СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольное тестирование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольное тестирование 

Просмотр содержимого документа
«Контрольное тестирование»

ВАРИАНТ 5

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Суворов был одним из самых образованных людей своего времени. Он изучал математику, историю, географию; владел немецким, французским, турецким и финским языками, был основательно знаком с древней и новой литературой. Он проштудировал все важнейшие книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. Ум Суворова не знал отдыха. Страстная любознательность сочеталась в нём с огромной жаждой деятельности. Военное дарование – та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. Суворов ещё при жизни стал легендой. Он со своими чудо-богатырями не знал поражений. Его имя и сегодня хранится в памяти русского человека.


1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Для изображения длительных действий автором используются глаголы несовершенного вида (сочеталась, хранится).

  2. Одним из средств художественной выразительности в тексте являются книжные слова (например: проштудировать, интеллектуальная).

  3. Основной функционально-смысловой тип речи – описание, так как в нём автор даёт оценку характеру героя.

  4. Многозначное слово "владел" употреблено в данном тексте в прямом значении – умел пользоваться чем-нибудь.

  5. Прилагательное в сравнительной степени "из самых образованных" указывает на самую высокую степень качества и употребляется как средство сравнения.

2.Самостоятельно подберите определительное местоимение, которая должна стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

 

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


ЯЗЫК, -а, м.

  1. Пленный, от которого можно получить нужные сведения. Захватить языка.

  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве. Язык писателей.

  3. То, что выражает, объясняет собой что-н. Язык фактов.

  4. Система звуковых и словарно-грамматических средств, служащая орудием общения людей. Великий русский язык.

  5. Речь, способность говорить. Больной лежит без языка и без движений.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нЕдруг докумЕнт дозИровать болтлИва мОлящий

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • У людей, собравшихся возле дома купца, были явно ВРАЖДЕБНЫЕ намерения.

  • На вершине ЛЕСИСТОЙ горы туристы увидели какие-то строения.

  • Главный редактор издательства, как считают многие журналисты, ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ человек.

  • ПОКУПАТЕЛЬНАЯ способность населения может стимулировать уровень потребления.

  • Творческие способности развиваются на основе ОРГАНИЧНОГО сплава фантазии, эмоций и интуиции.

6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите это слово.


Стоявший в стороне капитан внимательно наблюдал за тем, как огромное судно медленно движется по водной акватории порта.


7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • в ожидании хороших НОВОСТЕЙ

  • ПЯТЕРО волчат

  • самый СПОСОБНЕЙШИЙ ученик

  • эти ступеньки КРУЧЕ

  • громадные ЯКОРЯ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  3. ошибка в построении предложения с однородными членами

  4. ошибка в построении сложного предложения

  5. неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Тщеславие и глупость высмеиваются И.А.Крыловым в басне «Вороне и лисице».

  2. Павел Петрович спросил у Аркадия, где его новый приятель.

  3. А.С. Пушкин писал, что "Я горе с ним делю, он радости со мною".

  4. Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.

  5. Молодёжь города участвовала в постановке «Гамлета».

  6. Создавая образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель», Н.В.Гоголь показывает, насколько общество чёрство к проблемам и нуждам маленького человека.

  7. Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченную накануне в молоке просоленную рыбу, вареную картошку, маринованные огурцы.

  8. Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, а события и явления.

  9. Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.

Ответ: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. ф..стиваль, изв..ниться, соб..рал

  2. пр..гматизм, вн..мательный, п..лезный

  3. р..гион, ж..леть, под..рить (другу книгу)

  4. бр..шюра, в..кторина, инв..нтарь

  5. к..нгресс, л..берал, ст..пендия

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. интерв..ю, вол..ер, п..еса

  2. пр..градить, пр..ображать, пр..творять (в жизнь)

  3. под..тожить, раз..грывать, вз..скать

  4. во..гордиться, ра..говорный, бе..конфликтный

  5. на..костный, пре..рассветный, о..ветвление

11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. врач..вать, эмал..вый

  2. бережл..вый, раскорч..вать

  3. запуг..вать, ореш..к

  4. тюлен..вый, правд..вый

  5. просматр..вающий, наста..вать

12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. (студент) напиш..т, просе..нная (мука)

  2. (гримёры) намаж..т, грохоч..щий

  3. (ученик) додела..т, обид..вший

  4. изготавлива..мый, брызж..т (шланг)

  5. (они) зна..т, вид..щий.

13.Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

  • При ясной погоде и чистом небе с обоих кораблей увидели вдалеке очень высокий мыс, который соединялся узким перешейком с цепью (НЕ)ВЫСОКИХ гор.

  • (НЕ)ТАК благотворна истина, как зловредна её видимость.

  • А за высокой изгородью, никем (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫЕ, наблюдали за ловлей карпов деревенские мальчишки.

  • Обиженная Ирина, ни на кого (НЕ)СМОТРЯ, вышла из комнаты.

  • Раздвигая жанровые рамки романа о современности, Евгений Пермяк убеждает, что ему отнюдь (НЕ)ПРОТИВОПОКАЗАНА условная форма сказки-были.

14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • В XV веке в Европе возрос спрос на заморские товары, (В)ПЕРВУЮ очередь на пряности, родиной которых считалась Индия, (ПО)ЭТОМУ европейцы начали искать морской путь к её берегам.

  • На поиски исчезнувшей экспедиции (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ 20 лет направлялись спасательные партии, которые проникали в неизвестные районы, (ПРИ)ЧЁМ наносили на карту тысячи километров новых берегов.

  • (В)ПРОЧЕМ, страусы прекрасно бегают, развивая скорость до 70 км/час, (ПРИ)ЧЁМ длина шага на бегу достигает 3 – 4 метров.

  • (В)НАЧАЛЕ 1820 года (В)ПЕРВЫЕ после того, как это сделал Джеймс Кук в 1773 году, корабли русской экспедиции, возглавляемой Беллинсгаузеном и Лазаревым, пересекли Южный полярный круг.

  • (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет Вахтангов участвовал в любительских театральных кружках Владикавказа и Москвы как актёр, а (ЗА)ТЕМ и как режиссёр.


15.Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.


Муравьи – великие труже(1)ики, они неуста(2)о строят и чинят своё дикови(3)ое гнездо – муравьи(4)ую кучу, которая кажется беспорядочным нагроможде(5)ием хвойных иголок, травы, земли, а на деле представляет собой разумно устрое(6)ый «город», где всё подчине(7)о строгому распорядку.



16.Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Скафандр защищает человека и от космического холода и от слепящего солнца и от радиации.

  2. Ни ропот слёз ни жар молений не распотили лёд его души.

  3. Сейчас известно больше двадцати спутников Сатурна и все они названы именами персонажей древнегреческой мифологии.

  4. Лошади и всадники на мгновение показались на светлом фоне неба и тотчас исчезли в темноте.

  5. После дождя листья деревьев блестели и цветы издавали приятный аромат.

17.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Старика радовал и обнадёживал (1) рано проснувшийся в девочке (2) интерес ко всем профессиям (3) входившим (4) в круг отцовских дел и предприятий.


 

18.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сыпь (1) ты (2) черемуха (3) снегом,
Пойте (4) вы (5) птахи (6) в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу…

(С.А. Есенин)


19.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Сейчас капитан Брянов верил (1) что перед Россией едва ли не впервые в истории поставлена воистину благороднейшая задача (2) решение (3) которой (4) зависит уже не от воли всевластного повелителя.

 


20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Однажды за ужином Ариадна стала говорить о том (1) что (2) если бы она была мужчиной (3) то не кисла бы в деревне (4) а поехала бы путешествовать (5) жила бы зимой где-нибудь за границей.



21.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1)Биатлон – зимний вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. (2)Биатлон имеет длинную предысторию: охота на лыжах издавна являлась частью быта северных народов. (3)Состязаниями эта деятельность стала в XVIII веке, но лишь в 1954 году – спустя два столетия – Международный олимпийский комитет признал биатлон как вид спорта. (4)В 1992 году образуется Союз биатлонистов России – организация, отвечающая за развитие этого вида спорта в нашей стране. (5)На стрельбище расстояние до мишеней составляет 50 метров, до 1977 года – 100 метров. (6)Мишени имеют чёрный цвет, в случае попадания они закрываются белым клапаном – биатлонист сразу видит результат своей стрельбы. (7)В 1999 году Международный союз биатлонистов основал Клуб «Зеро» – символическое сообщество, в которое входят спортсмены, получившие золотые медали с нулевым (то есть без единого промаха) результатом в стрельбе.


Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Культура последнего века покоится на некоторых основных предпосылках, которые редко выговариваются открыто, но которые внушаются современному «культурному человеку» с самого детства как нечто само собой понятное и не допускающее никаких сомнений. (2)Вот эти предпосылки.

(3)Сердце существует только для глупых людей; умные люди не считаются с ним. (4)Совесть есть выдумка блаженных; с нею носятся только сентиментальные люди, и только фантазёры дрожат перед этим призраком добродетели. (5)Любовь есть старомодная сентиментальность, лицемерная фраза, остаток первобытного прошлого, которому нет места в современной культурной жизни…

(6)Мы, конечно, отметим и признаем в современной культуре начало общественной благотворительности. (7)Но при ближайшем рассмотрении окажется, что в основе её лежит волевая дисциплина, соображение о пользе и умелая организация, а совсем не любовь, не совесть и не чувство. (8)Общественная благотворительность на Западе обдуманна и умна. (9)Она всегда хорошо налажена и приносит немало пользы, но она почти всегда жестка и холодна, ограничена определёнными социальными группами и никак не связана с живою добротою…

(10)Именно в этом всё дело: западноевропейская культура сооружена как бы из камня и льда. (11)Здесь религия, искусство и наука (за немногими гениальными исключениями!) холодны; а политика, техника, хозяйство и деловой оборот – жестки и суровы и вменяют себе эту жёсткость в великую заслугу («высший уровень культуры!»)… (12)Любовь мешает уму и воле; а культура считается именно делом воли и ума. (13)Проявлять чувства - ребячество. (14)Это несерьёзно, просто смешно!

(15)Английский философ Гоббс формулировал однажды социологический закон: «человек человеку – волк» (homo homini – lupus). (16)Было бы несправедливо сказать, что это и есть закон современной культуры. (17)Однако «культурное приличие» требует того, чтобы люди обращали друг на друга как можно меньше внимания: не обременяли друг друга ненужным наблюдением и общением. (18)Человек человеку – прохожий. (19)Люди подобны деревянным шарикам, которые стукаются друг о друга и отскакивают в разные стороны. (20)Люди друг другу – соперники или конкуренты; и каждый опасается чужого недоброжелательного ока и осуждающего разговора. (21)Они заботятся друг о друге лишь в меру ожидаемой от другого имущественной или служебной пользы, или в меру своего тщеславия. (22)А использованного человека «списывают со счёта» и при первом удобном случае предают. (23)И зная это, для приличия время от времени декламируют гуманность; и расчётливо, с навязчивой рекламой, организуют «гуманные заведения».

(24)Поэтому эти судорожные спазмы современной культуры – революции, гражданские и международные войны – не случайны: они есть естественные выражения сердечной жесткости, алчности, зависти и ненависти. (25)Жестокость этих столкновений уже заложена в повседневной жёсткости и бессердечной жизни. (26)И неудивительно, что антракты между революциями заполняются систематической подготовкой новых революций; и что революция стремится захватить всю вселенную. (27)И антракты между войнами заняты изобретениями новых оружий; и «наука» уже торгует своими военными изобретениями, продавая их из страны в страну. (28)Оружия эти становятся всё более разрушительными, убийственными и мучительными и уже направляются на мирное население. (29)И уже работают везде школы взаимного выслеживания, замучивания и искоренения. (30)И всё это не случайно, а заложено глубоко в бессердечии современной культуры.

(31)Вот почему надо признать и громко выговорить, что двигаться по этому пути далее невозможно. (32)Источники и основы современной культуры должны быть в корне пересмотрены. (33)Человечество творит свою культуру неверным внутренним актом, из состава которого исключены: сердце, совесть и вера, а сила созерцания – заподозрена, осмеяна и сведена к подчинённому, почти подавленному состоянию. (34)Так создаваемая культура есть больная культура; и то, что мы переживаем ныне, все наши бедствия, страдания и тревоги являются естественными последствиями этой больной культуры».

