СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительных материалов
для проведения годовой контрольной работы по окружающему миру за курс 3 класса
Назначение КИМ: оценить достижение обучающимися планируемых результатов предметных и метапредметных по учебному предмету окружающий мир в целях промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся 3 класса МБОУ «Полянская СОШ»
Содержание контроля соответствует разделам федеральной рабочей программы по окружающему миру https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1002011
163.8.1. Человек и общество
163.8.1.1. Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина ‒ Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России
163.8.1.2. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
163.8.1.5. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
163.8.2. Человек и природа.
163.8.2.2. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
63.8.2.3. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
163.8.2.5. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
163.8.2.7. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
163.8.2.9. Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса
Характеристика структуры и содержания работы
Годовая контрольная работа представлена в одном варианте, которая состоит из трех частей. Каждая часть контрольной работы различается по форме и количеству заданий, уровню сложности.
Работа состоит из 22 заданий, среди которых:
А1-А10 – задания с выбором ответа (далее – ВО), к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.
В1-В10 – задания с кратким ответом (далее – КО),
С1- задания с кратким ответом, С2- задание с развернутым ответом.
Время выполнения работы 45 минут. Дополнительное оборудование не требуется.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Максимальный балл за выполнение годовой контрольной работы по окружающему миру равен 39 баллов
Каждое правильно выполненное задание А1–А10 оценивается 1 баллом. Задание
считается выполненным верно, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с эталоном.
Правильное выполнение каждого из заданий В1-В10 оценивается 2 баллами. Задание
считается выполненным верно, если написанный ответ совпадает с эталоном.
Правильное выполнение задания С1 оценивается 4 баллами. Задание С1 считается выполненным верно, если ученик указал правильно две цифры. Если ученик указал только одну правильную цифру ставится 2 балла.
Правильное выполнение задания С2 оценивается 5 баллами.
С2.1. Верно указан знак, сформулировано правило 2 балла. Если указан правильно только
знак или только правило 1 балл.
С2.2. Верно указано два знака, сформулировано два правила 3 балла
Верно указано два знака, сформулировано только одно любое правило. 2 балла
Верно указан только один знак, сформулировано правило, которое он отражает 1 балл
Не сформулировано верно ни одного правила независимо от указания знаков. ИЛИ Ответ неверный 0 баллов
Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом, полученным по результатам выполнения всех заданий работы.
Первичный балл | Отметка | Уровень |
30-39 | «5» | высокий |
20-30 | «4» | повышенный |
10-20 | «3» | базовый |
0-9 | «2» | низкий |
Структура контрольной работы по окружающему миру
№ задания | Контролируемые элементы содержания (КЭС) | Оцениваемые результаты (кодификатор) | Связь с УУД | Уровень | Вес задания | Время |
А1 | Человек и природа | Сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы | ПУУД: определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; РУУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Б | 1 | 1 |
А2 | Человек и природа | использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека | ПУУД:выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы РУУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Б | 1 | 1 |
А3 | Человек и природа | Умение различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявление внутреннего мира человека | РУУД: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | Б | 1 | 1 |
А4 | Человек и общество | Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы | ПУУД: Умение устанавливать причинно-следственные связи Умение определять понятия | Б | 1 | 1 |
А5 | Человек и природа | Различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества | РУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять личностную и познавательную рефлексию | Б | 1 | 1 |
А6 | Человек и природа | Различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию | ПУУД: сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; | Б | 1 | 1 |
А7 | Человек и природа | Соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами | ПУУД: Умение устанавливать причинно-следственные связи Умение определять понятия | Б | 1 | 1 |
А8 | Человек и природа | соотносить изученные природные объекты и явления с их характерными свойствами | ПУУД: Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения. | Б | 1 | 1 |
А9 | Человек и природа | Умение различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявление внутреннего мира человека | ПУУД: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев) | Б | 1 | 1 |
А10 | Человек и природа | Умение выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней | ПУУД: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев) РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения ре- зультата; выстраивать последовательность выбранных действий | Б | 1 | 1 |
В1 | Человек и общество | Умение различать расходы и доходы государственного бюджета | КУУД: знать понятия и термины, связанные с социальным миром | П | 2 | 2 |
В2 | Человек и общество | | | П | 2 | 2 |
В3 | Человек и общество | | ПУУД: уметь извлекать информацию из иллюстрации; уметь выявлять особенности объекта; уметь на основе анализа объектов делать выводы; | П | 2 | 2 |
В4 | Человек и общество | | | Б | 2 | 2 |
В5 | Человек и природа | | | П | 2 | 2 |
В6 | Человек и общество | | | П | 2 | 2 |
В7 | Человек и природа | | | П | 2 | 2 |
В8 | Человек и природа | | | П | 2 | 2 |
В9 | Человек и природа | | ПУУД: уметь извлекать информацию из иллюстрации; уметь выявлять особенности объекта; уметь на основе анализа объектов делать выводы; | П | 2 | 2 |
В10 | Человек и природа | | ПУУД: Умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы | П | 2 | 2 |
С1 | Человек и природа | Использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы | ПУУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы | П | 4 | 5 |
С2 | Правила безопасной жизнедеятельности | Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | ПУУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач / выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде | В | 5 | 10 |
Итоговый тест за учебный год по предмету окружающий мир 3 класс
А1. Что не относится к признакам живых организмов?
