Контрольные диктанты. 8 класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах»
Гроза
Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.
Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.
Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.
Грамматические задания:
Синтаксический разбор выделенных предложений.
Морфемный разбор слов: 1 вариант (прижимая, вдалеке, уходившую)
2 вариант (блестевшую, показалась, беспокойно),
Омытая3
Умытая3
Диктант с грамматическим заданием по теме
«Главные члены предложения»
Места, где я провёл, отдыхая, несколько дней, поражали своей нетронутостью. Непроходимые леса, тянущиеся на много километров, глушь и тишина неописуемая. Близлежащий лес – сумрачный гулкий бор.
По вечерам, устремляясь в глубь чащи, я ощущал не то что старину, древность, а прямо вечность. Гигантские кроны деревьев позволяют рассмотреть только клочья зари. Лишь кое-где краснеет из-за вершин медленно догорающий закат. Тепло, исходящее от прогревшейся за день хвои, смешивается с острой свежестью заболоченных низин и реки. Что-то необъяснимое видится и слышится в этом безмолвии.
В течение вечера изредка раздаётся клич какой-то птицы, звучащий блаженно и мучительно. Так проходили вечера, а дни я посвящал усадьбе, которая была поистине прекрасна.
По пути в усадьбу я шёл по песчаной дороге, затем я переходил мост и приближался к дому.
Грамматическое задание:
1. Выделите сказуемые и определите их типы: в первом абзаце - I вариант; в третьем абзаце — II вариант.
2. Графически объясните постановку тире между главными членами предложения.
3. Синтаксический разбор указанного предложения.
2. Морфемный разбор слов: гигантские, тянущиеся, смешивается, изредка.
Диктант с грамматическим заданием по теме
«Однородные члены предложения»
На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы.
В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Батюшков, Карамзин. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других - украшают многие залы музея. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта.
Первый зал музея посвящён тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (Н. Михайлова)
Грамматическое задание:
Сделайте пунктуационный разбор указанного предложения.
Сделайте синтаксический разбор простого предложения с однородными членами (по выбору учащихся).
Диктант с грамматическим заданием по теме
«Обращения, вводные слова и междометия»
Количество звёзд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. Оказывается, на самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят учёные, бывает не более трёх тысяч звёзд, потому что мы видим половину небесного свода. Звёзды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.
Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. Разделив всё небо на созвездия, астрономы составили звёздные карты. Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию. И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Таким образом, объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звёзды в течение этого времени не успели ещё изменить своего видимого положения на небосводе. По-видимому, движутся они с огромными скоростями в разных направлениях.
Грамматическое задание:
1. Указанное предложение разобрать синтаксически.
2. Составить 2 предложения с обращениями.
3. Выписать 3 словосочетания с разными видами связи.
Диктант с грамматическим заданием по теме
«Обособленные члены предложения»
НА ТЕПЛОЙ ЗЕМЛЕ
Бывалого охотника, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.
Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в этом ослепительном, преображенном мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб-канюк.
Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотистыми летними облаками, застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой земли, чтобы продолжить свой путь среди цветущего любимого мира... (132 слова)
(И. Соколов-Микитов)
Грамматическое задание:
1. Графически выделить обособленные члены предложения.
2. Произвести синтаксический разбор указанных предложений.
3. Разобрать слова по составу: светловолосый, колышутся, полюбовавшись.
Диктант с грамматическим заданием по теме
«Прямая и косвенная речь»
Капризный грачонок сидел со своей мамой на верхушке березы. Оттуда он увидел в рядочке густой зелени красный блестящий шарик. Грачонок слетел на землю, затряс крыльями, разинул пасть и крикнул: "Ка! Мама, дай!"
Грачиха-мама оторвала красный шарик от стебелька и сунула сыну в горло.
"Гум!" - крикнул капризный грачонок, проглатывая шарик. И тотчас снова разинул пасть.
Он просил еще: "Ка! Мама, дай мне ягоду еще больше, еще больше!"
Грачиха-мама наклонилась над кустиком и собралась вытащить из-под него огромную ягоду. Вдруг она услышала топот и крик. По дорожке бежал сторож, размахивая руками.
"Улетай!" - крикнула мать грачонку.
"Что это за птица с крыльями без перьев? - спросил грачонок, усевшись рядом с мамой на тополе. - Что это за птица на нас так раскаркалась?"
"Человек, - ответила мать. - Улетим подальше".
И они полетели над садами, над огородами и домами. И долетели до опушки леса.
Капризный грачонок сел на пенек, затряс крыльями, разинул пасть и крикнул: "Ка! Мама, дай! Дай мне большую красную ягоду!"
(Н. Павлова)
Грамматические задания
1) Озаглавьте текст.
2) Графически обозначьте однородные члены предложения.
3) Замените любые 2 предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
4) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
10