СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные работы по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные работы для 10 класса по русскому  языку

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по русскому языку»

10 класс
Контрольный работа 
по итогам 1 полугодия

 

Гость

(1)Всё в доме пер менилось, всё стало под стать новым обитателям. (2)Без бородые дв ровые ребята, весельчаки и балагуры, заменили прежних степенных стариков. (3)На конюшнях завелись поджарые иноходцы, коренники и рьяные пристяжные.

(4)В тот вечер, о котором зашла речь, обитатели дома зан мались немногосложной, но, судя по дружному хохоту, весьма для них забавной игрой: они бегали по г стиным и залам и ловили друг друга. (5)Собаки бегали и лаяли, и в севшие в клетках кан рейки, бе престанно п рхая, наперебой драли горло.

(6)В разгар чересчур оглушительной потехи, недоступной пониманию дворовых, к воротам под ехал загрязнённый тарантас, и человек лет сорока не спеша вылез из него и остановился в изумлении. (7)Он постоял некоторое время, как бы оторопев, окинул дом внимательным взором, вошёл через приоткрытую калитку в дощатый п лисадник и медле о взобрался на рубленное из сосны крыльцо с перилами. (8)В передней никто его не встретил, но дверь залы быстро ра пахнулась, и из неё, вся ра красневшаяся, выскочила Шурочка. (9)Мгн венно вслед за ней со звонким криком выбежала вся молодая компания. (10)Удивлённая появлением нежданного и незваного посетителя, Шурочка внезапно з тихла, но светлые, устремлён ые на него глаза глядели так же ласково.

(11)Гость, а это был не кто иной, как Лаврецкий, представился, и видно было см тение на его лице. 

(194 слова)              (По И. Тургеневу.)      



Задания  к тексту


В1. В каком предложении выражена основная мысль текста?

В2. Какой тип  речи представлен в тексте?

В3. Объясните лексическое значение слов  "дворовые" (ребята), "смятение".

В4. Из 4 предложения  выпишите слова, образованные  разными способами.

В5. Выпишите из 10 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.

В6. Из 5 предложения выпишите словосочетания со  связью  примыкание, управление, согласование.  

В7. Найдите в тексте  простые  предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.

В8.  Найдите в тексте предложения с  однородными сказуемыми. Напишите их номера.

В9. Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте.









Море и лес

(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуган ых птиц, низко несутся над морем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.

(3)Поб лело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. (6)А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льду. (7)Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.

(8)Обрываясь крутыми уступами с пр брежных высот, к самому морю хмуро на винулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными ств лами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с п чально поникших зелёных ветвей.

(10)Бесследно проходят седые века над молч ливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11)Ещё ни один е о могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым пр стором потянулась бе жизненная тундра и потерялась бе конечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана.  

(190 слов)                       (По А. Серафимовичу.)      

 



Задания к тексту

В1. В каком предложении выражена основная мысль текста?

В2. Какой тип  речи представлен в тексте?

В3. Объясните лексическое значение слов "титаны", "алчного".

В4. Из 12 предложения  выпишите слова, образованные  разными способами.

В5. Выпишите из 2 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.

В6. Из  1 предложения  выпишите   словосочетания  со  связью  примыкание, управление, согласование.    

В7. Найдите в тексте  простые  предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.

В8.  Найдите в тексте предложения с  однородными сказуемыми. Напишите их номера.

В9. Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте.


















Чудесная ночь


(1)Весенняя ночь, волнующая, душистая, полная таинственных чар и страстного замирания, плывёт по небу. (2)Дудочка пастуха умолкла. (3)Все звуки мало-помалу стихли. (4)Лягушки присмирели, и комары угомонились. (5)Время от времени пронесётся какой-то странный шелест в кустах, или порыв ветра унесёт из дальнего села вой цепного пса, томящегося одиночеством в эту чудесную ночь.

(6)В большой прохладной комнате душно. (7)Встаёшь с постели, открываешь окно и прикладываешься горячей щекой к стеклу. (8)Но лицо пылает по-прежнему, и так же томительно замирает сердце.

(9)Кругом тихо! (10)Роща кажется огромной. (11)Деревья точно сдвинулись вместе и словно сговариваются, будто открывают важную тайну. (12)Вдруг раздается переливчатый звон: это почтовая карета проезжает по большой дороге. (13)Бряцание бубенчиков слышно уже издалека. (14)На минуту оно смолкнет,  должно быть, тройка заехала за гору.

