Концепция
познавательного развития
детей раннего и дошкольного возраста
«Мир управляется из детской»
Толук
ФГОС ДО
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывает структурное единицы, представляющие определенные направления развития образования детей – образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней
- «Физическое развитие» - двигательной (как двигательной активности)
- «Социально-коммуникативное» - игровой
- «Познание» - познавательно-исследовательской
- «Речевое развитие» - развитие речи
- «Художественное творчество» - продуктивной
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Цели
Развитие у детей познавательных интересов
Интеллектуальное развитие детей
Задачи
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Образовательная область «Познавательное развитие»
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА
ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОРИЕНТАЦИИ
Конструктивное творчество
Различные виды деятельности
Эксперименти-рование с природным материалом
Театрально-игровое творчество (развитие речевой интонационной выразительности, театрализованные игры)
Вопросы детей
Занятия по развитию логики
Использование схем, символов, знаков
Развивающие игры
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Общий дом природы
Экология
изучает
Живую природу
Неживую природу
Воздух
Растения
Человек
Почву
Животные
Грибы
Воду
Законы общего дома природы :
- Все живые организмы имеют равное право на жизнь В природе всё взаимосвязано В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое
- Все живые организмы имеют равное право на жизнь
- В природе всё взаимосвязано
- В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое
Экспериментирование как методическая система экологического воспитания дошкольников
Поисковая деятельность как нахождение способа действия
Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания
Опыты
Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные
(дети вместе с воспитателем, с его помощью)
Опыт-доказательство и опыт-исследование
Кратковременные и долгосрочные
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ДО
Разделы программы
Наличие диагностических методик и тестов
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Сроки
Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие. (Автор-составитель Трифонова Е.В.) Под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой. Москва 2016г. Соответствует ФГОС ДО.
Познавательное развитие
Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие. (Автор-составитель Трифонова Е.В.) Под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой. Москва 2016г. Соответствует ФГОС ДО.
Результаты педагогического мониторинга развития детей к концу каждого возраста (первого, второго и т.д.)
Ответст-венный
Инструктор по физической культуре, воспитатель.
Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие. (Автор-составитель Трифонова Е.В.) Под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой. Москва 2016г. Соответствует ФГОС ДО.
Воспитатель, психолог
Воспитатель.
Речевое развитие
Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие. (Автор-составитель Трифонова Е.В.) Под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой. Москва 2016г. Соответствует ФГОС ДО.
Художественно-эстетическое развитие
Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие. (Автор-составитель Трифонова Е.В.) Под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой. Москва 2016г. Соответствует ФГОС ДО.
Воспитатель, логопед.
Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.
Познавательное развитие
В ФГОС ДО
- предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений:
- о себе,
- других людях,
- объектах окружающего мира,
- о свойствах и отношениях объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях)
- о малой родине и отечестве;
- представление о социокультурных ценностях нашего народа;
- об отечественных традициях и праздниках;
- о планете земля, как общем доме людей;
- об особенностях её природы;
- о многообразии стран и народов мира.
Компоненты познавательной деятельности
- Источник познания;
- Развитие психических процессов и формирование на их основе познавательных интересов;
- Отношение к миру.
Упорядочивание знаний
о ближайшем окружении
Упорядочивание Группировка, сравнение, обобщение, (4,5 лет)
Вопросы-почему
Как ребёнок познаёт мир
Накопление знаний
о ближайшем окружении
Накопление,
Вопросы-кто это, что это, какой, для чего нужен, как им пользоваться
сенсорное развитие
(от зачатия до 4, лет)
Упорядочивание знаний
о большом мире
Вопросы-рассуждения
Упорядочивание причинно-следственной связи (6,7 лет)
Вопросы-доказательства
Как ребёнок познаёт мир
Накопление знаний
о большом мире
Накопление
Вопросы-рассуждения
Анализ, синтез, классификация (5,6 лет)
Вопросы-доказательства
Упорядочивание знаний
о большом мире
Упорядочивание причинно-следственной связи (6,7 лет)
Вопросы-рассуждения
Вопросы-доказательства
Как ребёнок познаёт мир
Накопление знаний
о большом мире
Накопление
Вопросы-рассуждения
Анализ, синтез, классификация (5,6 лет)
Вопросы-доказательства
Упорядочивание знаний
о ближайшем окружении
Упорядочивание Группировка, сравнение, обобщение, (4,5 лет)
Вопросы-почему
Накопление знаний
о ближайшем окружении
Вопросы-кто это, что это, какой, для чего нужен, как им пользоваться
Накопление,
сенсорное развитие
(от зачатия до 4, лет)
Мировосприятие детей дошкольного возраста
- Три года – предметное содержание действительности и как единственное в своем роде и как единичное.
- Способ познания – непосредственное восприятие.
- Примечание. Ребенок в раннем возрасте познает предметы в единственном числе и воспринимает пока внешние его характеристики, но уже (зона ближайшего развития) испытывает потребность изучить внутренние скрытые характеристики предмета.
- К сведению педагога! Бережное отношение проявляется в умении использовать каждый отдельный предмет по его назначению, в правильном владении его функцией;
созидательное отношение – в творческом, разумном преобразовании окружающей действительности.
Мировосприятие детей дошкольного возраста
- 4,5 лет – появляется возможность воспринимать информацию на словесном уровне не подкрепленную зримыми образами, усваивать получаемые знания не через практический анализ, а на уровне мыслительных операций.
- Способ познания – непосредственное восприятие, наблюдение, экскурсии, беседы, экспериментирование, коллекционирование.
- Примечание. Традиции «Моя семья», «Моя группа», «Моё тело», «Мои коллекции» и т.д.
Мировосприятие детей дошкольного возраста
- 5,6 лет – ребёнок ещё не может усваивать знания в научных системах, но:
- стремится расширить познаваемые горизонты; действительности, т.е. свой кругозор;
- желают выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;
- появляется потребность утвердится в своем отношении к окружающему миру.
- Способы и средства познания:
- действия через собственный практический опыт;
- посредством слова , т.е. через рассказы взрослых;
- книги, телепередачи с познавательным содержанием.
Мировосприятие детей дошкольного возраста
- 6,7 лет – причинно-следственные связи:
- заинтересовать детей этими связями;
- добиться их элементарного понимания и осмысления, используя принцип от общего к частному;
Основной методический ход в работе педагога – это разбор, решение и составление проблемных ситуаций и задач.
Этапы работы:
- Введение в тему и объяснение понятий « причина » и « следствие » через анализ готовых ситуаций (рассказов, случаев и т.п.).
- Работа над понятием « следствие ». Педагог задает набор причин, дети выбирают, компонуют и достраивают следствия.
- Работа над понятием «причина». Педагог задает «следствие», дети (на гипотетическом уровне) выстраивают, восстанавливают возможные причины
Мировосприятие детей дошкольного возраста
- 6,7 лет Способы и средства познания:
- действия через собственный практический опыт;
- посредством слова , т.е. через рассказы взрослых;
- книги, телепередачи с познавательным содержанием;
- активное экспериментирование с предметами и явлениями окружающего мира, исследовательская деятельность.
Важно отметить!
В отношении образовательной области познавательного развития следует прежде всего обратить внимание на соответствие содержания возможностям детей .
Следует создавать проблемные ситуации , где дети могли бы применить свои знания, в случае ошибок не исправлять детей, а стимулировать поиск решения , провоцировать создание ситуаций, помогающих детям самостоятельно додуматься, догадаться, «открыть» заново то, что им уже известно. Усилить работу в зоне ближайшего развития.
Начиная со среднего дошкольного возраста следует вводить обучение друг друга , стараться не вмешиваться , даже если дети объясняют что-то неправильно, давать возможность самим обнаружить ошибку и нащупать ответ.
Спасибо за внимание!