СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина
Пётр Яковлевич Гальперин
Советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР.
Доктор педагогических наук, профессор.
Среди психологических теорий концепция П.Я. Гальперина занимает
особое место, так как в ней содержится глубокий анализ психологических
свойств человеческого действия. П.Я. Гальперин выступил с гипотезой
поэтапного формирования умственных действий и понятий с заданными
свойствами в начале 50 - х годов. Первое упоминание об этой гипотезе было
сделано в его выступлении в 1952 г. в прениях на совещании по вопросам
перестройки психологической науки .
В основу теории П. Я. Гальперина было положено представление о
генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и
внешними практическими действиями.
П. Я. Гальперин считал, что развитие мышления ребенка на ранних этапах его
развития непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием
предметами и т. д. Однако перевод внешних действий во внутренние с превращением
их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. На каждом этапе преобразование заданного действия осуществляются лишь по ряду
параметров.
По мнению П. Я. Гальперина, существует четыре параметра, по которым
преобразуется действие.
К их числу относятся:
При этом первый параметр действия может находиться на трех подуровнях:
Процесс формирования умственных действий, в соответствии с
концепцией П. Я. Гальперина, имеет следующие этапы:
Первый этап характеризуется формированием ориентировочной основы
будущего действия. Основным моментом данного этапа является ознакомление на
практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном
итоге оно (действие) должно соответствовать.
Второй этап формирования умственного действия связан с его практическим
освоением, которое осуществляется с использованием предметов.
Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без
опоры на реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из
внешнего, наглядно - образного плана во внутренний план. Главной особенностью
данного этапа является использование внешней (громкой) речи в качестве заменителя
манипулирования с реальными предметами. П.Я. Гальперин считал, что перенос
действия в речевой план означает прежде всего речевое выполнение определенного
предметного действия, а не его озвучивание.
На четвертом этапе освоения умственного действия происходит отказ от
внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия
целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя».
На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с
соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом
выполнения данного действия из сферы сознания (то есть постоянного контроля над
его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.
Развитие мышления ребенка оказывает влияние не только на
одновременное развитие его речи, но и обусловливает развитие других
психических познавательных процессов, в том числе и развитие представления.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем
постепенно сокращается, «свертывается».
ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные
грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила,
на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той
последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала
требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе,
затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором
этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще
следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается
произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе
человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не
осознавая, — в свернутом и погруженном виде».