СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно измерительный материал для проведения промежуточной аттестации в 5 классе по ОБЗР

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа предназначена для промежуточной аттестации в 2024 – 2025 учебном году учащихся 5 классов.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно измерительный материал для проведения промежуточной аттестации в 5 классе по ОБЗР»

Контрольно-измерительный материал

для проведения промежуточной аттестации

в 2024-2025 учебном году


Предмет: Основы безопасности и защиты Родины

Класс: 5

Пояснительная записка


Контрольно-измерительный материал по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» разработан на основании:

1) Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2) Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов; под ред. С.Н. Егорова – Москва : Просвещение, 2021


Цель:

Выявить уровень образовательных результатов учащихся:


Предметные результаты:


■ выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;

■ раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;

■ предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;

■ организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;

■ оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.


Метапредметные результаты:


Регулятивные:

■ планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;

■ контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;

■ оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.


Познавательные:

■ использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;

■ сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);

■ осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.


Коммуникативные:

■ участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);

■ формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;

■ составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

■ характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;

■ характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.


Краткая характеристика КИМ:

Работа предназначена для промежуточной аттестации в 2024 – 2025 учебном году учащихся 5 классов.

На выполнение работы отводится 40 минут (1 урок). Работа включает 2 варианта.

Работа состоит из 3 частей, которые различаются по форме заданий, степени сложности и количеству заданий и определяются способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.

Часть А содержит 10 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 3-4 ответа, из которых правильный только один (базовый уровень сложности).

Часть В содержит 3 задания: с кратким ответом и установлением соответствий, а также задание, в ответе на которые нужно вписать пропущенные слова (повышенный уровень сложности).

Часть С содержит 1 задание с развернутым ответом (высокий уровень).

Задания с выбором ответа проверяют на базовом уровне усвоение большого количества элементов содержания, предусмотренных обязательным минимумом содержания основного общего образования.

Задания с кратким ответом направлены как на проверку усвоения того же материала, что и задания с выбором ответа, так и наиболее трудно усваиваемых элементов содержания курса ОБЗР 5-го класса.

Задания с развернутым ответом наиболее сложные. Они проверяют умения обучающихся действовать в различных ситуациях.

Задания проверочной работы ориентированы на проверку овладения учащимися определенными видами умений.

Методический инструментарий оценивания образовательных результатов

Инструкция для учащегося по выполнению КИМа

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

- внимательно прочитайте задание;

- если Вы отвечаете на теоретический вопрос, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; пишите чётко и разборчиво);

- при ответе на тестовые задания определите верный ответ и отметьте букву, соответствующую выбранному Вами ответу.

За каждый правильный ответ Вы можете получить один балл.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы - итог Вашей работы. Максимальное количество баллов - 35.


Критерии оценивания результатов выполнения КИМ


За задания части А выставляется по 1 баллу, максимально: 12 баллов.

За задание В-1 максимально: 5 баллов,

за задание В-2 максимально: 10 баллов,

за задание В-3 максимально: 4 балла,

за задание С-1 максимально: 4 балла,


Максимальный балл за правильно выполненную работу: 35 балл.

0-8 баллов - оценка 2 (неудовл.); 9-20 баллов - оценка 3 (удовл.), 21-28 баллов – оценка 4 (хор.), 29-35 баллов – оценка 5 (отл.)






Промежуточная аттестация по ОБЗР. 5 класс. Вариант №1.

ЧАСТЬ А

Выбери правильный вариант ответа.

А-1. Стечение обстоятельств, которое при определенном развитии событий может привести к несчастью это - ...

А) Чрезвычайная ситуация.

Б) Катастрофа.

В) Опасная ситуация.

А-2. Почему, входя в горящее помещение, нельзя резко открывать дверь?

А) Сверху может рухнуть перегородка.

Б) Поступающий через двери кислород взрывообразно воспламенится.

В) Из-за сильного жара.

А-3. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы:

А) Выходить через задымление к лифту и на нем спускаться вниз;

Б) При небольшой этажности выпрыгивать из окна, спускаться при помощи связанных между собой простыней;

В) При сильном задымлении передвигаться пригнувшись или ползком;

Г) Отключать включённые в сеть электроприборы;

А-4. Велосипедист вытянул правую руку в сторону. Что это означает?

А) Поворот на право;

Б) Остановка.

В) Поворот на лево.

А-5. Из розетки, в которую включен ваш компьютер, начинает идти дым и слышно характерное потрескивание. Вилка не вытаскивается. Ваши действия:

А) Накрыть простыней компьютер и полить водой (если он дымиться);

Б) Отключить электричество;

В) Взять чайник с водой и залить дымящуюся розетку;

Г) Обрезать провод;

Д) Позвонить родителям.

А-6. Из всех нижеперечисленных правил только одно верное. Укажи его.

А) У незнакомых людей можно брать только красивые свертки или предметы.

Б) С наступлением темноты на улице можно оставаться одному.

В) Надо уметь сказать "нет" человеку, который вызывает подозрение.

А-7. Что такое «кибербулинг»?

А) Наука о сохранении здоровья при работе со средствами информации;

Б) Взаимодействие между экстримистскими группами в средствах информации;

В) Запугивание с помощью различных средств информации.

А-8. Состояние атмосферы в определенное время в определенном месте называется

А) Погодой;

Б) Климатом;

В) Природным катаклизмом.

А-9. Чем сопровождается химическая авария?

А) Выбросом радиоактивных веществ;

Б) Выбросом химически опасных веществ;

В) Летящими осколками.

А-10. Чем отличается катастрофа от аварии:

А) Воздействием на природную среду;

Б) Воздействием поражающих факторов на людей;

В) Наличием человеческих жертв, значительным ущербом.




ЧАСТЬ В

В-1. Вставь пропущенные слова:

Химическое заражение местности — одно из последствий 1. ________ (разрушения) объектов химической промышленности, трубопроводов с химически опасными компонентами. Об угрозе химического заражения население 2. ________ заранее.

Среди различных аварийно химически опасных веществ, используемых в промышленности, распространены 3. __________ и аммиак.

Для изготовления ватно-марлевой повязки необходимо взять кусок марли длиной 4. _________ см и шириной 40-50 см. Его аккуратно расстилают на ровной поверхности. Посередине куска помещают слой 5.________ в виде прямоугольника 30x20 см.


В-2. Вспомни основную терминологию по курсу ОБЗР:

  1. Опасная обстановка на определённой территории, вызванная негативной деятельностью человека, которая может нанести ущерб жизни и здоровью людей или природной среде, привести к значительным материальным потерям.

  1. Ситуация, при которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.

  2. Чрезвычайная ситуация, вызванная природным явлением.

  3. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека.

  4. Обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).

  5. Регулирует движение автомобилистов и пешеходов через определённый участок дороги.

  6. Дорожка — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная специальным дорожным знаком.

  7. Деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства;

  8. Совокупность информационных ресурсов, систем формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры.

  9. Место, на котором пересекаются две или более дороги.


В-3. В зависимости от травмирующего источника, воздействующего на кожу, выделяют следующие виды ожогов: Соотнесите их.

Вид ожога

Травмирующий источник

1. Термические

а) как следствие воздействия на кожный покров агрессивных кислотных растворов.

2. Химические

б) как следствие соприкосновения с неисправным электроприбором или его неправильного использования;

3. Лучевые

в) при соприкосновении с горячими жидкостями, паром, поверхностями, предметами;

4. Электрические

г) как следствие длительного пребывания под прямыми солнечными лучами или искусственными источниками ультрафиолета;


ЧАСТЬ С

С1. Рассказ очевидца: «Мы с братом приехали в гости к бабушке в деревню. Когда мы шли по улице, путь нам преградила огромная собака и начала рычать. Мы с братом очень испугались и бросились бежать. Собака последовала за нами. Чтобы защитить себя и брата я схватил огромную палку и кинул ее в собаку. Она разозлилась и схватила меня за брюки. Мы сильно закричали, размахивали руками и ногами, на наш крик прибежал хозяин и отогнал собаку».

Что было неправильно сделано? Найдите три ошибки и прокомментируйте их.

Промежуточная аттестация по ОБЗР. 5 класс. Вариант №2.

ЧАСТЬ А

Выбери правильный вариант ответа.

А-1. Чрезвычайная ситуация отличается от опасной прежде всего ______________(выберите правильный ответ)

А) Временем года;

Б) Внезапностью возникновения;

В) Тяжестью последствий;

Г) Степенью риска.

.А-2. Чем следует тушить горящие легковоспламеняющиеся жидкости?

А) Водой; Б) Песком; В) Плотной тканью.

А-3. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы:

А) Выходить через задымление к лифту и на нем спускаться вниз;

Б) При небольшой этажности выпрыгивать из окна, спускаться при помощи связанных между собой простыней;

В) При сильном задымлении передвигаться пригнувшись или ползком;

Г) Отключать включённые в сеть электроприборы;

А-4. Велосипедист согнул левую руку в локте. Что это означает?

А) Поворот на право;

Б) Остановка.

В) Поворот на лево.

А-5. Из розетки, в которую включен ваш компьютер, начинает идти дым и слышно характерное потрескивание. Вилка не вытаскивается. Ваши действия:

А) Накрыть простыней компьютер и полить водой (если он дымиться);

Б) Отключить электричество;

В) Взять чайник с водой и залить дымящуюся розетку;

Г) Обрезать провод;

Д) Позвонить родителям.

А-6. Террор это

А) Подозрительный предмет.

Б) Конфликтная ситуация.

В) Страх, ужас.

А-7. Как называется мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности?

А) Информационный вакуум;

Б) Информационная сфера;

В) Информационная среда;

Г) Информационный куб.

А-8. Что из перечисленного не является показателем погоды?

А) Время;

Б) Атмосферное давление;

В) Ветер;

Г) Температура воздуха.

А-9. Где используется хлор?

А) В системах очистки воздуха

Б) В системах очистки воды

В) В системах очистки топлива

А-10. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

А) ЧС экологического характера;

Б) ЧС природного характера;

В) ЧС техногенного характера;

Г) Стихийным бедствиям.

ЧАСТЬ В

В-1. Вставь пропущенные слова.

Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) — это 1. _________ химическое вещество, применяемое в 2. ___________ и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого происходит 3. ____________ окружающей среды в больших концентрациях, что может привести к гибели людей.

По всей длине куска с обеих сторон заворачивают свободные от ваты края 4. _______, закрывая вату. После этого на концах марли посередине делают ножницами 5. _______ длиной 25-35 см. С помощью разрезов делают две пары завязок.


В-2. Вспомни основную терминологию по курсу ОБЗР:

  1. Опасная обстановка на определённой территории, вызванная негативной деятельностью человека, которая может нанести ущерб жизни и здоровью людей или природной среде, привести к значительным материальным потерям.

  1. Ситуация, при которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.

  2. Чрезвычайная ситуация, связанная с промышленной деятельностью человека.

  3. Состояние, при котором кому-нибудь, чему-нибудь не угрожает опасность.

  4. Место, на котором пересекаются две или более дороги.

  5. Дорожка — конструктивно отделённый от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

  6. Идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.

  7. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека.

  8. Регулирует движение автомобилистов и пешеходов через определённый участок дороги.


В-3. В зависимости от травмирующего источника, воздействующего на кожу, выделяют следующие виды ожогов: Соотнесите их.

Вид ожога

Травмирующий источник

1. Термические

а) как следствие воздействия на кожный покров агрессивных кислотных растворов.

2. Химические

б) как следствие соприкосновения с неисправным электроприбором или его неправильного использования;

3. Лучевые

в) при соприкосновении с горячими жидкостями, паром, поверхностями, предметами;

4. Электрические

г) как следствие длительного пребывания под прямыми солнечными лучами или искусственными источниками ультрафиолета;


ЧАСТЬ С

С1. Рассказ очевидца: «Я пришел из школы. Поставил кастрюлю с супом на газовую плиту и включил максимально конфорку, а сам пошел играть на компьютере. Через некоторое время я почувствовал запах горелой пластмассы, прибежал на кухню. Там был пожар: на плите и на столике рядом. Я быстро набрал воды в другую кастрюлю и выплеснул на плиту и столик. Раздался взрыв. Из окошка повалил черный дым, и моя соседка вызвала пожарных».

Что не правильно было сделано? Найдите четыре ошибки.