СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные срезы по шахматам

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольные срезы по шахматам для начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Контрольные срезы по шахматам»

Мониторинг уровня компетентности обучающихся.


1 год обучения


Нулевой срез знаний

Опросник.

  1. Расставить пешки на 2,5,7 горизонтали.

  2. Расставить пешки на вертикали а, с, f.

  3. Расставить пешки по любой диагонали.

  4. Расставить шахматные фигуры в начальное положение.

  5. Разложить в правильной последовательности буквы латинского алфавита, которые на шахматной доске обозначают вертикали.

Практическая работа: расставить шахматные фигуры в начальное положение.


Срез знаний за 1 полугодие.

Опрос.

  1. Какого цвета должно быть ближнее к вам левое поле, если вы играете белыми фигурами: а)любого; б)чёрного; в)белого.

  2. Как правильно называются фигуры:

а)король, б)царь, в)падишах; а)дама, б)ферзь, в)королева; а)ладья, б)тура, в)башня; а)офицер; б)гонец, в)слон; а)лошадь, б)конь, в)скакун; а)пешка, б)фишка, в)шашка.

  1. Количество фигур в шахматах: а)король-1,2,3; б)ферзь-1,2,3; в)ладья-1,2,3; г)слон-1,2,3; д)конь-1,2,3; е)пешка-2,6,8.

  2. Линия, идущая по доске слева направо, называется: а)прямой; б)отрезком; в)горизонталью.

  3. Линия, идущая по доске снизу вверх, называется: а)дорожкой; б)линейкой; в)вертикалью.

  4. Линия, идущая из одного угла доски к другому, называется: а)углом; б)зигзагом; в)диагональю.

Практическая работа: расставить шахматные фигуры в начальное положение.


Промежуточный срез знаний во 2 полугодии.

Опросник.

  1. Как ходит и делает взятие ладья? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  2. Как ходит и делает взятие слон? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  3. Как ходит и делает взятие ферзь? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  4. Как ходит и делает взятие конь? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) буквой г.

  5. Двойной удар-это: а) ход на 2 поля; б) нападение 1 фигуры сразу на 2 и более фигур противника; в)вилка.

  6. Шахматные слоны бывают: а)плохие и хорошие; б)белопольные и чернопольные; в)злые и добрые.

Практическая работа: сыграть в игру «Курочка и зёрнышки», «Ферзь в тире», «Ладья против слона»


Итоговая аттестация.

Опросник.

  1. Шах – это: а) нападение на короля; б) ход фигуры; в) конец шахматной партии.

  2. Способы защиты от шаха: а) закрыться другой фигурой; б) срубить нападающую фигуру; в) сдаться.

  3. Мат-это: а) конец шахматной партии; б) шах, от которого нет защиты; в) ход короля.

  4. Рокировка –это: а) двойной удар; б) ничья; в) специальная защита короля, когда король движется к ладье через клетку и ладья перепрыгивает через него.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы.


2 год обучения


Нулевой срез знаний

  1. Какая фигура при записи обозначается буквой Кр: а)король, б)конь, в)пешка.

  2. Как защитить короля от шаха: а)закрыться другой фигурой, б)отойти королём на безопасное поле, в)срубить нападающую фигуру, г)сразу сдаться.

  3. Какие есть способы защиты фигуры от нападения: а)ответное нападение, б)перекрыть нападение, в)сдаться без боя, г)объявить невозможный ход.

  4. Что такое вилка: а)нападение сразу на 2 фигуры, б)взятие фигуры, в)окончание партии, г)ряд клеток сверху вниз.

  5. Какой сильнейший шахматист был родом из Америки: а)Стейниц, б)Морфи, в)Ананд.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами.


Срез знаний за 1 полугодие

  1. Двойной удар – это: а)то же что и вилка; б)в результате одного хода 2 фигуры атакуют 1 фигуру противника; в)два хода подряд.

  2. Вскрытый шах – это: а)одна из фигур нападает на какую – либо фигуру противника, а вторая открывшаяся при этом фигура шахует короля; б)шах при отступлении; в)шах при нападении 2 фигур.

  3. Двойной шах – это: а)нападение 1 фигуры на 2 фигуры противника; б)когда король оказывается под шахом одновременно 2 фигур; в)шах после 2 ходов.

  4. Отвлечение – это: а)ситуация, в которой вы заставляете соперника переместить ту или иную фигуру для того, чтобы использовать слабость его позиции; б)отступление от центра; в)разговор во время игры.

  5. Промежуточный ход – это: а)ход между 2 полями; б)ход, который делается противником между 2 ходами, которые должны быть следовать один за другим; в)ход между 2 фигурами.

Практическая работа: сыграть в шахматы с часами.


Промежуточный срез знаний во 2 полугодии

  1. Один из способов поставить мат, называется:

а) слабость последней горизонтали б) удушающий мат в) сицилианская защита.

  1. Сколько ходов даётся до конца партии, если у одного из игроков остался 1 король?

а) 50 б) 25 в) 3.

  1. Эндшпиль – это:

а) начало шахматной партии б) середина шахматной партии в) конец шахматной партии.

4. Когда шашка выполняет обыкновенный ход, это называется:

А) битый ход б) тихий ход в) ударный ход.

Практическая работа: сыграть в шахматы 1 партию с записью и с часами.

Итоговая аттестация

  1. Отвлечение – это: а)рассказывание сопернику анекдотов; б)тактический приём, при котором фигура, вынужденная прейти на другое поле, престаёт выполнять важные защитные функции; в)добровольный отказ от материала с какой-либо целью.

  2. Слабое поле – это: а)поле, которое контролируется одним и не контролируется другим игроком; б) атака соперника двумя фигурами после одного хода; в)противостояние королей.

  3. Открытый центр: а)ряд чёрно-белых полей слева направо; б)особый ход короля; в)означает, что в центральной части доски нет пешек, блокирующих друг друга.

  4. Изолированная пешка: а)самая передняя пешка в пешечной цепи; б)пешка, которая находится далеко от всех своих фигур; в)группа одноцветных пешек.

  5. Размен:а)взятие в процессе игры противниками фигур друг друга равных или почти равных по своей стоимости; б)начало шахматной партии; в)набор заранее подготовленных игроком вариантов игры.

  6. Кто сейчас является чемпионом мира по шахматам: а)Карпов; б)Каспаров; в)Ананд.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с шахматными часами, соблюдая правила игры, записывая первые 20 ходов.





3 год обучения


Нулевой срез знаний

  1. Виды преимущества: а) материальное, б) ростовое, в) динамическое.

  2. Жертва - это: а) добровольное предоставление противнику материального преимущества ради получения других выгод; б) остановка игры на перерыв, г) добавление игрового времени противнику.

  3. Приёмы нападения: а) угроза и взятие, б) нападение и жертва, в) двойной удар.

  4. Нападение ладьи, слона, ферзя на фигуру или пешку противника, прикрывающую более ценный объект, это: а) двойной удар, б) связка, в) жертва.

  5. Двойной удар можно назвать: а) грабли, б) вилка, в) трилка.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами и записью.


Срез знаний за 1 полугодие

  1. Удар, вынуждающий фигуру соперника занять неудачное поле, называется: а) завлечение, б) отвлечение, в) уничтожение.

  2. Распожение собственной фигуры или пешки на месте пересечения ударов дальнобойных фигур соперника с целью нарушения их взаимодействия - это: а) перекрытие, б) завлечение, г) отвлечение.

  3. Освобождение линии или поля с темпом от своих фигур, мешающих нанести решающий удар - это: а) освобождение пространства , б) нападение , в) двойной удар.

  4. Когда фигура противника занимает поле, необходимое другой его фигуре для защит от угроз, это: а) двойной удар, б) связка, в) блокировка.

  5. Стремительное продвижение пешки для создания позиционных выгод: а) пешечный тычок, б) вилка, в)отвлечение .

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами и записью.

Промежуточный срез знаний во 2 полугодии

  1. Виды ничьих: а)вечный шах; б)пат; в)правило отказа.

  2. Крепость – это: а)когда слабейшая сторона спасается путём создания неприступной позиции; б)добровольная сдача короля; в)отказ от игры.

  3. Запирание – это: а)лишение противника ферзя; б)лишение подвижности какой-либо фигуры противника; в)захват центра пешками.

  4. Виды сложных комбинаций: а)коневые; б)дальнобойные; в)смешанные.

  5. Приёмы защиты: а)контратака; б)профилактика; в)троекратное повторение.

Практическая работа: сыграть в шахматы 1 партию с записью и с часами.

Итоговая аттестация

  1. В шахматные законы не входят: а) централизация; б) активность фигур; в)пешечные островки.

  2. Каким ходом обычно начинают партию: а)е2-е4; б)в2-в4; в) d2-d4.

  3. Захват и развитие, атака, комбинация – это этапы: а) ориентира; б)нападения; в) дебютной подготовки.

  4. Атака не бывает: а) пешечная и фигурная; б) комбинированная; в)неожиданная.

  5. Успешно атаковать последнюю горизонталь могут: а)ферзь и ладьи; б)кони и слоны; в) пешки.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с шахматными часами и записью, соблюдая правила игры .