СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Контрольно змерительные материалы для диагностики функциональной грамотности учащихся 8 класса по Истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня сформированности функциональной грамотности у учащихся 8-х классов. Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Просмотр содержимого документа
«"Контрольно змерительные материалы для диагностики функциональной грамотности учащихся 8 класса по Истории"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пановская средняя общеобразовательная школа»

Усть-Ишимского муниципального района

Омской области


646593, РФ, Омская область, Усть-Ишимский район, с. Паново, ул.Центральная, 41, тел. 8(38150) 2-38-34

















Контрольные измерительные материалы

проверочной работы для диагностики функциональной грамотности

учащихся 8 класса по Истории












Составил:

Учитель истории и обществознания

Лепёхин В.А.
























с. Паново 2021

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы для диагностики функциональной грамотности

учащихся 8 класса по предмету История


Назначение КИМ

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня сформированности функциональной грамотности у учащихся 8-х классов.

Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание проверочной работы определяется Кодификатором метапредметных (познавательных) умений для основного общего образования, который составлен на основе требований к метапредметным результатам освоения Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).

Содержание диагностической работы удовлетворяет требованиям к сертификации качества педагогических тестовых материалов (приказ Минобразования России от 17.04.2000 № 1122).

Структура проверочной работы

Диагностическая работа направлена на проверку различных групп познавательных универсальных учебных действий. Задания на проверку уровня сформированности читательских умений конструируются на основе информационного текста. Познавательные логические универсальные

учебные действия и действия по решению проблем проверяются при помощи заданий, использующих контекст различных учебного предмета, а также описание ситуаций практико-ориентированного характера.

Работа имеет два варианта, каждый состоит из двух частей, включающих в себя 18 заданий.

Распределение заданий работы по содержанию, видам деятельности, уровню сложности

вопроса/

задания

Блок содержания

Уровень сложности

Тип задания

Код контролируемого элемента в кодификаторе

Макс.

балл

1

Читательская грамотность




1.1

1

2



1.2

1

3



1.3

1

4



1.4

1

5

Математическая грамотность



2.1

1

6



2.2

1

7



2.3

1

8



2.4

1

9

Естественнонаучная грамотность



3.1

1

10



3.2

1

11



3.3

1

12



3.4

1

13

Финансовая грамотность



4.1

1

14



4.2

1

15



4.3

1

16



4.4

1

17

Глобальные компетенции



5.1

2

18

Креативное мышление



6.1

2

Итого:

20



Распределение заданий по основным разделам

Раздел программы

Количество заданий в проверочной работе

Номера заданий

Читательская грамотность

4

№ 1-4

Математическая грамотность

4

№ 5-8

Естественнонаучная грамотность

4

№ 9-12

Финансовая грамотность

4

№ 13-16

Глобальные компетенции

1

№ 17

Креативное мышление

1

№ 18

ИТОГО:

18


Время выполнения работы

На выполнение работы отводится 90 минут.


Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания с выбором ответа или с кратким ответом оцениваются 1 или 2 баллами. Задания с развёрнутым ответом оцениваются от одного до двух баллов в соответствии с критериями оценивания.

Максимальное количество баллов – 20


Дополнительные материалы и оборудование:

Нет


Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в отметку


Школьная отметка

2

3

4

5

Первичный балл

9 и менее

10-13

14-17

18-20








КОДИФИКАТОР

проверочной работы для диагностики функциональной грамотности

учащихся 8 класса по предмету «История»


Перечень проверяемых элементов

Код раздела, код требования

Контролируемые знания /умения, проверяемые заданиями КИМ

1.

«Читательская грамотность»

1.1.

определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

1.2.

находить в тексте требуемую информацию

1.3.

находить в тексте требуемую информацию; выявлять имплицитную информацию

текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста

1.4.

находить в тексте требуемую информацию

2.

«Математическая грамотность»

2.1.

действия с натуральными числами и десятичными дробями, нахождение части от числа, проценты

2.2.

действия с натуральными числами

2.3.

составление и решение уравнений

2.4.

составление и решение уравнений

3.

«Естественнонаучная грамотность»

3.1.

использовать факты, и давать ответ на основе естественнонаучных знаний

3.2.

использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы

3.3.

использовать факты, и давать ответ на основе естественнонаучных знаний

3.4.

использовать естественнонаучные знания

4.

«Финансовая грамотность»

4.1.

анализ данных, действия с натуральными числами

4.2.

анализ данных, действия с натуральными числами

4.3.

анализ данных, действия с натуральными числами

4.4.

анализ данных, действия с натуральными числами

5.

«Глобальные компетенции»

5.1.


6.

«Креативное мышление»

6.1.

разгадать ребус





Код работы Код варианта Код обучающегося












ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Прочитай внимательно задание, выбери ответ из нескольких предложенных и обведи цифру, стоящую рядом с ответом, который считаешь верным. Если не знаешь, как выполнить задание, пропусти его, переходи к следующему. Если останется время, ты можешь снова попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным.

На выполнение работы отводится 90 минут.


Вариант 1

Часть 1

Текст. Прочитайте текст, выполните задания.

Точную дату появления исторического жанра живописи определить невозможно. Первые композиции появились в глубокой древности — тогда воспоминания о реальных исторических событиях соединялись с мифами. В Древнем Египте и Месопотамии история представлялась главным образом подвигами правителя и его войска. Но уже в Древней Греции известны изображения исторических сцен. В Средние века сюжеты реальной истории в живописи появляются редко, преимущество отдаётся религиозным мотивам. Активное развитие исторического жанра живописи начинается в эпоху Возрождения (повсеместно в Европе XV-XVI вв.), когда люди стали активно изучать культуру прошлого - Древней Греции и Древнего Рима.

Особое место в исторических картинах занимает батальный жанр. В изобразительном искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам, изображающим сцены сухопутных и морских сражений, военных походов, а также изображение военного быта. На таких картинах художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны.

Исторический жанр не обязан быть строго документальным, правдивым, ведь картина — не исторический документ. Она живет по своим особым законам красоты и гармонии. К тому же художник всегда невольно оценивает событие, вносит в него своё понимание происходящего. Одни и те же события у разных мастеров могут передаваться и выглядеть по-разному.

Задание 1. Какое из приведенных названий может быть заглавием к тексту? Подчеркни правильный ответ.

1. История в картинах

2. Исторический жанр живописи

3. Картина - исторический источник

Задание 2. Опираясь на первый абзац текста, напиши, что изображают художники на исторических картинах.

1__________________________________________________________________________________

2__________________________________________________________________________________

Задание 3. Внимательно рассмотрите иллюстрации.

Изображение 1. «Пионеры в походе»

Изображение 2. «Прутский поход Петра I»

Определите, какое изображение относится к жанру исторической живописи (укажите номер изображения) __________________________

В каких значениях используется слово «поход». Напишите два значения этого слова

1._______________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________

Можно ли утверждать, что картина «Прутский поход Петра I» является примером батального жанра. Свой ответ подтвердите фрагментом текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 4. Может ли историческая картина являться историческим документом. Свой ответ подтвердите фрагментом текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Часть 2

Задание 5. «Немецкая слобода»

На окраине Москвы появилась Немецкая слобода – Кукуй. Немцами (т.е. немыми) называли тогда всех западноевропейцев. В начале 17 века слобода состояла из 200 дворов, в которых проживало около 1500 человек, три четверти которых составляли семьи военных специалистов. Сколько человек входило в семьи военных специалистов? Сколько процентов занимали семьи военных специалистов?

Решение: __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 6. «Дата по мусульманскому календарю»

Чтобы перевести дату с действующего у нас григорианского календаря на мусульманский, применяют формулу: М = Гр – 622 + ((Гр – 622) : 32), где Гр – год по григорианскому календарю, а М – по мусульманскому. Какой год шел у мусульман, когда состоялась Полтавская «виктория»? Известно, что Полтавская битва произошла в 1709 году. (десятые округляем до целого)

Решение: __________________________________________________________________________

Задание 7. «Полтавская битва»

Перелом в Северной войне произошел после Полтавской битвы. Известно, что обе армии в сумме насчитывали 72000 человек. Также известно, что численность русской армии превышала шведскую на 12000 человек. Потери русских составили 1300 человек, а шведов 9000 убитых и 3000 было взято в плен. Какова была численность русской и шведской армий перед сражением и после?

Решение: ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задание 8. За время правления Екатерины II численность армии увеличилась с 162000 до 312000 человек. На сколько процентов увеличилась численность армии?

Решение: ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


Часть 3.

Во время Северной войны 1700-1721 гг. при Нарве русские войска потеряли всю свою артиллерию, и надо было возмещать эти потери. Царь Пётр приказал перелить церковные колокола в пушки.

Задание 9. Почему пушки лили из бронзы?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задание 10. Почему казённую часть пушек делали более толстой, а ствол снаружи — сужающимся к жерлу (тоньше)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Во время «нарвской конфузии» русская армия потеряла все (145 шт.) пушки. Почему их было так мало?

__________________________________________________________________________________

Задание 12. Бронзовые пушки использовались в полевой артиллерии, а чугунные в крепостной. Почему?

__________________________________________________________________________________


Часть 4.

Рассмотрим структуру государственных расходов России в XVIII веке.

Статья расходов

1725 г.

1767 г.

1781 г.

1795 г.


Сумма, млн. руб.

В %

Сумма, млн. руб.

В %

Сумма, млн. руб.

В %

Сумма, млн. руб.

В %

Армия

5,1

50,4

9,8

42,2

10,6

25,8

22,2

28,1

Флот

1,4

14,1

1,3

5,4

3,2

7,8

7,1

8,9

Управление

2,2

21,2

5,6

24,3

8,1

20,0

13,7

17,3

Двор

0,5

4,4

2,6

10,9

4,6

11,2

16,8

21,3

Издержки по сбору налогов

1,1

9,9

4,0

17,2

11,4

27,8

16,8

21,3

Прочие расходы

-

-

-

-

2,4

5,8

4,5

5,7

Уплата по займам

-

-

-

-

0,7

1,6

4,1

5,2

Всего

10,2

100,0

23,3

100,0

41,0

100,0

78,9

100,0


При анализе данных можно отследить динамику роста и структуру расходной части бюджета

Задание 13. Во сколько раз за анализируемый период увеличились расходы на армию и флот?

Решение: __________________________________________________________________________

Задание 14. Как изменился удельный вес расходов на армию и флот в общей сумме расходов за анализируемый период?

Решение: _________________________________________________________________________

Задание 15. Во сколько раз за анализируемый период увеличился удельный вес расходов на двор в общей сумме расходов?

Решение __________________________________________________________________________

Задание 16. Официально бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в 1769 при Екатерине II. Сколько стоит 1 ассигнация номинала: 25 руб., 50 руб., 100 руб. в переводе на современные деньги? (1 руб. = 4000 современных рублей)

__________________________________________________________________________________


Часть 5.

Задание 17. Предположите, какое значение имели для развития России реформы Петра I? Приведите факт в подтверждение своего мнения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Часть 6.

Задание 18. В связи с победой России в Северной войне Сенат и Синод присвоили Петру I титул. Чтобы узнать какой реши ребус.





































Ключ к ответам КИМ


задания

1 вариант

1

2

2

1.Сюжеты мифов/ религиозные сюжеты

2. Реальные исторические события

3

2

1. поход (военный) – перемещение армии, войск с целью защиты/нападения территории.

2. поход (туристический) – перемещение группы людей по определённому маршруту с целью отдыха.

Да, можно. Картина «Прутский поход Петра I» является примером батального жанра так как «изображающим сцены сухопутных и морских сражений, военных походов, а также изображение военного быта».

4

Нет. Исторический жанр не обязан быть строго документальным, правдивым, ведь картина — не исторический документ.

5

1500 : 4 • 3 = 1125 (чел.) 1125 • 100 : 1500 = 75% Ответ: 1125 человек; 75%.

6

М = 1709 – 622 + ((1709 – 622) : 32)= 1121 Ответ: 1121 г.

7

(X + 12 000) + X = 72 000

2X = 72 000 — 12 000

2X = 60 000

X = 60 000: 2

X = 30 000

(30 000 + 12 000) + 30 000 = 72 000

42 000 — численность русской армии до сражения 30 000 — численность шведской армии до сражения 42 000 — 1 300 = 40 700 — численность русской армии после сражения 30 000 — (9 000 + 3 000) = 18 000 — численность шведской армии после сражения)

8

162000 – 100% 312000 – х% Х = (312000*100)/162000 = 192,6% 192,6 –100 =92,6%

9

Технология медного литья к этому времени была уже хорошо развита. Бронза намного легче, мягче и пластичней чем чугун, её не разрывало, а раздувало.

10

Толщина металла в казенной части противостояли давлению газов сгорающего заряда, в то время как ближе к концу ствола, где давление уменьшалось, достаточно было и двух-трех дюймов.

11

Месторождений меди на тот момент в России обнаружено ещё не было, и вся чистая медь, как и олово, была полностью привозной.

12

Бронзовое орудие легче чем чугунное поэтому мобильнее.

13

(22,2+7,0) : (5,1 +1,4)=29,2:6,5=4,5

14

(50,4+14,1)( 28,1+8,9)

15

21,3: 4,4=4,8

16

25 руб. = 100000 с.руб. 50 руб. = 200000 с.руб. 100 руб. = 400000 с.руб.

17

Россия встала на один уровень с самыми значимыми государствами мира, сблизилась с Европой. Были созданы условия для развития промышленности и торговли

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

-Власть государства была усилена.

-Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.

-Полное подчинение церкви государственной власти.

Факт: Преобразования грандиозны и дают основание говорить о допетровской и послепетровской России.

18

Отец Отечества, Пётр Великий, Император Всероссийский



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!