Новиков Василий Савельевич,
кандидат юридических наук,
доцент по кафедре психологии,
педагогики и организации работы с кадрами
Академии управления МВД России,
почетный академик Международной академии
дополнительного образования
по специальности «Педагогика»,
учитель основ безопасности жизнедеятельности
Концепция патриотического и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ для уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений
«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — заявил президент России Владимир Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров». А для того чтобы его пробудить, а точнее внедрить сознание о патриотизме как о национальной идее, «нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях».
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Цель патриотического и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ - определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты развития воспитания, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
Задачи патриотического и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ:
создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;
обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;
повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;
сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления патриотического и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ:
1.Развитие социальных институтов воспитания.
Поддержка семейного воспитания:
содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;
сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;
популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими; содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие патриотического и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ:
обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;
полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;
расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;
развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;
создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:
создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);
содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;
применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;
поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;
широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении;
расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций
Гражданское и патриотическое воспитание:
формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;
разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;
формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.
Духовно-нравственное развитие:
воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Приобщение детей к культурному наследию:
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей; совершенствование деятельности библиотек;
создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
Физическое развитие и культура здоровья:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости; распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное
взаимодействие с ними.
Приоритеты государственной политики в области патриотического и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ:
воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям; поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и др.) формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;
воспитание языковой культуры детей;
развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.
Механизмы развития патриотического и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ.
Правовые:
развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы в сфере воспитания детей в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области воспитания;
совершенствование законодательной защиты определяющей роли семьи, приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей, защиту их прав и интересов в системе воспитания.
Организационно-управленческие:
разработка и реализация комплексных планов;
принятие субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ комплексных планов развития воспитания, совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях на основе современных механизмов управления;
консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
эффективная координация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и иных организаций в сфере воспитания;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;
системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта работы в области воспитания;
создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность воспитания в системе образования.
Кадровые:
дальнейшее повышение престижа профессий педагога, воспитателя; создание атмосферы уважения к педагогическому труду, разработка мер по его поддержке;
развитие кадрового потенциала, в части воспитательной компетентности педагога, разработка и введение профессиональных стандартов специалиста в области воспитания; содействие развитию педагогических компетенций у родителей;
модернизация системы педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере воспитания с целью обеспечить соответствие содержания воспитательной деятельности вызовам современного общества.
Научно-методические:
проведение научных исследований в области воспитания и социализации детей;
развитие исследований в области семьи и семейного воспитания детей;
проведение прикладных исследований по изучению роли и места СМИ, Интернета в развитии личности ребёнка;
разработка методического обеспечения.
Финансово-экономические:
создание в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации необходимых ресурсов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
обеспечение многоканального финансирования системы воспитания из федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет механизмов государственно-частного партнерства, привлеченных инвестиций, спонсорских средств;
создание и продуктивное использование гибкой системы стимулирования субъектов воспитательного процесса.
Информационные:
использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы воспитания;
развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций в интересах ребенка,
дистанционных форм воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
организация информационной поддержки Стратегии воспитания с привлечением значимых общероссийских и региональных СМИ;
усиление воспитательного потенциала медиа-образования в образовательных организациях.
Ожидаемые результаты.
Концепция развития патриотического и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ должна обеспечить:
значимость воспитания в общественном сознании;
укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;
повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;
доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;
развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;
повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;
повышение уровня информационной безопасности детей.
Выводы
1.Правовое регулирование отношений в сфере патриотического и военно – патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральным законом от 9 мая 2006 года N 68-ФЗ "О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы", Федеральным законом от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом Московской области, Законом Московской области N 155/2003-ОЗ "О государственной молодежной политике в Московской области", Законом Московской области N 34/2013-ОЗ "Об использовании копии Знамени Победы в Московской области", Законом Московской области от 13.07.2015 N 114/2015-ОЗ "О патриотическом воспитании в Московской области" и иными нормативными правовыми актами РФ и Московской области.
2. Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, связанная с реализацией мероприятий, направленных на формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
3. Военно-патриотическое воспитание - часть патриотического воспитания, направленная на формирование у граждан готовности к военной и правоохранительной службе и развитие связанных с этим прикладных знаний и навыков.
4. Система патриотического воспитания - совокупность субъектов и объектов патриотического воспитания, средств и методов патриотического воспитания, нормативной правовой базы в области патриотического воспитания, а также мероприятий, проводимых в целях патриотического воспитания.
