СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочные средства по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-оценочные средства по окружающему миру содержат задания контрольных работ по четвертям для 4 класса. К работам приложены ответы

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные средства по окружающему миру»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г.БЕЛОЯРСКИЙ»

(СОШ № 2 г.Белоярский)












КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 4 Б КЛАССА

на 2022-2023 учебный год











Составитель: учитель начальных классов первой квалификационной категории Н.М.Новоселова


















г.Белоярский,

2022 год

Ф.И._____________________________________ Дата:____________

Контрольная работа № 1

за I четверть

Вариант 1

  1. Рассмотри глобус. Запиши названия географических объектов, изображение которых ты на нём видишь.

Ответ: 1______________________ 2___________________________

3 _______________________ 4___________________________

5 _______________________ 6__________________________

  1. Рассмотри рисунки. Установи, какой из них поможет определить смену времён года. Отметь галочкой (Ѵ) номер соответствующего рисунка.

  1. Распредели космические объекты по колонкам таблицы:

Солнце, Венера, Сириус, Большая Медведица, Марс, Телец, Полярная звезда, Земля, Малая Медведица

Созвездия

Звёзды

Планеты










  1. Рассмотри карту полушарий. Подпиши, обозначенные цифрами на карте материки и океаны.

Ответ: 1______________________ 2___________________________

3 _______________________ 4___________________________

5 _______________________ 6__________________________

  1. Соотнеси стрелками дату исторического события и век.

    Основание города Москвы, 1147 год


    XVII век

    Основание города Красноярск, 1628 год


    XX век

    Основание города Тобольска, 1587 год


    XII век

    Основание города Белоярский, 1969 г.


    XVI век

  2. Найди и подчеркни ошибку:

Реки России: Волга, Москва, Обь, Амур, Енисей, Амазонка

Горы России: Уральские, Кордильеры, Кавказские, Алтай

Озёра России: Байкал, Онежское, Ладожское



































Ф.И._____________________________________ Дата:____________

Контрольная работа № 1

за I четверть

Вариант 2

  1. Рассмотри глобус. Запиши названия географических объектов, изображение которых ты на нём видишь.

Ответ: 1______________________ 2___________________________

3 _______________________ 4___________________________

5 _______________________ 6__________________________

  1. Рассмотри рисунки. Установи, какой из них поможет определить смену суток. Отметь галочкой (Ѵ) номер соответствующего рисунка.

  1. Рассмотри изображение. Планеты Солнечной системы (Юпитер, Земля, Меркурий, Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Марс) отмечены на нём цифрами. Определите, какая планета какой цифрой обозначения. Запишите свой ответ.

Ответ: 1______________________ 2____________________________

3 ______________________ 4____________________________

5_______________________ 6____________________________

  1. _______________________ 8____________________________

  1. Рассмотри карту полушарий. Подпиши, обозначенные цифрами на карте материки и океаны.

Ответ: 1______________________ 2___________________________

3 _______________________ 4___________________________

  1. _______________________ 6__________________________

  1. Соотнеси стрелками дату исторического события и век.

    Основание города Санкт-Петербург, 1703 год


    XVI век

    Основание города Ханты-Мансийск, 1582 год


    XIX век

    Основание города Азов, 1067 год


    XI век

    Основание города Хабаровск, 1858 г.


    XVIII век

  2. Найди и подчеркни ошибку:

Города России: Астрахань, Санкт-Петербург, Омск, Лена

Озёра России: Ладожское, Байкал, Онежское

Моря России: Чёрное, Азовское, Аравийское, Балтийское


















Ф.И._____________________________________ Дата:____________

Контрольная работа № 2

за II четверть

Вариант 1

  1. Укажи пояс освещённости, в котором находится зона арктических пустынь:

  • 1) тропический

  • 2) умеренный

  • 3) полярный

  1. Допиши предложение:

Ледяная зона расположена на островах _____________________________

___________________.

  1. Укажи природную зону, в которой не бывает полярной ночи.

  • 1) ледяная зона

  • 2) зона тундры

  • 3) лесная зона

  1. Используя слова для справок, вставь в текст пропущенные слова.

Зона тундры протянулась вдоль берегов Северного Ледовитого океана с _______________ на _______________. В тундре долгая и суровая __________ и короткое ___________, поэтому почва оттаивает на небольшую глубину. Глубже лежит ________________________________________ . В тундре много озёр и _________________________, почва влажная, так как даже летом температура _______________________ и вода плохо___________________.

С л о в а для с п р а в о к: зима, лето, запада, восток, болот, вечная мерзлота, испаряется, невысокая.

  1. Определи название лишнего растения и зачеркни его.

Ягель, морошка, карликовая ива, лиственница, голубика.

  1. Приведи примеры животных, обитающих в ледяной зоне.

Ответ: _________________________________________________________

7*. Запиши условия, которые благоприятны для развития растений в лесной зоне:

  1. _________________________________________________________

  2. _________________________________________________________

  3. _________________________________________________________

8*. Распредели слова по колонкам таблицы.

Клён, пихта, кедровка, соболь, кедр, дуб, благородный олень, кабан.

Тайга

Широколиственный лес









9. Составь цепь питания для зоны арктических пустынь.

М орские водоросли _______________________ _________________

10. Допиши, верным или неверным является каждое из утверждений.

Корни деревьев и других лесных растений скрепляют почву и препятствуют её размыванию и разрушению – это ________________ утверждение.

Экологические проблемы в зоне тундры не связаны с добычей полезных ископаемых – это __________________ утверждение.

11. Запиши названия животных, живущих в степной зоне.

Ответ: __________________________________________________________

12. Укажи природные явления, которые не характерны для зоны арктических пустынь.

  • 1) полярное сияние

  • 2) песчаная буря

  • 3) цунами

13*. Заполни таблицу о природных условиях лесной зоны и зоны степей.

Природные зоны

зимой

летом

Ветер

Осадки

Почвы

Лесная зона






Зона степей






С п р а в о ч н ы е м а т е р и а л ы: -20°С, -10°С, +30°С, +20°С; умеренные ветры, суховеи; достаточное количество осадков, мало осадков; лесные почвы, чернозёмные почвы.

14. Укажи особенности растений, живущих в пустынях.

  • 1) глубокая корневая система

  • 2) листья, превратившиеся в колючки

  • 3) толстые стебли

15. Отметь название моря, на побережье которого располагается зона субтропиков в нашей стране.

  • 1) Красное море

  • 2) Чёрное море

  • 3) Белое море

16*. Приведи примеры заповедников и напиши зоны, в которых они располагаются.

Названия заповедников

Природные зоны







17. Прочитай список и закончи составление схемы. В среднюю строку запиши название отраслей растениеводства, а в нижнюю – названия растений.

Кабачок, овощеводство, тюльпан, морковь, цветоводство, нарцисс, капуста.

18. Ответь на вопросы:

1) Напиши, что ты называешь родным краем.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какие природные сообщества есть на территории вашего края?

_______________________________________________________________

3) Какие экологические проблемы характерны для вашего края?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















Ф.И._____________________________________ Дата:____________

Контрольная работа № 2

за II четверть

Вариант 2

  1. Отметь, какая природная зона находится в умеренном поясе освещённости.

  • 1) ледяная зона

  • 2) зона тундры

  • 3) лесная зона

  1. Допиши предложение:

Зона тундры расположена между зоной ______________________________ и _____________________________ зоной.

  1. Укажи, какая природная зона занимает более половины территории России.

  • 1) зона степей

  • 2) зона тундры

  • 3) лесная зона

  1. Используя слова для справок, вставь в текст пропущенные слова.

Зона степей располагается _________________ лесной зоны. Степи – это равнины с невысокими _______________. Деревья растут в основном по берегам _______________. В степной зоне __________ тепла, чем в лесной зоне, но осадков выпадает ______________. Часто дуют горячие ветры _______________, иногда возникают ________________ бури.

С л о в а для с п р а в о к: холмами, южнее, рек, больше, меньше, пыльные, суховеи.

  1. Определи название лишнего растения и зачеркни его.

Сосна, лиственница, берёза, карликовая ива, ель, осина.

  1. Приведи примеры животных, обитающих в зоне тундры.

Ответ: ____________________________________________________________

7*. Запиши условия, которые неблагоприятны для развития растений в зоне тундры:

  1. _________________________________________________________

  2. _________________________________________________________

  3. _________________________________________________________

8*. Распредели слова по колонкам таблицы.

Ковыль, верблюжья колючка, саксаул, тюльпан, степной жаворонок, хомяк, сайгак, верблюд.

Степь

Пустыня









9. Составь цепь питания для зоны тайги.

О рехи и семена _______________________ _________________

10. Допиши, верным или неверным является каждое из утверждений.

Главным богатством степей являются чернозёмные плодородные почвы – это ________________ утверждение.

Экологические проблемы в зоне пустынь связаны с вырубкой лесной растительности – это __________________ утверждение.

11. Запиши названия животных, живущих в лесной зоне.

Ответ: __________________________________________________________

12. Укажи природные явления, которые не характерны для зоны пустынь.

  • 1) полярное сияние

  • 2) песчаная буря

  • 3) цунами

13*. Заполни таблицу о природных условиях зоны тундры и лесной зоны.

Природные зоны

зимой

летом

Ветер

Осадки

Почвы

Тундра







Лесная зона






С п р а в о ч н ы е м а т е р и а л ы: -50°С, -20°С, +20°С, +10°С; умеренные ветры, сильные холодные ветры; небольшое количество осадков, достаточное количество осадков; лесные почвы, бедные заболоченные почвы.

14. Укажи особенности растений, живущих в степях.

  • 1) узкие жёлтые листья

  • 2) луковицы и корневища

  • 3) высокие стебли

15. Отметь название моря, на побережье которого располагается зона субтропиков в нашей стране.

  • 1) Балтийское море

  • 2) Чёрное море

  • 3) Каспийское море

16*. Приведи примеры заповедников и напиши зоны, в которых они располагаются.

Названия заповедников

Природные зоны







17. Прочитай список и закончи составление схемы. В среднюю строку запиши название отраслей животноводства, а в нижнюю – названия животных.

Курица, гусь, птицеводство, сазан, рыболовство, карп, индейка.

18. Ответь на вопросы:

1) Напиши, что ты называешь родным краем.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какие природные сообщества есть на территории вашего края?

_______________________________________________________________

3) Какие экологические проблемы характерны для вашего края?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


































Ф.И._____________________________________ Дата:____________

Контрольная работа № 3

за III четверть

Вариант 1

  1. Укажи, где жили первобытные люди.

  • 1) в Восточной Европе

  • 2) в Восточной Африке

  • 3) в Северной Америке

  1. Укажи, чем в Древнем Египте служили пирамиды.

  • 1) музеями

  • 2) храмами

  • 3) гробницами царей

  1. Прочитай текст и вставь подходящие слова из справок.

В Средние века в Европе было построено много _________________, проложено много новых ________________, изобретено _______________.

С л о в а д л я с п р а в о к: городов, деревень; каналов, дорог, шоссе; порох, бумага, книгопечатанье.

  1. Отметь, когда были изобретены пароход и паровоз, телеграф и радио.

  • 1) в Древнее время

  • 2) в Средние века

  • 3) в Новое время

  1. Запиши, чем занимались древние славяне ______________________

____________________________________________________________

  1. Отметь неверные утверждения:

  • 1) Древняя Русь занимала территорию от Балтийского моря до Чёрного моря;

  • 2) Древняя Русь занимала территорию от Чёрного моря до Каспийского моря;

  • 3) Древняя Русь занимала территорию от Средиземного моря до Чёрного моря.

  1. Напиши три крупных города Древней Руси.

Ответ: _________________________________________________________

8*. Выбери из слов для справок и вставь в текст подходящие по смыслу слова.

С востока, из _______________, на Русь напали _______________________. Важная битва для освобождения Руси произошла на ___________________

________________ в ____________ году. Русским войском руководил князь __________________________________ .

С л о в а д л я с п р а в о к: Европы, Азии; монголо-татары, рыцари-крестоносцы; Куликовом поле, Чудском озере; 1380, 1242; Александр Невский, Дмитрий Донской.

9*. Петра Великого называют царём-преобразователем. Укажи два его преобразования.

Ответ: _________________________________________________________

10. В каких государствах Древнего мира появились эти сооружения? Соедини линиями.

Древний Египет

Древняя Греция

Древний Рим




11. Рассмотри карту. Запиши, путь какого мореплавателя на ней обозначен.

Ответ: _____________________________________

12*. По годам жизни определи, в каких веках жили выдающиеся люди прошлого. Запиши в таблицу. Кто из выдающихся людей мог быть запечатлён на живописных полотнах (картины), а кто – на фотографиях? Отметь галочкой (V) в соответствующих клетках таблицы.

  1. Полководец Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1568 – 1610)

  2. Конструктор космических ракет Сергей Павлович Королёв (1907 – 1966)

  3. Учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)

  4. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)

Имя

Век (века)

Картина

Фотография

М.В. Скопин-Шуйский




С.П. Королёв




Д.И. Менделеев




М.Ю.Лермонтов








































Ф.И._____________________________________ Дата:____________

Контрольная работа № 3

за III четверть

Вариант 2

  1. Укажи, что благоприятствовало жизни первобытных людей в Восточной Африке.

  • 1) большое количество плодов и съедобных корней

  • 2) отсутствие хищных зверей

  • 3) жаркий климат

  1. Отметь название государств, о которых рассказывается в истории Древнего мира.

  • 1) Древний Египет

  • 2) Древняя Русь

  • 3) Древняя Греция

  1. Прочитай текст и вставь подходящие слова из справок.

В Средние века в Европе распространилось _________________, а на Ближнем Востоке появилась новая вера - ______________. Было построено много __________________ и ________________, стали печатать первые ___________________.

С л о в а д л я с п р а в о к: христианство, ислам; зáмков, землянок, храмов; газеты, книги, журналы.

  1. Отметь, в какое время была открыта Америка.

  • 1) в Древнее время

  • 2) в Средние века

  • 3) в Новое время

  1. Запиши, какие места древние славяне выбирали для своих поселений.

Ответ: ____________________________________________________________

  1. Отметь верное утверждение:

  • 1) в Древней Руси управление и суд вершил великий князь

  • 2) в Древней Руси государством управлял император

  • 3) главным правителем в Древней Руси был король

  1. Напиши три крупных города Древней Руси.

Ответ: _________________________________________________________

8*. Выбери из слов для справок и вставь в текст подходящие по смыслу слова.

С северо-запада, из _______________, Руси угрожали шведы и немецкие ______________________. Русские дружины разбили захватчиков в битве на ____________________ в __________ году. Во главе русского войска стоял князь ________________________________ .

С л о в а д л я с п р а в о к: Азии, Европы; монголо-татары, рыцари-крестоносцы; Куликовом поле, Чудском озере; 1380, 1242; Александр Невский, Дмитрий Донской.

9*. Екатерину II называют Великой. Укажи два преобразования, которые произошли во время её правления.

Ответ: ________________________________________________________

10. Соедини линиями правильно.

1) Иоганн Гутенберг


А) Автор книги «Вокруг света за восемьдесят дней»

2) Фернандо Магеллан


Б) Путешественник, открывший новую часть света – Америку

3) Жюль Верн


В) Изобретатель книгопечатания


4) Христофор Колумб


Г) Путешественник, впервые совершивший кругосветное путешествие

11. Рассмотри карту. Запиши, путь какого мореплавателя на ней обозначен.

Ответ: _________________________________________________________

12*. По годам жизни определи, в каких веках жили выдающиеся люди прошлого. Запиши в таблицу. Кто из выдающихся людей мог быть запечатлён на живописных полотнах (картины), а кто – на фотографиях? Отметь галочкой (V) в соответствующих клетках таблицы.

  1. Полководец Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1568 – 1610)

  2. Конструктор космических ракет Сергей Павлович Королёв (1907 – 1966)

  3. Учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)

  4. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)

Имя

Век (века)

Картина

Фотография

М.В. Скопин-Шуйский




С.П. Королёв




Д.И. Менделеев




М.Ю.Лермонтов









Ф.И._____________________________________ Дата:____________

Контрольная работа № 4 (итоговая)

Вариант 1

  1. На какой планете Солнечной системы самая высокая температура? Запиши ответ и объясни его.

Ответ: _________________________________________________________

  1. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Запиши ответ.

Ответ: _________________________________________________________

  1. Используя план, запиши, какие объекты находятся к западу от точки А.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4*. Отметь, что надо сделать, чтобы с помощью условных знаков показать территорию всей нашей страны.

  • 1) создать географическую карту

  • 2) начертить план местности

  • 3) нарисовать схему

5. Подчеркни название моря, которое не омывает берегов нашей страны.

Белое море, Баренцево море, Чёрное море, Средиземное море, Балтийское море.

6. На рисунке подпиши части холма.

7. Запиши названия трёх полезных ископаемых, у которых основное свойство – горючесть.

Ответ: ____________________________________________________________

8*. Какие бывают почвы? Дополни схему.

9. Напиши названия трёх лесных растений, которые относятся к первому ярусу.

Ответ: ____________________________________________________________

10. Запиши, каких животных тундры ты знаешь.

Ответ: ____________________________________________________________

11. Отметь природную зону, наиболее благоприятную для развития древесной растительности.

  • 1) тундра

  • 2) тайга

  • 3) зона широколиственных лесов

12*. Соедини линиями культурные растения и природные зоны, где их выращивают.

1) яблоня


А) лесная зона

2) пшеница


Б) степи

3) персики


В) полупустыни и пустыни

4) хлопок


Г) субтропики

13*. Укажи стрелочками, что является причиной, а что следствием.

14. Отметь, при освобождении нашей страны от какого нашествия пали воины, в честь которых зажжён Вечный огонь у стен Кремля.

  • 1) от монголо-татарского ига

  • 2) от фашистских захватчиков

  • 3) от польских захватчиков

15. Запиши одно важное событие 70-х годов ХХ века.

Ответ: _________________________________________________________

16. Отметь, как называется основной закон нашей страны.

  • 1) Устав

  • 2) Декларация

  • 3) Конституция
















Ф.И._____________________________________ Дата:____________

Контрольная работа № 4 (итоговая)

Вариант 2

  1. На какой планете Солнечной системы самая низкая температура? Запиши ответ и объясни его.

Ответ: _________________________________________________________

  1. Почему на Земле происходит смена времён года? Запиши ответ.

Ответ: _________________________________________________________

  1. Используя план, запиши, какие объекты находятся к востоку от точки А.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4*. Укажи, на каком изображении земной поверхности будет показана бóльшая территория.

  • 1) на географической карте

  • 2) на плане местности

  • 3) на схеме

5. Подчеркни название гор, которые не находятся на территории нашей страны.

Уральские горы, Кавказские горы, Альпы, Саяны.

6. На рисунке подпиши части реки.

7. Запиши названия трёх полезных ископаемых, которые используются в строительстве.

Ответ: ____________________________________________________________

8*. Что входит в состав почвы? Дополни схему.

9. Напиши последовательность лесных ярусов.

Ответ: ____________________________________________________________

10. Запиши, каких животных степей ты знаешь.

Ответ: ____________________________________________________________

11. Отметь, какие природные явления характерны для пустынь.

  • 1) северное сияние

  • 2) мираж

  • 3) песчаная буря

12*. Соедини линиями домашних животных и природные зоны, где их разводят.

1) коровы


А) тундра

2) верблюды


Б) лесная зона

3) северные олени


В) степи

4) овцы


Г) пустыни

13*. Укажи стрелочками, что является причиной, а что следствием.

14. Отметь, при освобождении нашей страны от какого нашествия пали воины, в честь которых зажжён Вечный огонь у стен Кремля.

  • 1) от монголо-татарского ига

  • 2) от фашистских захватчиков

  • 3) от польских захватчиков

15. Запиши одно важное событие 70-х годов ХХ века.

Ответ: _________________________________________________________

16. Укажи, кто находится во главе Российской Федерации.

  • 1) Великий князь

  • 2) Президент

  • 3) Царь










КЛЮЧИ С ОТВЕТАМИ

Контрольная работа № 1 за I четверть

Вариант 1

  1. Материки, океаны, моря, горы, озёра, реки и т.д.

  2. Созвездия

    Звёзды

    Планеты

    Большая Медведица

    Солнце

    Венера

    Телец

    Полярная звезда

    Марс

    Малая Медведица

    Сириус

    Земля

  3. 1 – Северная Америка, 2 – Африка, 3 – Антарктида, 4 – Тихий океан, 5 – Северный Ледовитый океан, 6 – Индийский океан

  4. Основание города Москвы, 1147 год - XII век

Основание города Красноярск, 1628 год - XVII век

Основание города Тобольска, 1587 год - XVI век

Основание города Белоярский, 1969 г. - XX век

  1. Горы России: Уральские, Кордильеры, Кавказские, Алтай


Контрольная работа № 1 за I четверть

Вариант 2

  1. Материки, океаны, моря, горы, озёра, реки и т.д.

  2. 1 - Меркурий, 2 – Венера, 3 - Земля, 4 – Марс, 5 - Юпитер, 6 - Сатурн, 7 - Уран, 8 – Нептун.

  3. 1- Евразия, 2 – Южная Америка, 3 – Австралия, 4 – Атлантический океан, 5 – Индийский океан, 6 – Южный океан.

  4. Основание города Санкт-Петербург, 1703 год - XVIII век

Основание города Ханты-Мансийск, 1582 год - XVI век

Основание города Азов, 1067 год - XI век

Основание города Хабаровск, 1858 г. - XIX век

  1. Города России: Астрахань, Санкт-Петербург, Омск, Лена

Моря России: Чёрное, Азовское, Аравийское, Балтийское


Контрольная работа № 2 за II четверть

Вариант 1

  1. 3) полярный

  1. Ледяная зона расположена на островах Северного Ледовитого океана.

  2. 3) лесная зона

  1. Зона тундры протянулась вдоль берегов Северного Ледовитого океана с запада на восток. В тундре долгая и суровая зима и короткое лето, поэтому почва оттаивает на небольшую глубину. Глубже лежит вечная мерзлота. В тундре много озёр и болот, почва влажная, так как даже летом температура невысокая и вода плохо испаряется.

  2. лиственница

  3. белые медведи, лисы, северный олень, песцы, лемминги, чайки, белая сова и др.

7*. обилие солнечного света, содержание в воздухе углекислого газа и кислорода, необходимых для фотосинтеза; состав почвы, богатый перегноем и минеральными веществами, благоприятный для роста деревьев; наличие осадков, достаточное количество воды для питания

8*.

Тайга

Широколиственный лес

пихта

Клён

кедровка

дуб

соболь

благородный олень

кедр

кабан

9 . Морские водоросли рачки рыба

10. Корни деревьев и других лесных растений скрепляют почву и препятствуют её размыванию и разрушению – это верное утверждение.

Экологические проблемы в зоне тундры не связаны с добычей полезных ископаемых – это неверное утверждение.

11. Суслик, сурок, байбак, хомяк, степная мышеловка, слепыш, степная пищуха, лисица-корсак, заяц, степной, орёл, дрофа, лунь, жаворонок, полоз, степная гадюка, ящерица, богомол, скорпион, жабы, ласки, хорьки, перепела, серые куропатки, барсуки, ежи, горностаи, суслики, тушканчики, корсак, дикий волк, сайгак, бизоны, луговая собачка, броненосец, муравьед.

12. 2) песчаная буря, 3) цунами

13*. Заполни таблицу о природных условиях лесной зоны и зоны степей.

Природные зоны

зимой

летом

Ветер

Осадки

Почвы

Лесная зона

-20°С

+20°С

умеренные ветры

достаточное количество осадков

лесные почвы

Зона степей

-10°С

+30°С

суховеи

мало осадков

чернозёмные почвы

14. 1) глубокая корневая система, 2) листья, превратившиеся в колючки

15. 2) Чёрное море

16*.

Названия заповедников

Природные зоны

Ильменский заповедник

лесостепь

Заповедник «Остров Врангеля»

зона акртических пустынь

Таймырский заповедник

тундра

Приокско-Террасный заповедник

широколиственные леса

Ростовский заповедник

степь

Оренбургский заповедник

степь

Даурский заповедник

степь

Заповедник «Чёрные Земли»

пустыня

17.

18. Ответь на вопросы:

1) Край, в котором я живу и живут мои родные; где я родился.

2) Природные сообщества: лес, болота, река, озеро

3) Проблемы с экологической обстановкой в ХМАО обусловлены особенностями географического расположения, при котором промышленность наносит особо сильный удар по окружающей среде. Много проблем вызывает добыча нефти и газа, хотя для региона характерны и общероссийские трудности — недостаточная утилизация мусора, загрязнение атмосферы выхлопными газами, уничтожение редких видов растений и животных, загрязнение водоёмов.


Ф.И._____________________________________ Дата:____________

Контрольная работа № 2

за II четверть

Вариант 2

  1. 3) лесная зона

  1. Зона тундры расположена между зоной арктических пустынь и лесной зоной.

  2. 3) лесная зона

  1. Зона степей располагается южнее лесной зоны. Степи – это равнины с невысокими холмами. Деревья растут в основном по берегам рек. В степной зоне больше тепла, чем в лесной зоне, но осадков выпадает меньше. Часто дуют горячие ветры суховеи, иногда возникают пыльные бури.

  2. карликовая ива

  3. кречет, лебедь, северный олень, серый гусь, серый журавль, полярная сова, песец, комар, кулик, лемминг, белая куропатка.

7*. Долгая и суровая зима, короткое лето, сильные холодные ветры, недостаток солнца и тепла, бедные заболоченные почвы, вечная мерзлота.

8*.

Степь

Пустыня

Ковыль

верблюжья колючка

тюльпан

саксаул

степной жаворонок

сайгак

хомяк

верблюд

9 . Орехи и семена бурундук соболь

10. Главным богатством степей являются чернозёмные плодородные почвы – это верное утверждение.

Экологические проблемы в зоне пустынь связаны с вырубкой лесной растительности – это неверное утверждение.

11. Кедровка, сокол-дербник, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундык, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка.

12. 1) полярное сияние, 3) цунами.

13*. Заполни таблицу о природных условиях зоны тундры и лесной зоны.

Природные зоны

зимой

летом

Ветер

Осадки

Почвы

Тундра


-50°С

+10°С

сильные холодные ветры

небольшое количество осадков

бедные заболоченные почвы

Лесная зона

-20°С

+20°С

умеренные ветры

достаточное количество осадков

лесные почвы

14. 1) узкие жёлтые листья, 2) луковицы и корневища.

15. 2) Чёрное море

16*. См. 1 вариант.

17.

18. См. 1 вариант


Контрольная работа № 3 за III четверть

Вариант 1

  1. 2) в Восточной Африке.

  1. 3) гробницами царей

  1. В Средние века в Европе было построено много городов, проложено много новых дорог, изобретено книгопечатанье.

  2. 3) в Новое время

  1. Охота, рыболовство, бортничество, собирательство, огородничество, ремесло, земледелие

  2. 2) Древняя Русь занимала территорию от Чёрного моря до Каспийского моря; 3) Древняя Русь занимала территорию от Средиземного моря до Чёрного моря.

  3. Новгород, Киев, Ростов, Ярославль, Псков, Полоцк, Смоленск, Суздаль и т.д.

8*. Выбери из слов для справок и вставь в текст подходящие по смыслу слова.

С востока, из Азии, на Русь напали монголо-татары. Важная битва для освобождения Руси произошла на Куликовом поле в 1380 году. Русским войском руководил князь Дмитрий Донской.

9*. Военная реформа, реформа образования, реформа государственного управления.

10.

Древний Египет

Древняя Греция

Древний Рим




11. Фернандо Магеллан.

12*.

Имя

Век (века)

Картина

Фотография

М.В. Скопин-Шуйский

XVI-XVII

V


С.П. Королёв

XX


V

Д.И. Менделеев

XIX-XX


V

М.Ю.Лермонтов

XIX

V



Контрольная работа № 3 за III четверть

  1. 1) большое количество плодов и съедобных корней; 3) жаркий климат.

  2. 1) Древний Египет; 3) Древняя Греция.

  1. Прочитай текст и вставь подходящие слова из справок.

В Средние века в Европе распространилось христианство, а на Ближнем Востоке появилась новая вера - ислам. Было построено много зáмков и храмов, стали печатать первые книги.

  1. 3) в Новое время.

  1. Безопасное, пригодное для жилья, вблизи рек, на холме.

  2. 1) в Древней Руси управление и суд вершил великий князь

  3. Новгород, Киев, Ростов, Ярославль, Псков, Полоцк, Смоленск, Суздаль и т.д.

8*. С северо-запада, из Европы, Руси угрожали шведы и немецкие рыцари-крестоносцы. Русские дружины разбили захватчиков в битве на Чудском озере в 1242 году. Во главе русского войска стоял князь Александр Невский.

9*. Реформа образования, расширение территории России.

10. 1 – В, 2 – Г, 3 – А. 4 – Б.

11. Христофор Колумб

12*. См. 1 вариант


Контрольная работа № 4 (итоговая)

Вариант 1

  1. Меркурий — планета, самая близкая к Солнцу.

  2. День сменяет ночь, потому что наша Земля вращается вокруг своей воображаемой оси, поворачиваясь к Солнцу разными сторонами.

  3. Река, мост, дорога.

4*. 1) создать географическую карту

5. Средиземное море

6.

7. Нефть, каменный уголь, торф, природный газ.

8*.

9. Дуб, ель, сосна и т.д.

10. Кречет, лебедь, северный олень, серый гусь, серый журавль, полярная сова, песец, комар, кулик, лемминг, белая куропатка.

11. 3) зона широколиственных лесов

12*. 1 – А, 2 – Б, 3 – Г, 4 – В.

13*.

14. 2) от фашистских захватчиков

15. Строительство ГЭС

16. 3) Конституция


Контрольная работа № 4 (итоговая)

Вариант 2

  1. Нептун – самая дальняя планета от Солнца.

  2. Смена времён года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца.

  3. Луг, смешанный лес, дорога.

4*. 1) на географической карте .

5. Альпы.

6. На рисунке подпиши части реки.

7. Гранит, известняк, песок, глина.

8*. Что входит в состав почвы? Дополни схему.

9. Деревья, кустарники, травы.

10. Степной орёл, пустельга, степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка, суслик, степная гадюка, хомяк, кузнечик, шмель, кобылка.

11. 2) мираж, 3) песчаная буря.

12*. 1 – Б, 2 – Г, 3 – А, 4 – В

13*.

14. 2) от фашистских захватчиков

15. Строительство ГЭС.

16. 2) Президент.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!