СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция преподавания учебного предмета « Основы безопасности жизнедеятельности»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цель, задачи и основные направления развития учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» .  

Просмотр содержимого документа
«Концепция преподавания учебного предмета « Основы безопасности жизнедеятельности»»

Учитель ОБЖ Лебедева С.Г.  МБОУ СОШ №13   Концепция преподавания учебного предмета « Основы безопасности жизнедеятельности»

Учитель ОБЖ Лебедева С.Г. МБОУ СОШ №13

Концепция преподавания учебного предмета

« Основы безопасности жизнедеятельности»

Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «ОБЖ»  В процессе модернизации российского образования и в условиях роста актуальности вопросов безопасности личности, общества и государства обострились проблемы реализации учебного предмета «ОБЖ», которые могут быть объединены в следующие основные группы.

Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «ОБЖ»

В процессе модернизации российского образования и в условиях роста актуальности вопросов безопасности личности, общества и государства обострились проблемы реализации учебного предмета «ОБЖ», которые могут быть объединены в следующие основные группы.

Проблема мотивационного характера  Результатом освоения учебного предмета «ОБЖ» должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, в которых следует творчески применить полученные знания и умения.

Проблема мотивационного характера

Результатом освоения учебного предмета «ОБЖ» должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, в которых следует творчески применить полученные знания и умения.

Проблемы содержательного характера - В федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах, учебных и учебно-методических изданиях основное внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов и явлений, кризисных состояниях (чрезвычайных ситуациях, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.), что искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения сущности опасных ситуаций. - Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования. При этом присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей.

Проблемы содержательного характера

- В федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах, учебных и учебно-методических изданиях основное внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов и явлений, кризисных состояниях (чрезвычайных ситуациях, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.), что искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения сущности опасных ситуаций.

- Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования. При этом присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей.

Проблемы методического характера Отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ». Материалы рассчитаны на реализацию предмета с 5 по 9 классы. При этом примерная ООП основного общего образования предполагает освоение этого содержания в течение всего двух лет (в 8-9 классах). Рассогласование не позволяет реализовывать системный подход, препятствует четкому тематическому планированию, не соответствует принципу последовательного усложнения и закрепления знаний. Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) у преподавателя для осуществления систематических практических занятий нарушают принцип практикоориентированности предмета. Отсутствует единая методическая ресурсная база, что снижает возможность своевременно получать актуальную информацию о различных аспектах «ОБЖ» для использования ее в учебном процессе.

Проблемы методического характера

  • Отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ». Материалы рассчитаны на реализацию предмета с 5 по 9 классы. При этом примерная ООП основного общего образования предполагает освоение этого содержания в течение всего двух лет (в 8-9 классах). Рассогласование не позволяет реализовывать системный подход, препятствует четкому тематическому планированию, не соответствует принципу последовательного усложнения и закрепления знаний.
  • Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) у преподавателя для осуществления систематических практических занятий нарушают принцип практикоориентированности предмета.
  • Отсутствует единая методическая ресурсная база, что снижает возможность своевременно получать актуальную информацию о различных аспектах «ОБЖ» для использования ее в учебном процессе.
Кадровые проблемы  Сокращается число кафедр безопасности жизнедеятельности (специализированных и выпускающих) путем включения их в состав других кафедр (естественнонаучных, медицинских, физической культуры, экологии и т.п.), что ведет к утрате педагогического корпуса квалифицированных кадров.  - В образовательных организациях высшего образования отсутствуют механизмы подготовки преподавателей, способных осуществлять образовательную деятельность по безопасности жизнедеятельности, как в отношении специализированных учебных предметов, так и в отношении учебного предмета «ОБЖ». - Повышение квалификации и переподготовки преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» осуществляется в основном на теоретическом уровне.

Кадровые проблемы

Сокращается число кафедр безопасности жизнедеятельности (специализированных и выпускающих) путем включения их в состав других кафедр (естественнонаучных, медицинских, физической культуры, экологии и т.п.), что ведет к утрате педагогического корпуса квалифицированных кадров.

- В образовательных организациях высшего образования отсутствуют механизмы подготовки преподавателей, способных осуществлять образовательную деятельность по безопасности жизнедеятельности, как в отношении специализированных учебных предметов, так и в отношении учебного предмета «ОБЖ».

- Повышение квалификации и переподготовки преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» осуществляется в основном на теоретическом уровне.

Цель настоящей Концепции : - Обеспечить условия качественного развития предмета ОБЖ, изменить его образовательный статус из-за важности компетенций в области безопасности личности, общества и государства

Цель настоящей Концепции :

- Обеспечить условия качественного развития предмета ОБЖ, изменить его образовательный статус из-за важности компетенций в области безопасности личности, общества и государства

Основными направлениями реализации Концепции на уровне начального общего образования являются: корректировка примерной ООП учебного предмета «Окружающий мир» с целью обеспечения условий для формирования начальных навыков и первичных знаний для последовательного перехода к изучению учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования; конкретизация требований к предметным результатам освоения ООП начального общего образования в части раздела «Правила безопасной жизни» предмета «Окружающий мир» и разработка соответствующих контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации.

Основными направлениями реализации Концепции на уровне начального общего образования являются:

  • корректировка примерной ООП учебного предмета «Окружающий мир» с целью обеспечения условий для формирования начальных навыков и первичных знаний для последовательного перехода к изучению учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования;
  • конкретизация требований к предметным результатам освоения ООП начального общего образования в части раздела «Правила безопасной жизни» предмета «Окружающий мир» и разработка соответствующих контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации.
Основное общее образование Усвоение минимума основных понятий, которые будут использоваться потом без дополнительных разьяснений Выработку практико-ориентированных компетенций через применение тренажеров, что моделируют разные ситуации Реализацию баланса межпредметных связей Корректную оценку результатов освоения ООП Подготовку электронной методбазы по ОБЖ разработка примерных норм материально-технического обеспечения курса обучения «ОБЖ», оснащения кабинета «ОБЖ» наглядными и техническими средствами обучения, в том числе интерактивными 3d-моделями и тренажерными системами создание единых контрольных измерительных материалов для проведения итогового контроля, соответствующих принципу практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»

Основное общее образование

  • Усвоение минимума основных понятий, которые будут использоваться потом без дополнительных разьяснений
  • Выработку практико-ориентированных компетенций через применение тренажеров, что моделируют разные ситуации
  • Реализацию баланса межпредметных связей
  • Корректную оценку результатов освоения ООП
  • Подготовку электронной методбазы по ОБЖ
  • разработка примерных норм материально-технического обеспечения курса обучения «ОБЖ», оснащения кабинета «ОБЖ» наглядными и техническими средствами обучения, в том числе интерактивными 3d-моделями и тренажерными системами
  • создание единых контрольных измерительных материалов для проведения итогового контроля, соответствующих принципу практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»
Среднее общее образование формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; понимание роли и места личности гражданина в системе национальной  безопасности Российской Федерации; преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» и расширение его путем дополнения тематической линии по основам обороны государства и военной службы; подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью; обновление печатных и электронных учебных изданий, адекватно учитывающих приоритетность практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»;

Среднее общее образование

  • формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
  • понимание роли и места личности гражданина в системе национальной

безопасности Российской Федерации;

  • преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» и расширение его путем дополнения тематической линии по основам обороны государства и военной службы;
  • подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью;
  • обновление печатных и электронных учебных изданий, адекватно учитывающих приоритетность практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»;
Основными направлениями реализации Концепции на уровне среднего общего образования являются: расширение содержания учебного предмета «ОБЖ» новой тематической линией по основам военной безопасности государства и внедрение структурно-логической схемы ее изучения: «основы обороны государства → основы военной службы»; включение вопросов межпредметного характера по обеспечению безопасности в КИМы для проведения ГИА по географии, химии, физике, биологии, обществознанию, информатике; рекомендовать введение ГИА в форме ЕГЭ по «ОБЖ» в качестве обязательной при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования по направлениям подготовки (специальностям): «Техносферная безопасность», «Пожарная безопасность», «Туризм», «Информационная безопасность», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и т.п.;

Основными направлениями реализации Концепции на уровне среднего общего образования являются:

  • расширение содержания учебного предмета «ОБЖ» новой тематической линией по основам военной безопасности государства и внедрение структурно-логической схемы ее изучения: «основы обороны государства → основы военной службы»;
  • включение вопросов межпредметного характера по обеспечению безопасности в КИМы для проведения ГИА по географии, химии, физике, биологии, обществознанию, информатике;
  • рекомендовать введение ГИА в форме ЕГЭ по «ОБЖ» в качестве обязательной при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования по направлениям подготовки (специальностям):
  • «Техносферная безопасность», «Пожарная безопасность», «Туризм», «Информационная безопасность», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и т.п.;
Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности создание условий для углубленного самостоятельного освоения образовательных программ по «ОБЖ»; согласованность компетенций, формируемых в условиях дополнительного образования и во внеурочной деятельности; использование методических ресурсов, разработанных в рамках деятельности профильных кружков, секций, центров, полевых лагерей, учреждений дополнительного образования, общественных движений, добровольных обществ; Участие во ВсОШ и проектах по ОБЖ в Интернете; привлечение обучающихся к разработке и совершенствованию электронной образовательной среды учебного предмета в образовательных организациях; стимулирование деятельности школьных «Добровольных дружин юных пожарных», «Отрядов юных инспекторов движения» и др.

Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности

  • создание условий для углубленного самостоятельного освоения образовательных программ по «ОБЖ»;
  • согласованность компетенций, формируемых в условиях дополнительного образования и во внеурочной деятельности;
  • использование методических ресурсов, разработанных в рамках деятельности профильных кружков, секций, центров, полевых лагерей, учреждений дополнительного образования, общественных движений, добровольных обществ;
  • Участие во ВсОШ и проектах по ОБЖ в Интернете;
  • привлечение обучающихся к разработке и совершенствованию электронной образовательной среды учебного предмета в образовательных организациях;
  • стимулирование деятельности школьных «Добровольных дружин юных пожарных», «Отрядов юных инспекторов движения» и др.
Содержание деятельности МБОУ СОШ №13 Провести неделю безопасности Принять участие в ВсОШ и проектах по ОБЖ в Интернете Организовать экскурсии учащихся в специализированные службы

Содержание деятельности МБОУ СОШ №13

  • Провести неделю безопасности
  • Принять участие в ВсОШ и проектах по ОБЖ в Интернете
  • Организовать экскурсии учащихся в специализированные службы