дыхание
рост
течение
питание
А2. Кто является возбудителем инфекционных болезней?
животные
заболевшие люди
бактерии и вирусы
ядовитые растения
А3. Какая наука изучает внутренний мир человека?
психология
экология
биология
зоология
А4.Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?
план бюджета
доходы
налоги
расходы
А5.Что относится к веществам?
1) солнце
2) шар
3) крахмал
4) карандаш
А6. Какое свойство воздуха указано неверно?
1) прозрачен
2) серого цвета
3) не имеет запаха
4) бесцветен
А7. Какое растение относится к зерновым культурам?
капуста
лён
клевер
рожь
А8.Какое полезное ископаемое используется как топливо?
глина
известняк
торф
гранит
А9.Что помогает человеку накапливать свои знания?
1) восприятие
2) память
3) воображение 4) внутренний мир
А10.Какие правила питания надо выполнять?
есть разнообразную пищу
есть нужно только сладкое
утром не завтракать
есть 1 раз в день
В1. Что составляет доходы государственного бюджета?
Ответ _______________________________
В2. Что коллекционируют нумизматы?
Ответ _______________________________
В3 Как называется эта достопримечательность, которая находится в Париже?
Ответ ___________________________________________
В4.Кто может приносить доход семьи?
Ответ _______________________________
В5. Из чего делают бензин?
Ответ _______________________________
В6. В какой стране самое многочисленное население?
Ответ _______________________________
В7. Как ты различишь сахар, соль, соду?
Ответ _______________________________
В8. В каком городе Волга изгибается углом?
Ответ _______________________________
В9. Какой орган указан на рисунке под №5?
В10. Рассмотри внимательно рисунки животных. Кто из них относится к хищникам?
Ответ _____________________________________________
3уровень.
С1. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Внимательно изучи прогноз погоды на трое суток.
Пятница, 5 апреля | Суббота, 6 апреля | Воскресенье, 7 апреля |
Ночь Утро День Вечер | Ночь Утро День Вечер | Ночь Утро День Вечер |
| | |
3 5 8 6 | 6 6 8 8 | 6 4 5 6 |
| | |
С С С С | С С В В | С С СВ СВ |
50 57 31 35 | 69 44 35 49 | 89 70 79 87 |
Облачность и атмосферные осадки
Температура воздуха, °C
Ветер
Влажность воздуха, %
Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
В пятницу утром ожидаются осадки.
В воскресенье днём температура воздуха будет максимальной за трое суток.
В течение субботы ветер сменится с северного на восточный.
Влажность воздуха в течение трёх суток будет примерно одинаковой.
С2. Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.
А Б В
1.Какой из этих знаков можно встретить в музее?
Ответ:
Какое правило отражает этот знак?
Ответ:
Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.
Ключ к итоговому тесту за учебный год
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 |
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 |
налоги | монеты | Эйфелева башня | родители | Из нефти | В Китае | По вкусу | В Угличе | Тра хея | сова |
С1 – 1,3
С2
С2.1- Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание знака: Б;
2) правило: В данном помещении / в музее запрещено фотографировать.
Правило может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.
В качестве верного ответа может быть принята не только строгая
формулировка правила, но и любое объяснение, свидетельствующее о том, что
обучающийся понимает соответствующее правило
С2.2. Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу с указанием знаков и
правил, которые отражает каждый знак.
А – Здесь следует переходить дорогу по пешеходному переходу. / Здесь
расположен пешеходный переход.
В – Эту вещь нельзя гладить.
Правила могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
В качестве верного ответа может быть принята не только строгая
формулировка правила, но и любое объяснение, свидетельствующее о том, что
обучающийся понимает соответствующее правило