СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные диктанты. Русский язык. 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тексты диктантов с грамматическим заданиями для проверки знаний в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Контрольные диктанты. Русский язык. 8 класс»

Контрольные диктанты. 8 класс


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах»


Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро­зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе­жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле­стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо­дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

Грамматические задания:

  1. Синтаксический разбор выделенных предложений.

  2. Морфемный разбор слов: 1 вариант (прижимая, вдалеке, уходившую)

2 вариант (блестевшую, показалась, беспокойно),

  1. Омытая3

Умытая3

















Диктант с грамматическим заданием по теме

«Главные члены предложения»


Места, где я провёл, отдыхая, несколько дней, поражали своей нетронутостью. Непроходимые леса, тянущиеся на много километров, глушь и тишина неописуемая. Близлежащий лес – сумрачный гулкий бор.

По вечерам, устремляясь в глубь чащи, я ощущал не то что старину, древность, а прямо вечность. Гигантские кроны деревьев позволяют рассмотреть только клочья зари. Лишь кое-где краснеет из-за вершин медленно догорающий закат. Тепло, исходящее от прогревшейся за день хвои, смешивается с острой свежестью заболоченных низин и реки. Что-то необъяснимое видится и слышится в этом безмолвии.

В течение вечера изредка раздаётся клич какой-то птицы, звучащий блаженно и мучительно. Так проходили вечера, а дни я посвящал усадьбе, которая была поистине прекрасна.

По пути в усадьбу я шёл по песчаной дороге, затем я переходил мост и приближался к дому.


Грамматическое задание:

1. Выделите сказуемые и определите их типы: в первом абзаце - I вариант; в третьем абзаце — II вариант.

2. Графически объясните постановку тире между главными членами предложения.

3. Синтаксический разбор указанного предложения.

2. Морфемный разбор слов: гигантские, тянущиеся, смешивается, изредка.






















Диктант с грамматическим заданием по теме

«Однородные члены предложения»


На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы.

В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Батюшков, Карамзин. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других - украшают многие залы музея. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта.

Первый зал музея посвящён тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (Н. Михайлова)


Грамматическое задание:

  1. Сделайте пунктуационный разбор указанного предложения.

  2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения с однородными членами (по выбору учащихся).





















Диктант с грамматическим заданием по теме

«Обращения, вводные слова и междометия»


Количество звёзд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. Оказывается, на самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят учёные, бывает не более трёх тысяч звёзд, потому что мы видим половину небесного свода. Звёзды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.

Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. Разделив всё небо на созвездия, астрономы составили звёздные карты. Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию. И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Таким образом, объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звёзды в течение этого времени не успели ещё изменить своего видимого положения на небосводе. По-видимому, движутся они с огромными скоростями в разных направлениях.


Грамматическое задание:

1. Указанное предложение разобрать синтаксически.

2. Составить 2 предложения с обращениями.

3. Выписать 3 словосочетания с разными видами связи.






















Диктант с грамматическим заданием по теме

«Обособленные члены предложения»


НА ТЕПЛОЙ ЗЕМЛЕ

Бывалого охотника, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в этом ослепительном, преображенном мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб-канюк.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотистыми летними облаками, застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой земли, чтобы продолжить свой путь среди цветущего любимого мира... (132 слова)

(И. Соколов-Микитов)


Грамматическое задание:

1. Графически выделить обособленные члены предложения.

2. Произвести синтаксический разбор указанных предложений.

3. Разобрать слова по составу: светловолосый, колышутся, полюбовавшись.




















Диктант с грамматическим заданием по теме

«Прямая и косвенная речь»


Капризный грачонок сидел со своей мамой на верхушке березы. Оттуда он увидел в рядочке густой зелени красный блестящий шарик. Грачонок слетел на землю, затряс крыльями, разинул пасть и крикнул: "Ка! Мама, дай!"

  Грачиха-мама оторвала красный шарик от стебелька и сунула сыну в горло.

  "Гум!" - крикнул капризный грачонок, проглатывая шарик. И тотчас снова разинул пасть.

  Он просил еще: "Ка! Мама, дай мне ягоду еще больше, еще больше!"

  Грачиха-мама наклонилась над кустиком и собралась вытащить из-под него огромную ягоду. Вдруг она услышала топот и крик. По дорожке бежал сторож, размахивая руками.

  "Улетай!" - крикнула мать грачонку.

  "Что это за птица с крыльями без перьев? - спросил грачонок, усевшись рядом с мамой на тополе. - Что это за птица на нас так раскаркалась?"

  "Человек, - ответила мать. - Улетим подальше".

  И они полетели над садами, над огородами и домами. И долетели до опушки леса.

  Капризный грачонок сел на пенек, затряс крыльями, разинул пасть и крикнул: "Ка! Мама, дай! Дай мне большую красную ягоду!"

(Н. Павлова) 


    Грамматические задания

1) Озаглавьте текст.

  2) Графически обозначьте однородные члены предложения.

  3) Замените любые 2 предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

  4) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

 















































10