(15)Как волнует звук почтовых бубенчиков ночью! (16)Ведь знаешь –  некого ждать. (17)А всё же как услышишь этот серебристый звон на дороге, сердце так и забьется и вдруг потянет куда-то в даль, в какие-то неведомые страны. (18)Как же хороша жизнь!          

(По С. Ковалевской.)

 

Задания

I вариант

В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

Из предложения 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Среди предложений 1−5 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.

Из предложения 5 выпишите все местоимения.

Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Среди предложений 6−10 найдите простое односоставное определенно-личное. Укажите его номер.

Укажите способ образования слова мало-помалу (предложение 3).

Выпишите словосочетание (предложение 11), построенное на основе управления.

Выпишите грамматические основы  предложения 16.

II вариант


Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

Из предложения 1 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Среди предложений 11−17 найдите бессоюзные сложные предложения. Укажите их номера.

Из предложения 11 выпишите все союзы.

Из предложений 6 – 14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Среди предложений 15−18 найдите такое сложное, обе части которого односоставные. Укажите его номер.

Укажите способ образования слова издалека (предложение 13).

Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе примыкания.

Выпишите грамматические основы  предложения 17.


Грамотность на Руси


(1) Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2) Введение христианства и приобщение ее к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3) Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности еще на заре ее цивилизации.

(4) Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5) Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6) Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчесывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.

(7) Наука недаром придает огромное значение изучению старинных предметов. (8) Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания ученых, приоткрыв картины живой древности. (9) В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10) Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.  

(По И. Голуб.)

Задания
I вариант

В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

Среди предложений 5−6 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.

Среди предложений 4−6 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.

Из предложения 4 выпишите все предлоги.

Из предложений 1 – 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 4−6 выпишите обособленное определение.

Укажите способ образования слова недаром (предложение 7).

Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе примыкания.

Выпишите грамматические основы  предложения 8.

II вариант

Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

Среди предложений 1−4 найдите предложение с вводной конструкцией. Укажите его номер.

Среди предложений 7−10 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.

Из предложения 9 выпишите все предлоги.

Из предложений 4 – 6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 7−10 выпишите обособленное обстоятельство.

Укажите способ образования слова письменности  (предложение 3).

Выпишите словосочетание (предложение 4), построенное на основе примыкания.

Выпишите грамматические основы  предложения 5.

 

С высоты


(1) Металлическая изгородь отделила провожающих и отлетающих. (2) В самолете мы прилипли к иллюминаторам, и перед нами предстала чудесная картина. (3) Горы встретили нас непогодой, гигантские потоки воды устремились вниз. (4) Рядом грохотала река, несущая под крутой уклон беловатую, словно подбеленную молоком, но вовсе не грязную, воду. (5) Сразу же за рекой поднимались скалистые горы, очерченные ломаной линией. (6) На поляне, ограниченной с трех сторон невысоким кустарником, а с одной стороны горной рекой с ледяной водой, начинающие альпинисты занимались зарядкой.

(7) Ещё когда мы шли сюда, поднявшись из ущелья и выйдя на горный простор, справа и слева слышались свистки сурков. (8) Удивительна быстрота, с которой они ныряют в свои норы. (9) Даже смертельно раненный сурок всё же успевает скрыться в норе. (10) Замерев, они могут стоять очень долго в полной неподвижности, словно окаменев, но при резком движении кого-нибудь из нас исчезают мгновенно.

(11) Мы прошли по краю очень глубокого ущелья, на дне которого навстречу нам бежала с ледников вода, стремясь слиться с другими реками. (12) Небо над окружавшими нас вершинами разъяснилось, и в течение часа на нем загорелись звезды.

(По В. Солоухину.)


Задания
I вариант


В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

Из предложений 1−7 выпишите однородные обособленные обстоятельства.

Среди предложений 1-8 найдите бессоюзное сложное. Укажите его номер.

Из предложения 11 выпишите все предлоги.

Из предложений 1–6 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Среди предложений 3–11 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его номер.

Укажите способ образования слова беловатую (предложение 4).

Выпишите словосочетание (предложение 1), построенное на основе согласования.

Выпишите грамматические основы  предложения 8.


II вариант


Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

Из предложений 8−10 выпишите обособленные обстоятельства.

Среди предложений 7−12 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.

Из предложения 12 выпишите все предлоги.

Из предложений 8–12 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Среди предложений 3-11 найдите сложноподчиненные с придаточным определительным. Укажите его номер.

Укажите способ образования слова непогодой  (предложение 3).

Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе согласования.

Выпишите грамматические основы  предложения 10.


Забавная игра


(1)Всё в доме переменилось, всё стало под стать новым обитателям. (2)Безбородые дворовые ребята, весельчаки и балагуры, заменили прежних степенных стариков. (3)На конюшнях завелись поджарые иноходцы, коренники и рьяные пристяжные.

