Тема урока: Многоугольники. Периметр многоугольника
Цели: Образовательные:
уточнить представления о «многоугольнике», ознакомить учащихся с новым математическим понятием «периметр многоугольника»; формировать умение работать с таблицей;
способствовать осознанию учащимися возможности находить периметр многоугольника различными способами;
способствовать самостоятельному добыванию знаний и применению их в практической деятельности.
Развивающие:
развивать логическое мышление и пространственные представления; развивать память и математическую речь;
способствовать развитию умения делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта;
развивать умение рассуждать, сопоставлять.
Воспитательные:
прививать любовь к предмету, учить работать в паре, помогать друг другу, поддерживать в нужную минуту.
Оборудование:
у учащихся: учебник, тетрадь, линейка, карандаш, карточки с многоугольниками для самостоятельной работы;
у учителя: учебник «Математика. 2 класс», раздаточный материал для учащихся, указка, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Задачи урока на формирование у учащихся УУД:
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: формировать умение находить периметр многоугольника.
Коммуникативные: умение работать в парах, контролировать действия партнёра.
Место данной темы в разделе: в курсе математики данная тема является логическим продолжением темы « Прямоугольник. Квадрат» и является третьим по счёту.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока.
Организационный момент.
1. Записать число, классная работа.
2. Чистописание – 10. Продолжи ряд чисел через десяток
II. Устный счет. Слайд № 1
1.Графический арифметический диктант.
Зашифруйте ответы к диктанту в «волшебную строчку». Если вы согласны с высказыванием - отвечаете «да» (отрезок 2 клетки).
Не согласны - отвечаете «нет» (дуга в 2 клетки).
График не должен прерываться, начало следующего ответа - конец предыдущего. Если вы не знаете, что ответить, то пропускаете 2 клетки и работаете дальше.
Разность чисел 11 и 9 равна 2.
Сумма чисел 9 и 8 равна 17.
Если 10 увеличить на 7, получим 17.
Если 16 уменьшить на 6, получим 9.
8 меньше 13 на 6.
15 больше 6 на 9.
В 1 метре 100 см.
В числе 37 - 7 десятков и 3 единицы.
1 см больше 1 мм на 9 мм.
Если число 67 увеличить на 30, то получится 37.
Ответ: Слайд № 2
2. Взаимопроверка и оценивание работ (на полях простым карандашом).
Слайд № 3 (по щелчкам)
3. Задача на смекалку.
Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Получилось десять. Сколько могло быть кур и сколько собак?
(2 собаки и 1 курица, 1 собака и 3 курицы).
4. Геометрическое задание. Слайд № 4 (по щелчкам)
- Как называются эти фигуры?
- незамкнутая ломаная;
- многоугольник, четырехугольник, замкнутая ломаная.
Что надо сделать, чтобы первая ломаная стала замкнутой? (Соединить концы линией.)
Как найти длину ломаной? (Измерить звенья и сложить полученные величины.)
III. Актуализация новых знаний.
- Рассмотрите данные на слайде фигуры. Слайд № 5
- Что объединяет эти фигуры? Как они называются? (Четырехугольники.)
- А теперь послушайте внимательно задание:
- Какая проблема у вас возникла? Почему не можете выполнить задание? (Ответ: не знаем, что такое периметр и как его вычислить). И что же нам нужно для решения этой проблемы?
- И в связи с этим, как вы думаете, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься? Какова наша задача (цель)?
IV. Озвучивание темы урока и постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы уточним, что же такое многоугольник, узнаем, что называют периметром и как найти периметр многоугольника. Это и будет являться темой нашего урока. Слайд № 6
V. Этап усвоения новых знаний.
Образовательная задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися нового материала.
1. Работа с учебником (с.78, №2).
- Прочитать задание. Сколько углов у каждой фигуры? Вспомните, как можно отметить углы, пользуясь различными обозначениями? (дуга, цифра, буква).
- Можно ли все эти фигуры назвать одним словом? (многоугольники)
- Из чего состоят всё данные фигуры? (из сторон, углов, вершин)
- А от чего будет зависеть название каждой отдельной фигуры?
Продолжить читать задание в учебнике. Слайд № 7
- Верно ли утверждение, что количество углов в каждом многоугольнике равно количеству его сторон?
Похожи: количеством углов, вершин, сторон, а значит и названием – это пятиугольники.
Отличаются: цветом, формой.
- Что нужно сделать, чтобы найти сумму длин всех сторон многоугольника? Измеряем стороны фигуры № 2 (в см)
- Что заметили интересного? (все стороны одинаковы по длине)
Пишем в тетради:
Комментирует с места решение и ответ (один ученик). Отметку прокомментировать.
VI .Физкультминутка для глаз. Слайд № 8
3. Работа в парах. Игра «Будь внимателен!»
Сегодня на уроке вы узнаете ещё одно научное слово. Будем работать в парах. Поиграем. Слайд № 9, 10
Я предлагаю вам упорядочить треугольники с помощью букв и чисел, являющихся числовыми значениями суммы длин их сторон и заполнить таблицу.
У учеников на столах карточки с буквами: И Е Р М Р Е Т П
- Какое слово получили?
- А кто знает, что это слово обозначает?
4. Объяснение учителя
Так как мы знаем, что математика – это точная наука, а поэтому она требует не только правильно решать задач и выражений, но и уметь точно и коротко выражать свои суждения математическим языком. А помогают нам в этом математические термины, понятия. Ребята! В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр»
«Пире» – означает «ходить».
«Метрос» – измерять, т.е. измерять ходьбой. Слайд № 11
И то, что в предыдущем задании мы находили сумму длин всех сторон многоугольника, будем теперь коротко называть - периметром. Периметр в математике обозначается латинской буквой Р. Слайд № 12
5. Чтение правила в учебнике с. 78 (один ученик и хором).
VII . Физкультминутка (музыкальная) Слайд № 13
VIII. Первичное закрепление знаний и проверка понимания изученного.
- Найти его периметр. У доски один ученик. Проверим. Слайд № 14
- Каким свойством сложения можно пользоваться при вычислении периметра? (сочетательным) Отметку комментировать.
2. Работа в группах. Самостоятельная работа. Слайд № 15
Образовательная задача: обеспечить понимание учащимися содержания и способа выполнения задания.
3. Работа с таблицей у доски.
- Измерить стороны треугольника при с помощью линейки и вычислить периметр треугольников:
1 ряд – Р2 второго треугольника;
2 ряд – Р3 третьего треугольника;
3 ряд – Р4 четвёртого.
Запись в тетради по образцу на доске.
3. Самопроверка. Слайд № 16
У кого правильно? Кто ошибся? Молодцы!
- Что такое периметр?
- Как вычислить периметр?
4. Работа с таблицей у доски.
- Читаем дальше задание. Пользуемся линейкой и циркулем. ОТ (Осторожно, не подносить к глазам, не брать в рот!) Слайд № 17, 18
IX. Домашнее задание. Слайд № 19
Выставление отметок за активную работу на уроке.
X. Рефлексия.
Продолжить фразу…
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое периметр многоугольника?
- Как найти периметр многоугольника?
- Где применяется знание о периметре в жизни?
Спасибо всем за урок. Слайд № 20