1) Гений – это не светлокрылый ангел, являющийся людям раз в столетие в сиянии своего небесного дара и парящий над грешной землей. 2) Гений – это Голгофа каждый день. 3) Самый тяжелый крест. 4) Вериги, которые носят ежечасно, ежеминутно, всю жизнь.
5) Напрасно ходят легенды о волшебстве, чуть ли не легкости творчества избранных. 6) Великих художников окружал жестокий мир их неосуществленных замыслов, этот неумолимый и грозный хоровод ненаписанных, несозданных шедевров, не выполненных перед самим собой обязательств. 7) И эта миссия вечного должника отравляла самые счастливые мгновения их жизни, ибо ни одно чувство, даже сама любовь, не могло пересилить, одолеть единственную страсть любого великого мастера – творить!
8) Среди этих мучеников своего признания, своего гения первым и самым терзаемым страстями был Микеланджело Буонарроти. 9) Микеланджело. 10) Человек, создавший мир. 11) Мир образов, без которых трудно прожить, как нельзя дышать без воздуха. 12) Ведь стоит лишь однажды увидеть творения Буонарроти, и они пройдут с тобой всю жизнь, хочешь ты этого или нет, полюбились ли они или не полюбились.
13) Такова магия истинного искусства… 14) Эти образы, сотворенные рукою Микеланджело, будут всегда с тобою, как навсегда вошли в нашу жизнь музыка Бетховена и Мусоргского, слово Толстого и Шекспира, живопись Рембрандта и Рублева…
15) Правда, можно не знать созданного ими грандиозного мира, но насколько будешь беднее ты сам, попытавшись обойтись без этих гениев, сделавших прекрасное доступным каждому смертному, принесших красоту в каждый дом!..
16) Но всегда ли мы представляем, какой ценою эти люди достигли такой исполинской, всепроникающей силы, такой лучезарности света, которого хватает потом, после их кончины, на многие века, который доставляет сияние миллионам, миллионам людей? 17) Ведь гении подобны звездам, свет от них продолжает идти к нам еще вереницу веков после их кончины. 18) Можем ли мы представить, какой пламень бушует в груди смертного творца, сжигает его душу, исторгая из нее вечные слова, дивные звучания, вещие образы? 19) Какие ежедневные муки одолевали Баха, Микеланджело, Достоевского? 20) Трудно вообразить всю тяжесть их творческих родов, помочь которым не мог ни один, даже самый искусный, врач планеты. 21) Потому что нет более могущественного и более беспомощного человека, чем творец.
22) Изучите судьбы великих художников, композиторов, поэтов прошлого, и вас поразит жестокая бессмыслица окружающего их бытия, нелепость борьбы с глупостью, косностью, а иногда просто холодным злодейством людей, не понимавших или слишком хорошо понявших силу нового слова, гармонии, красоты.
1. Докажите, что перед вами текст. (Какова основная мысль текста?)
2. К какому стилю вы отнесете текст? Какого типа текст? Докажите свою точку зрения.
3. Актуальны ли проблемы, поднятые в тексте? (Каково ваше отношение к данной теме?)
4.Чем передается отношение автора к поднятой теме, каков эмоциональный пафос текста? (тропы, приемы)
5. Произвести морфемный разбор слов: светлокрылый, являющийся (пр.1), неосуществленных (пр. 6), исторгая (пр. 18), беспомощного (пр.21), бессмыслица (пр. 22)
6. Построить словообразовательную цепочку слова ненаписанный (пр. 6)
7. Из предложений с 8 по 15 найти и выписать существительные, образованные переходом из другой части речи.
8. Объяснить правописание Н и НН, слитного и раздельного написания НЕ в причастиях из 6 предложения.
9. Отметить номера слов, в которых пишется НН:
11. Использование какой лексики характерно для публицистического стиля?
12. Какая лексика, соответствующая публицистическому стилю, представлена в данном тексте? Приведите примеры из текста.
