СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики и русского языка в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье даны основные виды контрольно-оценочной деятельности на уроках математики и русского языка

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики и русского языка в 4 классе»

Туянина Алтынай Геннадьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ поселка Дукат»

Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики и русского языка в 4 классе



Контрольно-оценочная деятельность – это один из видов деятельности по контролю и оценке хода и результатов того или иного учебного процесса.

Успешность контрольно-оценочной деятельности зависит от того, насколько хорошо педагог и сами обучающиеся осуществляют свою совместную деятельность. Работу по контрольно-оценочной деятельности мы начинаем ещё в первом классе, но особая, осознанная роль оценивания со стороны обучающихся проходит в 4 классе. В 1-2 классах у обучающиеся преобладает такой вид оценивания, как личностная, когда на первый план выходит настроение, отношение к однокласснику, но к концу первого года обучения учитель должен быть уверен в том, что большая часть детей класса могут:

- сравнивать действие и результат с готовым образцом;

- по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;

- предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию, задать вопрос.

Во 2 и 3 классе происходит совершенствование работы учащихся над контролем освоения способов деятельности. На этом этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибко-опасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Учащиеся на этом этапе работают над освоением разных типов заданий, направленных на освоение рефлексивного контроля (контроля за способом действия). Дети на этом этапе должны задавать себе такие вопросы, как справлюсь ли я с заданием, как лучше выполнить задание; корректировать свою работу и исправлять свои ошибки.

В 4 классе уже преобладают новые устойчивые психические новообразования в виде внутренних мотивов самооценки в отношениях между учителем и обучающимися. Осмысление, оценка результатов своей работы во многом оказывает на влияние на характер самой учебной деятельности.

Контроль же является основной составляющей образовательного процесса. Различают внешний контроль и самоконтроль. Внешний контроль в учебном процессе осуществляется учителем, одноклассниками, родителями. Контроль со стороны учителя завершается выставлением в тетрадь или в классный журнал отметки за работу в течение урока, домашнюю работу. Отметка является результатом процесса оценивания, количественное выражение оценки результатов учебной деятельности учащихся, она может быть обозначена в баллах, символах, рейтинговой системе… А с помощью

внутреннего контроля (самоконтроля) обучающийся сам проводит сравнение с выполненной работой с представленными критериями. У обучающегося появляется возможность фиксировать свои успехи и промахи, корректировать свою работу. В процессе взаимоконтроля у обучающиеся появляется возможность определить уровень знания и не знания усвоенного учебного материала.

Оценка — это устное или письменное выражение результатов контроля.

По мнению С.Д. Шакура, «в оценке учитывается уровень освоения общего способа действий, умение применять его при решении частных задач, умение определять область решения задач данным способом и применять усвоенный способ в нестандартных ситуациях». Таким образом, мы можем сказать, что оценка может быть внутренней (самооценка) и внешней. «Самооценка – это оценка самого себя, своих достижений и недостатков». Она помогает ученику оценивать собственные успехи и затруднения, создаёт предпосылки для успешного достижения его целей. В процессе взаимооценки ученик видит свою работу глазами одноклассников, слышит их оценки. В данном случае мы в классе используем прием взаимопомощи, когда ученик усвоивший учебный материал может тихо подойти, объяснить, оказать помощь в выполнении задания однокласснику.

При оценивании своих учебных достижений мы часто используем различные виды оценочных шкал. В первом классе при безотметочном обучении мы использовали устную относительную оценочную шкалу в виде похвалы, одобрения, а во втором классе мы использовали количественную шкалу в виде флажков, звёздочек, геометрических фигур, сказочных героев … В 3 и 4 классе в большей степени использовали порядковую шкалу, когда работа ученика сравнивается с подобными работами по заранее выделенным критериям.

Спектр функций контрольно-оценочной деятельности – это область её ответственности. Оноприенко О.В. выделил следующие функции контроля:

контролирующая; обучающая; ориентирующая; воспитывающая.

У иных авторов называются, помимо приведённых, корректирующая, управленческая, оценочная, стимулирующая, развивающая функции. Шакура С. Д. обратила внимание на защитную функцию самооценки, а также выделила и обосновала функции регулирования самими учащимися своей деятельности и поведения, обнаружения и исправления ошибок, рационализации и совершенствования выполняемой работы.

Авторы не только предлагают различные функции, но и относят их к различным сторонам контрольно-оценочной деятельности: контролю, оценке, самооценке. Это можно объяснить тем, что авторы демонстрируют различные педагогические позиции.

ФГОС НОО содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:

1.Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (вводное, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

2.Оценивание может быть только критериальным.

Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты,

соответствующие учебным целям.

3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4.Оценивать можно только то, чему учат.

5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свою деятельность, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Контрольно-оценочные действия осуществляются в простых формах: в виде итогового контроля по результату сделанной работы. Но в процессе работы уже начинается становление действия контроля по способу решения, что является основой формирования внимания, корректирования работы в ходе ее выполнения. На этом этапе мы часто используем такие приемы, как

волшебные линеечки по Цукерману (особенно на этапе чистописания);

задания-ловушки на этапе словарно-орфографической работы; «письмо с дырками» (определение ошибко-опасных мест в слове при проведении текущих диктантов); работа с образцом при выполнении разных заданий на закрепление; создание помощника для проверки работ в виде ментальных карт с помощью которого можно точно проверить выполненное задание; отказ от выполнения задания при этом обучающийся должен объяснить уровень затруднения и выбрать другое дифференцированное по уровням задание; умные вопросы (определение затруднений в задаче: «я этого не знаю, но могу узнать, если…»); многоступенчатый выбор (работа с дифференцированными заданиями, обозначенные по цветам (жёлтый цвет – лёгкие задания, например написать предложения и подчеркнуть главные члены предложения, зелёный цвет – списать предложения вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения, красный цвет – подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, указать части речи); разноцветные поправки (работа над своими предложениями или текстом, поправки с использованием зелёной ручки); пометки на полях: (-) – не знаю, (?) – не понимаю, (!) – новое, знаю, (Г) – главная мысль …; фиксирование работы в листах оценивания. (+) – задание сделал, (-) – задание не сделал, (?) – затрудняюсь, нужна помощь; прием разноцветных поправок, в данной работе учащиеся передают свои задания для взаимопроверки, поправки делаются другим цветом. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться; прием провокации, например: мне кажется, что в предложении (тексте) три орфографические и одна пунктуационная ошибки. Так ли это?. Учащиеся проверяют и по ходу отмечают ошибки (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Такая систематическая работа по формированию оценочной деятельности даёт возможность формировать адекватную самооценку, взаимооценку, возможность определять границы своего знания и незнания, успеха. При этом осуществляется дифференциация заданий через снижение уровня общей и учебной тревожности…


Список использованной литературы:

  1. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1998., С. 28.

  2. Ваганова О.И., Лапшина И.А. Контрольно-оценочная деятельность педагога// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования., 2020., №4 (46)

  3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, 20-е издание, 1989, с. 567

  4. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. М., Просвещение, 2013

  5. Шакура, С. Д. Формирование контрольно-оценочных действий учащихся 1-6 классов в процессе учебной деятельности / С. Д. Шакура.; ГУО «академия последипломного образования». Минск: АПО, 2011. С.26

  6. Цукерман, Г. А. Что оценивает объективная оценка? / Г. А. Цукерман// Психологическая наука и образование. - 1997. - № 4. - с. 65.