СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочная деятельность учителей начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на тему "Контрольно-оценочная деятельность учителей начальных классов" показывает о том, как и на каких уроках происходит оценивание учащихся. Контрольно-оценочная деятельность в 1-2 классах  происходит по всем  предметам, а в 3-4 классах по таким предметам как изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, физкультура...

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочная деятельность учителей начальной школы»

Организация контрольно-оценочной деятельности

учащихся в начальной школе.



Учеба становится интересной,

прежде всего тогда,

когда ребенок выражает себя в интеллектуальной работе,

видит результаты своего творчества,

своих усилий.

В.А.Сухомлинский.

Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе происходит следующим образом.

Безотметочное обучение полностью происходит при обучении учащихся в 1-2 классах и по трудовому обучению, изобразительному искусству, основам безопасности жизнедеятельности – в 3-4 классах.

Контрольно-оценочная деятельность в 3-4 классах происходит по нормам оценивания данным в документе, которым мы пользуемся при оценивании знаний учащихся «Приказ Министерства образования Республики Беларусь 29.09.2010 № 635»

Одним из основных условий функционирования системы образования является качественная система контроля и оценки знаний.

Оцениванию не должны подвергаться личные качества ребенка. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка, и не являются предметом сравнения с достижениями других детей. Оценки не должны служить причиной наказания или поощрения ребенка со стороны учителя и родителей.

Одна из важнейших задач начального этапа образования – формирование основных механизмов учебной деятельности учеников.

Самое главное при формировании учебной деятельности – перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность и осознанность применения усвоенного общего способа действия.

Под контролем мы подразумеваем прежде всего, контроль за правильностью и полнотой операций, входящих в состав деятельности, контроль по результату.

Оценка также, прежде всего, относится к способу действия. Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик заданный способ деятельности, как результат решения данной учебной задачи.

Мои усилия как учителя направлены не только на оценку работы ученика и на контроль за выполнением его действий, но также на организацию его собственных контрольно-оценочных действий.

Ученик – субъект оценивания, т.е. действующее лицо, влияющее на оценку деятельности.

Самооценивание (самооценка) - один из компонентов учебной деятельности, связанный с процедурой оценивания себя и с характеристикой выполнения задания.

Рассматривая данную тему возникает вопрос: «Какие условия необходимы, чтобы учащийся начал концентрировать результаты своих действий, затем последовательность шагов к цели, и, наконец, научился бы проверять основания самого плана действия?»

Формирование контрольно- оценочной деятельности учащихся происходит в несколько этапов.

На 1 этапе ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Учитель должен ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки.

На 2 этапе ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Учитель должен предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, а также попытаться предложить другой вариант ответа; приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю; демонстрировать учащимся типичные ошибки для самоконтроля. (1-2 классы). На 3 этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и само коррекцию. Учитель должен вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты; не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ; не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. (3-4 классы)

Для формирования действий контроля и оценки у учащихся можно использовать следующие педагогические приёмы:

  1. Прием «Волшебные линеечки», «Волшебная лесенка», «Волшебная линеечка», «Светофор», «Символы» (изобретение оценочных шкал школьниками).

  2. Прием «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи).

  3. Прием «Задания-ловушки» (готовые "ловушки” на рефлексию освоения способа действия).

  4. Прием «Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.).

  5. Прием «Сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия).

  6. Прием «Составление задачи, подобной данной» (направлен на вычленение существенного в представленной задаче).

  7. Прием «Классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия).

  8. Прием «Составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию).

  9. Прием «Обнаружение причин ошибок и способы их устранение» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации).

  10. Прием «Создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно).

  11. Прием «Составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий).

  12. Прием «Многоступенчатый выбор» (работа со столом «заданий»).

  13. Прием «Разноцветные поправки».

  14. Прием «Умные вопросы».

Формы учета контрольно-оценочной деятельности учащихся.

  • Листы учебных достижений.

  • Лист рубежного контроля.

  • Журнал учета учебных достижений.

  • Дневник первоклассника.

  • Тетрадь открытий.

  • Тетрадь «Что я знаю и умею».

  • Классный журнал .

Правила оценочной безопасности.

  • Не скупиться на похвалу.

  • Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

  • «На ложку дёгтя – бочка мёда» (даже в море неуспеха можно найти островок успешности).

  • Ставить только конкретные цели.

  • «За двумя зайцами…» (не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно).

  • Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

Волшебные линеечки

«Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу.


