ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ И АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 6 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения ФАООП.
Критерии оценивания:
0 баллов- действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем.
1 балл- смысл действия обучающийся понимает недостаточно (в минимальном объеме), связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию и с контролирующей помощью учителя.
2 балла- обучающийся преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
3 балла- обучающийся способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя.
4 балла- обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя.
5 баллов- обучающийся самостоятельно применяет действие в любой ситуации
Промежуточная аттестация
1.Физическая подготовка
Построения и перестроения.
1. 1. Ходьба в колонне по одному
Цель: оценить умение ходить в колонне по одному
Диагностический материал: картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Дети и педагог находятся в спортивном зале. Вместе с другими детьми ребенок стоит в колонне по одному. Педагог стоит напротив детей.
1.Педагог привлекает внимание детей и предъявляет речевую инструкцию, понятную им (графическое изображение), показывает жестом: «Шагом марш!» или дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2.Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
2. 1. Дыхательные упражнения
Цель: оценить умение выполнять произвольный вдох и выдох
Порядок проведения:
Ребенок стоит (сидит). Педагог стоит (сидит) напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка и поочередно предъявляет речевые инструкции, понятную ему, или дает образец выполнения действия: «Вдох через нос (рот)», «Выдох через рот (нос)».
2.2. Сгибание пальцев рук
Цель: оценить умение одновременно и поочередно сгибать, разгибать пальцы рук
Порядок проведения:
Ребенок стоит (сидит). Педагог стоит (сидит) напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ему, или дает образец выполнения действия: «Согни (разогни) пальцы одновременно (поочередно)» / «Делай так», помогает выполнить действие.
2.3. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке
Цель: оценить умение сгибать пальцы в кулак на одной руке, одновременно разгибая пальцы на другой руке
Порядок проведения:
Ребенок стоит (сидит). Педагог стоит (сидит) напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2. 4. Круговые движения кистью
Цель: оценить умение выполнять круговые движения кистью
Порядок проведения:
Ребенок стоит (сидит). И.П.: пальцы сжаты в кулак. Педагог стоит (сидит) напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2.5. Движения руками
Цель: оценить умение выполнять одновременные и поочередные движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения.
Диагностический материал: 2 гимнастических коврика
Порядок проведения:
Ребенок стоит (сидит). Педагог стоит (сидит) напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предлагает ему занять исходное положение «стоя» («сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе)), предъявляет речевую инструкцию: «Руки вверх (в стороны, вниз, вперед, назад)» / «Круговые движения руками» или «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2.6. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»
Цель: оценить умение выполнять круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»
Порядок проведения:
Ребенок стоит (сидит). И.П.: руки к плечам. Педагог стоит (сидит) напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2.7. Движения плечами
Цель: оценить умение выполнять движения плечами вперед, назад, вверх, вниз
Порядок проведения:
Ребенок стоит (сидит). И.П.: руки на пояс. Педагог стоит (сидит) напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2.8. Движения головой
Цель: оценить умение выполнять движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения
Порядок проведения:
Ребенок принимает И.П. «стоя». Педагог стоит напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2.9. Наклоны туловища
Цель: оценить умение выполнять наклоны туловища вперед, в стороны, назад
Порядок проведения пробы:
Ребенок принимает И.П. «стоя, руки на пояс» («стоя, руки на затылок», «стоя, руки вверх»). Педагог стоит напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2.10. Повороты туловища
Цель: оценить умение выполнять повороты туловища вправо, влево
Порядок проведения пробы:
Ребенок принимает И.П. «стоя, руки на пояс» («стоя, руки на затылок», «стоя, руки в стороны»). Педагог стоит напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2.11. Круговые движения руками
Цель: оценить умение выполнять круговые движения прямыми руками вперед, назад
Порядок проведения:
Ребенок принимает И.П. «стоя, руки вперед». Педагог стоит напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2.12. Ходьба с высоким подниманием бедра, с подниманием прямых ног
Цель: оценить умение ходить, высоко поднимая бедро, поднимая прямые ноги
Порядок проведения:
Ребенок принимает И.П. «стоя, руки вниз». Педагог стоит напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, дает образец выполнения действия и предъявляет речевую инструкцию: «Шагом марш!», помогает выполнить действие.
2.13. Движения стопами
Цель: оценить умение выполнять движения стопами: поднимать, опускать, наклонять, выполнять круговые движения
Диагностический материал: 2 гимнастических коврика
Порядок проведения:
Ребенок принимает И.П. «сидя, ноги на полу». Педагог сидит напротив ребенка.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию: «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2. 14. Движения ногами
Цель: оценить умение выполнять поочередные (одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения
Диагностический материал: 2 гимнастических коврика
Порядок проведения:
Ребенок принимает И.П. «лежа на спине» («лежа на животе»). Педагог находится рядом с ребенком.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, дает образец выполнения действия и предъявляет речевую инструкцию: «Делай так», помогает выполнить действие.
2.15. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке, выполнение движений руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости
Цель: оценить умение стоять у вертикальной плоскости в правильной осанке, выполнять движения руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости
Порядок проведения:
Ребенок принимает И.П. «стоя» («стоя у вертикальной плоскости»). Педагог находится рядом с ребенком.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, дает образец выполнения действия и предъявляет речевую инструкцию: «Делай так», помогает выполнить действие.
2.16. Отход от стены с сохранением правильной осанки
Цель: оценить умение отходить от стены с сохранением правильной осанки Диагностический материал:
Порядок проведения:
Ребенок принимает И.П. «стоя у вертикальной плоскости». Педагог находится рядом с ребенком.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, дает образец выполнения действия и предъявляет речевую инструкцию: «Делай так», помогает выполнить действие.
2.17. Ходьба с удержанием рук в разных положениях
Цель: оценить умение ходить, удерживая руки на поясе, за спиной, на голове, в стороны
Диагностический материал:
Порядок проведения:
Ребенок принимает И.П. «стоя». Педагог находится рядом с ребенком.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, дает образец выполнения действия и предъявляет речевую инструкцию: «Делай так», помогает выполнить действие.
2.18. Движения руками при ходьбе
Цель: оценить умение выполнять движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх
Порядок проведения:
Ребенок принимает И.П. «стоя». Педагог находится рядом с ребенком.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предлагает начать движение и дает образец выполнения действий во время ходьбы, предъявляя речевую инструкцию: «Делай так», помогает выполнить действие.
Итоговая аттестация
1Физическая подготовка
1.1. Передача предметов в шеренге (в кругу, в колонне)
Цель: оценить умение передавать предметы в шеренге, в кругу, в колонне
Диагностический материал: флажок, гимнастическая палка, мяч, картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Дети и педагог находятся в спортивном зале. Вместе с другими детьми ребенок стоит в шеренге (кругу, колонне по одному), педагог напротив детей (в центре круга).
1.Педагог привлекает внимание детей и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Передай флажок (гимнастическую палку, мяч)», показывает жестом или дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
1.2 Броски мяча
Цель: оценить умение бросать средний (маленький) мяч двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену)
Диагностический материал: средний мяч, маленький мяч
Порядок проведения:
Ребенок и педагог стоят в спортивном зале.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие. Ребенок бросает средний и маленький мяч двумя руками, одной рукой вверх, о пол, о стену
1.3 Ловля мяча двумя руками
Цель: оценить умение ловить средний (маленький) мяч двумя руками
Диагностический материал: средний мяч, маленький мяч
Порядок проведения:
Ребенок и педагог стоят в спортивном зале.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию «Делай так» и дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие. Ребенок ловит средний и маленький мяч.
1.4 Броски мяча на дальность
Цель: оценить умение бросать мяч на дальность
Диагностический материал: средний мяч, маленький мяч
Порядок проведения:
Ребенок и педагог стоят в спортивном зале.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию «Брось с силой», показывает жестом или дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие. Ребенок бросает средний и маленький мяч.
1.5 Перенос груза
Цель: оценить умение переносить груз
Диагностический материал: набивной мяч весом 2 кг, мат, батут
Порядок проведения:
Ребенок и педагог стоят в спортивном зале, где лежат набивной мяч весом 2 кг, мат, батут.
1.Педагог привлекает внимание ребенка к предметам спортивного инвентаря, предъявляет речевую инструкцию: «Положи (отнеси) на место мяч (мат, батут)»,показывает жестом или дает образец выполнения действия, помогает выполнить действие.
2.Коррекционные подвижные игры.
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений.
2.1Подвижная игра: «Кати мяч!».
Цель: выявить умение катать мяч в заданном направлении,
Диагностический материал: один мяч среднего размера на пару обучающихся.
Порядок проведения:
Обучающиеся разбиваются на пары, учитель показывает позу во время игры (сидя на полу с разведенными в стороны ногами на расстоянии 1 метра друг против друга) и действия с мячом (катить по полу).
2.2 Подвижная игра: «Все по парам»
Цель: выявление умений построения парами и двигаться в заданном направлении по сигналу учителя.
Порядок проведения:
По команде обучающиеся строятся парами; по сигналу начинают движение от одной стены к другой (противоположной), как только доходят до стены, то по команде прекращают движение.
Учитель помогает в построении тем, у кого возникают затруднения.
2.3 Подвижная игра: «Лужа»
Цель: выявить умение перешагивать, или перелезать через невысокое препятствие (до 20 см) без опоры на руки, выполнять прыжки на двух ногах от точки до точки.
Диагностический материал: две скамьи.
Порядок проведения:
Учитель обыгрывает ситуацию «Лужа»,на середине зала - 2 широкие ленты, а между ними - расположена имитация «Лужи» (кусок голубых обоев). Предлагает детям перейти или перепрыгнуть «лужу», чтобы не промокнуть. Показывает образец движений: перешагивания и прыжки. Помогает выполнять задание детям, которым нужна помощь.
В конце спрашивает: Понравилась ли вам игра? Сложно ли было прыгать через лужу? Улыбка, смех, плач, другие голосовые реакции считаются способом выражения чувств относительно игры.
2.4.Подвижная игра: «Ловушка с мячом»
Цель: закрепление умения ловить и бросать мяч.
Диагностический материал: один мяч среднего размера.
Порядок проведения:
Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки; учитель из центра кидает по очереди мяч каждому обучающемуся, ребенок ловит мяч и бросает его обратно или удерживает его в руках до 5 секунд и отдает учителю по просьбе.
2.5 Подвижная игра: «Волк и овцы»
Цель: выявить умение непрерывного бега и ходьбы (или проявления двигательной активности в доступной форме) по сигналу учителя.
Диагностический материал: колокольчик.
Порядок проведения:
Учитель объясняет правила игры: он большой серый волк, а дети – овцы. Но волк слепой и старый, поэтому он не видит овец. Сейчас волк будет их ловить. Чтобы овцам не попасться волку, овцы должны слушать колокольчик и убегать.
Перед тем, как начать ловить детей с закрытыми глазами, учитель просит их разойтись по залу.
2.6 Подвижная игра: «Река и канава»
Цель: выявить умения построения в колонну, прыжки на двух ногах, движения пловцов,проявления двигательной активности в доступной форме на действия и слова учителя.
Порядок проведения:
Учитель обыгрывает ситуацию: строит детей на середине зала в колонну по одному; объясняет, что справа от колонны -канава, слева — река. По сигналу учителя «Канава — там!» дети должны прыгнуть, по сигналу «Река - там» должны имитировать движения пловца.
В конце игры учитель спрашивает: «Понравилась ли вам игра? Сложно ли было прыгать и плыть?». Улыбка, смех, плач, другие голосовые реакции считаются способом выражения чувств относительно игры.