Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
ОДНКНР 5 – 6 классы
2023 – 2024 учебный год
Спецификация
промежуточной контрольной работы для обучающихся 5-6 классов по ОДНКНР
1.Назначение КИМ.
Контрольные измерительные материалы предназначены для определения уровня теоретических знаний и практических умений учащихся 5-6 классов по предмету ОДНКНР за курс 5 и 6 классы. Результаты мониторинга используются для определения уровня знаний обучающихся по итогам изучения курса ОДНКНР.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.
Тест состоит из заданий базового уровня сложности:
Тест позволит измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений по итогам изучения курса ОДНКНР.
Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1.Программа: комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2023.
2.Учебник:Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5-й класс : учебник / Н. Ф. Виноградова. — Москва : Просвещение, 2021. — 123
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России : 6-й класс : учебник / Н. Ф. Виноградова, Т. Э. Мариносян. — Москва : Просвещение, 2021. — 156
3. Структура КИМ – тест.
В тест по ОДНКНР включено 15 заданий. Все вопросы и задания разделены на 3 блока по типу заданий.1 блок (А) содержит 10 заданий с выбором ответа (задания А1, А2, А3. А4, А5, А6, А7, А8, А9, А10); 2 блок (Б) содержит 4 задания на соотнесение (задания Б1, Б2, Б3, Б4); 3блок (С) содержит 1 задание с развернутым ответом.
4.Распределение заданий КИМ
по содержанию, видам умений и способам деятельности.
Характеристика структуры и содержания работа.
Работа по ОДНКНР состоит из трех частей:
-часть 1 содержит 10 заданий вопрос с выбором правильного ответа;
-часть 2 содержит 2 задания открытой формы впишите ответ в пропуск; 2 задания на соответствие заполните таблицу или соедините линией
-часть 3 содержит 2 задания, при выполнении которых необходимо записать развернутый ответ.
За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 15
Предметный результат
№ задания | Что проверяется | Уровень | Баллы |
1. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
2. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
3. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
4. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
5. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
6. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
7. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
8. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
9. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
10. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
11. | Знание изучаемых терминов и понятий. Применения полученных знаний в практической деятельности. | П | 1 |
12. | Знание изучаемых терминов и понятий. Применения полученных знаний в практической деятельности. | П | 1 |
13. | Знание изучаемых терминов и понятий. Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. | П | 1 |
14. | Знание изучаемых терминов и понятий. Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. | П | 1 |
15. | Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами. | В | 1 |
5. Распределение заданий по уровням сложности
15
6. Время выполнения варианта КИМ
На выполнение контрольной работы отводится до 40 минут
7. План варианта КИМ
Уровни сложности задания:
Б – базовый – первый уровень сложности;
П – повышенный уровень сложности;
В- высокий уровень сложности
8. Дополнительные материалы и оборудование:
Не требуется.
9. Условия проведения (требования к специалистам)
Итоговая контрольная работа в виде теста выполняется непосредственно в бланке с текстами заданий.
В заданиях с выбором ответа ученик отмечает тот ответ, который считает верным.
В заданиях на соотнесение, в которых устанавливается соответствие между рассматриваемыми объектами для каждой цифры подбирает соответствующую букву.
В заданиях с развернутым ответом ученик выражает личное мнение в виде законченного высказывания и аргументирует его.
Задания с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.
За выполнение проверочной работы оценки не выставляются, набранные баллы переводятся в соответствующий уровень. Переводная шкала приведена в таблице
Переводная шкала
Баллы | Оценки |
«15-14» | «5» |
«13-12» | «4» |
«11-10» | «3» |
«9 и ниже» | «2» |
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
для проведения промежуточной аттестации по ОДНКНР
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения промежуточной аттестации по ОДНКНР в 5-6 классах (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее – КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.
Кодификатор состоит из двух разделов:
– Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых промежуточной аттестации по ОДНКНР»;
– Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших предмет ОДНКНР».
В кодификатор не включены не все элементы содержания базовых национальных ценностей, так как многие из них ещё достаточно сложны и слабо сформированы на понятийном уровне у пятиклассников: социальная солидарность, гражданственность, стремление к истине.
Раздел 1. Перечень элементов содержания,
проверяемых на промежуточной аттестации
Перечень элементов содержания, проверяемых по ОДНКНР, составлен на основании базовых национальных ценностей.
№ | Тема раздела (блока) | Основные понятия |
5 класс |
1. | «Россия — наш общий дом» | Мораль и нравственность, семья, традиционные ценности, язык, культура, мораль, нравственность, духовные ценности, духовность, знаки, символы, религия, образование |
2. | Семья и духовно-нравственные ценности | Семья, счастливая семья, семейное счастье, сиротство, «социальное сиротство», Родина |
3. | Духовно-нравственное богатство личности | Человек, личность, творчество |
4. | Культурное единство России | История, взаимодействие культур», «культурный обмен |
6 класс |
5. | Культура как социальность | Культура, прогресс, образование |
6. | Человек и его отражение в культуре | Мораль, нравственность, этика, этикет, самопознание |
7. | Человек как член общества | Труд, подвиг, гуманизм, |
8. | Родина и патриотизм | Гражданин, патриотизм, государство, Родина |
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Контрольная работа по ОДНКНР, 5-6 классы
Раздел, тема | Проверяемые компетенции (из рабочей программы) | Вид оценочных средств (контрольная работа, тест, диктант, сочинение, изложение) | Вариативность |
Входной контроль | Контроль знаний | Тест | 1 |
Рубежный контроль | Контроль знаний за I полугодие | Тест | 1 |
Итоговый контроль | Контроль полученных знаний | Тест | 1 |
Контрольная работа по ОДНКНР
Обучающегося (ейся) 5 класса
МКОУ АГО «Верх-Тисинская ООШ»
_______________________________(Ф.И.)
Учитель: Меденников С.Н.
Инструкция для учащихся
Вам предлагается за 40 минут выполнить интересную работу. Она состоит из 15 заданий.
Задания первой части А1-10 вы обязательно выполните. К ним даны варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком. Каждое задание оценивается 1 баллом.
Выполнив первую часть теста, переходите ко второй. Уровень заданий части Б несколько выше, чем уровень заданий первой части, и оценивается также 1 баллом. У вас достаточно знаний и умений выполнить все задания, либо большую часть из них. Их выполнение потребует от вас больших усилий, чем выполнение заданий первой части. К заданиям этой части так же даны варианты ответов, выберите один правильный и номер правильного ответа обведите кружком и впишите ответ в пропуск.
Задания третьей части С-1 самое интересное. Ответив на задание в черновике, запишите его в бланк в форме развернутого ответа. Задания оцениваются 1 баллом.
Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. По окончании работы, если останется время, вы можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и обведите нужный.
Отличных вам успехов!
Часть А
1. Что такое культура?
А) Материальная ценность; Б) Духовная ценность; В) Материальная и духовная.
2.Что такое нравственность?
А) Правила поведения в обществе; Б) То, что нравится; В) То, что не нравится
3. Что такое совесть?
А) Внутренний голос человека; Б) свод правил повседневного поведения человека, его манер и способов общения с миром; В) Нет правильного ответа
4. Что такое этика?
А) Внутренний голос человека; Б) свод правил повседневного поведения человека, его манер и способов общения с миром; В) Нет правильного ответа
5.Что такое патриотизм?
А) Долг и совесть человека; Б) Справедливость; В) Нравственное чувство гражданина
6.Что такое гуманизм?
А) Высшее нравственное чувство человека; Б) Справедливость; В) Нравственное чувство гражданина
7.Благотворительность – проявление сострадания и милосердия?
А) Да; Б) Нет; В) Нет правильного ответа
8.Что такое табу?
А) Разрешение; Б) Запрет; В) Религия
9.Что такое труд?
А) Игра взрослого человека; Б) Деятельного человека; В) Нет правильного ответа
10.Слово «интеллект» в переводе с латинского языка означает «познание, понимание, рассудок»?
А) Да; Б) Нет; В) Нет правильного ответа
Часть Б
11.Напишите название книги:
_______________ главная книга ислама
12.Напишите название религии нашего государства:
________________________________________________
13. Установите соответствие:
А) Духовная культура; Б) Материальная культура
1) Церковь; 2) Заводы; 3) Игрушки; 4) Пение; 5) Музыка; 6) Посуда; 7) Музыка; 8) Стихи
14. Установите соответствие:
А) Буддизм; Б) Иудаизм; В) Православие (христианство); Г) Ислам
1) Индийцы; 2) Евреи; 3) Русские; 4) Арабы
Часть С.
Прочитайте текст и ответьте на вопрос: почему война с армией
Наполеона названа Отечественной войной?
Народная война
«…. Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие…» - так писал о войне 1812 года великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Невозможно рассказать обо всех участниках освободительной войны, которые независимо от места проживания, национальности, вероисповедания встали на защиту своего Отечества. В 1812 году наряду с войсками действующей армии сражались казачьи полки, отряды народного ополчения, партизанские отряды. В годы войны действовали 79 казачьих отрядов, 31 национальный полк, среди которых были башкирский, крымско-татарский, калмыцкий и другие. Представители народов Поволжья (татары, чуваши, марийцы, мордва) входили в состав народных ополчений. На фронтах войны действовали 40 конных полков, которые состояли в основном из представителей кочевых народов башкир, крымских татар, калмыков, ногайцев и других. Конница сыграла особую роль в войне 1812 года. Она осуществляла разведку, проводила диверсии против врага, нападала на обозы с продовольствием для французской армии, охраняла населённые пункты от мародёров.
Ключи ответов к тестам:
№ | Правильный ответ | Баллы |
5 класс |
1. | В | 1 |
2. | А | 1 |
3. | А | 1 |
4. | Б | 1 |
5. | В | 1 |
6. | А | 1 |
7. | А | 1 |
8. | Б | 1 |
9. | Б | 1 |
10. | А | 1 |
11. | Коран | 1 |
12. | Православие | 1 |
13. | А: 4,5,7,8 Б:1,2,3,6 | 1 |
14. | А-1 Б-2 В-3 Г-4 | 1 |
15. | Народы независимо от места проживания, национальности, вероисповедания встали на защиту своего Отечества | 1 |
6 класс |
№ | Правильный ответ | Баллы |
1. | В | 1 |
2. | А | 1 |
3. | А | 1 |
4. | В | 1 |
5. | В | 1 |
6. | В | 1 |
7. | Б | 1 |
8. | А | 1 |
9. | А | 1 |
10. | А | 1 |
11. | Ислам | 1 |
12. | Православие | 1 |
13. | А-1 Б-2 | 1 |
14. | А-2 Б-1 | 1 |
15. | Народы независимо от места проживания, национальности, вероисповедания встали на защиту своего Отечества | 1 |
Контрольная работа по ОДНКНР
Обучающегося (ейся) 6 класса
МКОУ АГО «Верх-Тисинская ООШ»
_______________________________(Ф.И.)
Учитель: Меденников С.Н.
Инструкция для учащихся
Вам предлагается за 40 минут выполнить интересную работу. Она состоит из 15 заданий.
Задания первой части А1-10 вы обязательно выполните. К ним даны варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком. Каждое задание оценивается 1 баллом.
Выполнив первую часть теста, переходите ко второй. Уровень заданий части Б несколько выше, чем уровень заданий первой части, и оценивается также 1 баллом. У вас достаточно знаний и умений выполнить все задания, либо большую часть из них. Их выполнение потребует от вас больших усилий, чем выполнение заданий первой части. К заданиям этой части так же даны варианты ответов, выберите один правильный и номер правильного ответа обведите кружком и впишите ответ в пропуск.
Задания третьей части С-1 самое интересное. Ответив на задание в черновике, запишите его в бланк в форме развернутого ответа. Задания оцениваются 1 баллом.
Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. По окончании работы, если останется время, вы можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и обведите нужный.
Отличных вам успехов!
Часть А
1.Материальная и духовная……………………?
А) Наука; Б) Ценность; В) Культура
2.Источники развития культуры общества: материальные и духовные источники?
А) Да; Б) Нет; В) Нет правильного ответа
3.Что такое религия?
А) Система убеждений, ценностей и ритуальных действий, относящихся к тому, что человек считает священным или духовно значимым; Б)
4.Какая страна исповедует религию «буддизм»?
А) Китай; Б) Япония; В) Индия
5.Что такое патриотизм?
А) Долг и совесть человека; Б) Справедливость; В) Нравственное чувство гражданина
6.Что за война 1941-1945 гг.?
А) Вторая мировая война; Б) Отечественная война; В) Великая Отечественная война.
7.Что такое личность?
А) Человек; Б) Совокупность качеств, которые позволяют человеку разумно существовать в окружающем мире; В) Неповторимое своеобразие, уникальность
8.Что такое семья? Убери лишнее……
А) Малая группа общества; Б) Ячейка общества; В) создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей
9.Что такое культурное наследие?
А) Это часть материальной и духовной культуры общества; Б) Это часть материальной культуры общества; В) Духовной культуры общества.
10.Художественная культура, рождённая религией?
А) Да; Б) Нет; В) Нет правильного ответа
Часть Б
11.Религия мусульман это ……?
12.Религия россиян (русских) это…..?
13. Установите соответствие:
А) Материальная культура; Б) Духовная культура
1) Архитектура; 2) Наука;
14. Виды культурного наследия:
А) Материальные объекты Б) Духовные объекты
1.Языки, фольклор, обычаи, вера, обряды, традиции, праздники, умения и навыки и т.д.
2.Дворцы, памятники, здания, каналы, книги, произведения живописи и скульптура и т.д.
Часть С.
Прочитайте текст и ответьте на вопрос: почему война с армией
Наполеона названа Отечественной войной?
Народная война
«…. Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие…» - так писал о войне 1812 года великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Невозможно рассказать обо всех участниках освободительной войны, которые независимо от места проживания, национальности, вероисповедания встали на защиту своего Отечества. В 1812 году наряду с войсками действующей армии сражались казачьи полки, отряды народного ополчения, партизанские отряды. В годы войны действовали 79 казачьих отрядов, 31 национальный полк, среди которых были башкирский, крымско-татарский, калмыцкий и другие. Представители народов Поволжья (татары, чуваши, марийцы, мордва) входили в состав народных ополчений. На фронтах войны действовали 40 конных полков, которые состояли в основном из представителей кочевых народов башкир, крымских татар, калмыков, ногайцев и других. Конница сыграла особую роль в войне 1812 года. Она осуществляла разведку, проводила диверсии против врага, нападала на обозы с продовольствием для французской армии, охраняла населённые пункты от мародёров.
15