Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Однородные члены предложения»
Утром я ушел далеко по речному берегу и лег под старой сосной, долго глядел в сизое, тускнеющее к полудню небо. Почему-то солнце не могло меня согреть. Я встал, насобирал сушняку и разжег костер. Огонь тоже не грел, а лишь обжигал. Я глядел на сивый древесный пепел и думал о смысле всего, о непонятном, ускользающем смысле.
Костер утихал, и время шло в одну сторону, и ничто не могло остановить его хода: ни голос кукушки, ни голос сердца, посягающего на все непонятное.
Где-то на западе грозно, далеко гремел гром. Он то приближался, то удалялся. Гроза рычала все ближе, и земля поглощала ее глухие, полные недовольства звуки, а я всё глядел на красноватые, бледные огни костра.
Отчаяние, горечь, ревность к неживой природе и чувство жалости к людям и самому себе – все это сливалось у меня в один горловой комок, и я не знал, что делать.
(По В. Белову)
Грамматические задания
Найдите в тексте любое предложение с однородными членами и составьте его схему.
Найдите сложное предложение, выделите в нём грамматические основы.
Произвести морфемный разбор слов: ускользающем, насобирал.
Найти в тексте предложение с однородными членами и обобщающим словом. Графически объясните постановку знаков препинания.