Для формирования оценочной самостоятельности и рефлексии деятельности, мы с учащимися используем шкалы (линеечки Цукермана). Такую работу проводим поэтапно:

  • выполняем задание

  • проверяем по образцу

  • оцениваем результат по шкале

Такое ученическое оценивание присутствует в тетради по письму и математике.

Позволяет ученику увидеть свои пробелы, учителю в сотрудничестве формировать у детей рефлексивные способности. 

Словесное оценивание

В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами:

Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.

Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.

Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.

Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.

Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением.

Слова , которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!»

Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно»

Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение».


Знаковая символика

« ! » - отлично выполнил

«+» - хорошо

«?» - есть затруднения

«-» - не справился с работой


Оценочная лесенка

Работа получилась!

Получилась часть работы.

Работа не получилась…


Солнышко

В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.


Радуга

У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением:

К – выполнил работу отлично

О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты)

Ж – выполнил работу, есть ошибки

З – выполнил половину работы

Г – выполнил меньше половины работы

С – выполнил незначительную часть работы

Ф – не справился с работой


Дерево успеха

У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево:

плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

цветок – получилось почти все, дело прошло неплохо;

зеленый листик – не все получилось, но я старался;

желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать.

Карта достижений

«Лист учебных достижений» - таблица учета определенных знаний учащихся по разным предметам, который заведен на каждого ученика.

Это позволяет ребенку и родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого. Заглянув в эту таблицу, хорошо видны пробелы и родители становятся помощниками учителю. Наблюдения должны быть доступными для родителей и детей, от этого интерес к учебе повышается.

Светофор
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Знаю и понятно». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Немного что-то знаю». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: « Не понял!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.



Практическая значимость данного оценивания состоит в том, что: 
1. Повышается уровень профессионализма учителей начальной школы в формировании умений самоорганизации младших школьников. 
2. Повышается уровень сознательности, самостоятельности и активности младших школьников в учебной деятельности. 
3. Повышается качество уровня обученности младших школьников, уровень воспитанности. 
4. Формируется контрольно-оценочная деятельность школьников. 
5. Сохраняется и укрепляется их физическое и социально-психологическое здоровье.

Результативностью деятельности учителей начальных классов определяется прежде всего глубиной и прочностью знаний учащихся, систематичностью их получения, уровнем развития и воспитанности младших школьников. Поэтому система контроля, учета и оценки учебных достижений учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, без которой невозможно определить уровень достигнутых результатов, выявить основательность усвоения материала по учебным предметам и степень прочности сформированности навыков и умений.

Используем различные формы контроля знаний:

  • устный контроль (учебный диалог, фронтальный и индивидуальный опросы),

  • практический контроль (практические работы по трудовому обучению, изобразительному искусству);

  • письменный контроль (письменный опрос, различные виды письменный заданий, самостоятельных, проверочных и контрольных работ, включая небольшие тесты).

Даём учащимся записанные на доске, на листочках или карточках задания (задачи, примеры), которые они выполняют в течение 10-12 мин. Перед выполнением задания мы обговариваем критерии выполнения задания, в диалоге с учеником выясняем, какое было задание, справился или нет, самостоятельно выполнил или с помощью, какую оценку себе бы поставил.

При формировании самооценки используем шкалу. Стараемся, чтобы оценка повышала мотивацию школьника к обучению.

В этом нам помогают такие методы, как

  • поощрение,

  • похвала,

  • взаимооценка,

  • самооценка.





В 1 и во 2 классах ведём журнал по безотметочному обучению. Где фиксируем результативность учебной деятельности каждого ученика по каждому учебному предмету. Стараемся активизировать познавательную деятельность ребят, опираясь на психологические особенности каждого ребёнка, поощряем самостоятельность, оригинальность и стараемся повышать интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, дифференцированный подход, создание ситуации успеха, стимулируем через похвалу, «аплодисменты» и беседы с родителями.

При подготовке уроков по трудовому обучению, изобразительному искусству, основам безопасности жизнедеятельности в 1-4, 2-4 классах, мы разработали и применяли на своих уроках таблички оценивания как индивидуальные, так и всего класса.

При оценивании учащихся 3-4 классов мы пользуемся «Нормами оценивания учащихся на 1 ступени обучения», выставляя отметку в журнал, одновременно выставляем е в дневник, комментируя её. Но и применяем на уроках таблички оценивания, чтобы и учащиеся принимали участие в оценивании своих знаний, свою работу на уроках.

Таким образом, учащиеся понимают, за что и почему учитель именно так оценивает его работу, сам видит тот уровень, который им уже достигнут.