Тесты для учителей начальных классов
(контрольно-оценочная сфера: предметные компетенции – функциональная грамотность)
Собирал человек слова
(отрывок из биографического очерка Валерия Козыря «Владимир Иванович Даль»)
Владимир Иванович Даль был многогранным человеком: он сделал столько, сколько, кажется, одному человеку сделать не под силу. В историю нашей культуры Даль вошёл, прежде всего, как создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Можно сказать, что Даль совершил подвиг в науке, создав за 50 лет словарь. А ведь Владимир Иванович был по образованию военным медиком, а по призванию - писателем, этнографом и географом.
Даль родился в Луганске. Его отец, датчанин, приехал в Россию по приглашению Екатерины II в 1799 году. Отец знал немецкий, английский, французский, русский, еврейский, латинский, греческий языки, был богословом и медиком. Мать, Мария Даль, свободно владела пятью языками.
«Прадеды мои по отцу были датчане»,- писал в автобиографии В.И.Даль, но сам себя он относил к русским: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
В возрасте 13 лет В.Даль поступил в Петербургский морской кадетский корпус, где обучался 5 лет. Здесь Даль составил свой первый словарь, в него вошли 34 слова кадетского жаргона. После нескольких лет службы во флоте поступил в университет на медицинский факультет.
Даля как литератора прославили «Русские сказки…».
Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить А.С.Пушкину. Жуковский давно обещал их познакомить, но Даль, не дожидаясь его, взял «Сказки…» и пошёл сам — без всяких рекомендаций — представляться Александру Пушкину. Так началось их знакомство. Именно Пушкин подал Далю идею созданию толкового словаря.
А.С.Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с подписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».
Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Даль собрал 200 000 слов. Сам образ жизни Даля – постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми – помогал ему стать собирателем слов. Прекрасные душевные качества, общительность, разносторонность интересов Даля привлекали к нему людей. На творчестве Даля положительно отразилось хорошее знание им современной жизни - ведь никто из писателей XIX века не странствовал по Руси столько, сколько Владимир Даль. За свой великий труд В.И.Даль удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почётного академика.
Одновременно с работой над словарём В.И.Даль работал и над сборником «Пословицы русского народа». Он собрал 30130 пословиц. Заслуга В.И.Даля не только в том, что он собрал такое количество народных изречений, но и в том, что Даль впервые распределил пословицы по темам (до него пословицы в сборниках располагались в алфавитном порядке).
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.
1 ПТ. Какой словарь создал В.И. Даль?
А большой энциклопедический словарь;
Б краткий этимологический словарь русского языка;
В толковый словарь живого великорусского языка;
Г словарь трудностей русского языка.
2 ПТ. Кем был В.И.Даль по образованию?
А писатель;
Б военный медик;
В этнограф;
Г географ.
3 ПТ. Кто подсказал Далю идею создания словаря?
А В.А. Жуковский;
Б С.И. Ожегов;
В Л.Н. Толстой;
Г А.С. Пушкин.
4 ПТ. Под каким псевдонимом писал В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»?
А Атаман Запорожский;
Б Казак Луганский;
В Окаянник Волжский;
Г Сирота Казанская.
Задание с кратким открытым ответом.
5 ПТ. Проследите по хронологической линейке, сколько столетий прошло с момента приезда отца В.И. Даля в Россию?
1799 г. 1899 г. 1999 г.
200 лет
6 ПТ. Выпишите из первого предложения последнего абзаца словарные слова.
Одновременно, работой, русского, народа.
7 ПТ. Во втором предложении восьмого абзаца запишите цифровые данные словами.
30130 - тридцать тысяч сто тридцать
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.
8 МС. За какие заслуги присуждается Ломоносовская премия?
А за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества;
Б премия для учёных за выдающийся вклад в развитие наук;
В за особенно важные изобретения и открытия, сделанные в России в области промышленности и технических наук, и за лучшие сочинения.
Тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов.
9 МС. «Умею ли я работать со словарями?»
А Толковый словарь
Б Орфографический словарь
В Орфоэпический словарь
Г Словарь синонимов.
Д Словарь антонимов.
Е Словарь фразеологизмов.
Ж Словарь однокоренных слов.
1. Если не знаешь, как пишется слово, нужно заглянуть в орфографический словарь
2. Чтобы правильно поставить в слове ударение, загляни в орфоэпический словарь
3. В каком словаре часть слова может быть записана транскрипцией? Орфоэпический словарь
4. В каком словаре можно узнать лексическое значение слова? Толковый словарь
5. В каком словаре можно узнать значение выражения «пятое колесо у телеги»? Словарь фразеологизмов
6. В каком словаре записана группа однокоренных слов? Словарь однокоренных слов
Задания с открытым ответом.
10 МС. Определите тему стихотворения поэта Михаила Матусовского. Выделите главный аспект творческого подвига В.И.Даля.
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит подобно древу
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет,
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И как растет строка,
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
Сидят теперь четыре института
Над словарем одним.
А Даль всё так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
Тема стихотворения : незаменимый вклад Даля в жизнь человечества.
Главный аспект: И слово состоит подобно древу
Из веток и корней…
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И как растет строка,
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
11 МС. В какой предметной области ФГОС НОО можно использовать стихотворение В.И. Даля? Дайте название стихотворению.
Придет маслёна – будет блин,
Одиножды – один.
Волга Дону пошире
Дважды два – четыре.
Хлеб жнем, а сено косим,
Дважды четыре-восемь.
Без закваски хлеб не месят,
Дважды пять – десять.
Предмет: математика
Название: «Умножение легко» , «Таблица умножения»
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.
12. Сюжет какой сказки подсказал В.И. Даль Пушкину?
А «Сказка о мертвой царевне»;
Б «Сказка о рыбаке и рыбке»;
В «Сказка о царе Салтане и золотом петушке».
13 МС. Слово «сказка» произошло от слова «казать», значение которого:
А перечень;
Б список;
В сага;
Г точное описание.
Что в этом списке лишнее?
сага
Задания с открытым ответом.
14 МС. Перечислите сказки народов, проживающих в Крыму, которые Вы знаете.
«Деликли-кая», «Длинная крепость», «Живые скалы (Бахчисарай)», «Дивчина-чайка», «Гибель Гирея», «Гикия - героиня Херсонеса», «Гора двух удодов – Опук», «Гордая Айше» и др.
15 МС. Местный диалект Крыма - это «гремучая» смесь различных языков, щедро приправленная профессиональным жаргоном старинных и нынешних народных умельцев. Например:
«толченка» - картофельное пюре;
«шанежки» - булочки;
«айда» - давай, пошли;
«бурак» - свекла;
«маякнуть» - дать знать;
«уматно» - смешно, отлично;
«жму краба» - жму руку;
«бурагозить» - скандалить;
«базлать» - кричать;
«задами» - окраинами;
«вилок» - качан капусты.
Чем обусловлено присутствие таких слов?
Разнообразие жаргонов обусловлено проживание большого количества народов на территории Крыма. Поэтому и говорят «Крым – многонациональный». У каждого народа есть свои диалекты. Также диалекты формируются от места жительства (города, района) людей.
Приведите свои примеры.
«баштан» - бахча
«лягушка», «таблетка», ватрушка» - круг для катания по воде
«маршрутки в Крыму»- топики ирафики
«отдыхайка» - курортник по-севастопольски
«куржи» - это аббревиатура от словосочетания "КУРрортный ЖИтель", то бишь - отдыхающий (говорят в Евпатории)
«мряка» - сырая, мрачная погода
«сократ» — так в Ялте называют краткий путь.
«Через Саки на Мойнаки», «на вокзал через Абдал» — длинный и сложный путь. Первую фразу употребляют в Евпатории, вторую — в Симферополе.