Просмотр содержимого документа
«КОНЦЕПЦИЯ профильных психолого-педагогических классов»
КОНЦЕПЦИЯ
профильных психолого-педагогических
классов
- В 2022/2023 учебном году будут созданы психолого-педагогические классы на базе:
- МБОУ «Гимназия №5 города Буинска РТ»;
- МБОУ «СОШ им.академика Р.З.Сагдеева» Буинского муниципального района РТ ;
- МБОУ «Гимназия им.М.М.Вахитова города Буинска РТ».
- Актуальность обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества и прежде всего в сфере образования.
Современный педагог – это человек, способный помочь растущему ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности.
Способность обучать детей цифрового поколения, – «организатор самообучающегося сообщества», хорошо ориентирующийся в информационной среде и сопровождающий ребенка на его персональном образовательном пути.
- повышение качества образования выпускников, способных сделать осознанный выбор сферы будущей профессиональной педагогической деятельности и подготовленных к деятельности в цифровом мире;
- повышение качества профессиональной подготовки специалистов, выбравших педагогическую профессию по призванию;
- снижение доли отсева студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, и выпускников – молодых педагогов в первые три года педагогической деятельности;
- развитие социального партнерства между образовательными организациями и обществом.
- Понятийный аппарат концепции
Профильный психолого-педагогический класс (ППК) – объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются:
- избирательный принцип комплектования состава учащихся;
- профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности;
- обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий;
- наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами.
Целевой группой являются:
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, и педагогические работники, занятые в процессе организации деятельности психолого- педагогических классов.
- обучающиеся, имеющие интерес к педагогической деятельности, к обучению в профильном классе психолого-педагогической направленности, а также их родители (законные представители).
- Нормативно-правовые основы и психолого-педагогические предпосылки создания ППК
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413;
- Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 № 2/16-з);
- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 № 254
- «Об утверждении федерального перечня учебников, до пущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказ Минобрнауки России от 09 июня 2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. №115;
- Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, и педагогические работники, занятые в процессе организации деятельности психолого- педагогических классов.
- обучающиеся, имеющие интерес к педагогической деятельности, к обучению в профильном классе психолого-педагогической направленности, а также их родители (законные представители).
- выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению;
- интеграция педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе.
- формирование у школьников представлений о человекоцентрированной профессиональной деятельности;
- предоставление возможностей для получения опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы);
- развитие у школьников навыков XXI века (в том числе склонностей и способностей к психолого-педагогической деятельности).
- разработка системы выявления и сопровождения педагогически одаренных школьников, в том числе мониторинга результатов профильного обучения и профессионального самоопределения школьников;
- создание условий для развития субъектности обучающихся через персонализацию профессиональных проб и создание индивидуальных учебных проектов;
- разработка и реализация механизмов целевого обучения по педагогическим направлениям подготовки с установлением преференций для наиболее отличившихся обучающихся и выпускников психолого-педагогических классов.
Для обучающихся:
- понимание своей индивидуальности;
- развитие эмоционального интеллекта;
- развитие личностных качеств и навыков;
- развитие социальной активности и социальной ответственности, повышение самооценки;
- расширение представлений о мире людей и мире профессий;
- формирование позитивного и осмысленного имиджа педагогической профессии, профессионально-личностное самоопределение;
- развитие психологических представлений об образовательном процессе и навыков по использованию психологических знаний в решении педагогических задач, развитие навыков самообразования и организации образовательных, учебных событий, повышение мотивации к образовательной деятельности.
Для образовательных организаций общего образования:
- формирование новой педагогической культуры школы, основанной на поддержке педагогических инициатив детей, их образовательной самостоятельности и совместном педагогическом творчестве детей и взрослых, развитие новых форм и способов образования;
- совершенствование системы учета образовательных результатов школьников;
- повышение качества и персонализации образования; подготовка выпускника нового типа, способного раньше начать движение в профессию;
- активизация процессов профессионального самообразования сотрудников школ (новый профессионализм учителя, необходимость развития у него спектра компетенций, определяющих его готовность и умение быть в профессионально ориентированном диалоге с учениками, совместно проектировать и организовывать педагогические события);
- расширение социального партнерства, в том числе с родителями учеников, создание условий для раннего проявления и развития педагогической одаренности школьников.
Для системы образования и общества в целом:
- развитие системы выявления и поддержки одаренных детей;
- увеличение охвата детей дополнительным образованием социально-гуманитарной направленности;
- расширение доступа школьников к кадровым ресурсам и инфраструктуре организаций среднего профессионального и высшего педагогического образования;
- создание условий для преодоления дефицита педагогических кадров; повышение престижа педагогической профессии;
- повышение психолого-педагогической культуры населения.
Компонент процесса
1-й этап, пропедев
Классы
тический
6–7
2-й этап, предпрофильный
Приоритет в образова-
Надпредметный
3-й этап, профильный
8–9
Механизм реализации
тельной дея-
Внеурочная деятельность / дополнительное образование
10–11
тельности
Межпредметный
Предметный
Внеурочная деятельность / дополнительное
образование / курсы в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности / социальная практика
Внеурочная деятельность / дополни- тельное образование / курсы в рамках обязательной части и части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности / социальная практика
- В учебный план включить спецкурсы
- История психологии и педагогики;
- Современные образовательные технологии для школьников;
- Психология образования;
- Психология общения;
- SMART-образование;
- Педагогический дизайн;
- Психология творчества;
- Педагогическое проектирование;
- Психология цифрового обучения;
- Основы самопознания и саморазвития.
- Основные методы и формы обучения
- деятельностные технологии (проблемное обучение, кейсы, мастерские, игры, социальное моделирование, геймификация);
- образовательные события (подготовка события учениками средней школы для детей начальной школы);
- проектная и исследовательская деятельность (учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии, а также в междисциплинарной сфере);
- коммуникативные практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы, участие в вебинарах и т.д.).
- В качестве нормативной базы при организации психолого-педагогических классов выступают нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации в целом.
- Однако каждая образовательная организация, независимо от формы собственности, может разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие содержание, способы реализации и условия функционирования профильных психолого-педагогических классов. Целесообразно привлекать для этой задачи не только специалистов, экспертов, но и родительскую общественность.
- Все специалисты, участвующие в профильной психолого-педагогической подготовке школьников, должны иметь соответствующее образование и высокий уровень квалификации.
- К организации деятельности в классах психолого-педагогической направленности целесообразно привлекать другие заинтересованные образовательные организации (педагогические вузы, колледжи).
- Также целесообразно не ограничиваться только педагогами или психологами, но и привлекать к обучению медиков, юристов, социальных работников, представителей МЧС и других служб, связанных с сохранением здоровья детей и обеспечением их безопасности в образовательном учреждении.
- Для оценки результатов профильного обучения рекомендуется приглашать экспертов в соответствующей профессиональной области.
Требования к квалификации педагогов ,
реализующих программы психолого-педагогических классов,
должны соответствовать профессиональному стандарту «Педагог».