13. Дайте толкование слов Голгофа (2), вериги (4), косность(22).
14. Обратим внимание на синтаксис. Что характерно для синтаксиса публицистического текста?
15. В каких случаях причастный оборот обособляется? В предложениях 5-15 найти обособленные определения, выраженные причастными оборотами и графически их обозначить.
16. Графически объяснить постановку тире в предложениях 1 и 2.
17. Найти предложение, соответствующее данной схеме и записать его номер. Охарактеризуйте предложение.
[ ___ === ] , ( ибо ____ ===, === ).
18. Из предложений 13-19 найти сложносочиненное предложение с противительным союзом между частями и записать его номер.
19. Из предложений 15-22 найти сложное бессоюзное предложение, записать его номер.
20. Начертить схему предложения 16, охарактеризуйте его, объясните пунктуацию.
Экземпляр учителя
Гений
1) Гений – это не светлокрылый ангел, являющийся людям раз в столетие в сиянии своего небесного дара и парящий над грешной землей. 2) Гений – это Голгофа каждый день. 3) Самый тяжелый крест. 4) Вериги, которые носят ежечасно, ежеминутно, всю жизнь.
5) Напрасно ходят легенды о волшебстве, чуть ли не легкости творчества избранных. 6) Великих художников окружал жестокий мир их неосуществленных замыслов, этот неумолимый и грозный хоровод ненаписанных, несозданных шедевров, не выполненных перед самим собой обязательств. 7) И эта миссия вечного должника отравляла самые счастливые мгновения их жизни, ибо ни одно чувство, даже сама любовь, не могло пересилить, одолеть единственную страсть любого великого мастера – творить!
8) Среди этих мучеников своего признания, своего гения первым и самым терзаемым страстями был Микеланджело Буонарроти. 9) Микеланджело. 10) Человек, создавший мир. 11) Мир образов, без которых трудно прожить, как нельзя дышать без воздуха. 12) Ведь стоит лишь однажды увидеть творения Буонарроти, и они пройдут с тобой всю жизнь, хочешь ты этого или нет, полюбились ли они или не полюбились.
13) Такова магия истинного искусства… 14) Эти образы, сотворенные рукою Микеланджело, будут всегда с тобою, как навсегда вошли в нашу жизнь музыка Бетховена и Мусоргского, слово Толстого и Шекспира, живопись Рембрандта и Рублева…
15) Правда, можно не знать созданного ими грандиозного мира, но насколько будешь беднее ты сам, попытавшись обойтись без этих гениев, сделавших прекрасное доступным каждому смертному, принесших красоту в каждый дом!..
16) Но всегда ли мы представляем, какой ценою эти люди достигли такой исполинской, всепроникающей силы, такой лучезарности света, которого хватает потом, после их кончины, на многие века, который доставляет сияние миллионам, миллионам людей? 17) Ведь гении подобны звездам, свет от них продолжает идти к нам еще вереницу веков после их кончины. 18) Можем ли мы представить, какой пламень бушует в груди смертного творца, сжигает его душу, исторгая из нее вечные слова, дивные звучания, вещие образы? 19) Какие ежедневные муки одолевали Баха, Микеланджело, Достоевского? 20) Трудно вообразить всю тяжесть их творческих родов, помочь которым не мог ни один, даже самый искусный, врач планеты. 21) Потому что нет более могущественного и более беспомощного человека, чем творец.
22) Изучите судьбы великих художников, композиторов, поэтов прошлого, и вас поразит жестокая бессмыслица окружающего их бытия, нелепость борьбы с глупостью, косностью, а иногда просто холодным злодейством людей, не понимавших или слишком хорошо понявших силу нового слова, гармонии, красоты.
И. Долгополов
1. Докажите, что перед вами текст. Предложения объединены одной темой: о гениях, гениальности.
(В каких предложениях эта тема звучит открыто?) 1–3, 7, 15, 17
(Какова основная мысль текста?) Жизнь гениальных людей сложна: помимо мук творчества, люди, дарующие нам прекрасное испытывают трудную судьбу из-за жестокости окружающего мира.
Все предложения в тексте связаны еще и грамматически:
Повторение ключевых слов (гений, гениальность), замена на синонимичное выражение (смертный творец, великие художники, композиторы, истинное искусство).
Использование глаголов одной формы – преимущественно несовершенного вида (ходят, носят), прошедшего времени (отравляли, окружал, был), хотя есть и другие формы глаголов.
(Чем вызвано употребление глаголов совершенного вида, другого времени?)
Текст оживляется, когда использованы глаголы настоящего времени, совершенного вида, повышается внимание читателя.
2. К какому стилю вы отнесете текст? Какого типа текст? Докажите свою точку зрения. Publicus - (лат.) общественный Публицистический, так как есть явные приметы стиля: призывность (пр. 22 – изучайте судьбы великих…), оценочность ( 1- 4, 14, 17), эмоциональность (15,18), общедоступность (нет непонятных выражений, слов, мыслей), образность (гений не светлокрылый ангел), логичность (сначала общие рассуждения о гениях, затем о сложностях творчества, затем конкретный пример Буанорроти, привлечение внимания читателя к мукам творчества, которые испытывают гении и открытый призыв к изучению порой трагических судеб великих людей.)
Публицистический, так как цель текста – убеждение читателя в своей точке зрения. (что гениальность – тяжкий крест)
Тип текста – рассуждение. Есть схема: тезис (1-4), рассуждение (5,7), вывод (14, 15, 17, 21). Вопросно-ответная форма изложения, типичная для рассуждения.
3. Актуальны ли проблемы, поднятые в тексте?
Каково ваше отношение к данной теме?
Конечно, актуальны, так как любое время рождает истинно талантливых людей, и внимание к нелегкой их судьбе необходимо. Это проблемы социальные и нравственные. Настоящий талант лишен пробивной силы, так как полностью погружен в свое творчество.
4.Чем передается отношение автора к поднятой теме, каков эмоциональный пафос текста? (тропы, приемы)
Развернутое сравнение (пр. 1) по принципу отрицания.
Сравнение (11 – как нельзя дышать без воздуха,17 - подобны звездам)
Метафоры (2 - Голгофа, 3 - крест,4 - вериги), (6 - хоровод шедевров), (13 -магия искусства), развернутая метафора (18 - пламень бушует в груди творца, 16 - лучезарности света, которые потом…, 20 - творческие роды, помочь которым не в состоянии…)
Эпитеты (18 - дивное звучание, вещие образы, 22 - холодное злодейство, жестокая бессмыслица)
Антитеза ( 21 - более могущественный - более беспомощный)
Градация (ежечасно, ежеминутно, всю жизнь)
Повторы слова (16 – миллионам, 12 - полюбились)
Использование однородных рядов (15, 16,18, 19, 20, 22)
Вопросно-ответная форма изложения (16, 18, 19, 20)
Парцелляция (3, 4, 7, 9, 10, 11, 21)
Умолчание (13); умолчание, использованное на эмоциональном подъеме, в восклицательном предложении (15).
5. Произвести морфемный разбор слов: светлокрылый, являющийся (пр.1), неосуществленных (пр. 6), исторгая (пр. 18), беспомощного (пр.21), бессмыслица (пр. 22)
6. Построить словообразовательную цепочку слова ненаписанный (пр. 6)
Ненаписанный – написанный – написать – писать
7. Из предложений с 8 по 15 найти и выписать существительные, образованные переходом из другой части речи. Прекрасное, смертный
8. Объяснить правописание Н и НН, слитного и раздельного написания НЕ в причастиях из 6 предложения.
Выполнить задания:
1. Отметить номера слов, в которых пишется НН: