КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
по литературному чтению
2 класс
Пояснительная записка
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся 2-х классов по литературному чтению.
Контрольно-оценочные средства по литературному чтению составлены в соответствии с программой «Литературное чтение. Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкинаи др.) – М.: Просвещение, 2014г.
Учебник Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной «Литературное чтение. 2 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва: Просвещение, 2014 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к освоению основных образовательных программ начального общего образования в части планируемых результатов обучения младших школьников по чтению. Предметными результатами обучения являются формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умение анализировать произведение, составлять небольшие собственные высказывания, устно передавать содержание текста по плану, характеризовать героев и давать оценку их поступкам, уметь читать наизусть стихотворения, выступать с небольшими творческими сообщениями.
Оценивание навыка чтения младшего школьника:
способ чтения;
правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Оценивание навыка чтения
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.
Тексты взяты из сборника Узорова О. В., Нефёдова Е.А. Учебные тексты с вопросами и заданиями для контрольных и проверочных работ по технике чтения.-Издательство АСТ, 2014 г.
Виды чтения | Количество слов |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Вслух | 25-30 слов – I-е полугодие, 35-40 слов- II-е полугодие | 45-50 слов | 65-70 слов | 85-90 слов |
Про себя | | 50-60 слов | 85-90 слов | 115-120 слов |
Чтение вслух: Чтение молча (про себя):
«5» - 51 слово и более «5» - 61 слово и более
«4» - 49-50 слов «4» - 56-60 слов
«3» -45-48 слов «3» - 50-55 слов
«2» - менее 45 слов «2» - менее 50 слов
Требования к чтению
В 1 полугодии второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру.
Во 2 полугодии помимо правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно.
Критерии оценивания творческих проектов
1. Критерий «Достижение цели проекта» | Балл | Оценка |
Цель достигнута | 3 | |
Цель достигнута частично | 2 | |
Путь к цели только намечен | 1 | |
Цели не достигли | 0 | |
2. Критерий «Творческая самостоятельность проекта» | | |
Идея проекта оригинальная, яркая, неожиданная, предложена членами команды | 3 | |
Идею проекта помог сформулировать учитель, члены команды ее разработали | 2 | |
Идею проекта предложил учитель и совместно разрабатывал с командой на всех этапах | 1 | |
Не смогли разработать оригинальную идею | 0 | |
3. Критерий «Воплощение идеи» | | |
Идея проекта воплощена полностью, форма соответствует содержанию | 3 | |
Идея проекта воплощена, но есть «шероховатости» в форме | 2 | |
Идея проекта воплощена частично | 1 | |
Идея проекта не нашла достойного воплощения | 0 | |
4. Критерий «Умение работать в коллективе» | | |
В команде работали все, удавалось находить общий язык | 3 | |
В команде работали по принуждению лидера, он сумел всех убедить | 2 | |
Из группы «выпали» некоторые участники, но проект удалось реализовать | 1 | |
Команда развалилась, проект не реализован | 0 | |
5. Критерий «Качество презентации» | | |
Презентация выполнена качественно, на высоком уровне | 3 | |
Презентация требует небольшой доработки | 2 | |
Презентация очень слабая, не вызвала интереса у зрителей | 1 | |
Презентация не подготовлена | 0 | |
Общий балл максимально | 15 | |
Таблица перевода технических баллов в проценты и отметки
Проценты | Отметки |
От 0 до 30 % (0-5 баллов) | 2 |
От 31 до 70 % (6-10 баллов) | 3 |
От 71 до 95 % (11-12 баллов) | 4 |
От 95 % (13-15 баллов) | 5 |
Паспорт контрольно- оценочных средств
по литературному чтению
№ п/п | Контролируемые темы, (разделы) | Наименование оценочного средства |
| Раздел «Самое великое чудо на свете» Тема «О чём может рассказать школьная библиотека» | Проект №1 |
| Раздел «Самое великое чудо на свете» | Стартовая диагностическая работа. Тест. |
| Раздел «Русские писатели» | Проверка техники чтения вслух. |
| Раздел «Из детских журналов» | Проверка техники чтения вслух. |
| Раздел «Из детских журналов» Тема «Мой любимый детский журнал» | Проект №2 |
| Раздел «Люблю природу русскую. Весна» | Проверка техники чтения вслух. |
| Раздел «Люблю природу русскую. Весна» Тема «Газета «День Победы – 9 Мая»» | Проект №3 |
| Раздел «Литература зарубежных стран» | Проверка техники чтения вслух. |
| Раздел «Литература зарубежных стран» | Проверка техники чтения молча. |
| Раздел «Литература зарубежных стран» Тема «Мой любимый писатель-сказочник» | Проект №4 |
Контрольно-оценочные средства по
литературному чтению
Стартовая диагностическая работа
ПУСТЫЕ СТРАХИ
Шёл Мишка по лесу ночью. Кто-то схватил его сзади.
Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся.
Сова закричала.
- Это сова меня держит! – Было дело, сунул лапу в дупло – дом совы сломал.
Думает Мишка, как прощения просить, - волк завыл.
- Волк меня держит!
Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть
волчат не задавил.
«Что волку-то сказать?» - думает Мишка и чует – по спине что-то бегает, по
лапам, по животу.
- Пауки! – ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, -ужас!
Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пяткумедвежонку пощекотала.
Мишка-то как подскочит, как рванётся – и свободен. За сучок шёрсткой
зацепился.
Задания и вопросы
1. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
а) утром в) вечером
б) днём г) ночью
2. Что мерещилось Мишке в ночном лесу? Запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему он так боялся совы, волка, пауков?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Восстанови последовательность страхов Мишки, расставив цифры.
пауки волк сова
5. Кто «спас» медвежонка и помог ему выбраться?______________________________________________________
6. Что значит пустые страхи?______________________________________
7. Кто на самом деле держал Мишку? ___________________________
8. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.
а)Коли хочешь себе добра, то никому не делай зла.
б) Лесом шел, а дров не видел.
в) Глаза страшат, а руки делают.
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ ставится 1 балл
«5»- 8-7 баллов
«4»- 6 баллов
«3»- 5 баллов
«2»- менее 4 баллов
Тексты для проверки техники чтения вслух
1 четверть
ЛЕВ И МЫШЬ
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.
(А. Толстой)
(81 слово)
Вопросы и задания: 1.. Отчего проснулся лев?
2. Почему он засмеялся?
3. Как мышь доброе дело сделала?
СТАРЫЙ ПЁС
Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
(В. Сухомлинский)
(94 слова)
Вопросы и задания: 1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?
2 четверть
ЗА ПТИЧКОЙ
Метель в поле страшная. Колкий снег бьёт и колет всё живое. Но в лесу снег рыхлый и от собаки даже проваливается.
Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног бросилась за ней по снегу. Птичка плавно порхала, поднималась вверх и вертелась в волнах ветра. Она догнала, схватила, но это была не птичка, а старый сухой дубовый лист. Но ничего! Вот другой летит, и собака уже бежит за ним...
(М. Пришвин)
(72 слова)
Вопросы и задания:
1. Приходилось ли тебе видеть метель? Расскажи, какая бывает метель.
2. Как веселилась Жулька в зимнем лесу?
3. Почему она приняла сухой дубовый лист за птичку? Ответь словами текста.
Услужливый.
У
стал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:
– Разбуди меня через полчасика!
Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.
– Спи-спи! Разбужу! – пообещал он.
Лось потянулся и закрыл глаза.
– Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.
Притащил стог сена и давай его Лосю под бок пихать.
– Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.
– Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!
– Да нет, не надо... я спать хочу...
– Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?
Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.
– Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!
(С. Михалков)
(103 слова)
Вопросы и задания:
1. О чем Лось попросил Зайца?
2. Как Заяц хотел услужить Лосю?
3. Почему Лось поплёлся, зевая, прочь?
ч
етверть
ЯБЛОКО
По улице шла старушка с корзинкой. В корзине были яблоки, красные и жёлтые, очень красивые яблоки. Вот бы мне одно!
Я тихонько подкрался сзади, схватил яблоко и сунул его в карман.
Старушка ничего не заметила. Она остановилась и сказала:
– Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?
– Петрик...
– Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.
– Не знаю.
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:
– Съешь! Это из моего сада.
Яблоко – то, что в кармане, – прямо жгло мне ногу.
– Почему ты не хочешь взять яблоко?
Старушка стояла с протянутой рукой, а я...
А я выхватил яблоко из кармана, бросил его в корзину и убежал.
Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал?
(Емельян Буков)
(112 слов)
Вопросы и задания:
1. Расскажи, какое событие произошло с мальчиком.
2. Какие слова подобрал автор, чтобы показать, что мальчик опасался, боялся чего-то?
3. Почему угощение старушки произвело на него такое впечатление?
4. Какие у тебя есть размышления по поводу поступка мальчика?
ИСТОРИЯ О ГЛУПОМ ВОЛКЕ
Один голодный волк отправился поискать себе чего-нибудь на обед. Тут ему повстречалась коза. Волк ей говорит:
— Иди-ка сюда, я должен тебя съесть! А коза ему отвечает:
— Если уж этого не миновать, то нечего делать, но видишь, какая я худая, во мне немного толку, а вот я побегу домой и принесу своего козленка, тогда уж тебе, по крайней мере, будет чем полакомиться.
Волк согласился, а коза убежала — только ее волк и видел. Волк, прождав ее напрасно, наконец, отправился дальше, чтобы поискать опять чего-нибудь поесть. Ему навстречу идет овца.
— Овца, я должен тебя съесть! Овца отвечает:
— Разве ты не можешь взять кого-нибудь другого? Ведь я лучший танцор, и было бы очень жаль, если бы я погибла.
— А ты умеешь танцевать? — спрашивает волк.
— Как же, я тебе это сейчас покажу.
Овца стала танцевать и, танцуя, делать все большие круги, пока не убежала.
(Казахская народная сказка)
(146 слов)
Вопросы и задания:
1.Назови персонажей сказки.
2. Объясни смысл слова полакомиться.
3.Как обхитрили коза и овца волка?
4.Какие чувства у тебя вызывают персонажи сказки?
4 четверть
ЛИСА И КОЗЕЛ
Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.
Идёт козёл – умная голова; идёт, бородой трясёт, рогами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
– Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, она ему:
– Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, сама вон из колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
(Русская народная сказка)
(118 слов)
Вопросы и задания:
1. Почему лиса попала в колодец?
2. С какой целью она заманила козла к себе?
3. Как можно по-другому озаглавить эту сказку?
Текст для проверки техники чтения молча
ВЕТЕР И СОЛНЦЕ
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
(К. Д. Ушинский)
(164 слова)
1. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.
2. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?
а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.
3. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.
а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.
4. Дай свою характеристику Солнцу.
5. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.