5. Патриотическое воспитание и военно - патриотическое воспитание обучающихся в образовательных организациях РФ основывается на следующих основных принципах:
1) законности;
2) соблюдения баланса интересов личности, общества и государства;
3) обязательности;
4) плановости, системности, непрерывности;
5) гласности;
6) взаимодействия субъектов патриотического воспитания.
6. Патриотическое воспитание и военно - патриотическое воспитание обучающихся в образовательных организациях РФ осуществляется в целях:
1) формирования и развития у граждан профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах общественной жизни;
2) формирования у граждан заинтересованности в развитии Московской области;
3) формирования у граждан стремления к развитию своей личности и осознания необходимости служения Отечеству.
7. Основными задачами патриотического воспитания и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ являются:
1) формирование и утверждение в общественном сознании патриотических взглядов и убеждений, уважения к истории и культуре многонациональной России, Московской области, к традициям российского народа, повышение престижа государственной службы;
2) создание эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у граждан верности Родине, готовности к служению Отечеству, честному выполнению гражданского, профессионального и воинского долга, служебных обязанностей, создание механизма, обеспечивающего овладение гражданами военными знаниями, умениями и навыками;
3) привитие гражданам чувства уважения к Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гербу Российской Федерации и Государственному гимну Российской Федерации, флагу Московской области, гербу Московской области и гимну Московской области, военной символике и воинским реликвиям;
4) создание условий для усиления патриотической направленности работы средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, предотвращение манипулирования информацией, пропаганды образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажения и фальсификации военной истории;
5) воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав;
6) создание условий для противодействия проявлениям политического и религиозного экстремизма.
8. Система патриотического воспитания и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ призвана:
1) обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной гражданской позиции;
2) способствовать всемерному включению граждан в решение общегосударственных задач;
3) создавать условия для развития у граждан мышления, побуждающего к действиям, соответствующим национальным интересам Российской Федерации, интересам Московской области;
4) подготовить молодежь и побудить представителей других поколений к такой деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.
9. Субъекты патриотического воспитания и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ в пределах своей компетенции осуществляют деятельность в сфере по следующим основным направлениям:
нормативное правовое регулирование в области патриотического воспитания;
научное и методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;
проведение мероприятий, направленных на разъяснение законодательства и правоприменительной практики;
проведение мероприятий, направленных на повышение роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
создание социальных, правовых, организационных условий для воспитания духовно богатой личности с высокими нравственными устоями, активной гражданской позицией, а также формирование у детей и молодежи ценностных ориентиров и нравственных норм, уважительного отношения к традициям и истории Родины;
расширение содержания патриотического воспитания посредством включения в него программ и иных компонентов культурно-исторической, духовно-нравственной направленности на основе современных научно обоснованных достижений в области социально-гуманитарных наук;
реализация общественно значимых инициатив граждан в области патриотического воспитания;
организация и проведение мероприятий, связанных с днями воинской славы России и памятными датами России и Московской области, праздничных салютов, дней и месячников, посвященных Дню защитника Отечества;
пропаганда подвигов, героизма и мужества защитников Отечества в целях воспитания уважения к истории народа, гордости за страну и чувства ответственности за собственные поступки;
сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, воспитание уважения к старшим;
осуществление мониторинга в области патриотического воспитания, создание банка данных о наиболее эффективных программах патриотического воспитания и внедрение передового опыта в практику воспитательной работы;
организация издания и распространения литературы, способствующей формированию чувства патриотизма;
организация в средствах массовой информации теле-, радиопередач по патриотической и правовой тематике;
организация и проведение фестивалей и конкурсов патриотической направленности;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
учреждение грантов за достижения в области патриотического, в том числе военно-патриотического, и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений, объектов и организация выставок, увековечивающих дни воинской славы России;
иные направления деятельности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Московской области.
10. Целесообразно разработать следующие Федеральные законы РФ в целях патриотического воспитания и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ:
- «О патриотическом воспитании граждан в РФ»;
- «О военно - патриотическом воспитании граждан в РФ»;
- «О духовно – нравственном развитии, обучении и воспитании обучающихся в образовательных организациях РФ»;
- «О патриотическом воспитании обучающихся в образовательных организациях РФ»;
- «О военно - патриотическом воспитании и обязательной подготовке граждан к военной службе в образовательных организациях РФ»;
- «О военно - патриотическом воспитании и добровольной подготовке граждан к военной службе»;
- «О системе патриотического воспитания и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ».
11. Целесообразно разработать следующие государственные программы в целях патриотического воспитания и военно - патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ:
- Государственную программу "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2017 - 2025 годы»;
- Государственную программу "Военно - патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2017 - 2025 годы»;
- Государственную программу "Духовно – нравственного развития, обучения и воспитания обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации на 2017 - 2025 годы»;
- Государственную программу "Патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации на 2017 - 2025 годы»;
- Государственную программу "Военно - патриотического воспитания и обязательной подготовки к военной службе обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации на 2017 - 2025 годы»;
- Государственную программу "Военно - патриотического воспитания и добровольной подготовки к военной службе обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации на 2017 - 2025 годы».
Литература
1. Бим-Бад Б.М. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого–педагогический анализ: монография / Б.М. Бим–Бад, С.Н. Гавров. – М.: Интеллектуальная книга; Новый хронограф, 2010.
2. Воспитать человека: сб. нормативно–правовых материалов по проблемам воспитания. – М., 2007.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.
4. Нечаев М.П. Управление развитием воспитательной системы школы: Монография. /М.П. Нечаев. – М.: Педагогический поиск, 2011.
5. Нечаев М.П. Оценка качества воспитания в условиях реализации ФГОС: метод. пособие/ М.П. Нечаев. – М.: Перспектива, 2014.
6. Нечаев М.П. Планы и программы воспитания в современной образовательной организации: метод. пособие/ М.П. Нечаев. – М.: Перспектива, 2014.
7. Российская семья – основа духовности и патриотизма : сборник научных статей / под общ. ред. В. И. Лутовинова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
8. Нечаев М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования ФГОС в школе. Учебно–методическое пособие / М.П. Нечаев. – М.: УЦ Перспектива, 2012.
Дополнительная литература
1. Буравова О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников / О.С.Буравова // Начальная школа. – М : «Школьная пресса». – 2010. – № 7.
2. Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей / Т.Е.Васильева // Воспитание школьников. – М.: «Школьная пресса». –. 2011. – № 4.
3. Губанова Е. В. Духовно–нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е.В. Губанова // Воспитание школьников. – М.: «Школьная пресса». – 2011. – № 5.
4.Зубова Е.И. Ресурсы развития воспитывающей среды класса в условиях социального многообразия / Е.И. Зубова, М.П. Нечаев. – М.: ГБОУ ВПО МО АСОУ. – 2014. – Вып. 11.
5. Каменщикова Л. М. Духовно–нравственные ценности русской семьи /Л.М. Каменщикова // Дополнительное образование и воспитание. – М., 2011. – № 3.
6. Лисица В. А. Развитие духовно–нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В.А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – М., 2011. – № 11.
7. Нечаев М.П. Оценка эффективности деятельности классных руководителей: основные подходы и методика / М.П. Нечаев // Воспитание школьников. – М.: «Школьная пресса», 2010. – №10.
8. Нечаев М.П. Воспитывающий потенциал современного учебного занятия и возможности его повышения / М.П. Нечаев // Наука и школа. – М.: Прометей, 2010. – № 6.
9. Семыкина Е. Н. Гражданско–нравственное становление школьников в процессе воспитания / Е.Н. Семыкина // Воспитание школьников. – «Школьная пресса», 2011. – № 5. 10. Тюляева, Т. И. Духовно–нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски / Т.И. Тюляева // Методист. – М, 2010. – № 7.
11. Якунина И. В. Духовно–нравственное воспитание подрастающего поколения / И.В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – № 1
12. Янушкявичене О. Методические приемы духовно–нравственного воспитания подростков / О. Янушкявичене // Народное образование. – М, 2009. – № 1.
Нормативно–правовые документы
Международные документы
Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.74 г.).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принята 21.11.78 г.).
Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.48 г.).
Декларация прав ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.59 г.).
Конвенция о правах ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1989 г.).
Федеральные законы
1.Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761).
2.Основы государственной культурной политики (указ Президента РФ от 24.12.2014г. №808).
3. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования и науки РФ от 13.05.2013г. № ИР–352/09).
4. ФГОС ООО (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 31.12.2015 года Приказ Минобрнауки России N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937).
5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ).
6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98 г. № 124–ФЗ с изменениями от 05.04.2013 г.).
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.
Нормативно–правовые документы, принятые Правительством РФ
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792–р).
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016 – 2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).
3. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751).
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996–р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Нормативно-правовые документы Министерства образования Московской области
1. Постановление правительства Московской области от 4.12.2009г. № 148/2009-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области».
2. Закон Московской области от 27.07.2013 №94/2013- ОЗ «Об образовании».
Интернет–ресурсы
http://минобрнауки.рф – Министерство образования и науки Российской Федерации.
http://www.obrnadzor.gov.ru – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
http://stat.edu/ru– статистика российского образования.
http://www.lexed.ru– Федеральный центр образовательного законодательства.
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование».
http://www.ict.edu.ru– федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
http://минобрнауки.рф/документы/336– Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
http://e.asou-mo.ru – Электронная академия АСОУ.
16