Просмотр содержимого документа
«Концепция развития биологического образования»
Концепция развития биологического образования Горбункова Т.Ю. учитель МКОУ «Ближнеосиновская СОШ
1. Значение учебного предмета «Биология» в современной системе общего образования
- Биологическое образование должно готовить молодых российских граждан к жизни и работе в условиях современной инновационной (цифровой) экономики.
- Биоинформатика и «компьютерная биология» в целом становятся важнейшим элементом исследования организации живых систем.
- Интеграция больших данных в области биологии с системами их анализа на основе искусственного интеллекта дает новый уровень понимания устройства живой материи, однако требует наличия широких метапредметных знаний у исследователя.
- Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года уже включает требования по алгоритмической имитации биологических систем принятия решений и разработку нейроморфных вычислительных систем, построенных на принципе подобия биологическим нейронным системам.
- Также необходимо отметить важность интеграции биологических знаний с областями химии (биохимия) и физики (биофизика).
В процессе изучения биологии в системе общего образования можно выделить три этапа, подчиненных принципу преемственности:
первый этап –пропедевтический, на данном этапе получение знаний осуществляется на уровне начального общего образования в рамках учебного предмета «Окружающий мир»;
второй этап – предпрофильный, на данном этапе получение знаний осуществляется а уровне основного общего образования в рамках учебного предмета «Биология» (на базовом или углубленном уровнях);
третий этап – профильный, на данном этапе получение знаний должно осуществляться в зависимости от выбора обучающимися предмета «Биология» (на базовом или углубленном уровнях).
2. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «Биология» 2.1. Проблемы мотивационного характера
- Снижение мотивации школьников к изучению предмета. Среди причин можно выделить отсутствие понимания школьниками понимания значимости биологических знаний для решения повседневных и жизненно важных проблем.
- Также причиной снижения мотивации познавательной деятельности является недостаточное время, выделяемое на изучение предмета (особенно на уровне ООО); недостаточная практическая направленность общего биологического образования вследствие отсутствия условий для непосредственного ознакомления обучающихся с методами биологических исследований (в том числе методами «компьютерной биологии»).
2.2. Проблемы содержательного характера
- В настоящее время содержание биологического образования в примерных основных образовательных программах и в учебных изданиях не в полной мере соответствует современным научным представлениям о живой природе.
- Естественный консерватизм программы среднего образования имеет побочным результатом недостаточное освещение новейших научных направлений биологии, что находится в резком контрасте с ролью, играемой современной биологией в мировой науке.
- Зачастую не соблюдаются такие принципы отбора и построения содержания, как последовательность и непрерывность развития понятий, далеко не всегда правильно и полно раскрывается содержание биологических понятий.
2.3. Проблемы методического характера
- В образовательной практике недостаточно используются возможности информационно-образовательной среды, современных технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения, основанных на познавательной, проектной и коммуникативной деятельности. На ранних стадиях изучения предмета недооценивается важность деятельностного подхода к обучению.
- В преподавании учебного предмета «Биология» часто преобладает абстрактно-теоретический подход даже в тех областях, где можно было бы уделить время практико-ориентированному обучению, исходящему из актуального опыта и реальных потребностей обучающихся.
2.4. Проблемы материально-технического характера
- В преподавании учебного предмета «Биология» большое значение имеет материально-техническое обеспечение учебного процесса, который требует наличия необходимых приборов, реагентов и расходных материалов.
- При этом существующая нормативная база, хотя и описывает минимальный типовой перечень средств обучения и воспитания в части оборудования и расходных материалов, оставляет нерешенными проблемы реального оснащения средних школ необходимым оборудованием, что особенно характерно для школ в регионах.
2.5. Кадровые проблемы
- Результативность биологического образования в значительной мере связана с оснащением образовательного процесса необходимым лабораторным оборудованием, как аналоговым, так и цифровым. При этом содержание кабинета биологии и подготовка биологического эксперимента сопряжены с большими затратами времени учителя, что снижает эффективность его работы как педагога.
- Решение видится в кадровом обеспечении общеобразовательных организаций учебно-вспомогательным персоналом –лаборантом кабинета биологии.
3. Цель и задачи Концепции
- Целью настоящей Концепции является повышение качества изучения и преподавания учебного предмета «Биология».
- Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
- внедрение изменений, заданных обновлением ФГОС начального и основного общего образования;
- обновление содержания ФГОС среднего общего образования;
- обновление учебно-методических комплексов (далее – УМК) и программ обучения;
- создание новых методик обучения биологии с учетом современной социально-культурной ситуации, в частности, расширение использования электронных ресурсов;
- обновление контрольных измерительных материалов для проведения ГИА по биологии;
- совершенствование систем подготовки кадров и повышения квалификации учителей биологии.
4. Основные направления реализации Концепции
- 1. Отразить на уровне ПООП НОО и ПООП ООО изменения, заданные обновлением соответствующих ФГОС, с разбивкой по годам изучения для уровня основного общего образования.
- 2. Детализировать во ФГОС среднего общего образования требования к предметным результатам освоения образовательных программ
- 3. В рамках концепции предпрофессионального образования разработать индивидуальные образовательные траектории как для подготовки к профессиям в области чистой биологии как науки, так и к прикладным профессиям, требующим углубленного знания биологии, в том числе врачей, биотехнологов, инженеров и т.д..
- 4. Привести учебно-методические комплекты по учебному предмету «Биология» в соответствие с требованиями ФГОС основного общего и среднего общего образования, а также положениями настоящей Концепции.
- 5. Привести контрольно-измерительные материалы ГИА в соответствие с требованиями ФГОС основного общего и среднего общего образования, а также с положениями настоящей Концепции.
- 6. Модернизировать комплект средств обучения по предмету биология, включающий аналоговые и цифровые приборы, реагенты и расходные материалы, электронные ресурсы, наглядные пособия. Разработать и внедрить систему обеспечения общеобразовательных организаций комплектами лабораторного оборудования и реактивов.
- 7. Продолжить развитие олимпиад и конкурсов проектных и исследовательских работ обучающихся.
- 8. Рекомендовать ввести в штатные расписания общеобразовательных организаций должности лаборанта по биологии.
5. Дорожная карта обновления содержания учебного предмета «Биология
I уровень
II уровень
Концепция учебного
предмета «Биология»
Дано теоретическое представление о структуре и
ФГОС основного
III уровень
общего и среднего
Предметные результаты изучения учебного предмета
содержании учебного предмета «Биология».
IV уровень
Примерные программы
общего образования
«Биология» представлены по уровням основного общего и
Авторские и рабочие
По годам обучения приведены планируемые предметные
основного общего и
V уровень
среднего общего образования.
среднего общего
Учебно-методические
результаты. Содержание разделов распределено на предметные темы с указанием лабораторных и практических работ. Приведен перечень средств обучения и учебного оборудования.
программы
Содержание предметных тем конкретизировано и
По годам обучения распределены разделы учебного
Раскрыто содержание всех дидактических единиц,
комплекты
образования
представлено в соответствии с авторскими концепциями.
предмета «Биология», состоящие из тематических блоков с перечнем дидактических единиц.
подлежащих усвоению обучающимися.
6. Реализация Концепции
- Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов
- Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов