земли

А 2.Он совершил вместе с семьей путешествие в Китай.

А.Пифей

Б.Васко да Гама

В. Афанасий Никитин

Г.Марко Поло

А 3.Между какими планетами располагается Земля?

А.Венера – Марс

Б.Меркурий – Венера

В. Венера – Юпитер

Г.Марс – Венера

А 4.Указать диаметр Земли:

А.около 6000 км

Б.около 13000 км

В.около 20000 км

Г. Около 40000 км

А5.Какому азимуту соответствует направление на юго-запад?

А.0*

Б.180*

В.135*

Г.90*

А6.На плане каким масштабом вы найдете более подробную информацию:

А.1:200

Б.1:10000

В.1:150

Г.1:1000

А 7.Какой масштаб мельче:

А.1:10000

Б.25000

В.5000

Г.100000

А 8.Что является границей между Северным и Южным полушариями:

А.Начальный меридиан

Б.Экватор

В.Параллель

Г.Меридиан

А 9.Если численный масштаб карты 1:25000, то это значит, что

А.в 1см - 25000 км

Б.в 1см - 250 м

В.в 1см - 25 км

Г.в 1см – 2500 м

А 10.Укажите координаты горы Килиманджаро(Африка):

А.33*ю.ш., 70*з.д.

Б.63*с.ш.,151*з.д.

В.4*ю.ш.38*в.д.

Г.28*с.ш.,878в.д.


Часть В

В1.Установить соответствие между фамилией путешественника и сделанным им открытием:

1.Эйрик Рыжий А. Открыл путь в Индию вокруг Африки


2. Фернан Магеллан Б. Основал колонии в Исландии, Гренландии,

Северо – Восточной Америке


3.Васко да Гама В.Первое кругосветное плавание



В2. Напишите, как называются (слова – определения).

1.Самая большая планета Солнечной системы.

2.Воображаемая прямая, проходящая через центр Земли, вокруг которой происходит суточное вращение Земли.


В3. Перевести численный масштаб в именованный:

А.1:2500000

Б.1:300

В.1:80000000

Г.1:1000


В4.Определить географический объект по координатам:

30*с.ш.,30*в.д.


С1.Где на земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг?


Ответы

Номера заданий

1 вариант

Ответы

Номера

заданий

2- вариант

Ответы

А1

В

А1

Б

А2

Г

А2

Г

А3

В

А3

А

А4

В

А4

Г

А5

Б

А5

В

А6

А

А6

В

А7

Б

А7

Г

А8

В

А8

Б

А9

Б

А9

Б

А10

А

А10

В

В1

1 –Б

2 – В

3 - А

В1

1 – Б

2 – В

3 - А

В2

  1. Ориентирование

  2. Экватор

В2

  1. Юпитер

  2. Воображаемая ось

В3

1.1:50

2.1:10000

3.1:15000000

4.1:5000000

В3

  1. в 1см – 25 км

  2. в 1 см – 3 м

  3. в 1 см – 800км

  4. в 1 см – 10 м

В4

Москва

В4

Каир

С1

Полюса

С1

Северный полюс


Контрольная работа за II – четверть.

Тема. Литосфера

1-вариант

Часть 1. А

А 1.В состав литосферы входят:

а) ядро, мантия, земная кора;

б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

г) верхняя мантия, земная кора

А 2.Земная кора под материками состоит из...

А) гранитов и базальтов В) из всех вышеназванных пород

Б) осадочных пород

А3.Горные породы, которые превратились в другие горные породы под воздействием высоких температур и большого давления называется:

А) магматическими

б) осадочными

В) метаморфическими

Г) химическими

А 4. К осадочным горным породам не относится:

А) глина;

Б) песок;

В) мрамор;

Г) нефть.

А5. Движение земной коры зависит...

А) от времени года В) от внешних сил Земли

Б) от внутренних сил Земли Г) от состояния атмосферы

А 6. Излившаяся на земную поверхность глубинная масса называется...

А) кратер В) вулканический туф

Б) лава Г) магма

А 7.Прибор, позволяющий наблюдать за землетрясениями, называется:

А) нивелир В) барометр

Б) сейсмограф Г) флюгер

А 8.Участок земной поверхности с абсолютной высотой от 0 до 200 м называется:

А) нагорье

Б) возвышенность

В) равнина

Г) низменность

А 9.Самые длинные горы на Земле – это:

А) Анды

Б) Уральские

В) Кордильеры

Г) Большой водораздельный хребет

А 10.Как называется участок дна Мирового океана, имеющий глубину от 0 до 200м?

А) котловина

Б) шельф

В) материковый склон

Г) ложе океана


Часть 2

В 1. Напишите, как называются (слова – определения):

а) Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород при землетрясении.

б) Горячий фонтанирующий источник.


В 2. Найдите соответствие между географическими объектами : вулкан – часть света.

1) Камерун А) Азия

2) Фудзияма Б) Европа

3) Везувий В) Африка


В 3. Найдите по координатам вулканы, записать их названия, высоту:

а) 19*с.ш.,97*з.д.

б) 2*ю.ш.,78*з.д.


В 4. Перечислить горы по возрастанию абсолютной высоты:

а) Анды

б) Кавказ

в) Алтай

г) Тибет


С 1. Определить по описанию равнину

Это самая большая по площади равнина мира, вытянутая с запада на восток. Находится в Западном полушарии. Низменность.


2 вариант


Часть 1

А 1. Какие оболочки Земли можно назвать внутренними?

А) ядро В) мантию и ядро

Б) земную кору Г) литосферу и мантию

А 2.Чем океаническая земная кора отличается от материковой коры?

А) температурой;

Б) толщиной;

В) влажностью;

Д) твёрдостью.

А 3.Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются

А) вулканическими;

Б) магматическими;

В) глубинными;

Г) метаморфическими.

А 4.К какой группе полезных ископаемых относятся драгоценные металлы?

А) к топливным;

Б) к рудным;

В) к нерудным;

Г) выделяются в отдельную группу.

А 5. Какие движения свойственны земной коре?

А) только вертикальные

Б) только горизонтальные

В) и вертикальные, и горизонтальные

Г) земная кора неподвижна

А 6. Канал, по которому магма устремляется на поверхность:

А) кратер В) лава

Б) жерло Г) очаг


А 7. Какой силы достигают максимальные колебания земной коры при землетрясениях?

А) 5 баллов

Б) 9 баллов

В) 10 баллов

Г) 12 баллов

А 8.Как называются равнины , имеющие абсолютную высоту от 200 до 500м?

А) низменности

Б) возвышенности

В) плоскогорья

Г) нагорья

А 9. Самые высокие горы на Земле - это:

А) Уральские

Б) Гималаи

В) Анды

Г) Кордильеры

А 10. Самая глубокая впадина Мирового океана – Марианский желоб – находится в …. океане

А) Атлантическом

Б) Индийском

В) Северном Ледовитом

Г) Тихом

Часть В.


В 1. Напишите, как называются (слова – определения):

а) Прибор, с помощью которого изучают внутренне строение Земли.

б) Метаморфическая горная порода, образовавшаяся из песчаника.


В 2. Найдите соответствие между географическими объектами : горная система – часть света..

1.Анды А) Азия

2.Гималаи Б) Европа

3.Карпаты В) Южная Америка


В 3. Найдите по координатам вулканы, записать их названия, высоту:

а) 4*ю.ш.,38*в.д.

б)55*с.ш.,160*в.д.


В 4. Укажите правильную последовательность образования продуктов извержения вулканов:

1) Пепел – 2) лава - 3) магма – 4) очаг вулкана.


С 1. Определите по описанию гору.

Они расположены вдоль по 60* в.д., вытянуты с севера на юг, являются условной границей между Европой и Азией.


Ответы

Номера заданий

1 вариант

Ответы

Номера

заданий

2- вариант

Ответы

А1

А

А1

В

А2

В

А2

Б

А3

В

А3

В

А4

В

А4

В

А5

Б

А5

В

А6

Б

А6

Б

А7

Б

А7

Г

А8

Г

А8

Б

А9

А

А9

Б

А10

Б

А10

Г

В1

  1. Очаг землетрясения

  2. Гейзер

В1

  1. Сейсмограф

  2. Кварцит

В2

1 – В

2 – А

3 - Б

В2

1 – В

2 – А

3 - Б

В3

1. влк. Орисаба, 5745 м


2.влк.Котопахи, 5897м

В3

  1. влк. Килиманджаро, 5895 м

  2. влк. Ключевская Сопка, 4750 м

В4

ВБАГ

В4

4312

С1

Амазонская низменность

С1

Уральские горы

















Контрольная работа по географии в 6 классе за 3 четверть

Вариант 1.

Часть А ( Из четырех варианта ответов верный только один) – 1 балл

1. В состав литосферы входят 
а) ядро, мантия, земная кора 
б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кора 
в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора 
г) верхняя мантия, земная кора


2. Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются 
а) вулканическими в) глубинными 
б) магматическими г) метаморфическими 


3. К какой группе полезных ископаемых относятся драгоценные металлы? 
а) к топливным в) к нерудным 
б) к рудным г) выделяются в отдельную группу. 

4.Все неровности земной поверхности называются

А) низменности

Б) равнины

В) рельеф

Г) горы


5. Выберите из перечисленных примеров низкие горы

А) Альпы

Б) Гималаи

В) юг Уральских гор

Г) Скандинавские горы


6. Из перечисленных примеров выбрать плоскогорье

А) Амазонская

Б) Смоленско-Московская

В) Среднесибирское

Г) Валдайская



7. Какой слой не входит в состав атмосферы Земли?

1-тропосфера 3 –астеносфера

2-стратосфера 4-мезосфера.



8. Чем вызвана смена времен года на Земле?

1.Вращением Земли вокруг своей оси

2.Вращением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном оси к плоскости орбиты

3.Вращением Луны вокруг Земли

4.Существованием на Земле атмосферы

9. Если на высоте 3 км температура воздуха (-18 оС)чему равна температура воздуха у поверхности Земли?

1.+ 5о С 3. 0о С

2.+30о С 4. - 4о С.

10. На какой параллели теплее?

1.100 с.ш. 3. 5 0с.ш.

2. 40 0 с.ш. 4. 900 с. ш.

11. Чему равно АД на вершине горы высотой 3 км, если у подножья оно составляет 750 мм ртутного столба?

  • 3. 780 мм

2.450 мм 4. 1050 мм.

12. Климат разных городов, расположенных на одой широте может значительно отличаться . От чего это зависит?

1.От географической широты

2.От близости океанов, высоты места над уровнем океана, направления господствующих ветров.

3.От угла падения солнечных лучей

4.От высоты снежного покрова.


В1. Выберите верные утверждения (0.5 баллов за каждый правильный ответ)

1) По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы 
2) Примером изверженной магматической горной породы может служить базальт 
3) Осадочные горные породы могут образовываться при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде 
4) Магматические горные породы возникают и3 метаморфических при воздействии на них высоких температур и давления 
5) Уголь, нефть, известняк, мел – все эти горные породы являются осадочными органическими 


Часть В

В2. Установите соответствие ( 0.5 баллов за каждый правильный ответ)

Элемент погоды

Прибор измерения

  • Температура

  • АД

  • Осадки

  • Влажность

  • Направление ветра

  • Барометр

  • Осадкомер

  • Гигрометр

  • Флюгер

  • Термометр



В3. Установите соответствие ( 0.5 баллов за каждый правильный ответ)

1) Ядро а) 3,5 тыс. км б) 5 - 80 км, 
2) Мантия в) 2,9 тыс. км г) 6 000°С 
3) Земная кора д) 2 000°С


В3. Какой океан не оказывает влияния на климат России?


Часть С. При выполнении этого задания, требуется дать развернутый ответ ( 2 балла)

С1. Укажите климатообразующие факторы. Какой из них ведущий?







Вариант 2

Часть А ( Из четырех варианта ответов верный только один – 1 балл

1. Чем океаническая земная кора отличается от материковой? 
а) температурой в) влажностью 
б) толщиной г) твёрдостью. 


2. Где располагаются очаги вулканов? 
а) в нижней мантии в) в верхней мантии 
б) в средней мантии г) в земной коре 


3. К осадочным горным породам НЕ относится 
а) глина в) мрамор 
б) песок г) нефть. 


4. Обширные, высокоподнятые над равнинами участки суши или дна океана с большими перепадами высот

А) плоскогорья

Б) горы

В) низменности

Г) возвышенности


5. Из перечисленных примеров выбрать низменность

А) Амазонская

Б) Смоленско-Московская

В) Среднесибирское

Г) Валдайская


6. Выберите из перечисленных примеров низкие горы

А) Альпы

Б) Гималаи

В) юг Уральских гор

Г) Скандинавские горы


7. Как называется состояние атмосферы в данном месте за определённй промежуток времени?

1.Погода 3 . тропосфера

2.Климат 4. Воздушная масса.

8. какой тип облаков находится ниже всех?

1.Кучевые 3. Перистые

2.Слоистые 4. Перламутровые.

9. Чему равна температура воздуха на высоте 3 км, если у поверхности Земли она составляет + 180 С

1.+60 С 3. 0 0С

2.+210 С 4. – 150 С

10. Как называется ветер, который днем направлен с моря на сушу, а ночью- с суши на море?

1.Муссон 3. Штиль

2.Бриз 4. Шторм

11. Какой месяц в Южном полушарии самый холодный?

1.Январь 3. Декабрь

2.Июль 4.Март

12. Как изменяется температура воздуха при подъеме на 1 км?

1.Понижается на 6 0 С 3. Не изменяется

2.Повышается на 60 С 4. Понижается на 1 0 С.


Часть В


В1. Выберите верные утверждения ( 0,5 баллов за каждый правильный ответ)

1) Выветриванием называют процессы, приводящие к разрушению горных пород 
2) В результате физического выветривания образуются залежи обломочных горных пород 
3) Техногенное выветривание связано с хозяйственной деятельностью человека 
4) Химическое выветривание действует на растворенные в воде вещества 
5) Прокладка траншеи для укладки водопроводных труб – пример биогенного выветривания . 

В2. Установите соответствие ( 0.5 баллов за каждое правильное соответствие)

Элемент погоды

Прибор измерения

1.АД

2.Осадки

3.Влажность

4.Сила ветра

5.Температура воздуха


А.Барометр

Б.Осадкомер

В. Гигрометр

Г.Флюгер

Д.Термометр


В 3. Установите соответствие ( 0.5 баллов за каждое правильное соответствие)

1) Осадочные горные породы а) песок б) мрамор 
2) Магматические горные породы в) гранит г) базальт 
3) Метаморфические горные породы д) мел е) каменная соль 


В 4. Как назывется большой объем воздуха тропосферы, обладающий определенной влажностью, температурой, прозрачностью? ( 1 балл)


Часть С . При выполнении этого задания, требуется дать развернутый ответ ( 2 балла)

С1. Почему на Земле происходит смена времен года?


Ответы:

1 вариант.

  • Г

  • Б

  • Б

  • В

  • В

  • В

  • 3

  • 2

  • 3

  • 3

  • 2

  • 2

В 1. 1235

В2 1-5, 2-1, 3-2, 4-3,5-4

В3 1-а г; 2- в д; 3-б

В4- Индийский

С ( 2 балла)

Географическая широта, близость океана, рельеф, вм, ведущий фактор географическая широта.

2 вариант

  • 1-б

  • 2-в

  • 3-в

  • 4-б

  • а

  • в

  • 1

  • 2

  • 3

  • 2

  • 2

  • 1

В1- 1234

В2 -1-а, 2-б. 3-в, 4-г, 5-д

В3 - 1-аде, 2-вг, 3-б

В4 – Воздушные массы

Часть С ( 2 балла)

Земля вращается вокруг Солнца и имеет постоянный угол наклона оси к плоскости орбиты

Критерии оценивания.

Максимальный балл – 21

«5»- 19-21 баллов

«4»-14- 18 баллов

«3»- 10-13 баллов

«2»- 0-9 баллов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!