Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области
5. | Тема педагогического опыта | «Осуществление работы по стимулированию обучающихся с низкой мотивацией и с обучающимися с повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности через внеурочную деятельность и творческие конкурсы». |
6. | Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики | Интенсивное изучение новаторских методик, систематическое обращение к Федеральным государственным стандартам – всё это побудило меня задуматься над изменением педагогической практики преподавания словесных дисциплин. |
7 | Цель, преследуемая автором. | 1)Организовать педагогическую работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования обучающимися, имеющими низкую учебную мотивации или низкие учебные возможности. 2. Организовать педагогическую работу, направив её на обеспечение успешного усвоения повышенного уровня образования обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. |
| Задачи, преследуемые автором | 1) Задачи к первому целеполаганию. - Создать условия для эффективного обучения и развития обучающихся, а также для освоения базовых программ по русскому языку и литературе. - Сформировать умения и навыки учебной деятельности у обучающихся с низкими учебными возможностями, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации. - Пополнять информационный педагогический банк о результатах учебной деятельности обучающихся, корректировать планирование по осуществлению работы со слабоуспевающими обучающимися на уроке и вне урока. 2) Задачи ко второму целеполаганию. - Создать условия для эффективного обучения и развития обучающихся, а также для освоения повышенного уровня базовых программ по русскому языку и литературе. - Сформировать умения и навыки учебной деятельности у обучающихся с повышенной мотивацией и учебными возможностями, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации. - Пополнять информационный педагогический банк о результатах учебной деятельности обучающихся, определить индивидуальный план работы с мотивированными обучающимися на уроке и вне урока. |
8. | Концепция изменений | С периода существования классно-урочной системы ученическая аудитория педагогом условно подразделялась на три группы по уровню познавательной активности: мотивированные обучающиеся, обучающиеся средних способностей и слабомотивированные обучающиеся. Классно-урочная система и в соответствии с требованиями ФГОС ставит ориентиром обеспечение успешного усвоения базового уровня образования обучающимися со средней мотивацией и учебными возможностями. Каким образом педагогу выстроить работу не только с основной группой учеников, но и со слабоуспевающими и способными обучающимися? В педагогической практике использую технологию «индивидуального» обучения. Работающие по ней учителя отмечают, что по сравнению с традиционной системой преподавания заметно повышаются интерес и активность обучающихся, на уроке они успевают сделать гораздо больше, граница между способными и слабоуспевающими исчезает, поскольку сильный обучающийся, оказывая посильную помощь слабоуспевающему, ещё больше активизирует свой личностный потенциал. Кроме того, исчезает проблема «непосильных» домашних заданий и второгодничества. Мой педагогический концепт отнюдь не копирует конкретную авторскую систему преподавания, однако личностно-ориентированные технологии (в т.ч. технология индивидуализации и дифференциации обучения) и предметно-ориентированные технологии составляют ядро реализуемой педагогической системы. |
9. | Сущность опыта | 1.В практику обучения русскому языку и литературе на основе требований ФГОС внесён комплекс нетрадиционных (семинар, диспут, урок-суд, урок-лекция «Парадокс», урок - консультация, урок-эссе, бинарный урок) и интегрированных межпредметных уроков (с конспектами и технологическими картами возможно ознакомиться в электронном СМИ (https://multiurok.ru/ id36327423), методические рекомендации по изучению литературных произведений, практические комплекты дидактических и контрольно-измерительных материалов, которые опубликованы в электронном СМИ. 2.Для реализации концепта работы со слабомотивированными обучающимися пользуюсь персональными разработками домашнего дифференцированного задания, то есть к основному домашнему заданию предлагаю слабоуспевающему обучающемуся карточку с «опережающим» заданием, благодаря чему создаётся ситуация успеха для данного ученика; для обучающихся с ОВЗ разрабатываю индивидуальную траекторию развития. 3.Для реализации концепта работы с обучающимися, которые имеют повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, пользуюсь персональными разработками «закрепляющих» домашних заданий, то есть предлагаю карточки с лингвистическими статьями по дискуссионным вопросам русского языка, с композиционным анализом лирических произведений и фрагментов из художественной литературы; разработками интерактивных заданий по орфографии. Тем самым осуществляется пропедевтическая подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе. |
10. | Описание деятельности автора по решению проблемы | 1.После апробации Программы «Мобильная Электронная Школа» в систему преподавания русского языка и литературы ввела необходимые элементы МЭШ, которые применяю не только для подготовки обучающихся 9 класса, но и для подготовки обучающихся 11 класса. Для обеспечения взаимодействия обучающегося с устойчивой языковой подготовкой с обучающимся со слабой учебной мотивацией в своей системе предусматриваю многочисленные электронные интерактивные задания. Поскольку обучающиеся чаще всего на уроках литературы испытывают проблемы с усвоением литературоведческой терминологии и при составлении анализа образа-персонажа литературного произведения, то ввожу в интерактивную часть урока кроссворды литературоведческих терминов, создание электронного альбома с иллюстрациями к литературным персонажам. Для эффективного летнего чтения предлагаю обучающимся работать в рамках ведения электронного читательского дневника. Домашние интерактивные задания для подготовки к ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ разрабатываю на основе заданий ФИПИ, через электронную почту заинтересованные обучающиеся получают дифференцированные задания, после проверки учителем получают электронный документ с подробным анализом ошибок, допущенных при выполнении. Таким образом, осуществляется процесс контроля за самостоятельной подготовкой обучающихся к ГИА. Активно использую для осуществления педагогической деятельности ресурс Портала интерактивных видеоуроков «Российская электронная школа». 2.В 2018-2019 учебном году осуществляла поэтапную работу с мотивированными обучающимися – участниками Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (публикация в электронном СМИ https://multiurok.ru/ id36327423). 3.Персональная методическая копилка содержит уроки и мастер-классы, которые включают в себя методы и приёмы работы со слабомотивированными и с обучающимися с повышенным уровнем мотивационных возможностей. Эффективная форма, применяемая на уроках словесности - парная работа ученика со слабой мотивацией к учению с тьютором (обучающимся - мотиватором) позволяют мне как педагогу, заинтересованному в улучшении качества предоставляемой образовательной услуги, выработать стиль общения с каждым обучающимся с учётом индивидуальных способностей с целью обеспечения максимальной эффективности педагогического воздействия. 4.Используемая в моей преподавательской деятельности технология концентрированного обучения предназначена для работы с обучающимися, которые имеют достаточную языковую подготовку и высокий творческий потенциал. Приём «погружения» по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлен на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми обучающиеся встретятся на занятиях по литературе, поэтому использую интегрированные уроки русского языка и литературы. В рамках апробации модели формирования у обучающихся навыков проектной деятельности (для российского научного центра апробации) была сформирована в апреле 2018 года ученическая команда (обучающиеся 10 класса) для исследования общности русского языка и английского языка на литературном материале (Проектная работа «Переводческая рецепция сонетов У. Шекспира С.Я Маршаком»). 5.В 2018-2019 учебном году осуществлялась работа с творчески способными обучающимися в области подготовки к литературно-творческим конкурсам (к примеру: областной конкурс детского творчества «Каким я вижу комсомольца», конкурс литературных эссе «Россия, устремлённая в будущее», создание ролика выразительного чтения к конкурсу «Мы помним великую победу и эхо далёкой войны, поэтическое произведение к всероссийскому конкурсу «Герои Победы»). 6.Организация обучающихся в предметных олимпиадах онлайн-формата на сайте Uchi.ru). |
11. | Результат, полученный автором в ходе реализации педагогического опыта | 1)Средний балл результативности государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) по русскому языку в 2016 году обучающихся 11 класса составлял 4, то в 2017 году он повысился до 4,8. В 2017 году 4 обучающихся 11 класса из 5 продемонстрировали на экзамене по русскому языку очень высокий уровень знаниево-практической компетенции, а именно: обучающиеся представили высокобалльные работы в диапазоне от 96 до 73 баллов. За высокие результаты была награждена Почётной грамотой Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области за высокий профессионализм, за достигнутые успехи в воспитании подрастающего поколения (2017 год). Данный факт свидетельствует о положительной динамике повышения результатов прохождения обучающимися 11 класса ЕГЭ по русскому языку. 2)Дипломы Департамента Смоленской области по образованию и науки за результативное участие обучающихся в творческих конкурсах. 3)Участие обучающихся в учебно-научных конференциях «Шаг в науку». 4) В связи с тем, что только развивающийся в методическом аспекте учитель способен ввести в школьную практику собственную педагогическую концепцию, принимаю активное участие в конкурсах, организованных экспертным советом по информатизации системы образования и воспитания. Таким образом, Временной комиссией Совета Федерации проводился конкурс профессионального мастерства педагогических работников, приуроченный к 130-летию со дня рождения знаменитого советского педагога Антона Семёновича Макаренко. В данном конкурсе, который проводился в рамках реализации Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы, являюсь победителем в субъекте РФ (в Смоленской области). 5) Наблюдается стабильность и положительная динамика предметных результатов по русскому языку и литературе в диагностируемых классах за 3 учебных года (2016-2017, 2017-2018, 2018-2019). Мониторинг по русскому языку и литературе проводился в начале каждого учебного года (стартовая диагностика) и в конце каждого учебного года (итоговая диагностика). Диагностический материал, с помощью которого выявлялись предметные результаты обучающихся, был использован из моей личной методической копилки дидактических материалов. |
12. | Условия реализации изменений, трудоёмкость, ограничения, риски | Условия реализации изменений: творческие уроки, узкоспециализированные элективные предметы Рабочая программа внеурочной деятельности (литература, 9-11 классы, 2018-2019 г.) «В гостях у художественного слова», предметные недели филологии, подготовка к научно-практическим конференциям, конкурсам чтецов, организация подшефной работы мотивированных обучающихся со слабоуспевающими (с некоторыми разработками возможно ознакомиться в электронном СМИ https://multiurok.ru/ id36327423). Трудоёмкость внедрения предложенной концепции изменений в учебной работе связана с недостаточной технической базой для осуществления обратной связи (не все обучающиеся имеют дома компьютерную технику, домашний Интернет для выхода на образовательный ресурс онлайн - конкурсов и олимпиад). Ограничителем масштаба данной педагогической концепции является временной ресурс. Риски на этапе разработки внедренческого педагогического проекта невозможно предвидеть, поскольку они проявляются лишь в действующей системе работы с конкретными обучающимися, однако риски минимизированы (работа осуществляется и с обучающимися, которые имеют удовлетворительный уровень способностей). |
13. | Публикации о представленном педагогическом опыте | 1)Статья учителя русского языка и литературы Никитиной Е.А.«Исследовательская деятельность на уроках словесности. Применение технологии исследовательской деятельности в рамках интегрированного урока русского языка и литературы в 8 классе «Роль односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» (диск Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях» (15.02.17г.)/ Составитель: Ю.А. Розова.- Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2017.-176с.) 2)Ежегодно пополняются конспекты открытых уроков, мастер-классов, технологические карты уроков, контрольно- измерительные материалы, предметные методические рекомендации, планирование внеурочных занятий, памятки-инструкции, методическая работа по современным технологиям; филологические презентации (русский язык и литература) опубликованы в электронном СМИ https://multiurok.ru/ id36327423. |
14. | Ф.И.О. составителя карты | Никитина Екатерина Александровна |
15. | Дата составления информационной карты (число, месяц, год). | 25.05.2019 г. |
| | |