(4)В тот вечер, о котором зашла речь, обитатели дома занимались немногосложной, но, судя по дружному хохоту, весьма для них забавной игрой: они бегали по гостиным и залам и ловили друг друга. (5)Собаки бегали и лаяли, и висевшие в клетках канарейки, беспрестанно порхая, наперебой драли горло.

(6)В разгар чересчур оглушительной потехи, недоступной пониманию дворовых, к воротам подъехал загрязнённый тарантас, и человек лет сорока не спеша вылез из него и остановился в изумлении. (7)Он постоял некоторое время, как бы оторопев, окинул дом внимательным взором, вошёл через приоткрытую калитку в дощатый палисадник и медленно взобрался на рубленное из сосны крыльцо с перилами. (8)В передней никто его не встретил, но дверь залы быстро распахнулась, и из неё, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка. (9)Мгновенно вслед за ней со звонким криком выбежала вся молодая компания. (10)Удивлённая появлением нежданного и незваного посетителя, Шурочка внезапно затихла, но светлые, устремлённые на него глаза глядели так же ласково.

(11)Гость, а это был не кто иной, как Лаврецкий, представился, и видно было смятение на его лице.  

(По И. Тургеневу.)   

   
Задания
I вариант

В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

Из предложений 1−5 выпишите обособленные обстоятельства.

Среди предложений 1−5 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.

Из предложения 4 выпишите все местоимения.

Из предложений 6–7 выпишите слово с приставкой на -з,-с.

Какой частью речи являются  слово рубленное (7 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?

Укажите способ образования слова немногосложной (предложение 4).

Выпишите словосочетание (предложение 1), построенное на основе согласования.

Выпишите грамматические основы  предложения 11.

II вариант


Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

Из предложений 6−10 выпишите обособленное обстоятельство.

Среди предложений 6−10 найдите простое осложненное предложение. Укажите его номер.

Из предложения 8 выпишите все местоимения.

Из предложений 8–10 выпишите слова с приставкой на -з,-с.

Какой частью речи являются  слово передней (8 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?

Укажите способ образования слова беспрестанно  (предложение 5).

Выпишите словосочетание (предложение 2), построенное на основе управления.

Выпишите грамматические основы  предложения 5.

 


Красота осени


 (1) На холсте был яркий прощальный день конца октября. (2) Белое солнце стояло низко, сквозило между стволами дальних берез, которые на косогоре против солнца казались черными. (3) Дул ветер и оголял заброшенный монастырский сад. (4) Голубое, совсем летнее небо с летними облаками сияло над махающими верхушками деревьев, над разрушенной каменной стеной, освещённой сбоку. (5) Одинокое упавшее в траву яблоко лежало возле стены, еле видимое сквозь облепившие его листья.

(6) Да, он был совершенно один в окрестностях того монастыря, и был тогда солнечный, сухой, просторный день. (7) Густо шумели, переливались золотом оставшейся листвы, старые клены, мела багряная метель по заросшим дорожкам сада. (8) Все было прозрачно, свежо, прощально. (9) Почему прощально? (10) Почему после пятидесяти лет, особенно в яркие, сухие, звонкие дни осени, он не мог уйти от чувства, что и с ним скоро случится то, что случилось с миллионами людей, точно так же, как он, ходивших по тропинкам вблизи других стен? (11) Может быть, красота осознается только в роковой и робкий момент ее зарождения и перед ее неизбежным исчезновением, увяданием, на грани конца и начала, на краю пропасти?

(12) Ничего нет недолговечней красоты, но как непереносимо ужасно то, что в каждом зарождении прекрасного есть его конец, его смерть. (13) День умирает в вечере, молодость − в старости, любовь − в охлаждении и равнодушии. 

(По Ю. Бондареву.)

 

Задания
I вариант


В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

Какой частью речи являются  слово прекрасного (12 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?

Среди предложений 6−11 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.

Из предложения 12 выпишите все местоимения.

Из предложений 6–11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 1−4 выпишите обособленное определение.

Укажите способ образования слова косогоре (предложение 2).

Выпишите словосочетание (предложение 2), построенное на основе примыкания.

Выпишите грамматические основы  предложения 2.


II вариант

Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

Какой частью речи являются  слово против (2 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?

Среди предложений 6−11 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.

Из предложения 10 выпишите все местоимения.

Из предложений 12–13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 5−10 выпишите обособленное определение.

Укажите способ образования слова сбоку (предложение 4).

Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе управления.

Выпишите грамматические основы  предложения 13.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс