Контрольно-обобщающий урок «В удивительном мире русской литературы XIX века». 7-й класс
Разделы: Литература
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторение, обобщение и систематизация изученного; контроль знаний учащихся по разделу “ Произведения русских писателей 19 века”.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: приобщать к русской классической литературе.
РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать навыки самоконтроля; развивать умения: логически мыслить; аргументировать и доказывать; анализировать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Оборудование: презентация со слайдами, карточки с заданием, контрольный лист, кроссворд, реквизит, магнитофонная запись с отрывками из произведений, иллюстрации, книги с произведениями И.С. Тургенева, И. А. Бунина, А.П. Чехова.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На протяжении многих уроков мы вели разговор о русской литературе 19 века. Читали замечательные творения русских писателей и поэтов, знакомились с литературными героями, восхищались ими или осуждали их, одним словом, жили с ними их мыслями и чувствами, делами и поступками, а также изучали теорию литературы. Настало время подвести итоги этой работы, именно поэтому этот урок мы посвящаем русским писателям и поэтам 19 века.
2. Объявление темы и целей урока.
Тема записана на доске: “В удивительном мире русской литературы 19 века”. Слайд 1.
Цель нашего урока – не только вспомнить авторов, названия произведений, полюбившихся литературных героев, проверить свои знания, но и ещё раз соприкоснуться с творчеством русских писателей и поэтов, открыть для себя удивительный мир русской литературы 19 века. Слайд 2.
Ваша задача – показать хорошие знания, продемонстрировать умения и получить положительные эмоции. Помимо хорошей оценки, вы можете выиграть ещё и приз, если станете победителем игры. Но для того чтобы стать финалистом этой игры, вы должны набрать как можно больше баллов в контрольных отборочных турах. Их будет 3, в каждом- по два задания, в задании - по несколько вопросов. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Дополнительные задания принесут дополнительно по 1 баллу.
Оценивать результаты своей работы на уроке вы будете самостоятельно, заполняя в ходе урока контрольный лист.
Контрольный лист
Критерии оценки:
“5” - 32-34 балла;
“4” - 26-31 баллов;
“3” – 25-20 баллов.
Количество баллов |
1 тур | 2 тур | 3 тур | Дополнительные баллы | Всего баллов | Оценка |
| | | | | |
3. Игра “В удивительном мире русской литературы 19 века”.
3.1. 1-й отборочный тур “Знаете ли вы писателей и поэтов 19 века и их произведения?”
Задание 1. “Кто это?”. Назовите имена и фамилии писателей и поэтов 19 века. Запишите их под соответствующим номером. Слайд 3.
Показываются слайды 4-7 с портретами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Некрасова, М. Е.Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Контроль: зачитываются фамилии, имена и отчества писателей и поэтов: 1.А. С. Пушкин, 2.М. Ю. Лермонтов, 3.Н. В. Гоголь, 4.И. С. Тургенев, 5.А. Н. Некрасов, 6.М. Е.Салтыков-Щедрин, 7.Л. Н. Толстой, 8.А. П. Чехов. Слайд 8.
Задание 2. “Кто автор этого произведения?”. Укажите автора каждого произведения с помощью стрелок. Работа по карточкам. Слайд 9.
А. С. Пушкин “Бежин луг”
М. Ю. Лермонтов “Дикий помещик”
Н. В. Гоголь “Детство”
И. С. Тургенев “Тарас Бульба”
А. Н. Некрасов “Хамелеон”
М. Е.Салтыков-Щедрин “Полтавский бой”
Л. Н. Толстой “Русские женщины”
А. П. Чехов “Песня про царя Ивана Васильевича...”
Контроль: зачитываются авторы и их произведения: А. С. Пушкин - “ Полтавский бой”;. М. Ю. Лермонтов - “ Песня про царя Ивана Васильевича ...”; Н. В. Гоголь - “Тарас Бульба”; И. С. Тургенев - “ Бежин луг”; А. Н. Некрасов - “Русские женщины”; М. Е. Салтыков-Щедрин - “Дикий помещик”; Л. Н. Толстой - “ Детство”; А. П.Чехов - “ Хамелеон”. Слайд 10.
Подведение итогов: подсчёт баллов, заполнение контрольного листа, выявление учащегося с наибольшим количеством баллов. В 1 туре можно набрать 16 баллов.
Дополнительное задание для учащихся, набравших равное количество баллов. Слайд 11.
- Назовите автора рассказа “Бирюк”.
- Назовите автора “Песни о вещем Олеге”.
- Назовите автора произведения “Верный Трезор”.
3.2. Игра “ Угадай слово”.
Задание к зашифрованному слову: Назовите фамилию автора, который родился в 19 веке, был знаком с А. П. Чеховым, встречался с Л. Н. Толстым, прожил до середины 20 века, писал рассказы и стихи. Слайд 12.
Контроль: имя этого автора – Иван Алексеевич Бунин. Слайд 13.
3.3. Литературная пауза.
О Бунине чаще говорят как о прозаике, но сам И. А. Бунин говорил: “ Я поэт и больше поэт, чем писатель, я главным образом поэт” [1]. Слайд 14. Тема родной природы становится центральной темой бунинских стихов. Поэт А. Блок писал: “Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет” [2]. Слайд 15. А я бы ещё добавила: “ Слышать, видеть и понимать”. В подтверждение я хочу прочитать любимое стихотворение.
- Выразительное чтение наизусть стихотворения И. А. Бунина “Вечер”. Приложение 1. Слайд 16.
С творчеством Ивана Алексеевича Бунина мы будем знакомиться на следующем уроке.
3.4. 2-й отборочный тур. Кроссворд “Узнай литературного героя”.
Задание 1. “Кто это?”. Прослушайте отрывок из произведения, узнайте литературного героя и впишите его имя в кроссворд. Слайд 17.
1.“Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;ш
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе” [3]. Слайд 18.
2. “Первому, старшему изо всех, ..., вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы” [4]. Слайд 19.
3.
“... его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза” [5]. Слайд 20.
4. “Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости... ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его” [6]. Слайд 21.
5. “Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы” [7]. Слайд 22.
Контроль: В кроссворде есть стержневое слово “Герой”.
Имена литературных героев: Олег. 2. Федя. 3. Пётр. 4. Остап. 5. Андрий. Слайд 23.
Задание 2. “Кому из литературных героев принадлежат эти вещи?”. Поочерёдно показываются предметы: узелок, орден, трубка, газета “Весть”, цепь. Слайд 24.
Контроль: Включается магнитофонная запись с отрывками из произведений:
1. “Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке” [8].Слайд 25.
2. “Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил” [9]. Слайд 26.
3. “... вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: “Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!” И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях и на суше, и в походах, и дома” [10]. Слайд 27.
4. “ И был тот помещик глупый. Читал газету “Весть”, тело имел мягкое, белое и рассыпчатое” [11]. Слайд 28.
5. “ А купец Воротилов ... под самый Трезоркин праздник купил совсем новую, на диво выкованную цепь и сюрпризом приклепал её к Трезоркину ошейнику. Лай, Трезорка, лай!” [12]. Слайд 29.
Правильные ответы: Очумелов, генерал, Тарас Бульба, дикий помещик, верный Трезор.
Подведение итогов: подсчёт баллов, заполнение контрольного листа выявление учащегося с наибольшим количеством баллов. Во 2 туре можно набрать 10 баллов.
Дополнительное задание для учащихся с равным количеством баллов. Слайд 30.
- Объясните понятие “литературный герой”.
- Какое значение ещё имеет слово “герой”?
- Кого можно назвать и литературным героем, и настоящим героем? (Тарас Бульба, Остап).
3.5. Игра “ Угадай слово”. Слайд 31.
Задание к зашифрованному слову: Поэма Некрасова “Русские женщины” посвящена жёнам декабристов. Об одной из них, княгине Трубецкой, мы читали. А кому посвящена вторая часть поэмы Некрасова? Назовите фамилию этой княгини. А я вам покажу её портрет.
Контроль: имя этой княгини – Мария Волконская. Слайд 32.
3.6. Литературная пауза.
Среди произведений И. С. Тургенева есть стихотворение в прозе “Порог”. Послушайте его. Чтение учителем стихотворения “Порог”. Приложение 2.
- Можно ли княгиню Трубецкую и княгиню Волконскую назвать святыми? Почему?
- Что общего между поэмой Некрасова и стихотворением Тургенева? Слайд 33.
(Идея самопожертвования ради близкого человека).
3.7. 3-й отборочный тур “Знаете ли вы иллюстрации к произведениям?” Слайд 34.
Задание 1. “К какому произведению относятся эти рисунки?”. Над этими иллюстрациями мы работали. Показываются иллюстрации художников: Е А. Кибрика “Тарас Бульба” Рисунок2, В. Васнецова “Песнь о вещем Олеге” Рисунок3, Н. Муратова “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Рисунок4, Б. Кустодиева “Песня про купца Калашникова...” Рисунок5. Слайды 35-38.
Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 39.
Задание 2. “А к какому произведению относятся эти рисунки?”. Слайд 40. Над этими иллюстрациями мы не работали. Показываются иллюстрации к произведениям: Е. А. Кибрика “Тарас Бульба” Рисунок6, В. Васнецова “Песня про царя Ивана Васильевича...” Рисунок7, В. Е. Маковского “Бежин луг” Рисунок8, В. Васнецова “Песнь о вещем Олеге” Рисунок9. Слайды 41-44.
Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 45.
Подведение итогов: подсчёт баллов, заполнение контрольного листа, выявление учащегося с наибольшим количеством баллов. В 3-м туре можно набрать 8 баллов.
Дополнительное задание для учащихся с равным количеством баллов:
Читая произведения А.П. Чехова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, мы смеялись над их героями.
- А каким бывает смех? (Добрым и злым).
- Продолжите предложение:
Добрый смех - это...(юмор).
Злой смех – это ... (сатира). Слайд 46.
3.8. Игра “ Угадай слово”.
Задание к зашифрованному слову: Назовите автора иллюстрации к рассказу А. П. Чехова “Хамелеон”Рисунок10.Слайд 47.
Контроль: авторы иллюстрации – Кукрыниксы. Слайд 48.
3.9. Литературная пауза.
Какое интересное слово! Кукрыниксы – так назвали свой творческий коллектив, сложившийся ещё в годы обучения в художественном вузе, три художника: Порфирий Никитич Крылов, Михаил Васильевич Куприянов и Николай Александрович Соколов.
Кукрыниксы известны как блестящие иллюстраторы. Вот их портрет. Слайд 49. Ими созданы иллюстрации к книгам Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев”, М. Е. Салтыкова-Щедрина “Сказки”, М. Шолохова “Судьба человека” и др. Успешно выступали они и как живописцы. А в годы войны рисовали плакаты и карикатуры Рисунок11. Слайд 50.
- А теперь давайте перед финалом отдохнём, послушаем юмористический рассказ А. П. Чехова “С женой поссорился” и ещё раз улыбнёмся.
- Чтение рассказа учителем. Приложение 3.
3.10. Финальный тур игры “Угадай слово”.
Задание: Как можно назвать выдающегося, общепризнанного писателя или поэта являющегося образцом в литературе? Слайд 51.
Контроль: ответ – классик. Слайд 52.
4. Заключительное слово учителя.
Значит, все произведения, которые мы изучали на уроках, можно назвать классической литературой. Слайд 53.
Но в 8-10 классах вас ждут ещё новые встречи с русскими писателями и поэтами 19 века, с их интересными произведениями и героями. И я уверена, что эти встречи принесут вам открытия и доставят удовольствие. Ведь мир литературы так удивителен и чудесен.
5. Подведение итогов:
- Учащиеся подсчитывают баллы.
- Выставление оценок учащимся согласно критериям.
- Награждение финалиста-победителя.
6. Задание на дом: Написать мини-сочинение “Хочу сказать “спасибо” ...” (Какому писателю или поэту 19 века и за что?). Оформить работу. Слайд 54.
Литература.
1. И.А. Бунин. Стихотворения. / Сост. Предисл. и премич. В.Приходько. – М. “Детская литература”, 1989. С. 9.
2. И.А. Бунин. Стихотворения. / Сост. Предисл. и премич. В.Приходько. – М. “Детская литература”, 1989. С. 9.
3. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 81.
4. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 218.
5. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 7 класс. / Авт.- сост. В. Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2005. С. 58.
6. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 203.
7. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 196.
8. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 2. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 8.
9. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 263.
10. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 205.
11. Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки. / М. Е. Салтыков-Щедрин. – М., “Детская Литература”, 1982. С. 23.
12. Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки. / М. Е. Салтыков-Щедрин. – М., “Детская Литература”, 1982. С.
Игра-викторина по литературе для 5-7 классов
Внеклассное мероприятие по литературе, 5-7 класс. Сценарий
Игра-викторина для учащихся 5-7 классов "Волшебные книги детства"
Пояснительная записка
Целевая аудитория: обучающиеся 5-7 классов.
Цель игры-викторины: формирование у обучающихся познавательного интереса к народному творчеству, литературе, расширение их читательского кругозора, развитие логического мышления, умения сопоставлять, обобщать, анализировать.
Задания имеют занимательный, познавательный характер, что способствует поддержанию устойчивого интереса учащихся к литературе.
Необходимое оборудование: компьютер и мультимедийное оборудование, жетоны (по количеству вопросов), грамота «Лучшему знаток русских литературных сказок» (по одной для каждого класса); ватман (по одному на каждый класс) и разноцветные стикеры (по количеству участников).
Оформление кабинета: выставка книг «Волшебная книга детства», плакаты с пословицами и поговорками.
Примечание: Количество вопросов в каждом туре может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Желательно, если у ведущего будет помощник, который будет следить за тем, кто поднял руку первым.
План мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово ведущего.
3. Игра-викторина:
- Конкурс «Разминка»
- Конкурс «В гостях у Александра Пушкина»
- Конкурс «Русские народные сказки»
- Конкурс «Угадай героя»
- Игра «Волшебный сундучок»
- Конкурс «Назови автора»
4. Подведение итогов. Награждение победителя.
5. Рефлексия.
6. Заключительное слово ведущего.
Ход игры-викторины
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово ведущего: «Сказка ложь, да в ней намек» - гласит народная мудрость. Из сказок мы учимся различать добро и зло, познаем жизненные ценности и человеческие пороки. Урок, который преподносит человеку хорошая сказка, он запомнит надолго. Во время сказочной игры-викторины мы вспомним содержание популярных сказок и их мораль, вспомним всё то доброе, чему учит нас сказка. Итак, вы готовы? Тогда начнём. Прослушайте внимательно правила игры: ведущий задает вопросы, а каждый, кто правильно ответил, получает жетон. В конце игры подведем итоги: у кого больше жетонов, тот и победил. Главное условие – не перебивать друг друга и не выкрикивать ответ.
3. Задания игры-викторины:
• Первый конкурс «Разминка»
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)
9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
• Второй конкурс «В гостях у Александра Пушкина»
1.Что кричал петушок, сидя на спице?
( Кири-куку,
Царствуй, лёжа на боку.)
2.Из какой сказки эти строки?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
( "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь")
3.К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру)
4.На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник)
5.Из какой сказки эти строки?
...Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"
( "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".)
• Конкурс «Русские народные сказки»
1.Кто с кем такой делёж устраивал: "Твои вершки, а мои корешки".
(Мужик с медведем в сказке "Мужик и медведь")
2.Скажите, какого героя провели на пирожках?
(Медведь из сказки "Маша и медведь")
3.Кто варил кашу, применяя ум и смекалку?
(Солдат в сказке "Каша из топора")
4.Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел?
(Барину - голову, барыне - гузку, сыновьям ножки, крылышки - дочерям, а себе - всё туловище.)
5.Какими словами начинаются русские народные сказки?
("Жили-были...", "В некотором царстве, в некотором государстве...")
• Конкурс «Угадай героя». Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи:
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3.Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)
4.. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)
5. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)
6. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)
• Игра «Волшебный сундучок». В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а вы будете отгадывать, из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»
• Конкурс «Назови автора»
1..Кто написал сказку "Приключения Незнайки"?
(Н.Носов)
2..Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин?
(Эдуард Успенский)
3.Как звали автора сказки "Три толстяка"?
(Юрий Олеша)
4..Кто является автором сказки, в которой герои путешествуют по таким станам: страна болтунов, прыгунов, мигунов, жевунов и т.д.?
(А.Волков)
4. Подведение итогов. Подсчет жетонов, награждение победителя викторины.
5. Рефлексия. Ребята, а вам понравилась наша викторина? Пожалуйста, заполните наш «экран настроения»: желтый стикер – понравилось; зеленый – понравилось, но жаль, что я не выиграл (-а); синий – затрудняюсь ответить; фиолетовый – не понравилось.
6. Заключительное слово ведущего: Ребята, я думаю, что всем было очень приятно поиграть, вспомнить любимых героев! Помните, что сказки – это книги, которые могут вас многому научить! Читайте сказки! И будьте мудрыми и воспитанными, как Василиса Премудрая, и сильными и смелыми, как Иван Царевич. До новых встреч!
Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010
5. Информационно-образовательные источники сети Интернет:
festival.1september.ru/articles/537613
Итоговый тест по литературе в 7 классе
(базовый уровень).
Вопрос № 13
Чем объясняется суровый характер Бирюка и его замкнутый образ жизни?
его недоверчивостью и высокомерием
несправедливым отношением к нему деревенских жителей
особенностями его характера
непростой судьбой героя
Вопрос № 14
Почему Бирюк все-таки отпустил крестьянина?
понял, что крестьянин доведен до крайней степени нищеты
постеснялся барина
испугался мести крестьянина
пожалел мужика
Назовите жанр произведения Н.С. Лескова "Левша".
рассказ
повесть легенда
сказ
Как два генерала из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина оказались на необитаемом острове?
в результате кораблекрушения
с помощью волшебника
по щучьему велению, моему хотению
прилетели на ковре-самолёте
Вопрос № 18
Чем в своей жизни был недоволен герой сказки «Дикий помещик»?
маленькой пенсией
обилием мужиков
отсутствием жены
Вопрос № 21
В стихотворении В.В. Маяковского "Необычайное приключение..." солнце и поэт общаются как
господин и слуга
коллеги
братья
друзья
Начало формы
Вопрос № 1
Выберите три рода литературы?
эпос
проза
лирика
драма
Вопрос № 2
В чем состоит особенность былины?
в ней изображена в обобщенных образах историческая реальность
ей свойственна точная передача исторических фактов
она рассказывает о воинских подвигах русского народа
она рассказывает о мирном крестьянском труде
Вопрос № 3
Выберите, к какому роду литературы относится баллада?
эпос
лиро-эпический жанр
лирика
драма
Вопрос № 4
Назовите излюбленные жанры поэзии В.А. Жуковского.
баллада, дума
элегия, эпиграмма
поэма, стихотворение
баллада, элегия
Вопрос № 5
Назовите балладу В.А. Жуковского, которая не является переводной.
"Кубок"
"Светлана"
"Лесной царь"
"Перчатка"
Вопрос № 6
Образ Кириллы Петровича Троекурова (А.С. Пушкин "Дубровский") является олицетворением:
русского национального характера
русского гостеприимства, щедрости и дружелюбия
патриотизма, верности дворянской чести
надменности, властолюбия и вседозволенности
Вопрос № 7
Назовите причину, расстроившую отношения Троекурова и Дубровского и повлиявшую на дальнейшую судьбу героев.
отказ Троекурова выдать свою дочь замуж за сына Дубровского
недостаточное гостеприимство, оказанное Троекуровым Дубровскому
непочтительность слуг Троекурова по отношению к Дубровскому
изменение социального статуса Дубровского
Вопрос № 8
Какой прием использует автор в предложении:"Как легкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания"?
антитеза
олицетворение
гипербола
сравнение
Вопрос № 10
Назовите творческий метод М.Ю. Лермонтова в произведении "Мцыри".
реализм
сентиментализм
романтизм
классицизм
Вопрос № 11
Определите жанр произведения М.Ю. Лермонтова "Мцыри".
поэма
элегия
баллада
притча
Вопрос № 12
Исповедь Мцыри:
призывает отказаться от бесплодной борьбы
это история случившегося с героем
защищает его право на волю и счастье
проникнута чувством покаяния
Вопрос № 13
Чем был монастырь для "Мцыри"?
приют одиноких сердец, нашедших в служении Богу свое спасение
тюрьма, где происходит насилие над личностью, не желающей жить без свободы и воли
временное жилище
обитель монахов, посвятивших свою жизнь служению Богу и покинувших ради этого мирскую жизнь
Вопрос № 19
Чем объясняется суровый характер Бирюка и его замкнутый образ жизни?
его недоверчивостью и высокомерием
несправедливым отношением к нему деревенских жителей
особенностями его характера
непростой судьбой героя
Вопрос № 20
Почему Бирюк все-таки отпустил крестьянина?
понял, что крестьянин доведен до крайней степени нищеты
постеснялся барина
испугался мести крестьянина
пожалел мужика
Вопрос № 21
Тема стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»:
быт и нравы крестьян при крепостном праве
тяжелый труд крепостных
любовь к Родине
Вопрос № 23
Назовите жанр произведения Н.С. Лескова "Левша".
рассказ
повесть
легенда
сказ
Вопрос № 25
Как два генерала из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина оказались на необитаемом острове?
в результате кораблекрушения
с помощью волшебника
по щучьему велению, моему хотению
прилетели на ковре-самолёте
Вопрос № 26
Чем в своей жизни был недоволен герой сказки «Дикий помещик»?
маленькой пенсией
обилием мужиков
отсутствием жены
Вопрос № 30
В стихотворении В.В. Маяковского "Необычайное приключение..." солнце и поэт общаются как
господин и слуга
коллеги
братья
друзья
Ответы к тесту.
Вопрос 1: 1
Вопрос 2: 1
Вопрос 3: 2
Вопрос 4: 4
Вопрос 5: 2
Вопрос 6: 4
Вопрос 7: 3
Вопрос 8: 4
Вопрос 9: 3
Вопрос 10: 3
Вопрос 11: 1
Вопрос 12: 3
Вопрос 13: 2
Вопрос 14: 1
Вопрос 15: 1
Вопрос 16: 2
Вопрос 17: 4
Вопрос 18: 3
Вопрос 19: 2
Вопрос 20: 1
Вопрос 21: 2
Вопрос 22: 3
Вопрос 23: 4
Вопрос 24: 4
Вопрос 25: 3
Вопрос 26: 2
Вопрос 27: 2
Вопрос 28: 3
Вопрос 29: 2
Вопрос 30: 2
Вопрос 31:1
Вопрос 32:2
Критерии оценивания.
оценка "5" - 32 - 30 баллов
оценка "4" - 29 - 25баллов
оценка "3"- 24 - 29 баллов
оценка "2"- 18 и менее баллов