СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочные материалы по предмету "Математические представления" 7 класс 2 вариант для обучающихся с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-оценочные материалы по предмету "Математические представления" 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные материалы по предмету "Математические представления" 7 класс 2 вариант для обучающихся с ТМНР»

Пояснительная записка.

В соответствии со ст.79 Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в МАОУ «СОШ № 8» осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам, которые разработаны в соответствии с ФАООП УО.

Учебный план основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются основной частью организационного раздела адаптированной основной общеобразовательной программы, разработан на основе учебных планов ФАООП в соответствии с: Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Специфические особенности развития детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении.

Основной целью обучения математике является формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Программа по предмету «Математические представления» предусматривает развитие у учащихся элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, а также формирование доступных способов измерения. В течение всего периода обучения учащиеся учатся сравнивать объекты по величине, форме, цвету; ориентироваться в пространстве и времени; выполнять простейшие измерения с помощью условных мерок; знакомятся с числами.

Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Содержание, сроки ведения и продолжительность коррекционной работы осуществляется исходя из особенностей психофизического развития детей класса. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.

На уроках по формированию элементарных математических представлений основными методами обучения являются:

  • действия по подражанию взрослому;

  • действия совместно со взрослым;

  • действия по образцу;

  • практические действия с различными материалами и предметами;

  • выполнение заданий по словесной инструкции.

Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности детей, используя в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные и игровые материалы, полифункциональный игровой материал, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон» и др.); паззлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

В учебном плане предмет представлен с 5 по 9 класс. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природного); наборы предметов для занятий; паззлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных математических представлений.


Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:

- личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельно- сти по получению нового знания и его применению.

Программа оценки личностных результатов.


В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

В структуре планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ведущее место принадлежит исключительно личностным результатам, так как именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования, введению обучающихся в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП включают:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

На основании сформулированных в ФГОС требований к личностным результатам освоения АООП, которые выступают в качестве критериев оценки достижений индивидуальных личностных результатов, программа предусматривает перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфике индивидуально – возрастных особенностей развития обучающегося, а именно: 1-4 классы, 5-9 классы, 10-12 классы.

Для оценки достижений индивидуальных личностных результатов обучающегося используется метод структурированного наблюдения. Оценку проводит классный руководитель.

Оценка динамики достижений индивидуальных личностных результатов.

Оценка достижений личностных результатов производится 2 раза в 1 классе в начале года (до 15 сентября) и в конце (до 25 мая) учебного года, а в последующих классах 1 раз в год на конец учебного года (до 25 мая).

Система оценки критериев:

0 баллов - действие не выполняет

1 балл - действие выполняет со значительной помощью взрослого 2 балла - действие выполняет с частичной помощью взрослого

3 балла - действие выполняет по последовательной инструкции (изображения или вербально)

4 балл - действие выполняет самостоятельно, но допускает ошибки, исправляет их по замечанию учителя

5 баллов - выполняет полностью самостоятельно

Классному руководителю предлагается оценить уровень индивидуальных личностных достижений обучающихся. Классный руководитель оценивает уровень индивидуальных личностных достижений каждого обучающегося класса, результаты заносит в Таблицы 1-3 («Лист оценки индивидуальных достижений личностных результатов») в соответствии с этапом обучения.

Предметная область "Математика". Учебный предмет "Математические представления".

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Содержание рабочей программы «Математические представления»

Программа построена на основе следующих разделов:

«Количественные представления»,

  • «Представления о форме»,

  • «Представления о величине»,

  • «Пространственные представления»,

  • «Временные представления».


Раздел: «Количественные представления».

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1– 10. Определение места числа (от 0 до 10) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, 5) из двух слагаемых. Сложе ние (вычитание) предметных множеств в пределах 10. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5.10. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 10. Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 10. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Раздел: «Представления о величине».

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измере ние веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине.

Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.



Раздел: «Представление о форме».

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.



Раздел: «Пространственные представления».


Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.



Раздел: «Временные представления».

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней не дели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание по следовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 ми0нут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.



Планируемые результаты освоения учебного предмета "Математические представления".

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;

умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

умение различать, сравнивать и преобразовывать множества;

  1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных

ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:

умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;

умение обозначать арифметические действия знаками;

умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;

  1. Использование математических знаний при решении соответствующих воз- расту житейских задач:

умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;

умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;

умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;

умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона;

умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.







5 класс


Разделы

Количество часов

1

Количественные представления

53

2

Представления о величине

6

3

Представление о форме

2

4

Пространственные представления

3

5

Временные представления

2

6

Промежуточная аттестация

1

7

Итоговая аттестация

1


Всего

68 часов





6класс


Разделы

Количество часов

1

Количественные представления

53

2

Представления о величине

6

3

Представление о форме

2

4

Пространственные представления

3

5

Временные представления

2

6

Промежуточная аттестация

1

7

Итоговая аттестация

1


Всего

68 часов



7 класс


Разделы

Количество часов

1

Количественные представления

30

2

Представления о величине

11

3

Представление о форме

9

4

Пространственные представления

7

5

Временные представления

7

6

Промежуточная аттестация

1

7

Итоговая аттестация

1


Всего

68 часов



8 класс


Разделы

Количество часов

1

Количественные представления

30

2

Представления о величине

11

3

Представление о форме

9

4

Пространственные представления

7

5

Временные представления

7

6

Промежуточная аттестация

1

7

Итоговая аттестация

1


Всего

68 часов



9 класс



Разделы

Количество часов

1

Количественные представления

30

2

Представления о величине

11

3

Представление о форме

9

4

Пространственные представления

7

5

Временные представления

7

6

Промежуточная аттестация

1

7

Итоговая аттестация

1


Всего

68 часов
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!