СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНЦЕПЦИЯ профильных психолого-педагогических классов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНЦЕПЦИЯ профильных психолого-педагогических классов»

 КОНЦЕПЦИЯ профильных психолого-педагогических классов

КОНЦЕПЦИЯ

профильных психолого-педагогических

классов

В 2022/2023 учебном году будут созданы психолого-педагогические классы на базе:   МБОУ «Гимназия №5 города Буинска РТ»; МБОУ «СОШ им.академика Р.З.Сагдеева» Буинского муниципального района РТ ; МБОУ «Гимназия им.М.М.Вахитова города Буинска РТ».
  • В 2022/2023 учебном году будут созданы психолого-педагогические классы на базе:
  • МБОУ «Гимназия №5 города Буинска РТ»;
  • МБОУ «СОШ им.академика Р.З.Сагдеева» Буинского муниципального района РТ ;
  • МБОУ «Гимназия им.М.М.Вахитова города Буинска РТ».
Актуальность Актуальность обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества и прежде всего в сфере образования.  Современный педагог – это человек, способный помочь растущему ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности. Способность обучать детей цифрового поколения, – «организатор самообучающегося сообщества», хорошо ориентирующийся в информационной среде и сопровождающий ребенка на его персональном образовательном пути.  
  • Актуальность
  • Актуальность обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества и прежде всего в сфере образования.

Современный педагог – это человек, способный помочь растущему ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности.

Способность обучать детей цифрового поколения, – «организатор самообучающегося сообщества», хорошо ориентирующийся в информационной среде и сопровождающий ребенка на его персональном образовательном пути.

 

Ожидаемые эффекты:   повышение качества образования выпускников, способных сделать осознанный выбор сферы будущей профессиональной педагогической деятельности и подготовленных к деятельности в цифровом мире; повышение качества профессиональной подготовки специалистов, выбравших педагогическую профессию по призванию; снижение доли отсева студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, и выпускников – молодых педагогов в первые три года педагогической деятельности; развитие социального партнерства между образовательными организациями и обществом.
  • Ожидаемые эффекты:
  • повышение качества образования выпускников, способных сделать осознанный выбор сферы будущей профессиональной педагогической деятельности и подготовленных к деятельности в цифровом мире;
  • повышение качества профессиональной подготовки специалистов, выбравших педагогическую профессию по призванию;
  • снижение доли отсева студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, и выпускников – молодых педагогов в первые три года педагогической деятельности;
  • развитие социального партнерства между образовательными организациями и обществом.
Понятийный аппарат концепции   Профильный психолого-педагогический класс (ППК) – объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются: избирательный принцип комплектования состава учащихся; профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности; обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий; наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами.
  • Понятийный аппарат концепции

Профильный психолого-педагогический класс (ППК) – объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются:

  • избирательный принцип комплектования состава учащихся;
  • профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности;
  • обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий;
  • наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами.
Целевая группа   Целевой группой являются:  организации, осуществляющие образовательную деятельность, и педагогические работники, занятые в процессе организации деятельности психолого- педагогических классов. обучающиеся, имеющие интерес к педагогической деятельности, к обучению в профильном классе психолого-педагогической направленности, а также их родители (законные представители).
  • Целевая группа

Целевой группой являются:

  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, и педагогические работники, занятые в процессе организации деятельности психолого- педагогических классов.
  • обучающиеся, имеющие интерес к педагогической деятельности, к обучению в профильном классе психолого-педагогической направленности, а также их родители (законные представители).
  • Нормативно-правовые основы и психолого-педагогические предпосылки создания ППК
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413;
  • Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
  •   Примерная основная образовательная программа среднего общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 № 2/16-з);
  • Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 № 254
  • «Об утверждении федерального перечня учебников, до пущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
  • Приказ Минобрнауки России от 09 июня 2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. №115;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, и педагогические работники, занятые в процессе организации деятельности психолого- педагогических классов.
  • обучающиеся, имеющие интерес к педагогической деятельности, к обучению в профильном классе психолого-педагогической направленности, а также их родители (законные представители).
Цель :    выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению; интеграция педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе.
  • Цель :
  • выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению;
  • интеграция педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе.
Образовательные задачи:   формирование у школьников представлений о человекоцентрированной профессиональной деятельности; предоставление возможностей для получения опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы); развитие у школьников навыков XXI века (в том числе склонностей и способностей к психолого-педагогической деятельности).
  • Образовательные задачи:
  • формирование у школьников представлений о человекоцентрированной профессиональной деятельности;
  • предоставление возможностей для получения опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы);
  • развитие у школьников навыков XXI века (в том числе склонностей и способностей к психолого-педагогической деятельности).
Организационные задачи:   разработка системы выявления и сопровождения педагогически одаренных школьников, в том числе мониторинга результатов профильного обучения и профессионального самоопределения школьников; создание условий для развития субъектности обучающихся через персонализацию профессиональных проб и создание индивидуальных учебных проектов; разработка и реализация механизмов целевого обучения по педагогическим направлениям подготовки с установлением преференций для наиболее отличившихся обучающихся и выпускников психолого-педагогических классов.
  • Организационные задачи:
  • разработка системы выявления и сопровождения педагогически одаренных школьников, в том числе мониторинга результатов профильного обучения и профессионального самоопределения школьников;
  • создание условий для развития субъектности обучающихся через персонализацию профессиональных проб и создание индивидуальных учебных проектов;
  • разработка и реализация механизмов целевого обучения по педагогическим направлениям подготовки с установлением преференций для наиболее отличившихся обучающихся и выпускников психолого-педагогических классов.
Ожидаемые результаты   Для обучающихся: понимание своей индивидуальности; развитие эмоционального интеллекта; развитие личностных качеств и навыков; развитие социальной активности и социальной ответственности, повышение самооценки; расширение представлений о мире людей и мире профессий; формирование позитивного и осмысленного имиджа педагогической профессии, профессионально-личностное самоопределение; развитие психологических представлений об образовательном процессе и навыков по использованию психологических знаний в решении педагогических задач, развитие навыков самообразования и организации образовательных, учебных событий, повышение мотивации к образовательной деятельности.
  • Ожидаемые результаты

Для обучающихся:

  • понимание своей индивидуальности;
  • развитие эмоционального интеллекта;
  • развитие личностных качеств и навыков;
  • развитие социальной активности и социальной ответственности, повышение самооценки;
  • расширение представлений о мире людей и мире профессий;
  • формирование позитивного и осмысленного имиджа педагогической профессии, профессионально-личностное самоопределение;
  • развитие психологических представлений об образовательном процессе и навыков по использованию психологических знаний в решении педагогических задач, развитие навыков самообразования и организации образовательных, учебных событий, повышение мотивации к образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты   Для образовательных организаций общего образования: формирование новой педагогической культуры школы, основанной на поддержке педагогических инициатив детей, их образовательной самостоятельности и совместном педагогическом творчестве детей и взрослых, развитие новых форм и способов образования; совершенствование системы учета образовательных результатов школьников; повышение качества и персонализации образования; подготовка выпускника нового типа, способного раньше начать движение в профессию; активизация процессов профессионального самообразования сотрудников школ (новый профессионализм учителя, необходимость развития у него спектра компетенций, определяющих его готовность и умение быть в профессионально ориентированном диалоге с учениками, совместно проектировать и организовывать педагогические события); расширение социального партнерства, в том числе с родителями учеников, создание условий для раннего проявления и развития педагогической одаренности школьников.
  • Ожидаемые результаты

Для образовательных организаций общего образования:

  • формирование новой педагогической культуры школы, основанной на поддержке педагогических инициатив детей, их образовательной самостоятельности и совместном педагогическом творчестве детей и взрослых, развитие новых форм и способов образования;
  • совершенствование системы учета образовательных результатов школьников;
  • повышение качества и персонализации образования; подготовка выпускника нового типа, способного раньше начать движение в профессию;
  • активизация процессов профессионального самообразования сотрудников школ (новый профессионализм учителя, необходимость развития у него спектра компетенций, определяющих его готовность и умение быть в профессионально ориентированном диалоге с учениками, совместно проектировать и организовывать педагогические события);
  • расширение социального партнерства, в том числе с родителями учеников, создание условий для раннего проявления и развития педагогической одаренности школьников.
Ожидаемые результаты   Для системы образования и общества в целом: развитие системы выявления и поддержки одаренных детей; увеличение охвата детей дополнительным образованием социально-гуманитарной направленности; расширение доступа школьников к кадровым ресурсам и инфраструктуре организаций среднего профессионального и высшего педагогического образования; создание условий для преодоления дефицита педагогических кадров; повышение престижа педагогической профессии; повышение психолого-педагогической культуры населения.
  • Ожидаемые результаты

Для системы образования и общества в целом:

  • развитие системы выявления и поддержки одаренных детей;
  • увеличение охвата детей дополнительным образованием социально-гуманитарной направленности;
  • расширение доступа школьников к кадровым ресурсам и инфраструктуре организаций среднего профессионального и высшего педагогического образования;
  • создание условий для преодоления дефицита педагогических кадров; повышение престижа педагогической профессии;
  • повышение психолого-педагогической культуры населения.
Этапы профилизации   Компонент процесса 1-й этап, пропедев Классы тический 6–7 2-й этап, предпрофильный Приоритет в образова- Надпредметный 3-й этап, профильный 8–9 Механизм реализации тельной дея- Внеурочная деятельность / дополнительное образование 10–11 тельности Межпредметный Предметный Внеурочная деятельность / дополнительное образование / курсы в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности / социальная практика Внеурочная деятельность / дополни- тельное образование / курсы в рамках обязательной части и части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности / социальная практика
  • Этапы профилизации

Компонент процесса

1-й этап, пропедев

Классы

тический

6–7

2-й этап, предпрофильный

Приоритет в образова-

Надпредметный

3-й этап, профильный

8–9

Механизм реализации

тельной дея-

Внеурочная деятельность / дополнительное образование

10–11

тельности

Межпредметный

Предметный

Внеурочная деятельность / дополнительное

образование / курсы в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности / социальная практика

Внеурочная деятельность / дополни- тельное образование / курсы в рамках обязательной части и части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности / социальная практика

В учебный план включить спецкурсы   История психологии и педагогики; Современные образовательные технологии для школьников; Психология образования; Психология общения; SMART-образование; Педагогический дизайн; Психология творчества; Педагогическое проектирование; Психология цифрового обучения; Основы самопознания и саморазвития.
  • В учебный план включить спецкурсы
  • История психологии и педагогики;
  • Современные образовательные технологии для школьников;
  • Психология образования;
  • Психология общения;
  • SMART-образование;
  • Педагогический дизайн;
  • Психология творчества;
  • Педагогическое проектирование;
  • Психология цифрового обучения;
  • Основы самопознания и саморазвития.
Основные методы и формы обучения   деятельностные технологии (проблемное обучение, кейсы, мастерские, игры, социальное моделирование, геймификация); образовательные события (подготовка события учениками средней школы для детей начальной школы); проектная и исследовательская деятельность (учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии, а также в междисциплинарной сфере); коммуникативные практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы, участие в вебинарах и т.д.).
  • Основные методы и формы обучения
  • деятельностные технологии (проблемное обучение, кейсы, мастерские, игры, социальное моделирование, геймификация);
  • образовательные события (подготовка события учениками средней школы для детей начальной школы);
  • проектная и исследовательская деятельность (учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии, а также в междисциплинарной сфере);
  • коммуникативные практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы, участие в вебинарах и т.д.).
Ресурсное обеспечение   В качестве нормативной базы при организации психолого-педагогических классов выступают нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации в целом. Однако каждая образовательная организация, независимо от формы собственности, может разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие содержание, способы реализации и условия функционирования профильных психолого-педагогических классов. Целесообразно привлекать для этой задачи не только специалистов, экспертов, но и родительскую общественность.
  • Ресурсное обеспечение
  • В качестве нормативной базы при организации психолого-педагогических классов выступают нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации в целом.
  • Однако каждая образовательная организация, независимо от формы собственности, может разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие содержание, способы реализации и условия функционирования профильных психолого-педагогических классов. Целесообразно привлекать для этой задачи не только специалистов, экспертов, но и родительскую общественность.
Кадровое обеспечение   Все специалисты, участвующие в профильной психолого-педагогической подготовке школьников, должны иметь соответствующее образование и высокий уровень квалификации. К организации деятельности в классах психолого-педагогической направленности целесообразно привлекать другие заинтересованные образовательные организации (педагогические вузы, колледжи). Также целесообразно не ограничиваться только педагогами или психологами, но и привлекать к обучению медиков, юристов, социальных работников, представителей МЧС и других служб, связанных с сохранением здоровья детей и обеспечением их безопасности в образовательном учреждении. Для оценки результатов профильного обучения рекомендуется приглашать экспертов в соответствующей профессиональной области. Требования к квалификации педагогов ,  реализующих программы психолого-педагогических классов, должны соответствовать профессиональному стандарту «Педагог».
  • Кадровое обеспечение
  • Все специалисты, участвующие в профильной психолого-педагогической подготовке школьников, должны иметь соответствующее образование и высокий уровень квалификации.
  • К организации деятельности в классах психолого-педагогической направленности целесообразно привлекать другие заинтересованные образовательные организации (педагогические вузы, колледжи).
  • Также целесообразно не ограничиваться только педагогами или психологами, но и привлекать к обучению медиков, юристов, социальных работников, представителей МЧС и других служб, связанных с сохранением здоровья детей и обеспечением их безопасности в образовательном учреждении.
  • Для оценки результатов профильного обучения рекомендуется приглашать экспертов в соответствующей профессиональной области.

Требования к квалификации педагогов ,

реализующих программы психолого-педагогических классов,

должны соответствовать профессиональному стандарту «Педагог».