Нормы оценки по литературному чтению
3-й класс
Требования к чтению
На конец обучения в 3 классе у обучающихся должно быть сформировано правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, логического ударения, громкости, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
При выставлении оценок за чтение в 3 классе, необходимо придерживаться определенных критериев:
– чтение по слогам или слово полностью,
– наличие ошибок при чтении,
– количество слов в минуту,
– выразительность,
– осознанность.
Чтение вслух и молча
Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 90 и более слов в минуту вслух и более 100 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
Оценка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 75 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 90 слов в минуту.
Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
Оценка «2» - ученик читает целыми словами со скоростью менее 60слов в минуту, часто переходит на слоговое чтение; делает не более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 3-4 ошибки; темп чтения молча меньше 70 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
Оценивание навыка чтения
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.
Литературное чтение
Виды чтения | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Вслух | 20-30 слов – I-е полугодие, 30-40 слов II-е полугодие | 40-70 слов | 60 - 90 слов | 90-120 слов |
Про себя | - | 50-80 слов | 70-100 слов | 100 -130слов |
Наизусть* | - | 8-10 стихотворений | 10-12 стихотворений | Не менее 15 стихотворений |
*на усмотрение педагога
Контрольные проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце каждого полугодия, отметки выставляются в журнал.
Допустимое количество ошибок при чтении:
Отметки Допустимое количество ошибок
«5» 1недочет
«4» 2 ошибки
«3» 3-5 ошибок
«2» 6-7 ошибок
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа.
Оценивание чтения наизусть
Отметка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Отметка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Отметка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Оценивание выразительного чтения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Отметка "5" - выполнены правильно все требования
Отметка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Отметка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Отметка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Оценивание чтения по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Отметка "5" - выполнены все требования
Отметка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Отметка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Отметка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценивание пересказа
Отметка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Отметка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Отметка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного , допускает речевые ошибки.
Отметка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Объем текстов для пересказа (слова):
1 полугодие 2 полугодие
1 класс 10-20 25-40
2 класс 55 70
3 класс 75 90
4 класс 100 120
Оценивание тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3)языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
План-график проведения контрольно-оценочных мероприятий
По учебному предмету : литературное чтение
Класс : 3
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) предмета | Наименование оценочного средства | Сроки проведения по КТП |
план | факт |
1. | Фольклор (устное народное творчество) | Контрольная работа по теме: «Фольклор (устное народное творчество)» | | |
2. | Творчество И.А. Крылова | Проверочная работа. Техника чтения вслух | | |
3. | Творчество А.С. Пушкина | Контрольная работа по теме: «Творчество И.А.Крылова. Творчество А.С.Пушкина» . | | |
4. | Творчество Л.Н. Толстого | Контрольная работа по теме : «Творчество Л.Н.Толстого» | | |
5. | Литературная сказка | Контрольная работа по теме: « Литературная сказка» | | |
6. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХlХ- XX века | Контрольная работа по теме: «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХlХ- XX века». | | |
7. | Произведения о детях | Контрольная работа по теме: «Произведения о детях». | | |
8. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных | Проверочная работа . Техника чтения молча. | | |
9. | Зарубежная литература | Проверочная работа. Техника чтения вслух. | | |
10. | Библиографическая культура (работа с детской книжной и справочной литературой) | Контрольная работа по теме : « Обобщение материала, изученного в 3 классе». | | |
| Итого | К/Р – 7 П/Р- 3 | | |
Контрольная работа по теме :«Фольклор (устное народное творчество)»
1 вариант
1. К какому виду устного народного творчество относится следующее произведение
«Баю-баю, баиньки, спите мои маленькие.
Прилетели гуленьки, покачали люленьки»?
А) колыбельная песня Б) сказка В) потешка
2. Как называется сказка, которая начинается как обычная сказка, но заканчивается неожиданно?
А) скучная Б) докучная В) короткая
3. Выбери правильный ответ на вопрос. Кто был хозяином Жар – птицы?
А) царь Далмат Б) царь Берендей В ) царь Афрон
4. Найди продолжение пословицы: «Была бы охота – …»
А) будет ладиться работа; Б) гуляй смело; В) сам себя губит.
5.Какие яблоки росли в саду царя Берендея?
А) золотые яблоки Б) серебряные яблоки В) румяные яблоки
6.Выбери былинного героя?
