диктант8 класс
Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорили ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.
Звезды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.
Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все звезды на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.
( По М. Гумилевской.)
7 класс
Я вышел из дома ночью , потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шел по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые борки с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.
Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твердую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. Плывущие по ней бревна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый стук, будто кто-то стучал топором по дереву.
На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.
Я прибавил шаг , миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке , окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он что-то негромко напевал.
(По Ю. Казакову.)
6 класс
Волга
Никогда раньше я не только не видел такой Волгу, но и не представлял, что она может быть такой.
Когда мы отходили от Ульяновска, на реку и смотреть не хотелось . Все было серым: небо, река и берег. Причем берег и реку часто крыли низк5ие облака. Они с непонятной тревогой неслись навстречу нам. Вообще было неинтересно и неуютно.
Пока я спал, небо очистилось, дымка растаяла и река вспыхнула, и все кругом заиграло , ожило. Небо раздалось, стало выше и налилось чистой лазурью в своей купольной части и накалилось по горизонту. А река , подожженная закатным солнцем, горела. С берегов на нее с кряканьем сыпались кормившиеся на ближнем жнитве утки. От недальних селений тянуло дымком и парным молоком. В пышных красках заката, в глубоком лазурном небе было что-то неестественное, будто река решила не в зиму идти, а навстречу новой весне.
(По П.Сажину.)
5 класс
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг .Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд . Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искры инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как красива березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на чудесную снегурочку. На поверхности земли стелются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, радостно поиграть в снежки.
( По Г. Богдановой.)
Русский язык. 9 класс
Запишите слова под диктовку.
Соприкасаться, объединение, пригорелый, разжигать, неисчислимый, блеснуть, разложение, предполагать, отрасль, прорастать.
2. Поставить ударение в словах:
блокировать, жалюзи, запломбировать, избаловать, обеспечение, сливовый, каталог, красивее, договор, позвонишь.
3. Запишите предложение под диктовку, выпишите из него словосочетания, укажите их способы связи.
В течение многих дней продолжалось сильное извержение вулкана.
4. Определите тип односоставных предложений.
Честь солдата береги свято.
Лес. Палатка. Плеск речной волны.
Приятно пахнет черемухой.
Дорожки в поселке посыпали галькой.
5. Запишите предложения под диктовку, правильно расставив знаки препинания.
9 – 10 класс
Пунктуация. Орфография. Речь . Культура речи.
1. Запишите слова под диктовку.
Соприкасаться, пригорелый, объединение, разжигать, неисчислимый, блеснуть, разложение, искусство, сельдь, предполагать.
2.. Расставьте ударение в следующих словах:
блокировать, жалюзи, запломбировать, избаловать, обеспечение, сливовый, каталог, красивее, договор, позвонишь.
3. Запишите предложение под диктовку, выпишите из него словосочетания, укажите их способ связи.
В течение многих дней продолжалось сильное извержение вулкана. – 1вариант.
Проселочная дорога шла вдоль берега. – 2 вариант.
4. Объясните графически постановку знаков препинания в предложениях:
Хлеб символ несгибаемого мужества.
Кто из нас не любовался облаками, плывущими по небу.
5. Определите тип односоставных предложений ( предложения можно диктовать или написать на доске – на усмотрение учителя).
Честь солдата береги свято. (?)
Лес. (?) Палатка.(?) Плеск речной волны. (?)
Приятно пахнет черемухой. (?)
Дорожки в поселке посыпали галькой. (?)
6. Запишите предложения под диктовку, правильно расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложений.
Раздался выстрел - зверь продолжал бежать. - 1 вариант.
Я боялся двинуться: собака лежала у ног. – 2 вариант
7. Отредактируйте предложения:
По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь». – 1 вариант.
Он хотел узнать у кучера, что куда они заехали.