СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция связи между человеческим взглядом на мир и его миропониманием

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция связи между человеческим взглядом на мир и его миропониманием

или Какова роль школьных предметов (наук) в процессе познания окружающего мира с точки зрения технологии.

Просмотр содержимого документа
«Концепция связи между человеческим взглядом на мир и его миропониманием»

Концепция связи между человеческим взглядом на мир и его миропониманием

или Какова роль школьных предметов (наук) в процессе познания окружающего мира с точки зрения технологии.

Оглавление

Введение

1. Взгляд на модель окружающего мира

2. Метрологически состоятельные значения терминов

3. Роль мозга и органов чувств в процессе познания мира

4. Роль науки в процессе познания окружающего мира

Вывод

Использованная литература

***

Введение

Большинство изучаемых в школе научных дисциплин имеют теоретический вид с кажущимся минимальным прикладным значением, по крайней мере, если и есть практическое применение здесь и сейчас, то о нём обычно умалчивают из-за нехватки учебных часов и преподают «чистую науку». Поэтому ученик часто не видит для себя цели в старательном изучении того или иного школьного предмета, поскольку, по его мнению «он мне в жизни не пригодится». Как показать обучающимся важность и необходимость изучения тех или иных школьных дисциплин, их взаимную связь и их практическое соответствие с жизнью? Ответ можно искать в формируемых системой образования мировоззрения и миропонимания. Поэтому в этом исследовании нашей задачей является увидеть и понять, как изначально Человек разумный пришёл к осознанию того, что окружающий его видимый и даже невидимый мир может быть понят и изучен, и как в дальнейшем полученные знания могут повлиять на его жизнь и ее качество. И поскольку в итоге, за всё время обучения в школе, любой человек должен будет придти к пониманию всеобщего единства природы и её законов, то конечно, лучше об этом единстве говорить в самом начале каждого учебного года, в каждой параллели, по всем предметам, в качестве напоминания и заострения внимания именно к своему преподаваемому предмету и изучаемым темам, и их взаимосвязи. Мы же сейчас будем говорить о концепции связи между человеческим взглядом на мир, его мировоззрением и его миропониманием или скажем другими словами, исследуем роль школьных предметов (наук) в процессе познания окружающего мира, и как эти науки связаны между собой. Итак, изучать данную тему будем по модели показанной на рис.1.

Рис. 1. Модель концепции связи между мировоззрением и миропониманием человека. Автор рисунка Кондратьев А.И.

1. Взгляд на модель окружающего мира

Внимательно рассмотрим рис.1. В центре рисунка находится стилизованная голова человека с указанием некоторых органов чувств, которыми человек познаёт окружающий его мир. Глаза его смотрят на мир. Представьте, что это ваши глаза, ваши уши, язык и прочее, это ваш взгляд на мир. Вы видите, наблюдаете разнообразные формы, цвет, слышите звуки, ощущаете вкус и запах. И во всём вы видите и ощущаете некую меру и гармонию, что-то вас вдохновляет, или вызывает успокоение, а может быть напротив, что-то вас отталкивает, вызывает негативные чувства. Далее, немного проанализировав, вы делаете для себя некоторые выводы о пользе некоторых действий для вас лично или для сообщества вам подобных. Поскольку человек существо социальное, то Вы, в конце концов, решаетесь сообщить вам подобным о некоем открытии и показываете на деле, как это устроено и как этим пользоваться. Так складывается ваше мировоззрение и мало-помалу формируется миропонимание. Вот так кратко описан процесс познания мира.

Это можно сравнить с игрой в пазлы: своими органами чувств человек воспринимает видимый им мир вокруг, как целостную картину, но приступая к её изучению он искусственно дробит эту картину на мелкие кусочки, пазлы, которые можно сравнить с различными науками, из которых в дальнейшем уже собирают вместе научную картину мира. Итак, в первом приближении можно сказать, что наш взгляд на мир в его целостности и единстве – это наше личное мировоззрение, мы так видим, а то, как мы этот мир понимаем и описываем с научной точки зрения – это наше миропонимание.

Но для дальнейшего исследования нам необходимо договориться о словах, их значении, которыми будем объяснять предмет разговора, чтобы у всех участников было одинаковое представление и понимание смысла общения.

2. Метрологически состоятельные значения терминов

Согласитесь, чтобы множество (или группа) людей могли делать согласовано одно важное для их жизни дело, все они должны говорить на одном языке, а отдельные слова должны иметь только один-единственный смысл понятный для всех. Есть нарицательный пример из Библии: строительство в древнем Вавилоне башни до небес. Когда-то люди на земле все говорили на одном языке. Однажды они решили между собой, что они уже достаточно умные и им известны все технологии; и согласились «сделать себе имя» построить высокую башню «до Небес», т.е. приблизить себя к Богу и даже стать как боги, наравне с Ним. Когда Бог услышал об этом их замысле, а они уже начали бурное строительство, Бог неожиданно сошёл на землю, увидел их гордое стремление и согласованные дела – тогда Он смешал их языки и они перестали понимать друг друга, предприятие их расстроилось, и вскоре люди Вавилона рассеялись по всей земле. Так появились разные народы и их языки.

Так как человек существо социальное, то у него есть потребность в общении с себе подобными, и для этой цели люди используют определённый язык, в котором уже есть набор определённых слов и понятий, которые описывают или объясняют видимую реальность или отдельный предмет, вещь или с этой целью заимствуют новые слова из других языков. Мы все, сколько бы нас ни было, стремимся в общении передавать словами истинный смысл того, что знаем или видим в реальности. Поэтому важно, чтобы каждое слово имело только одно значение, один смысл. Можно сказать, что слово – это звуковой код. Слово-код. В мире очень много различных языков, на которых общаются народы мира. В каждом языке есть множество слов и ни одного из них нет без значения. Каждое слово что-то значит. Есть похожие по звучанию слова в разных языках, например, русское слово «лук» и похожее по звучанию английское слово «look». Звуки похожие, но написание букв разное. Для правильного понимания слова необходимо также знать и контекст, в котором употребляется данное слово. Например, в одном случае «лук» - это овощ, в другом – это спортивный снаряд; ну, а если вы говорите с англичанином, то вы не поймёте друг друга, потому что для него «look» - это «взгляд», а для вас – что? Вывод: чтобы понять друг друга – необходимо говорить на одном, понятном для обеих, языке.

Поэтому, в каждом языке должны быть метрологически состоятельные значения терминов:

Понятие - как явление в психической деятельности индивида - образуется на основе установления в личностной психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций того или иного языка и субъективных образных (а также и музыкальных) представлений о Жизни, свойственных личности. Т.е. понятие как явление в психической деятельности индивида включает в себя: 1) языковые конструкции, 2) субъективные образы («музыку» в самом общем значении этого слова), 3) определённость взаимного соответствия языковой конструкции и образов, т.е. применяется формула:

«понятие» = «определённые языковые конструкции» U «определённые субъективные образные представления»

В этой формуле символ U - знак логической операции «объединение».

• Соответственно, миропонимание как явление в психической деятельности личности это - совокупность понятий (слов) и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида.

• А мировоззрение как явление это - совокупность субъективных образно-музыкальных представлений о Жизни и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида.

Согласно физической науке, в общем и целом, жизнь Мироздания - это разнородные колебательные процессы вложенные один в другой. Иными словами Природе свойственны не только звуки, которые мы слышим, но также колебания в иных частотных диапазонах и материальных средах, которые однако подвластны тем же законам мелодийности и гармонии, которые выражаются в музыкальной культуре общества. Эта разнородная «музыка жизни» - и есть основа жизни Мироздания. Поскольку за её восприятие и переработку, как и за обработку и переработку образов, в ходе психической деятельности отвечает правое полушарие головного мозга человека, то далее речь будет идти об образно-музыкальных представлениях как о компонентах мировоззрения индивида, на рис.1 – это образы, звуки, музыка, графики, символы, иероглифы и др.

Структурная и содержательная идентичность мировоззрения и миропонимания многих людей, являющаяся основой их взаимопонимания, непрестанно воспроизводит единство общества. При этом специфика тех или иных множеств людей в аспекте содержания и структуры мировоззрения и миропонимания, складывающаяся в пределах этой общей для всех идентичности, выражается в наличии в обществе того или иного множества социальных групп, характеризуемых большей частью по внешне видимым признакам профессионализма, социального статуса и т.п. Например, социология, выделяя социальные группы, не вдаётся в изучение особенностей преобладающей в них личностной психики: нравственности, мировоззрения и миропонимания их «типичных представителей».

В этом состоит социальная роль мировоззрения и миропонимания индивидов и той составляющей культуры общества, на основе которой вырабатываются мировоззрение и миропонимание новых поколений.

Напомню, что мы говорим о концепции связи между человеческим взглядом на мир и его миропониманием. Для этого сейчас необходимо рассмотреть какую роль осуществляет наш мозг и органы чувств в этом процессе познания мира.

3. Роль мозга и органов чувств в процессе познания мира

Слово концепция – происходит от латинского слова conceptio, что в переводе на русский означает «восприятие», «понимание». Таким образом, концепция – это способ восприятия, рассмотрения, понимания каких-либо явлений, это основная точка зрения на предмет или явление. А воспринимать то, что вокруг него происходит, человек может:

• либо правильно (так, как оно на самом деле есть);

• либо неправильно, с искажениями, с ошибками.

Если человек воспринимает и понимает правильно, то и действовать он, скорее всего, будет без ошибок. Если же человек воспринимает и понимает что-то неверно, с ошибкой, искаженно, то и действия его будут ошибочны, неверны.

Теперь перефразируем тему нашего исследования с целью лучшего понимания: какова основная точка зрения на взаимосвязь между взглядом на мир и правильным пониманием этого мира?

То есть, одно и то же событие, явление, факт в разных концепциях, при разном восприятии и понимании в разных исторических культурах, будут иметь разные оценки, вплоть до противоположных. Так что применительно к жизни человеческого общества детский вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?» – это основополагающий вопрос человеческой цивилизации. Это способность самостоятельного различения добра и зла, правильности и неправильности.

Человек воспринимает окружающий его мир своими органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием (у человека есть еще биополе, которым он тоже воспринимает информацию), а также чувство меры, находящееся в районе мозга. В этом смысле органы чувств можно условно назвать «перефирийными устройствами, железом» пользуясь компьютерной терминологией.

Поступающую информацию «с периферии» обрабатывает мозг, состоящий из двух полушарий: правого и левого. В этом смысле наш мозг можно условно считать «биокомпьютером или центральным процессором, контроллером». Полушария головного мозга человека разнофункциональны:

Правое – это подсознание. Оно отвечает за предметно-образное (целостное) мышление. Это долговременная память с объемом до 90-95%.

Левое – это сознание. Оно отвечает за абстрактно-логическое (кусочное) мышление. Это оперативная и кратковременная память с объемом до 10%.

Правое полушарие мыслит в образах и мелодиях; левое мыслит в словах и логических переходах от чего-то одного к чему-то другому. При этом правое полушарие не умеет лгать само, и когда оно активно, человек менее восприимчив ко лжи, нежели в случае, когда правое полушарие пассивно либо подавлено. Кстати, лжёт человек всегда левым полушарием, и соответственно всякая ложь угнетает деятельность правого. Нормально правое и левое полушария в процессе психической деятельности индивида должны взаимно дополнять друг друга, выполняя каждое свои функции, и при этом между ними есть нейронные связи. Если этой связи нет или она нарушена, то возникают проблемы понимания.

Возможности полушарий отличаются друг от друга. Подсознание можно представить в виде океана воды, а сознание – в виде капли воды. Океан и капля.

Считается, что у современного человека более развито левое полушарие. Однако возможна и иная оценка доминанты левого полушария: правое полушарие было некогда в истории человечества подавлено, и этот результат зафиксирован генетически и поддерживается в преемственности поколений воздействием специфической культуры, которая для человека – как один из факторов среды, под который подстраивается генетический механизм биологического вида Человек разумный в преемственности поколений.

И чем более подавлена деятельность правого полушария, тем по характеру организации процессов обработки информации человек ближе к компьютеру, в котором произошел сбой программы: в том смысле, что он, человек, не может выявить сам явления в жизни, если кто-то другой, через лексический канал обмена информацией, не сгрузит в его психику соответствующую программу «распознавания и формирования образов».

Если говорить о предметно-образном мышлении, то оно нормально развивается в свободном творческом труде.

Итак, подсознание хранит всю информацию. Там и генетическая память, там все данные о самом человеке, обо всех событиях, происходящих с ним в течение каждого дня и в процессе всей жизни. В подсознании хранится даже то, что человек не успел заметить, понять, освоить, осознать.

Одновременно (т.е. параллельно с подсознанием) сознание так же получает разноОБРАЗную информацию в течение дня и что-то успевает обрабатывать, что-то нет. Но всю без исключения эту информацию (и обработанную, и необработанную) оно «сгружает» дальше в подсознание, где она хранится в течение всей жизни человека. И когда надо – сознание достает оттуда, из подсознания, необходимую информацию. Конечно, если есть (сформировались и сохранились) нейронные связи между левым и правым полушариями. Ранее учёные говорили, что «нервные клетки не восстанавливаются». На сегодня есть исследования, подтверждающие нейрогенез, т.е. создание и формирование новых нейронных связей в мозге человека, особенно при изучении нового материала, факта, или при приобретении необходимых навыков.

Вот так и идет непрерывный обмен информацией между сознанием и подсознанием. И обмен этот происходит по определённым алгоритмам.

Механизм этих процессов объясняет, почему человек может:

• бездумно не пускать в свое сознание очень важные для него знания, которые ранее не входили в «круг его понятий»,

• напротив, читать массу книг и впитывать в себя совершенно казалось бы бесполезную для него информацию лишь потому, что она входит в «круг его понятий».

Это приводит к тому, о чем мудро сказал Козьма Прутков: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; НО потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий». Отсюда следует простой вывод: «Надо расширять круг своих понятий!»

Поэтому, когда вы будете читать в любой школьной книге определённую тему с целью её изучить, либо слушать лекцию, то по каждой мысли вам будет необходимо соОБРАЗить, т. е. совместить ОБРАЗ, возникший у вас в процессе чтения, с наиболее близким к нему ОБРАЗом, хранящемся в вашем подсознании и\или производить в нём некоторые корректировки. Одинаковость образов корректировок не требует, не даёт ничего нового, но зато процесс чтения и понимания идёт легко. Если же появляется некий ОБРАЗ, аналог которого в подсознании вообще отсутствует, то вы в принципе не имеете возможности совмещения и корректировки ОБРАЗов, и чтение не сопровождается процессом соОБРАЖения. Наиболее типичный итог такого чтения – отложенная книга. Наиболее доступно этот кажущийся парадокс (когда содержательная информация не воспринимается сознанием) можно пояснить на следующем примере. Представьте себе человека, который, как и его предки, всю жизнь провел в песчаной пустыне. Вы приехали к нему и рассказываете о той реке, на которой вы только что побывали. Вы говорите при этом элементарным известным ему языком и вам кажется, что принимающий вас хозяин понял всё, о чём вы говорили. Однако, когда вы на следующий день что-то спросите у него по поводу обсуждавшейся ранее реки, то наткнётесь на недоумённый вопрос: «А что это такое»? В его подсознании отсутствовал ОБРАЗ реки, и он не смог ничего соОБРАЗить по поводу состоявшегося ранее разговора.

Соответственно сказанному выше, задача для слушателей (учеников, студентов) - это не запомнить сходу и не вызубрить как можно больше различных текстов на урочные темы изучаемой науки (предметной области), а слушая лекцию, нужно начать сформировывать свои собственные, адекватные Жизни образно-музыкальные представления об изучаемой предметной области, например, физики или химии и т.д. Если это не получается сделать умозрительно, то надо не стесняться, а рисовать картинки (образы) услышанных новых понятий в тетради или на полях конспектов, как это делали, например, А.С. Пушкин или Л. да Винчи и многие др. Так мы постепенно подошли к определению науки и её роли в познании мира.

4. Роль науки в процессе познания окружающего мира

Вся жизнь человека с момента рождения и до самой смерти направляется удовлетворением разных потребностей, основными из которых являются потребности: в пище, в одежде, в безопасности, в принятии и в любви. Все остальные потребности так или иначе органично вложены в эти пять, достаточно посмотреть на пирамиду потребностей Маслоу.

Например, на протяжении всей истории цивилизации существование человека и общества в огромной степени было связано с переработкой сырьевых ресурсов в готовые продукты или полуфабрикаты, которые удовлетворяли бы физические, духовные или интеллектуальные потребности индивида. Бессчетное количество преобразований (превращений или переработки сырья) позволило человечеству создать особый, не свойственный природе искусственный мир – техносферу. Уже сейчас видно, что человечество всё дальше и глубже уходит в этот искусственный мир из естественной природной среды, из биосферы.

Итак, с древних пор основным способом приобретения нового знания для человечества служило простое накопление положительного опыта методом натурного экспериментирования (путём проб и ошибок). Со временем, нарастающая сложность и дороговизна техники потребовала отказа от метода проб и ошибок, как ведущего. Появилась потребность в научном знании.

Термин «наука» произошел от славянского слова «укъ», что значит учение. Наука – это знания об окружающем мире, накопленные человечеством за всю его историю. Это сфера человеческой деятельности, в задачи которой входит выработка новых знаний, а также теоретическая систематизация уже имеющихся знаний о действительности. Стремление к познанию заложено в нас самой природой. Еще с младенчества человек стремится понять назначение окружающих его предметов с помощью органов чувств.

Таким образом, цели науки – это описание, объяснение и предсказание (осмысленное предвидение, прогноз) различных процессов или явлений. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – некую сумму полученных к данному моменту научных знаний, которые образуют в совокупности научную картину мира. Термин «наука» также употребляется для обозначения отдельных отраслей научного знания или как говорят «предметные области изучения», например, физика или биология и т.д.

К общенаучным методам эмпирического исследования относятся наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование, опыты, статистика опытных данных, анализ, вывод.

Наблюдение – это основной метод целенаправленного изучения предметов и явлений, в ходе которого исследователь получает знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях объекта. К структурным компонентам наблюдения относятся сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения - установки, приборы, измерительные инструменты и пр.

Таким образом, наука принимает непосредственное участие в формировании миропонимания выделяя какую-то особую часть наблюдаемых явлений в предметную область изучения, создавая тем самым отдельные отрасли научного знания, такие как математика, музыка, география и мн.др. Например, каждый школьный предмет – это некий пазл, кусочек от целой картины мироздания. И точно так, как в игре мы собираем из разных по конфигурации пазлов единую картинку, аналогично и со школьными предметами – каждый отдельный предмет (наука) должен стройно и гармонично вписываться в общую научную картину мира, в которой всё взаимосвязано. Мир един. У него одни законы. Но описан этот мир разными науками, которые также между собой едины, хотя это единство не всегда и не для всех бывает очевидным.

Итак, возвращаясь к вопросу изучаемой темы: «Какова роль школьных предметов (наук) в процессе познании окружающего мира» с технологической точки зрения, что в итоге можно сказать в качестве вывода?

Вывод

Можно обобщённо сказать, что большинство изучаемых в школе научных дисциплин имеют теоретический вид с кажущимся минимальным прикладным значением, по крайней мере, если и есть практическое применение здесь и сейчас, то о нём обычно умалчивают из-за нехватки учебных часов и вынужденно преподают «чистую науку». Возможно поэтому ученик часто не видит для себя цели в старательном изучении того или иного школьного предмета, поскольку, по его мнению «он мне в жизни не пригодится».

Но не так обстоит дело с предметной областью изучения «технология», которая в принципе счастливо совмещает в себе все науки и на практике преобразует абстрактные знания в овеществлённые продукты труда. Само слово «технология» в переводе с греческого – это «наука о мастерстве». В настоящее время под технологией понимают совокупность способов преобразования материалов, объектов, энергии и информации для создания изделий, которые удовлетворяют потребности людей. Технология включает в себя методы, приёмы, режимы работы, последовательность действий, она тесно связана с применяемым оборудованием, инструментами. Чем сложнее изделие, тем сложнее применяемые технологии.

