Концепция дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области хореографического искусства подготовительного отделения
по предмету
«РИТМИЧЕСКАЯ И ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА»
(хореографическое отделение)
Хореография является необходимым компонентом для творческого развития ребенка во всех областях его деятельности, для выявления его способностей, индивидуальности. Смысл занятий хореографическим искусством – в том, чтобы, используя специально подобранные упражнения, развивать у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичность. Овладение элементами хореографического искусства даёт большой эмоциональный заряд. Повышается уверенность в себе, коммуникативная активность, доброжелательность, внимание к другим.
Хореография, как сценическое искусство, имеет свою специфику и, соответственно, свою систему воспитания, обучения. В танце через своеобразную и сложную технику этого искусства раскрывается внутренний мир человека, его поступки, отражается национальная, стилевая и историческая принадлежность.
Цель. Курс ритмической и партерной гимнастики является развивающим, способствует разностороннему формированию личности ребенка. Большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья (здоровье сберегающая технология). В процессе урока ребенок постоянно находится в движении, совершенствуются общая и мелкая моторика, координация, равновесие; вырабатываются навыки правильного дыхания. Занятия способствуют социальной адаптации детей: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт, вырабатываются такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие.
Задачи:
развитие дыхательного аппарата детей;
развитие двигательных навыков;
укрепление мышечного аппарата;
развитие высших психических функций;
развитие музыкальных способностей у детей;
развитие творческих навыков;
воспитание эмоциональной выразительности исполнения танцевальных или пластических композиций;
воспитание нравственных качеств детей, таких, как трудолюбие, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения; формирование чувства ответственности, коммуникативности и толерантности, умения резонировать;
создание мотивации к дальнейшему обучению.
Ожидаемый результат. Данная программа способствует формированию у детей коммуникативных навыков, творческих способностей, эстетического вкуса, умения применять свои знания на практике. Основные условия, необходимые для полноценного развития детей в процессе занятия это – хорошее самочувствие, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неловким, неуклюжим, умение свободно самовыражаться посредством движения под музыку. Реализация всех задач данного курса является предполагаемым результатом.
Занятие состоит из двух частей.
Части занятия естественно переходят одна в другую.
Ритмика (1 часть)
В первой части занятия ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей части.
В содержание первой части входят упражнения разминки для мышц шеи, плечевого пояса, рук, упражнения на внимание, координацию движения, развитие моторики.
Партерная гимнастика (2 часть)
В этой части используются упражнения, которые рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Сочетание динамичных и статичных физических упражнений является лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений.
«Ритмическая и партерная гимнастика» - это элементы ритмики, музыкальной грамоты, изучение движений партерной гимнастики. Характер музыки (веселая, спокойная, энергичная, торжественная); темп музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Длительность, ритмический рисунок, акцент, музыкальный размер. Воспроизвести хлопками рук и движениями ног (шагами, притопыванием) разнообразные ритмические рисунки, состоящие из четвертей, половинных и целых, использование несложных ритмических приговорок-стихов. Определить музыкальный размер: 2/4, 3/4. 4/4 и продирижировать в заданном размере. Строение музыкального произведения: вступление, части, музыкальная фраза. Подготовительные упражнения: различные виды шагов и бега. Шаги с вытягиванием пальцев ног (руки опущены вниз на небольшом расстоянии от корпуса, локти слегка закруглены, кисти продолжают линию локтя), шаги на полупальцах (руки на поясе, позднее в подготовительном положении), шаги на пятках (руки за спиной), шаги с высоко поднятыми коленями и вытянутыми пальцами ног, шаги с захлестыванием голени (руки согнуты в локтях, работают в соответствии с шагами). Бег с высоко поднятыми коленями, бег с захлестыванием голени, бег с выбрасыванием ног вперед на 450, мелкий бег на полупальцах (движения и положения рук по усмотрению педагога). Прыжки по 6 и 1 полувыворотной позициям, ползунец. Упражнения на дыхание. Обучение основам правильного дыхания посредством игры: «шарик», «надувная игрушка» и т.д. Вспомогательные и корригирующие упражнения на полу или партерная гимнастика. Задачи подготовительных упражнений: организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все их усилия на физическую нагрузку. Подготовить мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса; в индивидуальном порядке исправить имеющиеся недостатки в осанке. Дети располагаются на полу на расстоянии вытянутых рук и ног. Упражнения выполняются в положении, разгружающем позвоночник: лежа на спине и животе, а также сидя. Весь комплекс упражнений на полу можно подразделить на группы, это:
А) корригирующие упражнения. На напряжение и расслабление мышц, для укрепления спины и исправления сутулости, для развития и укрепления стопы.
Б) вспомогательные упражнения или упражнения способствующие улучшению профессиональных данных: выворотности, шага, гибкости, прыжка (так называемые растяжки). Это может быть и партерный станок Князева, могут быть и известные всем упражнения: «книжечки», «лягушки», «мостики», «рыбки», «кораблики», «лодочки», так и специально подготовленные по усмотрению педагога комплексные упражнения на развитие этих данных.
В) упражнения, подводящие к классическому экзерсису. Обычно, эти упражнения разучиваются на заключительном этапе работы в детских группах и служат отправной точкой для прохождения аналогичного движения у станка, таких как: battement releve lent, plie, battement tendu и других. Далее в классах школы могут таким же образом проучиваться и другие движения.
Учебный план подготовительного отделения
(«хореография»)
Предмет учебного плана | Возраст обучающихся 1 год 4 - 5 лет | Возраст обучающихся 2 год 5 – 6 лет |
Ритмическая и партерная гимнастика (групповые занятия) | 30 минут | 30 минут |
По окончании курса подготовительного отделения дети должны:
Знать основные понятия:
позиции рук, ног; - ритм, темп; уметь:
принимать исходное положение,
подчиняться словесной информации преподавателя, - подчиняться ритму вне словесной команды; приобрести навыки: - владения дыханием,
контроля осанки, - контроля удобного и целесообразного движения.
3