СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция развития биологического образования

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотрены концепции развития биологического образования

Просмотр содержимого документа
«Концепция развития биологического образования»

Концепция развития биологического образования  Горбункова Т.Ю. учитель МКОУ «Ближнеосиновская СОШ

Концепция развития биологического образования Горбункова Т.Ю. учитель МКОУ «Ближнеосиновская СОШ

1.  Значение учебного предмета «Биология» в современной системе общего образования Биологическое образование должно готовить молодых российских граждан к жизни и работе в условиях современной инновационной (цифровой) экономики. Биоинформатика и «компьютерная биология» в целом становятся важнейшим элементом исследования организации живых систем. Интеграция больших данных в области биологии с системами их анализа на основе искусственного интеллекта дает новый уровень понимания устройства живой материи, однако требует наличия широких метапредметных знаний у исследователя.  Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года уже включает требования по алгоритмической имитации биологических систем принятия решений и разработку нейроморфных вычислительных систем, построенных на принципе подобия биологическим нейронным системам. Также необходимо отметить важность интеграции биологических знаний с областями химии (биохимия) и физики (биофизика).

1. Значение учебного предмета «Биология» в современной системе общего образования

  • Биологическое образование должно готовить молодых российских граждан к жизни и работе в условиях современной инновационной (цифровой) экономики.
  • Биоинформатика и «компьютерная биология» в целом становятся важнейшим элементом исследования организации живых систем.
  • Интеграция больших данных в области биологии с системами их анализа на основе искусственного интеллекта дает новый уровень понимания устройства живой материи, однако требует наличия широких метапредметных знаний у исследователя.
  • Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года уже включает требования по алгоритмической имитации биологических систем принятия решений и разработку нейроморфных вычислительных систем, построенных на принципе подобия биологическим нейронным системам.
  • Также необходимо отметить важность интеграции биологических знаний с областями химии (биохимия) и физики (биофизика).
В процессе изучения биологии в системе общего образования можно выделить три этапа, подчиненных принципу преемственности: первый этап –пропедевтический, на данном этапе получение знаний осуществляется на уровне начального общего образования в рамках учебного предмета «Окружающий мир»; второй этап – предпрофильный, на данном этапе получение знаний осуществляется а уровне основного общего образования в рамках учебного предмета «Биология» (на базовом или углубленном уровнях); третий этап – профильный, на данном этапе получение знаний должно осуществляться в зависимости от выбора обучающимися предмета «Биология» (на базовом или углубленном уровнях).

В процессе изучения биологии в системе общего образования можно выделить три этапа, подчиненных принципу преемственности:

первый этап –пропедевтический, на данном этапе получение знаний осуществляется на уровне начального общего образования в рамках учебного предмета «Окружающий мир»;

второй этап – предпрофильный, на данном этапе получение знаний осуществляется а уровне основного общего образования в рамках учебного предмета «Биология» (на базовом или углубленном уровнях);

третий этап – профильный, на данном этапе получение знаний должно осуществляться в зависимости от выбора обучающимися предмета «Биология» (на базовом или углубленном уровнях).

2. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «Биология»  2.1. Проблемы мотивационного характера Снижение мотивации школьников к изучению предмета. Среди причин можно выделить отсутствие понимания школьниками понимания значимости биологических знаний для решения повседневных и жизненно важных проблем. Также причиной снижения мотивации познавательной деятельности является недостаточное время, выделяемое на изучение предмета (особенно на уровне ООО); недостаточная практическая направленность общего биологического образования вследствие отсутствия условий для непосредственного ознакомления обучающихся с методами биологических исследований (в том числе методами «компьютерной биологии»).

2. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «Биология» 2.1. Проблемы мотивационного характера

  • Снижение мотивации школьников к изучению предмета. Среди причин можно выделить отсутствие понимания школьниками понимания значимости биологических знаний для решения повседневных и жизненно важных проблем.
  • Также причиной снижения мотивации познавательной деятельности является недостаточное время, выделяемое на изучение предмета (особенно на уровне ООО); недостаточная практическая направленность общего биологического образования вследствие отсутствия условий для непосредственного ознакомления обучающихся с методами биологических исследований (в том числе методами «компьютерной биологии»).
2.2. Проблемы содержательного характера В настоящее время содержание биологического образования в примерных основных образовательных программах и в учебных изданиях не в полной мере соответствует современным научным представлениям о живой природе. Естественный консерватизм программы среднего образования имеет побочным результатом недостаточное освещение новейших научных направлений биологии, что находится в резком контрасте с ролью, играемой современной биологией в мировой науке.  Зачастую не соблюдаются такие принципы отбора и построения содержания, как последовательность и непрерывность развития понятий, далеко не всегда правильно и полно раскрывается содержание биологических понятий.

2.2. Проблемы содержательного характера

  • В настоящее время содержание биологического образования в примерных основных образовательных программах и в учебных изданиях не в полной мере соответствует современным научным представлениям о живой природе.
  • Естественный консерватизм программы среднего образования имеет побочным результатом недостаточное освещение новейших научных направлений биологии, что находится в резком контрасте с ролью, играемой современной биологией в мировой науке.
  • Зачастую не соблюдаются такие принципы отбора и построения содержания, как последовательность и непрерывность развития понятий, далеко не всегда правильно и полно раскрывается содержание биологических понятий.
2.3. Проблемы методического характера В образовательной практике недостаточно используются возможности информационно-образовательной среды, современных технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения, основанных на познавательной, проектной и коммуникативной деятельности. На ранних стадиях изучения предмета недооценивается важность деятельностного подхода к обучению. В преподавании учебного предмета «Биология» часто преобладает абстрактно-теоретический подход даже в тех областях, где можно было бы уделить время практико-ориентированному обучению, исходящему из актуального опыта и реальных потребностей обучающихся.

2.3. Проблемы методического характера

  • В образовательной практике недостаточно используются возможности информационно-образовательной среды, современных технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения, основанных на познавательной, проектной и коммуникативной деятельности. На ранних стадиях изучения предмета недооценивается важность деятельностного подхода к обучению.
  • В преподавании учебного предмета «Биология» часто преобладает абстрактно-теоретический подход даже в тех областях, где можно было бы уделить время практико-ориентированному обучению, исходящему из актуального опыта и реальных потребностей обучающихся.
2.4. Проблемы материально-технического характера В преподавании учебного предмета «Биология» большое значение имеет материально-техническое обеспечение учебного процесса, который требует наличия необходимых приборов, реагентов и расходных материалов. При этом существующая нормативная база, хотя и описывает минимальный типовой перечень средств обучения и воспитания в части оборудования и расходных материалов, оставляет нерешенными проблемы реального оснащения средних школ необходимым оборудованием, что особенно характерно для школ в регионах.

2.4. Проблемы материально-технического характера

  • В преподавании учебного предмета «Биология» большое значение имеет материально-техническое обеспечение учебного процесса, который требует наличия необходимых приборов, реагентов и расходных материалов.
  • При этом существующая нормативная база, хотя и описывает минимальный типовой перечень средств обучения и воспитания в части оборудования и расходных материалов, оставляет нерешенными проблемы реального оснащения средних школ необходимым оборудованием, что особенно характерно для школ в регионах.
2.5. Кадровые проблемы Результативность биологического образования в значительной мере связана с оснащением образовательного процесса необходимым лабораторным оборудованием, как аналоговым, так и цифровым. При этом содержание кабинета биологии и подготовка биологического эксперимента сопряжены с большими затратами времени учителя, что снижает эффективность его работы как педагога. Решение видится в кадровом обеспечении общеобразовательных организаций учебно-вспомогательным персоналом –лаборантом кабинета биологии.

2.5. Кадровые проблемы

  • Результативность биологического образования в значительной мере связана с оснащением образовательного процесса необходимым лабораторным оборудованием, как аналоговым, так и цифровым. При этом содержание кабинета биологии и подготовка биологического эксперимента сопряжены с большими затратами времени учителя, что снижает эффективность его работы как педагога.
  • Решение видится в кадровом обеспечении общеобразовательных организаций учебно-вспомогательным персоналом –лаборантом кабинета биологии.
3. Цель и задачи Концепции  Целью настоящей Концепции является повышение качества изучения и преподавания учебного предмета «Биология». Указанная цель достигается посредством решения следующих задач: внедрение изменений, заданных обновлением ФГОС начального и основного общего образования; обновление содержания ФГОС среднего общего образования; обновление учебно-методических комплексов (далее – УМК) и программ обучения; создание новых методик обучения биологии с учетом современной социально-культурной ситуации, в частности, расширение использования электронных ресурсов; обновление контрольных измерительных материалов для проведения ГИА по биологии; совершенствование систем подготовки кадров и повышения квалификации учителей биологии.

3. Цель и задачи Концепции

  • Целью настоящей Концепции является повышение качества изучения и преподавания учебного предмета «Биология».
  • Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
  • внедрение изменений, заданных обновлением ФГОС начального и основного общего образования;
  • обновление содержания ФГОС среднего общего образования;
  • обновление учебно-методических комплексов (далее – УМК) и программ обучения;
  • создание новых методик обучения биологии с учетом современной социально-культурной ситуации, в частности, расширение использования электронных ресурсов;
  • обновление контрольных измерительных материалов для проведения ГИА по биологии;
  • совершенствование систем подготовки кадров и повышения квалификации учителей биологии.

4. Основные направления реализации Концепции

  • 1. Отразить на уровне ПООП НОО и ПООП ООО изменения, заданные обновлением соответствующих ФГОС, с разбивкой по годам изучения для уровня основного общего образования.
  • 2. Детализировать во ФГОС среднего общего образования требования к предметным результатам освоения образовательных программ
  • 3. В рамках концепции предпрофессионального образования разработать индивидуальные образовательные траектории как для подготовки к профессиям в области чистой биологии как науки, так и к прикладным профессиям, требующим углубленного знания биологии, в том числе врачей, биотехнологов, инженеров и т.д..
  • 4. Привести учебно-методические комплекты по учебному предмету «Биология» в соответствие с требованиями ФГОС основного общего и среднего общего образования, а также положениями настоящей Концепции.
  • 5. Привести контрольно-измерительные материалы ГИА в соответствие с требованиями ФГОС основного общего и среднего общего образования, а также с положениями настоящей Концепции.
  • 6. Модернизировать комплект средств обучения по предмету биология, включающий аналоговые и цифровые приборы, реагенты и расходные материалы, электронные ресурсы, наглядные пособия. Разработать и внедрить систему обеспечения общеобразовательных организаций комплектами лабораторного оборудования и реактивов.
  • 7. Продолжить развитие олимпиад и конкурсов проектных и исследовательских работ обучающихся.
  • 8. Рекомендовать ввести в штатные расписания общеобразовательных организаций должности лаборанта по биологии.

5. Дорожная карта обновления содержания учебного предмета «Биология

I уровень

II уровень

Концепция учебного

предмета «Биология»

Дано теоретическое представление о структуре и

ФГОС основного

III уровень

общего и среднего

Предметные результаты изучения учебного предмета

содержании учебного предмета «Биология».

IV уровень

Примерные программы

общего образования

«Биология» представлены по уровням основного общего и

Авторские и рабочие

По годам обучения приведены планируемые предметные

основного общего и

V уровень

среднего общего образования.

среднего общего

Учебно-методические

результаты. Содержание разделов распределено на предметные темы с указанием лабораторных и практических работ. Приведен перечень средств обучения и учебного оборудования.

программы

Содержание предметных тем конкретизировано и

По годам обучения распределены разделы учебного

Раскрыто содержание всех дидактических единиц,

комплекты

образования

представлено в соответствии с авторскими концепциями.

предмета «Биология», состоящие из тематических блоков с перечнем дидактических единиц.

подлежащих усвоению обучающимися.

6. Реализация Концепции Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов

6. Реализация Концепции

  • Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов
  • Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов