Контрольный диктант №1
по теме « Повторение»
4 класс ( сентябрь)
Клюква.
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках, и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинами.
По М. Пришвину.
Слова для справок: растёт, бывает, превратилась
Грамматическое задание:
Выписать по одному слову с орфограммами в корне:
парным согласным
безударным гласным
непроизносимым согласным
Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы
Выполнить звуко-буквенный разбор слова:
1 вар. – ягода
2 вар. – ёлочка
Выписать предложение:
1 вар. – 3 предложение
2 вар. – 6 предложение
Подчеркнуть грамматическую основу, выписать словосочетания, дать характеристику предложения.
4.* Выписать из текста слова с противоположным значением.
Контрольный диктант № 2 по русскому языку в 4 классе.
Трусиха.
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
Слова для справок: врассыпную, нёсся, заслонила, наперерез, навзрыд, убежищ.Грамматические задания.
Выписать из текста предложения, соответствующие схемам.
Вариант 1. Вариант 2.
[___ ====== ], а [___ ======]. [___ =====], [____ ======].
2.Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слово.
Вариант 1. Огромный пёс нёсся прямо на девочку.
Вариант 2. Ребята выходили из своих убежищ.
3. Сделайте звуко - буквенный разбор слов:
1 вариант – вдруг
2 вариант - очень
4.Спишите, заменяя прилагательные синонимами с непроизносимыми согласными:
- печальный рассказ
- знаменитый писатель
- весёлый народ
Контрольный диктант № 3 по теме «Текст».
Осень.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнем клены. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Еще зеленый стоит дуб, но вершины берез уже оголились.
Слова для справок: медленно, краснеет.
Грамматическое задание
Выписать предложение: вариант 1 – с однородными членами, вариант 2 – сложное.
Выполните звуко – буквенный разбор слова : 1 вариант – поздний, 2 вариант – гриб.
Разобрать слова по составу: вариант 1 – ранняя, подберёзовики, грустно, вариант 2 – холодная, подосиновики, медленно.
Контрольный диктант по русскому языку № 4
по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
Как мужик убрал камень.
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся за сто рублей камень убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)
По Л. Толстому
Слова для справок: его, тысяч, предложил.
Грамматическое задание.
Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 – его, вариант 2 – шесть.
Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 – (за) выдумку, вариант 2 –инженеров.
*Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.
Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.
Мать, не, лучше, друг, сыщешь.
Радость, шаг, один, печаль.
Контрольный диктант за первое полугодие
Лес
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, теплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами. (94 слова.)
Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.
Грамматическое задание
1.Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.
Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 - вредители, вариант 2 – гусениц.
4*. Записать противоположные по значению фразеологизмы парами.
Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.
Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное»
Зимний день
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет ослепляет глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят, словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц - беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)
Грамматическое задание
Выписать три словосочетания « прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.
Морфологический разбор зимний, рыжая.
Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные
В….., ……, уборе стоит осенний лес.
На ….. небе загорелись….. звёзды.
Контрольный диктант по теме « Местоимение»
Лесной голосок
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!(119 слов)
Грамматическое задание
Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
Распределить слова по группам и записать в два столбика.
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу …. пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья ….. встал под деревом. На …. дождём посыпались осенние листья.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Подземная охота.
Трюфели- удивительные грибы. Они растут под землёй. Как же найти их?
Бывалый охотник за трюфелями берёт с собой поросёнка или собаку. Но настоящая охотничья собака не подойдёт. В чаще часто мелькает дичь. Дичь заставляет такую собаку сразу позабыть о грибах. Годятся для грибной охоты пудели, болонки или дворняжки. Разыскивать трюфели могут даже коровы. Они разрывают лесную подстилку и откусывают часть вкусного гриба. В России эти грибы часто называют коровьим хлебом. В прошлом веке под Москвой для сбора трюфелей использовали даже ручных медведей! А в древнем Риме эти грибы называли пищей богов. Таинственный, редчайший гриб! И где? У нас в Подмосковье!
Грамматические задания:
Выписать из диктанта предложение с однородным подлежащим. Разобрать это предложение по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.
Разобрать слова по составу: грибной, подстилку, разрывают.
Тема урока: «Итоговый контрольный диктант»
Цель: проверить усвоение учебного материала по русскому языку за курс начальной школы, выявить пробелы в усвоении программного материала.
Планируемые предметные результаты: научить писать под диктовку, выполнять грамматическое задание,, правильно писать слова с изученными орфограммами.
Метапредметный УУД:
-оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма;
- выделять основу предложения;
-выписывать словосочетания;
-узнавать части речи;
- выполнять звуко-буквенный анализ слова;
- анализировать;
- оформлять свои мысли в письменной речи, понимать прочитанное.
Личностные: планировать дальнейший образовательный маршрут.
Структура урока.
1.Сообщение темы и целей урока
2.Написание контрольного диктанта.
Последние денёчки
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно облако и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребята бегут по последнему снегу.
Поглядело солнце на эти проказы и стало землю греть. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной тропинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов)
Грамматическое задание
В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.
Выполнить звуко – буквенный разбор слова мороз.
3.Итог урока. Рефлексия.
Контрольные диктанты
по русскому языку
для 4 класса