СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительный материал для проведения Олимпиады по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительный материал для олимпиады по истории

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительный материал для проведения Олимпиады по истории»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Орский технический техникум имени А.И.Стеценко»

филиал пос. Новоорск




СОГЛАСОВАНО

Заведующий филиалом

____________ Ю.П. Расчупко

«____»________________2017 г.

               















Контрольно-измерительный материал

для

проведения внутрифилиальной олимпиады


по ОДБ «ИСТОРИЯ»






























пос. Новоорск, 2017

Контрольно-измерительный материал (далее КИМ) разработан в соответствии с Рабочей программой ОДБ «История». КИМ предназначен для выявления обучающихся, имеющих повышенный уровень знаний, умений и освоенных компетенций в рамках ОДБ «История»






Составитель _____________ Е.А. Рощина

«___»______________2017 г.







Согласовано:

Председатель методической комиссии преподавателей

___________ Е.Е. Чеваль

«___» _____________ 2017 г.





































Пояснительная записка к

контрольно-измерительному материалу


Цель олимпиады – оценить знания студентов об обществе и человеке; сформированность учебно-исследовательские умений в рамках дисциплины и их уровень; умение аргументировано высказывать свою точку зрения.


При выполнении заданий Олимпиады и их оценке отслеживается наличие умений и знаний (и их уровень):

  • Знания -

  • основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории;

периодизации всемирной и отечественной истории;

  • современных версий и трактовок важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Основных исторических терминов и дат;

  • умения -

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Затронутые ОК:

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


КИМ содержит вопросы по разделам тем:

Древняя Русь и её соседи. Первые русские князья.

От Руси к России. Смутное время. Россия при Иване Грозном. Допетровская Россия.


Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий (критерии)

1.Всего: 4 балла

А) 11 век; правитель - Ярослав Мудрый.

Б) Брак был династическим, укрепляющим добрососедские отношения Швеции и Киевской Руси.

2. Всего: 6 баллов

А) 1649г. не связан с древнерусским законодательством;

Б) 1054г.не связан с историей взаимоотношений половцев и Киевской Руси.

В) 988г.- не связан с мирными договорами Киевской Руси и Византии.

3.Всего:5 баллов.

1538-1547гг. (1балл);

Причины: Малолетство правителя Ивана IV; незавершенность процесса централизации страны; стремление бояр овладеть престолом…(2балла).

Последствия: ухудшение положения народа; ослабление центральной власти; формирование характера Ивана IV; необходимость реформ…(2балла).

4.Всего: 9 баллов.

А) Святополк Окаянный; 11 век; междоусобица.(3балла)

Б) Юрий Долгорукий; 12 век; политическая раздробленность.(3балла)

В) Борис Годунов; 16 век; начало Смуты.(3балла)


5.Всего: 6 баллов.

6-5-1-4-2-3


6.Всего: 5 баллов.

А

Б

В

Г

Д

9

5

6

1

4


7.Всего: 10баллов

  1. «Комедийная хоромина»- театр при дворе царя Алексея Михайловича;

  2. «Синопсис» -первая печатная история Российского государства;

  3. «Дивное узорочье» - архитектурный стиль в XVIIвеке, отличающийся внешней нарядностью здания;

  4. «Прелестные письма»-(«прелестная грамота»), название письма или листовки. Имело целью обмануть, сбить с толку, обольстить человека на дурные поступки (выступление против власти, против церкви и т. п.).

  5. «Азовское сидение»-принятое в исторической литературе название обороны донскими и запорожскими казаками крепости Азов, взятой у турок в 1637. В 1641 казаки выдержали осаду турецкой армии. Не получив поддержки русского правительства, летом 1642 разрушили укрепления.


8.Всего: 7баллов

  1. «бунташным веком».

  2. Смута, Медный, Соляной бунты, восстание под руководством Степана Разина

  3. (1613—1645 гг.)

  4. Алексеем Михайловичем

  5. монархии абсолютной

  6. закрепощение крестьян

  7. мануфактуры.

9.Всего: 8 баллов.

1)Ливонская война 1558-1583гг.; Стефан Баторий, 1582г.

2)Походы на Казань 1547-1552г.; Иван Грозный,1552г.

10.Всего: 20 баллов.

По 2 баллу за правильный ответ.

  1. Великий князь Всея Руси

  2. Приказы

  3. Дворец

  4. Казна

  5. Дворецкий

  6. Боярская дума

  7. Уезды

  8. Волости

  9. Воевода

  10. Волостель.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

6

5

9

6

5

10

7

8

20

Итого: 80 баллов.





Критерии оценивания:

  • 1 место----70-80 баллов

  • 2 место-----60-69 баллов

  • 3 место------50-59 баллов


Условия проведения олимпиады

Олимпиада проводится в свободное от занятий время в отведённой аудитории. Для участия приглашаются студенты, имеющие повышенный уровень знаний по дисциплине, а также желающие принять участие из числа студентов 1-3 курсов.

На выполнение заданий даётся 1 час 20 мин.

По истечению времени работы собираются и отправляются на оценивание в назначенную комиссию.

Результаты протоколируются и сдаются в учебную часть.

Олимпиада филиала ГАПОУ ОТТ п. Новоорск

по истории

2017 ‒2018 учебный год

Время выполнения 1 час 20 мин.


1.Прочтите текст. Дайте ответ на вопросы( всего 4 балла)

Из шведской саги «Круг земной» Снорри Стурлусона.

« Из письма Ингигерды, конунговой дочери, он узнал, что к конунгу шведов Олаву прибыли с востока из Хольмгарда послы Ярицлейва конунга, чтобы сватать дочь конунга шведов Олава за Ярицлейва, и что Олав конунг хорошо принял их сватовство…

Следующей весной в Швецию прибыли послы Ярицлейва конунга из Хольмгарда узнать, собирается ли Олав конунг сдержать обещание, данное предыдущим летом, и выдать свою дочь Ингигерду за Ярицлейва конунга. Олав конунг сказал об этом Ингигерде и заявил, что он хочет, чтобы она вышла замуж за Ярицлейва конунга. Она отвечает: «Если я выйду замуж за Ярицлейва конунга, то я хочу получить от него как вено [выкуп невесты] все владения ярла Альдейгъюбора и сам Альдейгъюбор». Послы из Гардарики согласились от имени своего конунга.

Тем же летом они вместе отправились на восток в Гардарику. И Ингигерда вышла замуж за Ярицлейва конунга. Сыновьями их были Вальдамар, Виссивальд и Хольти Смелый.

А) О событиях какого века говорится в документе? О каком правителе Гардарики идет речь в саге? (2 балла)

Б) Какое значение имел брак для двух стран?(2 балла)


2. Какой год является ЛИШНИМ в ряду. Выпишите его (лишний год) и кратко объясните свой выбор. (по 2 балла)

А) 1016г.-1072г.-1113г.-1649г.

Б) 1054г.-1061г.-1068г.-1111г.-1185г.

В) 911г.-945г.-971г.-988г.-1046г.

3. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. (5 баллов)

После смерти Елены Глинской началась ожесточенная борьба за власть боярских родов, которая длилась до достижения совершеннолетия Иваном IV.

Укажите хронлогические рамки «боярского правления» Укажите не менее двух причин установления «боярского правления». Назовите не менее двух последствий его для России.

4.Определите исторического деятеля и исторический период его жизни(век и название периода). (9баллов)

А)Владимир усыновил, однако ж не любил его и, кажется,предвидел в нем будущего злодея. Современный Летописец Немецкий, Дитмар,говорит, что [он], Правитель Туровской области, женатый на дочериПольского Короля Болеслава, хотел, по наущению своего тестя, отложиться отРоссии и что Великий Князь, узнав о том, заключил в темницу сегонеблагодарного племянника, жену его и Немецкого Епископа Реинберна, которыйприехал с дочерью Болеслава. Владимир - может быть, при конце жизни своей -простил[его]: обрадованный смертию дяди и благодетеля, сей недостойныйКнязь спешил воспользоваться ею; созвал граждан, объявил себя ГосударемКиевским и роздал им множество сокровищ из казны Владимировой.

…[Он]… не думал уступить … престола, окровавленного тремябратоубийствами, и прибегнул к защите Болеслава.


Б)Георгий властолюбивый, но беспечный, прозванный…, знаменит внашей истории гражданским образованием восточного края древней России, вкоем он провел все цветущие лета своей жизни. Распространив там ВеруХристианскую, сей Князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегахНерли; умножил число духовных Пастырей, тогда единственных наставников воблагонравии, единственных просветителей разума; открыл пути в лесахдремучих; оживил дикие, мертвые пустыни знамениями человеческойдеятельности; основал новые селения и города: кроме Москвы, Юрьев Польский,Переславль Залесский (в 1152 году), украшая их для своего воображения сими,ему приятными именами и самым рекам давая названия южных. Дмитров, на берегуЯхромы, также им основан и назван по имени его сына, Всеволода-Димитрия,который (в 1154 году) родился на сем месте. - Но Георгий не имелдобродетелей великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигомвеликодушия, ни одним действием добросердечия, свойственного Мономаховуплемени.Скромные Летописцы наши редко говорят о злых качествах Государей,усердно хваля добрые; но Георгий, без сомнения, отличался первыми, когда,будучи сыном Князя, столь любимого, не умел заслужить любви народной.

В)Без всякой хитрости, следуя единственно чувству, зная ум, не зная только злых, тайных наклонностей[брата], Ирина утвердила союз между Царем, неспособным властвовать, и подданным, достойным власти. Сей муж знаменитый находился тогда в полном цвете жизни, в полной силе телесной и душевной, имея 32 года от рождения. Величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех Вельмож (как говорит Летописец), [он], не имел только... добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви ко славе и власти; видел в добродетели не цель, а средство к достижению цели; если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших Венценосцев в мире; но рожденный подданным, с необузданною страстию к господству, не мог одолеть искушений там, где зло казалось для него выгодою - и проклятие веков заглушает в истории добрую славу ...

5. Расположите в хронологической последовательности.(6балла)

1.Распад Ливонского ордена.

2.Упразднение опричнины

3.Плюсское перемирие со Швецией

4.Учреждение патриаршества.

5.Создание стрелецкого войска

6.Венчание на царство Ивана Грозного

6.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. (5 баллов)


События

Года

Участники

Соборное уложение

1649г.

А) ?

Б)?

1653-1655гг.

Патриарх Никон

Новоторговый устав

В) ?

А.Л.Ордин- Нащокин

Отмена местничествам

1682г.

Г) ?

Д) ?

1687г.

В.В. Голицын

  1. Царь Федор Алексеевич

  2. 1672г.

  3. М.В. Стадухин

  4. Открытие Славяно-греко-латинской академии

  5. Церковная реформа

  6. 1667г.

  7. Симон Ушаков

  8. Полки «нового строя»

  9. Князь Одоевский


А

Б

В

Г

Д







7.Что обозначат следующие понятия (10 баллов)

  1. «Комедийная хоромина»

  2. «Синопсис»

  3. «Дивное узорочье»

  4. «Прелестные письма»

  5. «Азовское сидение».

8.Вставьте пропущенные слова (7 баллов)

РОССИЯ В XVII в.

XVII век в России зачастую называют…(1) Подобное название не случайно: неспокойными были не только периоды непосредственных народных взрывов …(2), но и время между ними с «тишайшими» царями Романовыми — Михаилом Федоровичем…(3) и…(4) (1645—1676 гг.).
В XVII в. в основных чертах определился дальнейший путь России: вместо сословно-представительной монархии начинается движение к ….(5), вместо самоуправления с избираемой местной администрацией вводится практика назначения царских воевод, происходит окончательное …(6), несмотря на то, что появляются первые признаки новых капиталистических отношений. Наблюдается дальнейший рост крупной земельной собственности, преимущественно развивающейся теперь в форме поместного землевладения. Новым явлением в развитии землевладельческого хозяйства стало укрепление его связи с рынком. Наряду с этим наблюдается в значительно большем масштабе выделение из крестьянской среды зажиточной верхушки — «капиталистых» крестьян. В целом же происходит дальнейшее углубление специализации сельского хозяйства и ремесленного производства. В это же время идет повсеместное перерастание ремесла в мелкотоварное производство, возникают …(7), растет число городов.


9.Определите по карте (8 балла)

1)2)

А)Укажите название войны и ее хронологические рамки.

Б) Кто и когда осаждал Псков и Казань?



10.Восстановите схему управления Россией при Иване III. (20 баллов)


  1. ?


6) ?

2) ?




4) ?

3) ?






5) ?



Казначей




9) ?

7) ?



10) ?

8) ?



волостель

Станы





Максимальное количество баллов - 80


СПАСИБО!