СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные диктанты

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные, итоговые диктанты 5-10 классы 

Просмотр содержимого документа
«5 класс»



5 класс


Под весенним дождем.


С утра моросит дождь. Дорога от школы до

деревни идет около опушки леса. Со всех сторон

вода капает, течет, льется.

Зашел я под деревья. Тряхнула березка вет-

ками, и струйка мне за воротник попала.

Вот стоит старая ель. Нижние лапы у нее

шатром висят. Под этм шатром сухо, струится там

теплый воздух. Залез я под плотные лапы, сумку

сложил, сижу и наблюдаю.

Тайная работа идет в лесу. Моется он, чис-

тится , готовится надеть весенний наряд. Распрям-

ляются стебельки первой травы, сбрасывают с се-

бя цепкие старые листья.

Не стану я вам больше рассказывать о том,

что я увидел в лесу тем ненастным днем. Интерес-

нее вам самим поглядеть.

Просмотр содержимого документа
«7 класс»





7 класс


Солнечный цветок


Его родина – далекая Мексика. Ярко-желтые

соцветия подсолнечника казались древним мек-

сиканцам чудесными маленькими солнцами, спустив

шимися на землю. Таинственную связь растения с

дневним светилом усматривали и в том, что соцветия

целый день поворачиваются в сторону солнца, желая

поймать его горячие лучи. Поэтому подсолнечник

считали священным.

Испанские моряки, приплывшие вместе с Колум

бом в Америку , завезли растение к себе на родину, и

восторгам не было конца. Каждый, имеющий хоть

клочок земли, старался вырастить необычайный цве-

ток. Другие разводили подсолнечник в горшках, как

комнатное растение. В небе видели прелестное живое

украшение, не подозревая, что от него может быть

какая-то польза.


Просмотр содержимого документа
«8 кл работы»



диктант8 класс


Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорили ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

Звезды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все звезды на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.


( По М. Гумилевской.)















7 класс



Я вышел из дома ночью , потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шел по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые борки с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.

Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твердую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. Плывущие по ней бревна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый стук, будто кто-то стучал топором по дереву.

На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.

Я прибавил шаг , миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке , окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он что-то негромко напевал.


(По Ю. Казакову.)














6 класс


Волга


Никогда раньше я не только не видел такой Волгу, но и не представлял, что она может быть такой.

Когда мы отходили от Ульяновска, на реку и смотреть не хотелось . Все было серым: небо, река и берег. Причем берег и реку часто крыли низк5ие облака. Они с непонятной тревогой неслись навстречу нам. Вообще было неинтересно и неуютно.

Пока я спал, небо очистилось, дымка растаяла и река вспыхнула, и все кругом заиграло , ожило. Небо раздалось, стало выше и налилось чистой лазурью в своей купольной части и накалилось по горизонту. А река , подожженная закатным солнцем, горела. С берегов на нее с кряканьем сыпались кормившиеся на ближнем жнитве утки. От недальних селений тянуло дымком и парным молоком. В пышных красках заката, в глубоком лазурном небе было что-то неестественное, будто река решила не в зиму идти, а навстречу новой весне.


(По П.Сажину.)



















5 класс


Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг .Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд . Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искры инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как красива березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на чудесную снегурочку. На поверхности земли стелются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, радостно поиграть в снежки.

( По Г. Богдановой.)
























Русский язык. 9 класс


  1. Запишите слова под диктовку.


Соприкасаться, объединение, пригорелый, разжигать, неисчислимый, блеснуть, разложение, предполагать, отрасль, прорастать.

2. Поставить ударение в словах:

блокировать, жалюзи, запломбировать, избаловать, обеспечение, сливовый, каталог, красивее, договор, позвонишь.


3. Запишите предложение под диктовку, выпишите из него словосочетания, укажите их способы связи.

В течение многих дней продолжалось сильное извержение вулкана.


4. Определите тип односоставных предложений.

Честь солдата береги свято.

Лес. Палатка. Плеск речной волны.

Приятно пахнет черемухой.

Дорожки в поселке посыпали галькой.


5. Запишите предложения под диктовку, правильно расставив знаки препинания.





























9 – 10 класс


Пунктуация. Орфография. Речь . Культура речи.

