СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительный материал для проведения олимпиады по Обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительный материал для проведения олимпиады по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительный материал для проведения олимпиады по Обществознанию»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Орский технический техникум имени А.И.Стеценко»

филиал пос. Новоорск




СОГЛАСОВАНО

Заведующий филиалом

____________ Ю.П. Расчупко

«____»________________2017 г.

               















Контрольно-измерительный материал

для

проведения внутрифилиальной олимпиады


По ОДБ 05.Обществознание (включая экономику и право)




























пос. Новоорск, 2017

Контрольно-измерительный материал (далее КИМ) разработан в соответствии с Рабочей программой ОДБ «Обществознание (включая экономику и право)». КИМ предназначен для выявления обучающихся, имеющих повышенный уровень знаний, умений и освоенных компетенций в рамках ОДБ «Обществознание (включая экономику и право)»






Составитель _____________ Е.А. Рощина

«___»______________2017 г.







Согласовано:

Председатель методической комиссии преподавателей

___________ Е.Е. Чеваль

«___» _____________ 2017 г.



































Пояснительная записка к

контрольно-измерительному материалу


Цель олимпиады – оценить знания студентов об обществе и человеке; сформированность учебно-исследовательские умений в рамках дисциплины и их уровень; умение аргументировано высказывать свою точку зрения.


При выполнении заданий Олимпиады и их оценке отслеживается наличие умений (и их уровень)::

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять самостоятельный поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

По результатам выполнения заданий оцениваются знания:

  • биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденций развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • сущности социальных норм, механизмов правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

КИМ ВКЛЮЧАЕТ ВОПРОСЫ ИЗ РАЗДЕЛОВ ТЕМ:

- «Человек», темы: Человек, индивид, личность; Духовный мир личности

- «Экономика», темы: Рынок, Собственность, производство

- «Социальные отношения», темы: Социальная стратификация

- «Политика» и «Право»

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий (критерии)


1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

  • За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

  • 2.1. Проявления политической деятельности. 2.2. Христианские конфессии.

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

За каждый правильный ответ 3 балла, всего 6 баллов

  • 3.1. Преобладание государственной собственности, т.к.все остальное характеризует рыночную экономику. 3.2. – Незнание данной правовой нормы, так как остальное – обстоятельства, смягчающие ответственность.

4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

  • 4.1. Капитал. 4.2. Сословие.

5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 8 баллов

Черты характера человека

Волевые действия человека

3, 7, 11,12

2, 6, 9, 10

6.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

  • 6.1. Презумпция невиновности.(2 балла)

  • 6.2. Да. ( 1 балл) Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории Российской Федерации.) (2 балла).

7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов

  • Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__. Ключевые __12_ игроки новой эпохи не правительства или партии, а _13__ , _2_ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, _20_ , стилей жизни

8. Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ.

Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право.

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов


Основные группы прав и свобод

Права и свободы

личные права

право на свободу совести (4), право на благоприятную окружающую среду (2).

политические права и свободы

право избирать и быть избранным (3),право на собрания и манифестации (5), право на свободу слова (7).

социально-экономические права

право на образование (1), право на отдых (6), право на жилище (8), право на доступ к культурным ценностям (9), право на труд (10), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (11).



9. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

За каждый правильный ответ 1 балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов

  • 1. Прогресс. 2. Культура. 3. Общество. 4. Потребность. 5. Наука. 6. Революция. 7. Религия. 8. Образование. 9. Реформа. 10. Нация. 11. Личность. 12. Обязанность.

  • Глобализация - ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.


10. Эссе.


Критерии оценивания эссе

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания


Смысл высказывания раскрыт.

2


Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понима­нии.

1


Смысл высказывания не раскрыт, содержание от­вета не дает представления о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции


Представлена собственная позиция с аргумента­цией.

1


Представлена собственная позиция без пояснения. ИЛИ Собственная позиция не представлена.

0

КЗ

Уровень приводимых суждений и аргументов



Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

2



Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического мате­риала. ИЛИ

Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических по­ложений.

1



Суждения и аргументы не приведены.

0


Максимальный балл

5


Критерии оценивания:

  • 1 место----70-75 баллов

  • 2 место-----65-69 балл

  • 3 место------55-64 балла



Условия проведения олимпиады

Олимпиада проводится в свободное от занятий время в отведённой аудитории. Для участия приглашаются студенты, имеющие повышенный уровень знаний по дисциплине, а также желающие принять участие из числа студентов 1-3 курсов.

На выполнение заданий даётся 1 час 20 мин.

По истечению времени работы собираются и отправляются на оценивание в назначенную комиссию.

Результаты протоколируются и сдаются в учебную часть.
















Олимпиада филиала ГАПОУ ОТТ п. Новоорск

по обществознанию

2017 ‒2018 учебный год

Время выполнения 1 час 20 мин.


1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Для конфуцианства характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий.

1.2. Политическая власть возникла как результат необходимости управления общественными отношениями.

1.3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного отклоняющегося поведения.

1.4. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является регуляция и фиксация цен на потребительском рынке.

1.5. Правовые отношения возникают с момента обращения в суд.

1.6. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и природных явлений.

1.7. И человек, и животные обладают стремлением к саморазвитию.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.








За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов


2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.1. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ

_____________________________________________________________________________________

2.2. Православие, католицизм, протестантизм

____________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла


3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание государственной собственности, разорение убыточных предприятий

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Противоправность поведения потерпевшего, незнание данной правовой нормы,

несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной _________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________

По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.


4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:

4.1. Труд, земля, _______________________________________________предпринимательские способности.

4.2. Буржуазия - класс; кшатрии - каста; дворянство - __________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла






5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

1. Темп речи

5. Постоянное несогласие со сверстниками

9. Участие инвалида в спортивных соревнованиях

2. Доведение дела до конца

6. Обливание холодной водой

10. Ежедневное соблюдение режима дня

3. Решительность

7. Целеустремленность

11. Самокритичность

4. Обжорство

8. Мимика

12. Трудолюбие


Черты характера человека

Волевые действия человека



За каждый правильный ответ 1 балл, всего 8 баллов


6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

6.1. Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статья неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

Какое право гражданина нарушено в этом случае?

_________________________________________________________________________________

6.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны, и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла


7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя – ______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не правительства или партии, а ___ , ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, ___ , стилей жизни.


  1. ХХ в.

  1. Неправительственные

  1. Массовый

  1. индустриальный

  1. Информация

  1. Власть

  1. Государственный

  1. Земля

  1. Насилие

  1. Общение

  1. XIX в.

  1. Политический


  1. СМИ

  1. Убеждение

  1. понятие

  1. Знание


  1. Правительственные

  1. Информационный

  1. военная сила

  1. ценность


За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов


8. Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право.


Основные группы прав и свобод

Права и свободы

личные права


политические права и свободы


социально-экономические права


За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов













































9. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

  1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

  2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.

  3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

  4. Нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

  5. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

  6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

  7. Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

  8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

  9. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

  10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера

  11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое человеку или группе.






1

















2


















3











4




















5













6

















7















8














9




















10

















11















12













Определение ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


За каждый правильный ответ 1 балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов


10. Уважаемые участники!

Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

За задание 5 баллов.



Темы


  1. «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности». (Ф.М. Достоевский)

  2. «Необходимость – отговорка тиранов и предмет веры рабов». (У. Питт)

  3. «Правительство, достаточно большое и сильное, чтобы дать вам все, что вы требуете, достаточно велико для того, чтобы забрать все, что у вас есть». (Д. Форд)

  4. «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьи он руках». (П. Устинов)

  5. «Иногда большая часть побеждает лучшую». (Тит Ливий)

  6. «Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Б. Франклин)

  7. «Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца». (А. Камю)

  8. «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека)

  9. «Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский)

  10. «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». (Т. Рузвельт)

  11. «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть». (Сюньцзы)

  12. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». (В.Г. Белинский)

  13. «Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». (Л. Фейербах)

  14. «Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!» (Г. Торо)




Максимальное количество баллов - 75


СПАСИБО!