Учредитель:союз художников СССР на Сенежском озере.
Этимология названия: «открытая форма»-это форма вещи, которую необходимо постоянно менять в зависимости от изменений условий ее использования.
Основатели и представители: К. М. Кантор, Е. А.Розенблюм, В. Л. Глазычев.
Журнал «Декоративное искусство СССР».
Сферы деятельности: арт-дизайн, книга, графический дизайн, выставочный дизайн, городской дизайн.
Основные положения:
1.Творческой основой худ-го проектирования является изобразительное искусство, оно-источник проектных смыслов и худ-х средств арт-дизайна.
2. Худ-ое проектирование может осуществляться как особый вид комплексного творчества, родственный творчеству театральной группы.
3. Худ-ый проект может выступать как самостоятельное, завершенное худ-ое произведение и может быть предьявлен не выставку или музее как результат нового вила худ-го творчества.
4. Городская среда является местом «средостроения» архитектуры и традиционного дизайна .
Основные понятия:
Художественное проектирование -область деятельности дизайнера, объектами которой выступают все изделия, изготавливаемые всеми накопленными к данному времени методами, в том числе не выпускаемые серийно, как и изделия по характеру своего назначения и форме не требующие специальной худ-но-конструкторской проработки.
Результаты деятельности: В. И. Козменский, Э.П. Фрезе - художник и театр 1975. Н.В.Тогаль, Женитьба, художник М.Матофис 1981 год. Открытка, выставочные павильоны.
Иную концепцию дизайнерского творчества, чем рассмотренная выше, развивали теоретики и практики Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР на Сенежском озере.
журнал «Декоративное искусство."
Переход от постановки чисто технических задач проектирования к социально-культурным требованиям к проектируемому изделию означает заботу дизайнера о создании предметного «фона», обрамляющего человеческую деятельность. Задача может быть сформулирована как проектирование временно-пространственной «рамы» вокруг человека-субъекта. Такой трансформации целевой установки проектирования соответствует, по мнению творческих сотрудников Студии, метод «открытой формы». Принцип «открытой формы» призван решить проблему творческой самодеятельности человека как в сфере производства, так и в процессе использования предметов бытового назначения. Деятельность дизайнера при этом не сводится к созданию статичных невариабельных, замкнутых форм. Его творческое мышление ориентировано на поиск формы, позволяющей наращивать или сокращать материальную систему, свободно менять структуру, ее элементы.
Открытая форма должна обладать известной избыточностью, допуская соучастие человека-оператора или потребителя бытовых вещей — субъекта деятельности — в известном «допроектировании» или «перепроектировании», стимулировать в данном направлении творческую самостоятельность потребителя. При этом трансформируемая и вариабельная форма должна содержать в себе потенциальную возможность обретать эстетическую целостность в каждый данный момент преобразования функциональной системы
Четыре кардинальных положения концепции Сенежской студии четко сформулировал К. Кантор, определив их следующим образом:
творческой основой художественного проектирования является изобразительное искусство, оно — источник проектных смыслов и художественных средств арт-дизайна;
художественное проектирование может осуществляться как особый вид коллективного творчества, родственный творчеству театральной труппы;
художественный проект, воплощеннный в виде пространственной конструкции, проработанный композиционно, пластически и колористически в специфический «макетный материал», выступает как самостоятельное, завершенное в себе, художественное произведение и может быть предъявлен на выставке или в музее как результат нового вида художественного творчества;
основным полем приложения сенежской версии художественного проектирования является городская среда в местах «средостения» архитектуры и традиционного дизайна. Это как бы «бесхозная земля», не осваиваемая ни градостроителем, ни дизайнерами промышленных изделий или визуальных коммуникаций.
К. Кантор, критически оценивая опыт Студии, признавал, что из художественного проектирования изделий для промышленности ничего не получилось. Связи с промышленностью не было, не было знания техники и технологии. Методы художников использовались в основном для проектирования экспозиций выставок и музеев. Много лет основной темой студийных проектов было благоустройство городской среды, придание ей человеческого масштаба в образе жизни и эмоциональных запросах жителей.