1. Запишите слова под диктовку.

Соприкасаться, пригорелый, объединение, разжигать, неисчислимый, блеснуть, разложение, искусство, сельдь, предполагать.

2.. Расставьте ударение в следующих словах:

блокировать, жалюзи, запломбировать, избаловать, обеспечение, сливовый, каталог, красивее, договор, позвонишь.

3. Запишите предложение под диктовку, выпишите из него словосочетания, укажите их способ связи.


В течение многих дней продолжалось сильное извержение вулкана. – 1вариант.

Проселочная дорога шла вдоль берега. – 2 вариант.


4. Объясните графически постановку знаков препинания в предложениях:

Хлеб символ несгибаемого мужества.

Кто из нас не любовался облаками, плывущими по небу.


5. Определите тип односоставных предложений ( предложения можно диктовать или написать на доске – на усмотрение учителя).

Честь солдата береги свято. (?)

Лес. (?) Палатка.(?) Плеск речной волны. (?)

Приятно пахнет черемухой. (?)

Дорожки в поселке посыпали галькой. (?)

6. Запишите предложения под диктовку, правильно расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложений.


Раздался выстрел - зверь продолжал бежать. - 1 вариант.

Я боялся двинуться: собака лежала у ног. – 2 вариант

7. Отредактируйте предложения:

По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь». – 1 вариант.

Он хотел узнать у кучера, что куда они заехали.


Просмотр содержимого документа
«8 класс»



8 класс


Диво дивное.

Удивительное это дело – книга! Вот подлинно

уж диво дивное. За всю сознательную историю че-

ловечества не придумано ничего поразительного,

чем книга.

Подумайте сами, друзья. Ведь книга – это са

мое быстролетное из творений, созданных чело-

веческим умом. Ничто на свете не сможет угнать-

ся за человеческой мыслью.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, за-

полненный человеческими мыслями, знаниями,

чувствами. И каждый может насытиться радостью,

которую дает книга.

Это чудесная машина времени. То она перене-

сет тебя куда-то в прошлое, то вдруг ты с ней

перелетаешь в даль будущего. Умная, хорошая

книга – это верный, добрый, мудрый друг и совет

чик твой сегодня. Сколько ни читаешь книг , все

равно останется многое, что нужно понять в жиз

ни лучше и точнее.

Хорошая книга – это дверь, раскрывающаяся

перед тобой, впуская тебя в новый уголок жизни.

Просмотр содержимого документа
«АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ»

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Класс:

Всего учащихся:

Выполняло:

на «5» -

«4» -

«3» -

«2» -

Качество - %


Типичные орфографические ошибки:


проверяемые безударные гласные в корне слова_______________________

непроверяемые безударные гласные в корне слова_____________________

чередование гласных в корне слова__________________________________

гласные после шипящих ж, ш, ч, щ _________________________________

гласные после ц__________________________________________________

согласные в корне слова___________________________________________

употребление ь и ъ_______________________________________________

правописание приставок, предлогов_________________________________

употребление прописной буквы_____________________________________

Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий______________

суффиксы глаголов, причастий_____________________________________

правописание окончаний имен существительных______________________

правописание окончаний имен прилагательных, причастий_____________

правописание личных окончаний глаголов ___________________________

правописание НИ , НЕ с разными частями речи ______________________

правописание сложных слов________________________________________

дефисное написание слов __________________________________________

правила переноса слов ____________________________________________


Типичные пунктуационные ошибки:


знаки препинания в конце предложения ______________________________

тире между подлежащим и сказуемым _______________________________

знаки препинания при обращении, междометиях ______________________

знаки препинания при однородных членах предложения ________________

знаки препинания в предложениях с обособленными членам_____________

знаки препинания при вводных словах, предложениях __________________

знаки препинания в сложном предложении ___________________________

знаки препинания при прямой речи, цитатах __________________________


Учитель_______________________________________________

Просмотр содержимого документа
«К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Й Д И К Т А Н Т»

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Й Д И К Т А Н Т

10 класс

Р О Д И Н А



Понятие родины не может слагаться из умозрительных или философских понятий, статей и научных трактатов. Родина складывается из конкретных и прямых вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот. Родина – это не очертание на карте, лежащее в железных обручах меридианов, как выразился один поэт. Но, может быть, скорее, это береза под окном, по выражению того же поэта. Контуры на карте и даже саму географическую карту любить нельзя, но можно любить родник и тропинку, тихое озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставников.

Да, из любви к конкретным вещам складывается любовь к родине. Если же эта любовь озарена и оплодотворена любовью к преданиям, к легендам, к истории, то это и будет культура.

Коровник, паровоз, подъемный кран, дорожный каток, безусловно, полезны, но любить их нельзя. А Василия Блаженного, Московский Кремль, стихи Пушкина, романы Толстого любить можно. Будем же собирать по крохам, по камешку все, что можно любить и что в целом будет составлять нашу любовь к России.

( В.А.Солоухин.)


( 165 слов)

















Контрольный диктант

5 класс



Сколько очаровательных слов существует в русском языке для обозначения природных явлений!

Зарница – долгий отблеск далеких молний. Чаще всего зарницы разгораются в июне. Существует народное поверье, что зарницы « зарят хлеб» - и от этого он растет быстрее.

В одном поэтическом ряду с зарницей стоит слово «заря». Его не говорят громко. Оно возникает из тишины ночи, когда над деревенским садом утверждается чистая и слабая синева, расстилается по всему небосводу.

Вот на бревенчатых стенах появляются квадраты желтого цвета, и бревна загораются, как янтарь.

( По К. Паустовскому.)

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы»



8 класс


Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорили ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

Звезды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все звезды на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.


( По М. Гумилевской.)















7 класс



Я вышел из дома ночью , потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шел по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые борки с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.

Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твердую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. Плывущие по ней бревна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый стук, будто кто-то стучал топором по дереву.

На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.

Я прибавил шаг , миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке , окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он что-то негромко напевал.


(По Ю. Казакову.)














6 класс


Волга


Никогда раньше я не только не видел такой Волгу, но и не представлял, что она может быть такой.

Когда мы отходили от Ульяновска, на реку и смотреть не хотелось . Все было серым: небо, река и берег. Причем берег и реку часто крыли низк5ие облака. Они с непонятной тревогой неслись навстречу нам. Вообще было неинтересно и неуютно.

Пока я спал, небо очистилось, дымка растаяла и река вспыхнула, и все кругом заиграло , ожило. Небо раздалось, стало выше и налилось чистой лазурью в своей купольной части и накалилось по горизонту. А река , подожженная закатным солнцем, горела. С берегов на нее с кряканьем сыпались кормившиеся на ближнем жнитве утки. От недальних селений тянуло дымком и парным молоком. В пышных красках заката, в глубоком лазурном небе было что-то неестественное, будто река решила не в зиму идти, а навстречу новой весне.


(По П.Сажину.)



















5 класс


Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг .Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд . Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искры инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как красива березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на чудесную снегурочку. На поверхности земли стелются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, радостно поиграть в снежки.

( По Г. Богдановой.)
























Русский язык. 9 класс


  1. Запишите слова под диктовку.


Соприкасаться, объединение, пригорелый, разжигать, неисчислимый, блеснуть, разложение, предполагать, отрасль, прорастать.

2. Поставить ударение в словах:

блокировать, жалюзи, запломбировать, избаловать, обеспечение, сливовый, каталог, красивее, договор, позвонишь.


3. Запишите предложение под диктовку, выпишите из него словосочетания, укажите их способы связи.

В течение многих дней продолжалось сильное извержение вулкана.


4. Определите тип односоставных предложений.

Честь солдата береги свято.

Лес. Палатка. Плеск речной волны.

Приятно пахнет черемухой.

Дорожки в поселке посыпали галькой.


5. Запишите предложения под диктовку, правильно расставив знаки препинания.












9 – 10 класс


Пунктуация. Орфография. Речь . Культура речи.

1. Запишите слова под диктовку.

Соприкасаться, пригорелый, объединение, разжигать, неисчислимый, блеснуть, разложение, искусство, сельдь, предполагать.

2.. Расставьте ударение в следующих словах:

блокировать, жалюзи, запломбировать, избаловать, обеспечение, сливовый, каталог, красивее, договор, позвонишь.

