СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция маркетинга в системе образования

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества, его производительных сил, рыночных взаимоотношений производителей и потребителей, а также психологических особенностей индивидов, становится необходимым использование маркетинга как важнейшего средства, дающего хозяйствующим субъектам возможности выживания в современной конкурентной среде.[5 ]

Образование - это принципиально новая, поисковая и перспективная сфера маркетинга.

Предмет маркетинга в образовании - это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка.

Просмотр содержимого документа
«Концепция маркетинга в системе образования»

4


Концепция маркетинга в системе образования

Иванова А.Н., преподаватель

экономических дисциплин



Сегодня, чтобы оставаться на месте,

необходимо бежать все быстрее

Ф.Котлер



На современном этапе развития общества, его производительных сил, рыночных взаимоотношений производителей и потребителей, а также психологических особенностей индивидов, становится необходимым использование маркетинга как важнейшего средства, дающего хозяйствующим субъектам возможности выживания в современной конкурентной среде.[5 ]

Образование - это принципиально новая, поисковая и перспективная сфера маркетинга.

Предмет маркетинга в образовании - это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка. [4]

Целевой результат маркетинговой деятельности - это обеспечение рентабельности через наиболее эффективное удовлетворение потребностей:

-личности - в образовании (для извлечения доходов);

-учебного заведения - в развитии и благосостоянии сотрудников;

  • фирм - в росте кадрового потенциала.[3]

Таким образом, маркетинг в образовательной сфере должен работать по следующим направлениям:

- анализ потребностей целевых потребителей рынка образовательных услуг;

- приспособление вуза к требованиям рынка образовательных услуг;

- информирование потенциальных потребителей образовательных услуг о вузе и его деятельности.

Т.е. фактически реализация этих направлений требует ответов на следующие главные вопросы маркетинга: Что производить?, Как производить? Для кого производить? Применительно к учебному заведению они будут звучать следующим образом:

1.Кого учить? Эта проблема особенно деликатна, т.к. она сразу задает комплекс вопросов, связанных с выбором целевого потребителя образовательной услуги.

Образовательное учреждение оказывается перед очень нелегкой проблемой определения, на какого абитуриента ориентироваться, кого приглашать и отбирать, кто составит контингент студентов:

- те, у кого нет проблем с оплатой образовательных услуг;

- те, кого легче обучать (в т.ч. как за счет имеющегося запаса знаний или за счет способностей к их восприятию и освоению);

- те, кто способен быстро "выучить и сдать" пройденный материал? Безусловно, выбор ни одной из этих категорий не может гарантировать главного: способности эффективно использовать, потреблять результаты деятельности учебного заведения.

2.Зачем и чему учить? Этот двойной вопрос тесно связан с конкретной структурой потребностей целевых групп клиентов и характеризует выбор целей (поэтому он связан с первым вопросом) и средств образовательного процесса, поиск оптимального соотношения между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями. Т.е фактически, отвечая на этот вопрос, мы очерчиваем направления специализации учебного заведения.

3.Сколько учить? Предстоит выбрать, в каких случаях целесообразно уменьшать или увеличивать сроки обучения, использовать принцип экстерна, многоступенчатый подход к образованию.

4.Как учить? Вопрос можно разделить на три составляющие:

- форма обучения (очная, заочная, смешанная и др.);

- технология обучения (традиционная, игровая, исследовательская);

- технология контроля и оценки (в т.ч. в текущем, поэтапном и результирующем режимах).

5. Кто будет учить? Этот вопрос приобретает особую актуальность, т.к качество образовательных услуг напрямую зависит от тех, кто передает свои знания. И здесь стоит проблема: при подборе персонала кому отдать предпочтение: вчерашнему студенту университета, не имеющего опыта работы, но готового внести новизну, нестандартность в процесс обучения (не смотря на невысокую зарплату) или опытному преподавателю, который всю сою сознательную жизнь проработал в системе образования и уверенному в том, что его методика преподавания является наиболее конкурентоспособной.

Ответы на все эти вопросы для вузов ДНР усложняются факторами внешнего воздействия, которые, к сожалению ни один вуз не может ни проигнорировать, ни изменить. И в первую очередь это факторы политического и демографического характера.

Смена политической ориентации, как бы серьезно она ни отражалась на сферах материального производства, затрагивает образование несравненно более сильно и глубоко, ипрежде всего - высшее образование. Меняется его содержание, в т.ч. не только предметное, но и духовное.

Радикально обновляются комплексы учебно-методических материалов, включая программы, учебники и учебные пособия, технологии образования, целевые модели специалистов.

Демографические факторы нашего региона заставляют задуматься и в очередной раз пересмотреть подходы к определению своего целевого рынка:

- количество выпускников школ будет уменьшаться с каждым годом (низкие показатели рождаемости);

- увеличивается количество выпускников школ, которые желают продолжить образование на территории Российской Федерации.

Естественно, в этих условиях, спрос на образовательные услуги будет гораздо меньше предложения. И предпочтение потенциальный студент отдаст тому вузу, который с его точки зрения, будет наиболее привлекательным.

Что же может создать привлекательный образ учебного заведения?

Здесь можно выделить следующие факторы: (Рис.1)


Факторы, влияющие на выбор потребителем учебного заведения






Место расположения учебного заведения

Сроки образовательной программы


-


Форма обучения

Организация стажировок и производственных практик в процессе обучения



Трудоустройство по окончании вуза



Уровень материально-технического оснащения вуза

Качество преподавательского состава




Репутация учебного заведения на региональном рынке образовательных услуг






Рис.1.Факторы, влияющие на выбор потребителем учебного заведения.


Большая часть этих факторов составляет совокупность непосредственно наблюдаемых, видимых событий, явлений. Это формально-ролевая структура вуза, стиль руководства, системы коммуникации, организационные процедуры, социальные технологии, исповедуемые в вузе традиции, ритуалы, обычаи, язык и т.д. Именно с их помощью вуз, прежде всего, и выполняет свои задачи. Именно они и должны бросаться, в первую очередь, потребителям образовательных услуг.[1]

Однако, многие из этих составляющих незнакомы потенциальным абитуриентам, т.к. с большей частью они столкнуться только в процессе обучения, но есть элемент, который вполне доступен для восприятия молодого человека в возрасте 14-17 лет – это имидж учебного заведения, формируемый на основании откликов друзей, знакомых, информации, размещенной на официальной интернет-странице вуза. Кстати, последнее нельзя недооценивать. Дизайн интернет-страницы и ее современность оказывают неумолимое эмоциональное влияние на молодое поколение, определяющее выбор вуза. Интернет- страница не может быть сделана раз и навсегда, ее содержание должно регулярно изменяться, дизайн обновляться в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды вуза. Для увеличения посещаемости страницы на ней размещают расписания занятий, объявления, информацию о культурной жизни студентов, публикуют выдержки их научных работ, как преподавателей, так и студентов.

Формированию корпоративной идентичности вуза содействуют и поздравления юбиляров, форумы выпускников, рассказы о преподавателях. Во многих вузах интернет-страницы являются в первую очередь рекламной площадкой, работающей на абитуриентов.

Вместе с тем, нельзя забывать, что за информацией о вузе к интернет-странице обращаются работодатели, сотрудники кадровых агентств, ответственные лица спонсирующих фондов, международные партнеры. Часто именно информация сети Интернет становится основным фундаментом, на котором строится имидж вуза.

Средством формирования и продвижения имиджа являются специальные мероприятия. К ним относится участие вуза в выставках, проведении дней открытых дверей, игр КВН, спортивных мероприятий, научных конференциях. [2]

Но эффект от них будет только в том случае, если мероприятия проводятся с участием школьников выпускных классов общеобразовательных учебных заведений. Таким образом, вуз «убивает» сразу двух зайцев: укрепляет дух коллективизма, дружбы, взаимопомощи среди студентов вуза и формирует благоприятную почву для старта будущей вступительной кампании.

Перечисленные выше компоненты, может быть, и не влияют на рейтинг вуза в международных оценочных системах, однако их анализ и немедленная реакция на изменения в окружающей среде, дают возможность выжить в условиях жесткой конкуренции рынка образовательных услуг.




Используемые источники

Алешина И.В. Корпоративный имидж // Маркетинг.2003. № 1. С.73.

Крылов А. Н. Влияние имиджа на качество учебного процесса в вузе / Управление качеством учебного процесса в вузе: Проблемы и перспективы. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2006., С. 146-152

Мельникова Т.П. Особенности маркетинга в сфере образовательных услуг. conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf3/6.pdf

ПанкрухинА. П., http://www.koism.rags.ru

Из материалов Гильдии маркетологов, http://www.marketologi.ru

Рубцова О.С. Маркетинговые технологии на рынке образовательных услуг. conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf3/6.pdf


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!