Полугодовая контрольная работа 8 класс
Вариант I
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) прАвы 2) удобнЕе 3) прИбывший 4) взЯта
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
1) зан...мать, угр...жать, соч...тание
2) расст...лать, уг...реть, бл...стать
3) зам...реть, прор...щивать, ум...лять
4) прид...раться, прик...сновение, просл…влять
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ВРЯД)ЛИ ты чувствуешь ТО(ЖЕ), что и я.
2) (С)НАЧАЛА надо всё взвесить, (ЧТО)БЫ не ошибиться.
3) (КАКОЙ)ЖЕ русский (НЕ)ЛЮБИТ быстрой езды!
4) Вы должны подготовиться к ответу (В)ТЕЧЕНИЕ (ПОЛУ)ЧАСА.
Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое.
1) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья.
2) Много забот будет летом у белок.
3) Машина будет работать эффективнее на другом топливе.
4) С пригорка была видна вся деревня.
В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) К станции подходил гружё..ый углём состав.
2) Все пути к отступлению отреза..ы.
3) Говорил он горячо и взволнова..о.
4) Установилась безветре..ая погода.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?
1) Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.
2) Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
3) Мост через речку в этом году (не)построен.
4) Воды прилива шумели (не)умолкая.
Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.
1) водо(непроницаемый), прийти (во)время, (еле)еле
2) где (либо), (русско)английский, (юго)западный
3) (пяти)этажный, (кое)где, (научно)фантастический
4) (древне)русские, (бархатисто)серый, (на)против
Укажите предложение, в котором надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
1) Вы стреляный воробей.
2) Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества.
3) Природа и наука два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга.
4) Знаешь ли ты, что вся эта земля по-настоящему твоя?
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не
расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим
русским поэтом А. С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) в синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.
1) Низкие цены 3) сплетались на небосводе
2) заслужил известность 4) сплетались узорами
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.
Прочитайте текст и выполните задания 12-16;
(1) Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. (2) В саду шумел мокрый ветер. (3) В четыре
часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и
земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
(4) Был конец ноября - самое грустное время в деревне. (5) Кот спал весь день, свернувшись на старом
кресле, и вздрагивал во сне, когда темная вода хлестала в окна.
(6) Дороги размыло. (7) По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. (8) Последние
птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал: ни дед Митрий, ни
Ваня Малявин, ни лесничий.
(9) Лучше всего было по вечерам. (10) Мы затапливали печи. (11) Шумел огонь, багровые отсветы
дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре - портрете художника Брюллова.
(12) Ярко горели лампы, и все пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. (13) Как
только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно - может быть, оттого, что стекла запотевали
и не было видно одинокой березовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.
(14) После чая мы садились у печки и читали. (15) В такие вечера приятнее всего было читать очень
длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса.
(16) По ночам часто плакал во сне Фунтик - маленькая рыжая такса. (17) Приходилось вставать и
закутывать его теплой шерстяной тряпкой. (18) Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и,
вздохнув, засыпал. (19) Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра, и страшно было
подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах.
(По К. Паустовскому)
Сколько словосочетаний со связью согласование в предложении 5?2 2) 3 3) 4 4) 5
-
Сколько словосочетаний со связью управление в предложении 7?1) 1 2)2 3)3 4)4
Замените словосочетание березовой ветки (предложение 13), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание. Выписать грамматическую основу предложения 18
Выписать односоставное предложение (предложения 1-6)
10111213141516
Полугодовая контрольная работа 8 класс
Вариант II
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) стОляр 2)срЕдствами 3)крУжева 4)согнУтый
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
1. см..щение, обм..рать, бл..стящий
2. зар..стёт, выск..чка. пл..вец
3. просв..щение. ед..нение, р..ализм
4. н..стальгический, разоч..рование, скл..нение
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Варианты глав книги так (НИ)КЕМ (НЕ)ИЗДАНЫ.
2) ЧТО(БЫ) договориться, не надо (НИ)КОГО так настойчиво уговаривать.
3) Сколько мой знакомый (НИ)СТАРАЛСЯ, он не мог различить ЧТО(НИБУДЬ) похожее на лодку.
4) (ПО)ЭТОМУ мосту люди давно не ходят, (ПО)ТОМУ что он в аварийном состоянии.
Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое.
1) Десантники поспешили углубиться в чащу.
2) Снег все валил и валил, мешая ориентироваться в незнакомом городе.
3) Перед наступлением наши артиллеристы начали обстрел немецких позиций.
4) Захар разрешил людям немного отдохнуть.
В В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) Над самым ухом Давида грянул неожида...ый выстрел.
2) Дверь в сторожку была сорва...а, и Петр Николаевич вошел внутрь.
3) Герасимов увидел, как с фрегата упал в воду конец обрубле...ого каната.
4) Над краем поля, высоко, плавными медле...ыми кругами ходили два коршуна.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишетсяслитно?
1) Люди, (не)бывавшие на экваторе, не могут представить себе зимний тропический дождь.
2) Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
3) В детстве Чехов был (не)истощим на выдумки.
4) Андрей вошёл в ещё (не)освещённый холл гостиницы
Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.
1) (по)моему, (велико)русский, (исконно)русский
2) (полу)финал, (премьер)министр, (на)сквозь
3) куда(либо), по(прежнему), (штаб)квартира
4) (хлебо)завод, (прямо)противоположный, нежданно(негаданно)
Укажите предложение, в котором надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
5) Хлеб в пути не тяжесть.
6) Степь словно сплошной солнечный диск.
7) Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет.
8) Прямая обязанность художника показывать, а не доказывать.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (Знаки препинания не
расставлены).
123456789
1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
3) Ученье да труд всё перетрут.
4) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими
дисциплинами.
Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.
2) вьющиеся растения 3) разговор по душам
3) сделать случайно 4) руководить театром
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Исполняя эту пьесу,
1) было чувство радости.
2) я старался передать свое настроение.
3) должен учитываться авторский замысел.
4) зал хорошо слушал пианиста.
Прочитайте текст и выполните задания 12-16
(1) Трудно было оставаться дома в первый зимний день. (2) Мы ушли на лесные озера. (3) Дед
проводил нас до опушки.
(4) В лесах было торжественно, светло и тихо.
(5) День как будто дремал. (6) С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. (7)
Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и
скатывались на землю, как бисер.
(8) Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. (9) Стаи снегирей сидели,
нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах.
(10) Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины - это была последняя память
о лете, об осени.
(11) На маленьком озере всегда плавало много ряски. (12) Сейчас вода в озере была очень черная,
прозрачная.
(13) У берегов наросла стеклянная полоска льда. (14) Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его
было трудно заметить. (15) Мы обламывали руками отдельные льдинки. (16) Они хрустели и оставляли
на пальцах смешанный запах снега и брусники.
(17) Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. (18) Небо над головой было очень
светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. (19) Оттуда шли медленные,
снеговые тучи.
(20) В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. (21) Он таял в
черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.
(По К. Паустовскому)
Сколько словосочетаний со связью согласование в предложении 21?
1) 2 2)
3
3) 1 4) 0
10
11
12
Сколько словосочетаний со связью управление в предложении 16?
1) 1 2)2 3)3 4)4
Замените словосочетание капли воды (предложение 7), построенное на основе
подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью
согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Выписать грамматическую основу предложения 16
Выписать односоставное предложение (предложения 1-6)
9