(35)Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (36)Но для этого оно должно научиться благодарности и на ней строить свою духовную жизнь.

(37)Что такое благодарность? (38)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (39)Настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем — потребность ответить добром на добро. (40)Эта радость вспыхивает сама, свободно, свободно ведёт за собою любовь — свободную, искреннюю. (41)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (42)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.

(По И.Ильину)


22.Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. "Человек человеку - волк" - таков закон современной культуры.

  2. Чтобы найти путь, ведущий к обновлению культуры, надо научиться благодарности.

  3. На Западе "гуманные заведения" организуют расчётливо, используя навязчивую рекламу.

  4. Благотворительность на Западе, по мнению автора, не связана с живою добротою.

  5. Сердце, совесть и вера являются главными источниками современной культуры.


23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 5 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 3-4.

  2. В предложениях 40-42 представлено повествование.

  3. В предложениях 32-34 представлено рассуждение.

  4. Предложение 11 поясняет, раскрывает смысл предложения 10.

  5. В предложении 19 содержится описание.


24.Из предложений 1-4 выпишите антонимы (антонимическую пару).

 

.

25.Среди предложений 35-42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и однокоренного слова. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

 


26.«Философ И.Ильин исследует особенности современной культуры и её специфику. Статья написана живым образным языком. Автор использует тропы - (А) ___ («живою добротою» в предложении 9, «в бессердечной жизни» в предложении 25), (Б) ___ ("подобны деревянным шарикам" в предложении 19). Выразительность текста достигается также за счёт использования приёма (В)___ (предложение 34). Кроме того, автор широко использует синтаксическое средство выразительности - (Г) ___ (предложения 7, 24)».

Список терминов:

  1. олицетворение

  2. развёрнутая метафора

  3. оксюморон

  4. градация

  5. противопоставление

  6. лексический повтор

  7. ряды однородных членов предложения

  8. эпитеты

  9. сравнение





ОТВЕТЫ

  1. 124

  2. Каждого/каждый

  3. 4

  4. молЯщий

  5. дипломатичный

  6. водной

  7. способной

  8. 14893

  9. 45

  10. 123

  11. 15

  12. 234

  13. Невысоких/невысокий

  14. Впрочем причём

  15. 236

  16. 23

  17. 3

  18. 2356

  19. 12

  20. 1345

  21. 47

  22. 15

  23. 345

  24. Глупых умных

  25. 42

  26. 8967

  27. Особенности современной культуры































ВАРИАНТ 6

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, будто земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверное: идёшь по лесу — свет! Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым, матовым и прозрачно жёлтым светом. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. В картинах российской осени есть немного щемящей грусти, но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Всё устоялось и замерло, собраться с мыслями, полюбоваться на своё отражение в синей воде. Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины.


1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Многозначное слово "свет" употреблено в тексте в переносном значении (тот или иной источник света).

  2. Чтобы привлечь внимание читателей к красоте осени, автор использует тропы (например, олицетворение осень надевает, эпитет щемящей грусти).

  3. Односоставные определённо-личные предложения позволяют автору обращаться непосредственно к читателю (например, в такой час чувствуешь себя именинником).

  4. Основной функционально-смысловой тип речи — описание, так как в тексте имеется вывод: таково состояние природы.

  5. Автор использует глаголы в неопределённой форме, обозначающие действия, не привязанные к лицу (например, собраться, полюбоваться).


2.Самостоятельно подберите подчинительный союз цели, который должен стоять на месте пропуска в девятом предложении текста. Запишите этот подчинительный союз цели.



3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИДТИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в пятом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


ИДТИнесов.

  1. Пролегать, быть расположенным где-нибудь, каким-нибудь образом. Улица идёт через весь город.

  2. Исходить откуда-нибудь, распространяться. Пар идёт изо рта.

  3. Перемещаться, доставляться откуда-нибудь, куда-нибудь. Документы идут на подпись начальнику.

  4. перен. Следовать, двигаться в каком-нибудь направлении для достижения чего-нибудь. Идти к намеченной цели.

  5. Двигаться, переступая ногами. Ребята решили идти пешком.



4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

партЕр плодоносИть нажитА принялА ненАдолго


5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • У всех бахчевых растений имеются ДЛИННЫЕ, стелющиеся по земле стебли и большие листья.

  • В западной части города находятся уникальные ЖИЛИЩНЫЕ строения.

  • Попытка любого государства УКЛОНИТЬСЯ от выполнения обязательств, возложенных на него действующими договорами, является неприемлемой и неоправданной.

  • В сентябре месяце было начато следствие по делу сотрудника полиции, ОБВИНЁННОГО в получении взятки.

  • Одним из основных методов, применяемых в экономике, является СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ.


6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

 


7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • произносить СТОЯ

  • грядка БАКЛАЖАНОВ

  • у голубых БЛЮДЦЕВ

  • в ОБЕИХ сумках

  • состоявшиеся ВЫБОРЫ


8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  3. ошибка в построении предложения с однородными членами

  4. ошибка в построении сложного предложения

  5. неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Он надеялся опубликовать повесть и познакомить с ней читателей до начала следующего года.

  2. Надо, чтобы он зашёл бы ко мне.

  3. Несмотря на то, что я готовился, мне достался трудный билет и который я не знал.

  4. Заставляя зрителя размышлять о движении жизни русского народа, художник протягивает невидимые нити в прошлое и будущее.

  5. А.С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною».

  6. Исполняя эту пьесу, было чувство радости, переполнявшее исполнительницу.

  7. Создавая образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель», Н.В. Гоголь показывает, насколько общество чёрство к проблемам и нуждам маленького человека.

  8. В ответ на просьбу мы услышали, что она не привыкла уступать.

  9. Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?


9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. усложнённость, полоскать (бельё), упомянуть

  2. расстилать, угореть, блистать

  3. смирение, пловец, несравнимый

  4. выскочка, обличать, предполагать

  5. замереть, вымокнуть, пожинать


10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. без..языкий, бар..ерный, пред..юбилейный

  2. ра..чертить, бе..плановый, и..ходить

  3. пр..морский, пр..чудливый, пр..творяться (больным)

  4. нед..верие, поз..вчера, пр..славяне

  5. сверх..дейный, вз..мать, пост..мпрессионизм


11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. торопл..вый, раска..шься

  2. сем..нами, котёноч..к

  3. подозрева..мый, верт..шься

  4. обветр..вать, умн..ца

  5. песч..ный, багр..ный


12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. оберега..мое, кида..м

  2. состар..вшийся, загон..шь

  3. заслуж..нный, выступа..шь

  4. дыш..щий, скач..щий

  5. изобража..мый, слыш..мый


13.Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

  • Даже (НЕ)СМОТРЯ в окно, я понял, что на улице моросит дождь.

  • Сказанного слова назад (НЕ)ВОРОТИШЬ.

  • (НЕ)ИССЛЕДОВАННАЯ ранее местность привлекла внимание геологов.

  • Катя нахмурилась, слушая речь своей вечно (НЕ)ГОДУЮЩЕЙ сестры.

  • Михаил уехал из города вовсе (НЕ)НАДОЛГО – на неделю.


14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • Отец был большим любителем чтения, читал много, (БЕЗ)РАЗБОРА, ЗА(ТО) фамилии авторов вспомнить не мог.

  • Вы увидите старичков бегущими ТАК(ЖЕ), как молодые коллежские регистраторы, с тем, ЧТО(БЫ) проводить взглядом прекрасных дам.

  • ТО(ЖЕ) выражение лица наблюдали мы, глядя на этого артиста (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ выступления.

  • До (ПОЛУ)ДНЯ они бродили (ПО)ОДИНОЧКЕ, но к вечеру встретились в парке.

  • Мужчина разделся (НА)СКОРО и лёг в постель, желая (НА)МИГ отвлечься от невесёлых мыслей.


15.Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.


В романах Евгения Пермяка о совреме(1)ости органич(2)о сочетаются стремитель(3)ость развития действия, неожида(4)ость сюжетных поворотов, лаконич(5)ость авторских характристик.



16.Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Перед отъездом Тоня прокрутила в голове как самый благоприятный так и наименее удачный сценарий предстоящей встречи и была морально готова к любому повороту дела к любому финалу.

  2. В густых зарослях камыша постоянно кричали какие-то птицы и квакали лягушки.

  3. На завтрак постояльцам предлагали омлет или овсяную кашу на молоке а на ужин гости могли заказать картофельное пюре и гуляш или макароны с куриными оладьями.

  4. У нас на даче в том году был богатый урожай яблок и груш моркови и картофеля лука и чеснока.

  5. Алик в смятении вышел из дома Дианы и почувствовал себя не то обманутым не то обманщиком.


17.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Обломки и отложения (1) поднятые со дна (2) находящегося в Индии озера Ланар (3) по своему составу весьма напоминают породы (4) доставленные космическими аппаратами с Луны.


18.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оглянись (1) незнакомый (2) прохожий (3)
Мне твой взгляд неподкупный знаком...
Может (4) я это, - только моложе,
Не всегда мы себя узнаём...

(Н.Добронравов)


19.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Отцу казалось (1) что так будет легче сосредоточиться и подготовить себя к тому разговору (2) при одной мысли (3) о котором (4) тягостно холодело внутри (5) потому что он опасался реакции сына.



20.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Рядом с тобой всегда есть люди (1) и (2) когда тебе очень грустно (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

.


21.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1)Дом-музей А. Грина в Старом Крыму – побелённый домик, имеющий черепичную крышу. (2)Экспозиция состоит из двух маленьких комнат. (3)Первая комната – кабинет и спальня писателя. (4)3десь можно увидеть ломберный столик со всем необходимым – рабочее пространство прозаика, где рождено более пятидесяти литературных сюжетов. (5)Прикроватным ковриком долгие годы служила барсучья шкура, а в качестве хронометра – небольшие настольные часы. (6)Второй «зал» – спальня супруги великого литератора, превращённая со временем в выставку старых фотографий, копий и оригиналов некоторых рукописей, книг и публикаций. (7)Литературные вечера, творческие встречи, выставки местных художников – все эти мероприятия в настоящее время проводятся в доме-музее Грина.

Ответ: 

 

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)В Хошутово Нарышкина приехала на третий день к вечеру. (2)Она увидела селение в несколько десятков дворов, каменную земскую школу и редкий кустарник – шелюгу. (3)Хошутово было почти совсем занесено песком. (4)Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей. (5)Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов.

(6)Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, – потому что расчищенные места снова заваливались песком, – молчаливую бедность и смиренное отчаяние.

(7)Оборудовав кое-как школу, выписав самое необходимое из округа, Мария Никифоровна через два месяца начала ученье. (8)Ребята ходили неисправно. (9)Придут то пять человек, то все двадцать.

(10)Наступила ранняя зима, такая же злобная в этой пустыне, как лето. (11)Хлеб в селе подходил к концу, и дети на глазах Марии Никифоровны худели и теряли интерес к сказкам.

(12)Крепкая, весёлая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать. (13)Долгие вечера, целые эпохи пустых дней сидела Мария Никифоровна и думала, что ей делать в этом селе, обречённом на вымирание. (14)Было ясно: нельзя учить голодных и больных детей.

(15)Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении. (16)Крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им поможет одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела. (17)И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение искусству превращать пустыню в живую землю. (18)Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про своё намерение. (19)Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное. (20)Мария Никифоровна написала большое заявление в окружной отдел народного образования, собрала подписи крестьян и поехала в округ. (21)В округе к ней отнеслись сочувственно, но преподавателя по песчаной науке не дали, а дали книги и посоветовали самой преподавать песчаное дело.

(22)С большим трудом, к концу первого лета, удалось Марии Никифоровне убедить крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы – месяц весной и месяц осенью. (23)И уже через год Хошутова было не узнать. (24)Шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов.

(25)Около школы Мария Никифоровна задумала устроить сосновый питомник. (26)Она вычитала, что посевы, заключённые меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережёт снежную влагу. (27)Даже шелюговые посадки увеличили урожай трав, а сосна – дерево попрочней.

(28)На третий год жизни Марии Никифоровны в Хошутове случилась беда. (29)Безветренная степь дымилась на горизонте: то скакали тысячи коней кочевников и топтались их стада. (30)Через трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны – всё обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников. (31)Мария Никифоровна заметалась от этой первой, настоящей в её жизни печали и с молодой злобой пошла к вождю кочевников.

(32)Вождь выслушал её молча и вежливо, потом сказал:

– Травы мало, людей и скота много: нечего делать, барышня. (33)Если в Хошутове будет больше людей, чем кочевников, они нас прогонят в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас. (34)Мы не злы, и вы не злы, но мало травы. (35)Кто-нибудь умирает и ругается.

(36)В ту же ночь Мария Никифоровна уехала в округ. (37)В округе её выслушал завокроно и сказал:

– Знаете что, Мария Никифоровна, пожалуй, теперь в Хошутове обойдутся и без вас. (38)Население уже обучилось бороться с песками и, когда уйдут кочевники, начнёт шелюгу сажать снова. (39)А вы не согласились бы перевестись в Сафуту? (40) Если бы вы, Мария Никифоровна, обучили бы осевших там кочевников культуре песков, тогда Сафута привлекла бы к себе и остальных кочевников. (41)Посадки же русских поселенцев истреблялись бы всё реже и реже...

(42)Мария Никифоровна задумалась: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это деревцо лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..» (43)Потом она вспомнила вождя кочевников, сложную и глубокую жизнь племён пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков, и сказала:

– Я согласна... Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... (45)Приеду не по песку, а по лесной дороге. (46)Будьте здоровы – дожидайтесь!

Завокроно подошёл к ней.

– (48)Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. (49)Люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево...

(По А.П.Платонову)


22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Через полтора года вокруг зазеленели шелюговые посадки, которые увеличили урожай трав.

  2. Крестьяне с радостью приняли решение о проведении добровольных общественных работ.

  3. Мария Никифоровна отказалась жить в песчаной пустыне среди диких кочевников.

  4. Мария Никифоровна поняла, что нельзя учить голодных и больных детей.

  5. Селение, в которое приехала Мария Никифоровна почти полностью было занесено песком.


23.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 7-8 представлено повествование.

  2. В предложениях 33-35 представлено рассуждение.

  3. Предложение 26 противопоставлено по содержанию предложению 27.

  4. В предложениях 2-4 содержатся элементы описания.

  5. Предложение 20 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 19.


24.Из предложений 22-27 выпишите антонимы (антонимическую пару).



25.Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).




26.«В начале текста А.П.Платонов подчеркнул тяжесть жизни людей в песках с помощью тропов (А)____("молчаливая бедность" в предложении 6) и (Б)_____(«как лето» в предложении 10). Затем, продолжая раскрывать обозначенную тему, автор использует фигуру речи (В)____(«обглодали, вытоптали и истребили» в предложении 30) и средство выразительности лексики (Г)_________(в предложении 32)».

Список терминов:

  1. разговорная лексика

  2. противопоставление

  3. эпитет

  4. гипербола

  5. антонимы

  6. лексический повтор

  7. метафора 8.градация 9.сравнение

ОТВЕТЫ Вариант 6

    1. 235

    2. Чтобы/для того чтобы

    3. 2

    4. Ненадолго

    5. Жилые

    6. Потерпели

    7. Блюдец

    8. 69325

    9. 25

    10. 235

    11. 24

    12. 123

    13. Негодующей

    14. Полудня поодиночке

    15. 14

    16. 35

    17. 134

    18. 134

    19. 125

    20. 1234

    21. 136

    22. 45

    23. 35

    24. Весной осенью

    25. 5

    26. 3985

































ОТВЕТЫ Вариант 5

  1. 124

  2. Каждого/каждый

  3. 4

  4. молЯщий

  5. дипломатичный

  6. водной

  7. способной

  8. 14893

  9. 45

  10. 123

  11. 15

  12. 234

  13. Невысоких/невысокий

  14. Впрочем причём

  15. 236

  16. 23

  17. 3

  18. 2356

  19. 12

  20. 1345

  21. 47

  22. 15

  23. 345

  24. Глупых умных

  25. 42

  26. 8967

  27. Особенности современной культуры












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!