Тема: Контрольное изложение по тексту А.С. Пушкина «Возвращение Владимира в отчий дом»»
Цель: учить грамотно излагать повествовательный с элементами описания текст.
Задачи:
1. Познавательные: совершенствовать классификационные учебно-языковые умения по определению разрядов имён прилагательных; повторить типы текстов; закрепить правописание безударных гласных в корне слова.
2. Практические: закрепить способ действия по определению разряда прил..
3. Развивающие: расширить словарный запас учащихся, развивать грамотную речь; продолжить работу над совершенствованием письменной речи кадет.
4. Воспитательные: воспитывать культуру ученического труда.
Прослушивание текста.
Целевая установка: поскольку повествуется о событиях 19в., в тексте могут встретиться непонятные слова. Прослушайте фрагмент, предназначенный для изложения, и выпишите их.
Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собаю видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видел он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стал теперь высокими ветвистыми деревьями. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу, избежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обнялы своего воспитанника.
Беседа по тексту.
- Назовите непонятные слова (кровля, между коими шла дорога, опутанная лошадь, косматые хвосты, изъявления радости, дворня, ветхое крыльцо, из людских изоб).
- О чём говориться в тексте? Как его можно озаглавить?
- Что чувствует Владимир, возвратившись домой после двенадцатилетнего отсутствия? Подтвердите текстом.
- Какие изменения произошли на барском дворе за время его учёбы?
- Как встретили Владимира дворня?
- Кем герою приходится Егоровна?
- Вспомните типы текстов. К какому типу можно отнести данный текст.
Написание изложения.