3. Запишите предложение под диктовку, выпишите из него словосочетания, укажите их способ связи.


В течение многих дней продолжалось сильное извержение вулкана. – 1вариант.

Проселочная дорога шла вдоль берега. – 2 вариант.


4. Объясните графически постановку знаков препинания в предложениях:

Хлеб символ несгибаемого мужества.

Кто из нас не любовался облаками, плывущими по небу.


5. Определите тип односоставных предложений ( предложения можно диктовать или написать на доске – на усмотрение учителя).

Честь солдата береги свято. (?)

Лес. (?) Палатка.(?) Плеск речной волны. (?)

Приятно пахнет черемухой. (?)

Дорожки в поселку посыпали галькой. (?)

6. Запишите предложения под диктовку, правильно расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложений.


Раздался выстрел - зверь продолжал бежать. - 1 вариант.

Я боялся двинуться: собака лежала у ног. – 2 вариант

7. Отредактируйте предложения:

По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь». – 1 вариант.

Он хотел узнать у кучера, что куда они заехали.


Просмотр содержимого документа
«Контрольный диктант»


Контрольный диктант. 5 класс.

В тундре.



Осенью тундра красная. Среди красных кочек блестят на солнце голубые озера. Да это совсем не кочки, а березки растут. Настоящие березки, только листья у них с копейку, ветки толщиной с карандаш, а сами они чуть выше колена, и кора у них черная.

Карликовой березке много десятков лет, и все равно она маленькая, с кривыми ветками, потому что в тундре ей трудно расти. Корни глубоко в землю не пустишь. Ветки к солнцу не вытянешь. И все равно весной карликовая березка покрывается зелеными листочками.

Быстро пройдут два летних месяца, подуют холодные снежные ветры с Ледовитого океана, листки на карликовой березке покраснеют. Красива тогда красная березка среди белой тундры.

Зимой метель занесет березку, и наступит полярная ночь.


( По Г.Снегиреву).









2007-2008

Контрольный диктант. 6 класс.

Разговор с птицей.




Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалеку от дома в березовом перелеске. Все кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берез. Листья на них кажутся то изумрудно-зелеными, то совсем золотистыми. Светлые зайчики бегут один за другим по примятой траве, по дорожке.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый прерывистый негромкий голос кукушки.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой.

Гляжу, через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Подлетает к соседнему дереву, села на сучок, пригнулась да как закричит: «Ку-ку!»

Так я первый раз заговорил с птицей на ее родном языке.

(113 слов.)



( По Г.Скребицкому).




2007-2008

Контрольный диктант. 7 класс.

В степи.



Солнце медленно сползает на край степи, и когда оно почти коснется земли, то становится багровым. На степь ложится красноватое освещение, возбуждающее тоскливое чувство. Потом солнце прикасается краем к земле и лениво уходит в нее или за нее. В небе еще долго после него играет музыка ярких цветов вечерней зари, но она все бледнеет, и наступают теплые и молчаливые сумерки. Вспыхивают звезды, трепещут, точно испуганные скукой на земле. В сумерках степь суживается, на станцию со всех сторон бесшумно ползет тьма ночи. И вот приходит черная, угрюмая ночь.

На станции зажигают огни, ярче и выше всех зеленоватый огонь семафора. Вокруг него тьма и молчание.

Потом раздается звонок, торопливый звук колокола несется в степь и быстро тонет в ней.

(130 слов.)


( М.Горький.)







2007-2008


Контрольный диктант.

8 класс.


Передо мной серело пустынное поле.. Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено. Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. За мной, на западе, картиною рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. Ветер, дувший мне навстречу, холодил лицо. Степь увлекала, овладевая душой, наполняя ее чувством радости.

За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. Есть что-то чистое и веселое в этих апрельских болотцах. Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы. В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба.

Курган был дикий, еще ни разу не тронутый плугом. «Время его, - подумал я, - навсегда проходит. В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое, прежние степи, прежних людей».

(141 слово.)

(По И.Бунину.)







2007-2008



Контрольный диктант.

10 класс.


Вдохновение.


Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости.

Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей лечебной прохладой.

Вдохновение – первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни. (169 слов.)


(По К.Паустовскому.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс