СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительный материал по литературному чтению по теме В. Бианки «Сова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительный материал по литературному чтению по теме В. Бианки «Сова»»

Контрольно-измерительный материал по литературному чтению по теме В. Бианки «Сова» 2 класс

Сова В. Бианки


Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.

— Здорово, — говорит, — друг!

А Старик ей:

— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.

А Старик:

— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:

— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.



1. О чём в основном рассказывается в этом тексте?

    1. О том, что все в природе взаимосвязано.

    2. О том, что корова заболела

    3. О том, что сова полезная птица для природы.


Ответ: 1) О том, что все в природе взаимосвязано.

1 балл – выбран правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.



Комментарий. Обо всем, что вынесено в варианты ответов, в тексте сказано. Задание требует выделения главной темы текста, обобщающей и подчиняющей другие. Ответить на задание поможет вопрос: «Для чего написан текст? Что прежде всего автор хочет нам рассказать?»



2. Почему клевер не родится на лугу?



1) скосили клевер косари

2) случился пожар

3) не попадает цветень с цветка на цветок

Ответ: 3) не попадает цветень с цветка на цветок

1 балл – выбран правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.


Комментарий. Одно из самых простых заданий работы. При внимательном чтении ребенок находит ответ на поставленный вопрос. Ученики учатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.


  1. Найдите и выпиши три предупреждения совы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ответ: Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.


За каждый правильный ответ по 1 баллу


Комментарий. Несложное задание на поиск явной информации. Успешность его выполнения зависит прежде всего от готовности школьника перечитать текст.



4. Расставить цифры в соответствии с последовательностью событий.

1. Шмели улетели.

2. Нечем чай белить.

3. Корова худеет.

4. Сова не прилетает на луг.

5. Клевер не родится.

6. Развелось много мышей

7. Старик идет на поклон к Сове.



Ответ: 4 6 1 5 3 2 7

2 балл – приведен правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.

Комментарий. Перед нами достаточно непростое задание на установление последовательности событий. Чтобы выполнить его, нужно просмотреть заново весь текст, поскольку в задании упомянуты все основные этапы сказки. Правильное выполнение этого задания говорит об очень хорошем умении ориентироваться в тексте.



5. В тексте тебе встретились слова и выражения, которые ты, возможно, раньше не встречал, но их значение из текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.

СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

А) Цветень 1) пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки

2) красивый цветок

Б) Пойло 3) питательное питьё для скота

4) деревянная посуда

Ответ: А – Б – .

Ответ: А – 1, Б – 3.

2 балла – приведено два правильных ответа.

1 балл – приведен только один правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.



Комментарий. Ученику нужно понять два слова, которых нет в его собственном словаре. Задание проверяет способность ученика объяснять новые слова или термины на основе контекста, в данном случае – видеть эти объяснения. Большинству детей это удается выполнить это задание.




























Описание результатов выполнения итоговых работ учащимися с разным уровнем сформированности читательских умений



На основе анализа выполнения учащимися различных заданий, относящихся к разным группам умений, были выделены 3 уровня овладения читательскими умениями: пониженный, базовый и повышенный. Ниже приведены критерии определения каждого уровня:

пониженный – выполнено 30%-49% заданий всей работы;

базовый – выполнено 50%-75% заданий всей работы и набрано менее 75% от максимального балла;

повышенный – при выполнении 2-х условий: 1) выполнено более 75% заданий и набрано не менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы.

Каждый уровень сформированности читательских умений можно представить в виде описания достижений и трудностей ученика.


Повышенный уровень смыслового чтения и работы с информацией

Достижение повышенного уровня означает, что ученик может

• находить в тексте конкретные сведения, представленные как в явном, так и в неявном виде;

• устанавливать последовательность событий; причинно- следственные связи;

• интерпретировать информацию из текста;

• понимать иносказательный смысл сообщения;

• выделять главное, определять основную мысль и тему высказывания;

• использовать информацию из текста для размышления о других ситуациях, в том числе связанных с личным опытом.


Трудности: Ученики, показавшие повышенный уровень, испытывают трудности при выполнении отдельных заданий, как правило, связанных

• с соотнесением информации, представленной в разной форме,

• с формулированием гипотезы,

• с соотнесением информации из текста с личным опытом, с другой ситуацией.


Базовый уровень

Ученики, достигшие только базового уровня, умеют

• извлекать из текста явную информацию, а также неявную информацию, которую можно получить путем прямых умозаключений;

• выделять основную мысль и тему высказывания;

• соотносить текст с тем или иным кругом литературы.

Им трудно

• определить последовательность событий;

• удерживать детали, связывать их с основными событиями и действующими лицами;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• различать буквальный и иносказательный смысл сообщения, понимать метафоры;

• связывать информацию из текста с другой ситуацией, современной жизнью, личным опытом;

письменно выражать и обосновывать свое мнение.


Пониженный уровень

Ученики, показавшие пониженный уровень смыслового чтения и работы с информацией, умеют находить и извлекать информацию, сформулированную в тексте явно, понимают главную мысль и тему текста, понимают на основе контекста значение незнакомых слов и слов из пассивного запаса.

Этим ученикам трудно

связать информацию из текста с другими ситуациями и своим опытом;

соединять разрозненные сведения, о которых они прочитали, в целостную картину;

устанавливать последовательность событий;

соотносить детали с событиями и действующими лицами;

письменно выражать и обосновывать свое мнение (они неуспешны практически во всех заданиях, где нужно дать развернутый ответ).











Рекомендуемая литература Книги и статьи (читательская грамотность)


  1. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000 / ред. Г. С. Ковалева. М.: Логос, 2004.

  2. Пинская М. А. Анализ учебных пособий для начальной школы //Вопросы образования. 2009. № 1. С. 137–161.

  3. Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам анализа результатов PIRLS-2006 // Вопросы обра-зования. 2009. № 2. С. 87— 108.

  4. Рябинина Л. А., Чабан Т. Ю., Романова Л. М. Подходы к обучению смысловому чтению в начальной школе//Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность: материалы 19-й научно-практической конференции. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 276 с. С. 185-197

  5. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // В опросы образования. 2007. № 4. С. 240–266.


Книги и статьи (организация групповой работы и учебная самостоятельность)

  1. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. – М., ОИРО, 2010.

  2. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №4. – C. 77-90.