Замечено, что высокий уровень технологии и техники создаёт благоприятные условия для развития культуры, экономики, для повышения качества жизни, а это в свою очередь определяет высокий материальный уровень жизни общества, культура которого создаёт эти благоприятные условия для развития технологической сферы и эти процессы взаимосвязаны друг с другом. В самом деле, высокие темпы роста потребностей человека и общества ведут к ускорению темпов развития технологического мира. Можно сказать, что уровень развития человеческого общества определяется уровнем развития технологий. В свою очередь, развитие технологий неразрывно связано с наукой, техникой и производством, т.е. применением машин.

Как известно, понятие «машина» определяется как устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой. И всего существует пять классов машин. Например, ХХ век – был веком научно-технического прогресса (НТП), важнейшей чертой которого являлось создание пятизвенной системы машин: 1) машины-двигателя, 2) машины-генератора, 3) рабочей (технологической) машины, 4) транспортной машины, 5) автоматизированной системы управления и контроля за их работой на базе информационных машин (ЭВМ). Пятизвенная система машин позволила механизировать и автоматизировать не только физическую, но и интеллектуальную деятельность человека.

Любопытен тот факт, что примерно за последние полвека роль науки в материальном производстве существенно изменилась. Например, с XVIII до середины XX века открытия в науке следовали одно за другим, питали научно-технический прогресс, а практика – через создание и освоение новой техники – следовала за наукой, реализуя эти открытия в общественном производстве. Однако затем этот процесс резко оборвался: допустимо считать последними крупными научными открытиями были создание лазера и атомной энергетики.

На сегодня в XXI веке наука всё больше стала обслуживать технологическое совершенствование практики. Уже сейчас понятие «научно-технический прогресс» сменилось понятием «технологический прогресс» (технологическая революция). Современный технологический процесс во всём мире направлен в сторону разработки машин, устройств, технических систем размером с молекулу. Разработкой, созданием и управлением такими устройствами занимается нанотехнология. Нанотехнология – это совокупность процессов, позволяющих создавать материалы, функционирование которых определяется наноструктурой – упорядоченными фрагментами размером от 1 до 100 нанометров. К примеру, сегодня при медицинском обслуживании приходится сталкиваться с новыми медицинскими технологиями - биотехнологиями. Биотехнология – это технология использования живых организмов, систем этих организмов и продуктов их жизнедеятельности, а также создание в интересах человека новых живых организмов с необходимыми свойствами.

Изменение роли науки в жизни людей повлияло на качество образования и структуру квалификации работников. Большинству стал необходим тип образования, который условно можно было бы назвать технологическим. До сих пор основная задача инженера-технолога сводится главным образом к уменьшению суммы себестоимостей всех деталей, составляющих производимый продукт, через создание (в идеале) безлюдного, безотходного, экологичного, высокопроизводительного производства каждой детали и такое под силу только специалисту широкого профиля. В области современных технологий уже востребованы специалисты следующих профессий: инженер по лазерной технике и лазерным технологиям, нанотехнолог, специалисты генной инженерии, биоинженер, нейротехнолог и др.

Использованная литература:

1. Основы социологии, тома 1 – 4. – С-Пб.: изд. университета, 2010 - 2014

2. Нам нужна иная школа. Сборник. – С-Пб.: изд. университета, 2005

3. Библия с апокрифами. Т. Айвазян и В. Волович. Отпечатано на основе материалов, представленных на сайте Издательства Московской Патриархии, 2016

4. Феномены мозга. Бехтерев В.М. - «Public Domain», 1904, 1925

5. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008

6. Учебник «Технология», 10 – 11 классы. Симоненко В.Д., М., «Вентана-Граф», 2013

7. Учебник «Технология», 8-9 классы. Глозман Е.С. и др. М., «Дрофа», 2019

8. Учебное пособие «Физико-техническое моделирование». Хорошавин С.А. – М.: «Просвещение», 1983

9. Справочник по физике. А.С.Ехнович. – М.: «Просвещение», 1989

10. Учебник «Физика», 11 класс. Г.Я. Мякишев и др. – М.: «Просвещение», 2014