СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция на тему "Информационно-коммуникационные технологии как инструмент для формирования цифровой компетентности специалиста"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Концепция на тему "Информационно-коммуникационные технологии как инструмент для формирования цифровой компетентности специалиста"»

Информационно-коммуникационные технологии как инструмент для формирования цифровой компетентности специалиста




Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите еще раз представиться.

Нина Александровна Королева. Преподаватель дисциплин профессионального цикла. Моя предметная область – это информационно-коммуникационные технологии и информационная безопасность.

Не открою секрета, что одним из основных процессов, характеризующих развитие современного общества, является информатизация. Сегодня владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими базовыми навыками, как умение читать и писать. И это неслучайно, так как внедрение ИКТ позволяет повысить эффективность деятельности человека в любой профессиональной сфере, сформировать конкурентоспособного и востребованного цифровой экономикой специалиста.

ИКТ открывают новые и самые, еще вчера кажущиеся невероятными, возможности в области образования.

Они не только дают педагогам и студентам возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным, наглядным, информативным, делают знания более понятными, приближая их к реальной жизни. Владение ИКТ дает основу для формирования цифровой компетентности.



Принято выделять четыре основных вида цифровой компетентности:

  1. информационная и медиакомпетентность знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением

  2. коммуникативная компетентность знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.);

  3. техническая компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средств для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.;

  4. потребительская компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

Обобщенная модель цифровой компетентности


Наверняка вы обратили внимание, что, характеризуя каждый из видов цифровой компетентности, выделены не только знания и умения, но и мотивация, а также ответственность в каждой из сфер цифровой компетентности. ИКТ – это не только знаю и умею, но и четко понимаю для чего и осознаю ответственность.

В рамках реализации основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем формируется обобщенная модель цифровой компетентности. Происходит это на разных этапах обучения с практическим использованием программного обеспечения, цифровых платформ и различных форм цифровой коммуникации.


С целью формирования информационной компетентности в рамках программы подготовки техников по защите информации реализуется модуль по изучению технологий создания и обработки цифровой мультимедийной информации. В результате изучения данного модуля формируются профессионально важные компетенции, которые позволяют студентам осуществлять настройку и обслуживание различного программного обеспечения, создавать и управлять текстовыми документами, материалами баз данных, использовать ресурсы Интернета, применять средства защиты.

С целью формирования технической компетентности студентов в образовательном процессе активно используется программное обеспечение: Draw.io, Pascal ABC, Pyton, C++, Скретч, электронные учебные пособия, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью, MS Excel, MS Word).

Федеральным государственным образовательным стандартом определен перечень видов работ и профессиональных компетенций, которые в конечном итоге формируют техническую компетентность студентов: производить установку и настройку компонентов автоматизированных систем, администрировать программные и программно-аппаратные средства, обеспечивать их бесперебойную работу и осуществлять проверку, техническое обслуживание и ремонт в соответствии с технической документацией.



С целью изучения того, какие ИКТ студенты чаще всего использует в учебной деятельности и повседневной жизни, а какие нет и почему, был проведен опрос среди обучающихся старших курсов отделения. Результаты анкетирования показали, что студенты часто работают с поисковыми интернет-системами, используют для общения мессенджеры, электроную почту, проходят электронное тестирование используют текстовые редакторы.

Умеют и пользуются специализированными программами по обработке видео, звука и графики, испольуют электронные учебники, смотрят обучающее видео (например, по установке программного обеспечения), используют возможности программ PowerPoint, Excel, совершают онлайн-покупки.

Практически не пользуются электронными словарями и энциклопедиями, виртуальными лабораториями. Мало кто отваживается вести свои сайт или личный блог. Почему? На этот вопрос ответили, что не хватает опыта, не достает знаний как формировать интересный востребованный контент.


Формирование информационной и коммуникационной компетентности студентов на занятиях по дисциплинам общепрофессионального и профессионального циклов рассматривается не только как формирование технологических навыков. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда студент становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. Формирование коммуникативной компетентности наилучшим образом может происходить во внеурочной занятости обучающихся, в создании и реализации различных проектов, в процессе участия в различных чемпионатах, турнирах, олимпиадах, где студенты могут продемонстрировать свою информационную компетентность.

В заключение, необходимо отметить, что в процессе педагог не только образовывает, воспитывает и развивает обучающегося, но с внедрением новых ИКТ он сам получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.

Спасибо большое за внимание!

Для того, чтобы более подробно познакомиться с моим опытом работы приглашаю вас посетить мою страницу в профессиональной сети «Мультиурок»

https://multiurok.ru/id55039449/files