А) Иван -царевич Б) Илья Муромец В) братец Иванушка
7. Определи зачин.
А) «жили-были…» Б) «стали они жить-поживать…»
В) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
8. Определи концовку сказки.
А) «за тридевять земель…» Б) «я там был мёд-пиво пил…»
В) «жили-были»
9. В какой сказке не было Елены Прекрасной?
А) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
Б) «Сивка – Бурка»; В) «Иван – царевич и серый волк».
10. Зачеркни то, что не относится к видам устного народного творчества.
Песня Потешка Поговорка Сказка Рассказ Прибаутка
Басня Считалка Загадка Закличка Пословица
Литературная сказка
Контрольная работа по теме :«Фольклор (устное народное творчество)»
2 вариант
1. Какое произведение начиналось со слов «Жил-был карась …»?
А) потешка;
Б) русская народная песенка;
В) докучная сказка.
2. Кто мял да топтал пшеницу?
А) Сивка-бурка; Б) серый волк; В) Жар-птица.
3. Что такое былина?
А) сказка; Б) песенный сказ; В) песня.
4. Найди продолжение пословицы: «Доброе братство…»
А) будет ладиться работа; Б) добром платится;
В) дороже богатства.
5. Определи зачин.
А) «жили-были…» Б) «стали они жить-поживать…»
В) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
6. Определи концовку сказки.
А) «за тридевять земель…» Б) «я там был мёд-пиво пил…»
В) «жили-были»
7. Кто воровал золотые яблоки в саду царя Берендея?
А) Сивка-бурка; Б) серый волк; В) Жар-птица.
8. Кто убил Ивана – царевича?
А) царь Афрон; Б) братья; В) ведьма.
9. Укажи, что обозначает слово наутёк
А) бегом Б) по воде В) на утке
10. Зачеркни то, что не относится к видам устного народного творчества.
Песня Потешка Поговорка Сказка Рассказ Прибаутка
Басня Считалка Загадка Закличка Пословица
Литературная сказка
Проверочная работа. Техника чтения вслух
Помощник
Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?
Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками – полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст.
Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.
Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.
Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.
– Эти инструменты обязательно вылечат твои руки, – сказал отец.
(87 слов.)
(По Н. Елинсону.)
Вопросы:
1. Про кого говорят, что у него золотые руки?
2. Как называли Алешины руки папа и мама?
3. Почему мама называла руки сына каменными?
4. Что же разбил алеша?
5. Почему он не помогал, а только портил все, за что брался?
6. Что надо сделать, чтобы руки стали ловкими и умелыми?
Контрольная работа по теме :«Творчество И.А.Крылова. Творчество А.С.Пушкина»
Вариант 1
1. В каком году родился А.С.Пушкин?
а) в 1899г. б) в 1799 г. в) в 1977 г. г) в 1877 г.
2. На каком языке с детства разговаривал А.С.Пушкин?
а) немецкий; б) французский; в) английский; г) испанский.
3.Подчеркни характерную черту, которая доказывает, что "Сказка о царе Салтане..." относится к группе волшебных сказок.
Троекратные повторы, положительный герой, чудеса, концовка.
4.Зачеркни героя, которого не было в "Сказке о царе Салтане..."
Баба Бабариха, повариха, вышивальщица, ткачиха.
5. Подчеркни значение слова светлица.
Свечка, звёздочка, комната, имя девочки.
6. Впиши в отрывок из стихотворения А.С.Пушкина пропущенное слово.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял________________уж у двора.
Слова для справок: декабрь, октябрь, ноябрь.
7. Как звали Крылова?
а) Илья Андреевич б) Андрей Иванович в)Иван Андреевич
8. Вспомните, что такое басня?
а) рассказ о животных
б) нравоучительный рассказ
в) весёлое повествование
9. Объясните значение слова.
Невежа - ______________________________________________________.
10. Вспомните текст басни «Ворона и Лисица». Укажите , кого из героев так называет баснописец.
Светик
Плутовка Лисица
Вещунья
Голубушка Ворона
11. В чём комичность басни «Мартышка и Очки»? Напишите.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме :«Творчество И.А.Крылова. Творчество А.С.Пушкина»
Вариант 2
1. В каком городе родился А.С.Пушкин?
а) в Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) Екатеринодаре; г) в Курске.
2. На каком языке А.С.Пушкин написал своё первое стихотворение?
а) немецкий; б) английский; в) французский; г) испанский.
3.Подчеркни , что не относится к чудесам в "Сказке о царе Салтане..."
Белка в хрустальном доме, тридцать три богатыря, царевна Лебедь,
подмена грамоты.
4.Зачеркни героя, которого не было в "Сказке о царе Салтане..."
Князь Гвидон, дядька Черномор, царевна Лебедь, королевич Елисей.
5. Подчеркни значение слова " Мать и сын идут ко граду".
Явление природы, огород, город, изгородь.
6. Впиши в отрывок из стихотворения А.С.Пушкина пропущенное слово.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зима ждала, ждала природа.
Снег выпал только в ________________.
Слова для справок: декабре, январе, феврале.
7. Допишите предложение:
Иван Андреевич Крылов - ____________________ _________________.
8. Объясните значение слова:
Невежда - ______________________________________________________.
9. В басне: «Ворона и Лисица» лисица хвалит ворону. Зачем она это делает?
а) чтобы сделать приятное
б) чтобы показать ум и красоту
в) чтобы обмануть
10. Есть такое выражение « считать ворон». Как вы думаете, когда так говорят?
а) когда ловят птиц;
б) когда люди не слышат, что им говорят;
в)когда просто мечтают.
11. Вспомните текст басни «Ворона и Лисица». Укажите , кого из героев так называет баснописец.
Светик
Плутовка Лисица
Вещунья
Голубушка Ворона
Контрольная работа по теме : « Творчество Л.Н.Толстого»
1. Отметь имя и отчество Толстого.
А) Николай Алексеевич Б) Алексей Николаевич
В) Лев Николаевич Г) Апполон Николаевич
2. Определи название и жанр произведения:
«Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов спрыгнули с корабля в море».
А) рассказ Б) былина В) басня Г) сказка
3. Какое произведение написал Л.Н.Толстой?
А) «Ореховая ветка» Б) «Зимний вечер»
В) «На севере диком…» Г) «Ворона и Лисица»
4. Герой какого произведения лишился шляпы из-за проделок обезьяны?
А) «Акула» Б) «Прыжок»
В) «Куда девается вода из моря?» Г) «Ореховая ветка»
5. Какое произведение не писал Л. Н. Толстой?
А) «Акула» Б) «Прыжок»
В) «Зимний вечер» Г) «Какая бывает роса на траве…»
6. У берегов какой земли стоял корабль в рассказе «Акула»?
А) Америки Б) Австралии В) Африки Г) Антарктиды
7. Кем был отец одного из мальчиков?
А) танкист Б) артиллерист В) боцман Г) матрос
8. Какое экзотическое животное в рассказе «Прыжок» взяли с собой матросы?
А) попугая Б) обезьяну В) питона Г) фламинго
9. Как называется имение, в котором жил Л. Н. Толстой?
А) Зелёная Поляна Б) Ясная Поляна
В) Солнечная Поляна Г) Цветочная Поляна
10. О чём рассказ «Акула»?
А) о том, как трудно воспитывать мальчиков
Б) о том, как опасны акулы
В) о мужестве и отваге, о переживаниях отца
11. Укажи произведение, из которого взят отрывок.
«Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и удивляются хитрости зайца». __________________________________________________________________
12. Из какого произведения приведенные строчки?
«Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем».
А) «Прыжок»
Б) «Акула»
В) «Лев и собачка»
Г) «Какая бывает роса на траве»
13. Какое из приведенных произведений можно назвать научно – познавательным?
А) «Куда девается вода из моря?»
Б) «Акула»
В) «Прыжок»
Г) «Какая бывает роса на траве…»
Контрольная работа по теме: « Литературная сказка»
1. Кто сочиняет литературные сказки?
а) создаются народом;
б) сочиняют авторы.
2. К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу: «Терпение и труд всё перетрут»?
а) Рукодельница;
б) храбрый заяц;
в) лягушка- путешественница;
г) Ленивица.
3. Кто является автором книги «Алёнушкины сказки»?
а) В. М. Гаршин;
б) Д. Н. Мамин-Сибиряк;
в) В. Ф. Одоевский;
г) Л. Н. Толстой.
4. Назови автора сказки «Мороз Иванович».
а) В. М. Гаршин;
б) Д. Н. Мамин-Сибиряк;
в) В. Ф. Одоевский;
г) Л. Н. Толстой.
5. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:
а) лягушки не умеют летать;
б) из-за хвастовства, зазнайства лягушки;
в) прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным;
6. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку.»?
а) храбрый заяц;
б) лягушка- путешественница;
в) Рукодельница;
г) Ленивица.
7. Найди лишнее в определении Ленивицы:
а) добрая;
б) неблагодарная;
в) самонадеянная;
г) равнодушная.
8. Что уронила Рукодельница в колодец?
а) зеркальце;
б) колечко;
в) ведёрко;
г) платочек.
9. Что было у Мороза Ивановича на кровати под периной?
а) зелёная травка;
б) ледяные сосульки;
в) снежные комочки;
г) гусиный пух.
10.Дайте характеристику лягушке-путешественнице:
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме: «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХlХ- XX века».
1.С.Д . Дрожжин в стихотворении «Зимний день» говорит о морозе как о живом существе. Подчеркните олицетворения.
По задворью злится
И трещит мороз,
Иней серебрится
На ветвях берёз.
2. Сколько строф в стихотворении С. Д. Дрожжина «Зимний день»? Напишите.
__________________________________________________________________
3. Что такое четверостишие? Запишите.
Четверостишие- это __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Какое стихотворение написал Н.А.Некрасов?
а) «Железная дорога»
б) «Детство»;
в) «Золотое слово»;
г) «Берёза».
3.Рассмотрите схему и дополните её. Вспомните и укажите стихотворения этих поэтов.
Русские поэты
4.В каких стихотворениях рассказывается о любви поэтов к Родине? Приведите пример.
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. С.А. Есенин называет тишину…
а) мёртвой;
б) тревожной;
в) сонной;
г) глубокой;
6. Объясни значение слова “бахрома” в стихотворении « Берёза»?
а) ряд свисающих кистей, нитей;
б) длинная, узкая лента;
в) полоса, обшивка по краю чего-нибудь;
7. Сравните стихотворения С.Д. Дрожжина «Зимний день» и С.А. Есенина «Берёза».
Дополните таблицу.
Фамилия автора | Заголовок | Жанр | Тема | Главная мысль |
| «Зимний день» | | | |
| | Стихотворение | | |
8. Что вы знаете о русском писателе А.П.Чехове? Запишите.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме : «Произведения о детях»
1. Прочитайте строфу, подчеркните рифмующиеся слова:
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
2. Из какого произведения эти слова? Кто автор произведения? Дайте полный ответ.
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается более страшных вещей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какой герой и в каком произведении так размышляет? Выберите ответ.
«Э-э! – думаю, скажут, увидев меня помолодевшим, соседи. – Вот идёт молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».
А) старик в рассказе А.П.Гайдара «Горячий камень»
Б) майор в рассказе Л.Пантелеева «Честное слово»
В) Марк Камилл в рассказе Л.Пантелеева «Камилл и учитель»
4. Прочитайте строфу. Запишите полное название стихотворения.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Фронтовик
И Гражданин – Гайдар …
_______________________________________
5. Прочитайте абзац и впишите имя и фамилию героя рассказа.
Однажды мальчик _________________________ полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.
6. Напиши имя героя рассказа Л.Пантелеева «Честное слово».
________________________________________________________
7. Почему Ванька не мог убежать к деду?
_________________________________________________________________
8. Какой сон снился Ваньке?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какой адрес написал Ванька на конверте?
а) главпочтамт б) до востребования в) на деревню дедушке
10. Кто такой Алексей Андреевич? Почему ребята называли своего сверстника полным именем и не хотели о нем рассказывать? Чем он заслужил их уважение?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
11.Каким образом и с какой целью ребята из отряда Алексея Андреевича вели разведывательные записи? Почему они скрывали свои фамилии?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12. Укажи, в каком порядке происходили события рассказа «Честное слово». Поставь цифры:
_____ А майор отдал нам честь и, увидев, что опять подходит его трамвай
_____ -Эй, что с тобой мальчик?
_____ Я только помню, что нос у него был в веснушках.
_____ Стой здесь, пока я тебя не сменю.
13. Дай характеристику мальчику из рассказа «Честное слово». Какой он?
__________________________________________________________________
14. На воротах каких домов тимуровцы из произведения А.Гайдара «Тимур и его команда» рисовали красные звездочки:
а) где жили пожилые люди; б) где кто-то уходил в Красную Армию;
в) где жил военный человек.
15. Чем отличалась команда Тимура от других?
а) ничем ; б) делала добрые дела; в) ссорилась с командой Квакина;
Проверочная работа . Техника чтения молча.
Весело или грустно?
Летом на луг возле речки каждый день приходила Старая Лошадь.
На лугу было шумно и весело. Заливались в небе жаворонки, длинноногие кулики пересвистывались и бегали друг за дружкой. А у берега, в тёплой воде, сидели пучеглазые лягушки и даже раздувались от восторга:
-Ка-ак хорошо! Ка-ак прекра-сно!..
Все на лугу радовались, кроме Старой Лошади. Она бродила, понурив голову, и неохотно щипала траву тупыми, стёршимися зубами.
-Ты чем недовольна? — спрашивали её лягушки.
-А чему тут радоваться? — отвечала Старая Лошадь.
-Да посмотри, как славно кругом!
-И ничего славного, — сказала Старая Лошадь. — Просто вы молодые и глупые. Вы ещё не знаете, что скоро пересохнет ваша речка. И жара наступит. Подождите, ещё хлебнёте горюшка!
И вправду наступили жаркие дни. Обмелела речка, вся вода скатилась в глубокие омуты и бочаги. И лягушки, и маленькие хвостатые лягушата убрались вместе с водой.
Только на лугу не стало тихо да грустно. По-прежнему тут слышались птичий свист, и гомон, и хлопанье крыльев. Повадились бегать на луг молоденькие зайчата, и что только ни делали они в густой траве! Играли в догонялки, друг через дружку прыгали, кувыркались...
- Аты, бабушка, чем недовольна? — спрашивали зайчата Старую Лошадь.
- Чему ж тут радоваться! — отвечала Старая Лошадь. — О-хо-хо...
- Да ведь так славно, так замечательно!
- И ничего замечательного, — сказала Старая Лошадь. — Просто вы молодые и глупые. Ещё не знаете, что скоро этот луг выкосят. И везде трава пожелтеет, и листья с деревьев осыплются, и гнилая осень наступит. Подождите, ещё хлебнёте горюшка!
И впрямь подступила осень. Желтеет трава, течёт с деревьев мёртвый шуршащий лист. Пустынно и ветрено на выкошенном лугу.
Но всё равно весело.
Сбились стаями грачи, кружатся над лугами. И снова поют жаворонки, собираясь в отлёт. И молодые журавли учатся летать строем, кричат в небе и курлычут, будто весной.
А ласточки-береговушки носятся такой стремительной стайкой, что даже не понять — сами они свистят или это воздух в крыльях посвистывает!
- Чем, чем ты недовольна? — кричат ласточки Старой Лошади.
- Чему тут радоваться-то? — отвечает Старая Лошадь. — Охо-хо-хо-хонюшки.
- Да разве не замечательно, разве не прекрасно кругом?!
-И ничего прекрасного, — сказала Старая Лошадь. — Просто вы молодые и глупые. Ещё не знаете, что зима на носу. И всё кругом тут снегом завалит, и морозы затрещат, а вам, чтобы спастись, надо за тридевять земель отправляться. Через горы, леса да моря... Подождите, ещё хлебнёте горюшка!
- Да ведь это так интересно! — закричали ласточки. — Лететь через горы! Через леса! Через далёкие моря! Скорей бы, скорее!
И вот одни за другими стали улетать птицы. Первыми тронулись в путь золотые иволги, чечевички, перепела, вслед за ними заторопились мухоловки, соловьи, стрижи. Настала очередь и ласточек.
Поднялись они высоко над лугами, сделали круг над голубой речкой, которая опять стала полноводной, пролетели над полями, над ярким осенним лесом. И опять посвистывал воздух в крепких молоденьких крыльях ласточек. А внизу, понурив голову, стояла на лугу Старая Лошадь. И дождик мочил её спину. (461 слово)
Тест
О чём рассказывается в этом произведении?
а) о том, что на лугу всегда весело;
б) о том, что Старой Лошади было грустно;
в) о том, что Старую Лошадь называли «бабушкой»;
г) о том, что не всем бывает весело.
Где происходили описанные события?
а) в густом лесу;
б) в широком поле;
в) на лугу возле речки;
г) на берегу озера.
Когда происходили описанные события?
а) только летом;
б) только осенью;
в) только зимой;
г) летом и осенью.
Старая Лошадь ворчала, потому что ...
а) не любила шума;
б) не любила какое-то время года;
в) не умела радоваться;
г) знала заранее, что произойдёт.
Отметь авторские слова.
а) Все на лугу радовались, кроме Старой Лошади.
б) На поляне было тихо.
в) Старая Лошадь жевала траву.
г) Пели птицы.
Что означает выражение за тридевять земель отправляться?
а) летать быстро;
б) отправляться в другое место;
в) отправляться немедленно;
г) отправляться в далёкие края.
Восстановите план развития событий. Расставь цифры в нужном порядке. Цифра 1 обозначена первая часть плана.
Наступление осени.
Прощание.
1.На лугу летом.
Подготовка к отлёту.
Что хотел сказать автор?
а) Как происходит смена времён года.
б) Летом всегда тепло.
в) После осени приходит зима.
г) Молодым не понять, о чём грустят старики.
Какое предложение выражает главную мысль произведения?
Только на лугу не стало тихо и грустно.
Просто вы молодые и глупые!
Да разве не замечательно, разве не прекрасно кругом?!
А внизу, понурив голову, стояла на лугу Старая Лошадь.
Определи жанр произведения.
а) рассказ
б) сказка
в) басня
г) былина
Проверочная работа. Техника чтения вслух.
Журавль
Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.
Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.
Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.
Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.
Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов.)
(По С. Аксакову.)
Вопросы:
1. Почему запрещена охота на журавлей?
2. Каков внешний вид журавля?
3. Где гнездятся журавли?
4. Чем опасен ранний журавль?
Яшка
Попала я недавно в прекрасный парк. Деревья спали в снежном уборе. Часто попадались птичьи кормушки.
Под сосной стояли два мальчика. У одного в руках был мешочек с орехами. Я спросила, для кого столько орехов.
А мальчишка так важно мне в ответ:
– Тут у нас друг живет. Яшкой зовут.
Мальчик постучал по дереву. С вершины спрыгнула белочка.
Ласково поздоровались мальчики с Яшкой. Один из друзей насыпал орехов на ладонь. Белочка смело забрала гостинцы из его руки.
Потом взмахнула хвостиком в знак благодарности и прыгнула на дерево. (86 слов.)
(По Л. Савоненковой.)
Вопросы:
1. Кого же звали Яшкой?
2. Как добились мальчики доверия белочки?
3. Чем подкармливали они своего друга?
4. Кого еще кормили в этом парке ребята?
Контрольная работа по теме : « Обобщение материала, изученного в 3 классе».
Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы.
Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии и что случилось потом
Очень давно это было. Пришли в страну жара и засуха. И не стало воды ни в одной реке, пруду или ручье. Люди, животные и птицы начали падать и умирать. Исчезли тучи и облака, и единственной тенью на земле была тень смерти.
Перестали охотники гоняться за дичью и умирали вместе с животными.
Собрались те, кто ещё был жив, у высохшего главного водопоя и стали обсуждать, куда делась вся вода в стране.
Оказалось, что её выпила лягушка небывалой величины.
И решили те, кто был ещё жив, люди, животные и птицы, рассмешить лягушку, чтобы вся вода вылилась из неё обратно. Но напрасно хохотала перед лягушкой птица-хохотунья, напрасно смешно прыгал перед ней кенгуру и танцевал на одной ноге журавль. Лягушка небывалой величины крепко сжала рот и не хотела смеяться.
Тогда забрался маленький юркий червячок на её брюхо и начал щекотать его кончиком хвоста.
Долго крепилась гигантская лягушка, но наконец, не выдержала, затряслась от смеха, и вода хлынула водопадом из её огромного рта.
И сразу наполнились водой реки, пруды и ручьи, и жизнь всего живого была спасена.
Вопросы и задания:
1. Где происходит действие?
1) около засохшей реки
2) у высохшего главного водопоя
3) около высохшего пруда
4) у высохшего ручья
2. Как можно озаглавить этот текст?
_______________________________________________________________
3. Определи жанр произведения.
1) повесть 3) сказка
2) рассказ 4) пьеса
4. Раздели текст на четыре части. Озаглавь их.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
5. Какими словами можно охарактеризовать лягушку?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сформулируй главную мысль текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___
7. Как ты понимаешь выражение?
Единственной тенью на земле была тень смерти.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
.
35