СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концептуальное решение проблемы регуляции жизнедеятельности человека

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной  статье  подано концептуальное  решение проблемы  регуляции жизнедеятельности человека как системного образования, рассмотрены  интегральные уровни регуляции, реагирования  состояний  в контексте целостного психического образования.  

Просмотр содержимого документа
«Концептуальное решение проблемы регуляции жизнедеятельности человека»

2



Пестов А.В.


КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


В данной статье подано концептуальное решение проблемы регуляции жизнедеятельности человека как системного образования, рассмотрены интегральные уровни регуляции, реагирования состояний в контексте целостного психического образования.

Ключевые слова: регуляция жизнедеятельности человека, системный подход, уровни регуляции, уровни реагирования состояний, интегральность, регуляция.


Проблема регуляции жизнедеятельности человека относится к числу фундаментальных проблем психологии, основные положения которой раскрыты в работах Б.Г.Ананьева [3], П. К. Анохина [4; 5], Л.С.Выготского [8], Г.Ш. Габдреевой [9], О.А.Конопкина [17], А.Н.Леонтьева [18], Б.Ф.Ломова [19], С.Л.Рубинштейна [24] и др.

Регулирование, являясь частным компонентом управления, осуществляет поддержание существенных показателей (параметров) процесса в каких-то пределах, соответствующих его наибольшей эффек­тивности в данном отношении. Под управлением в науке пони­мается функция организованных систем, обеспечиваю­щая: сохранение их определенной структуры; поддер­жание режима деятельности и реализацию программы, цели деятельности [1].

Регуляторные механизмы общения, поведения, деятельности, психического состояния человека, функционирования, как всего организма, так и отдельных органов, сложны и многоплановы. Они изучаются многими науками, накопившими огромный теоретический и экспериментальный материал, который может быть обобщен с позиций системного подхода. Так, в философии рассматривается нормативная регуляция поведения людей [22], в социологии - регуляция в технологии управления конфликтом и социокультурная регуляция, связанные с обеспечением коллективных форм жизнедеятельности людей [10], в физиологии сформулированы представления о внутренней среде организма, единой нейро-гуморальной регуляции, гомеостазе, барьерных функциях организма [5; 6; 12], представлена регуляция активности генов при созревании клеточных РНК, в психологии изучается развитие регуляции поведения в раннем онтогенезе [7], личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека, волевая регуляция деятельности [20], в медицине – эндокринная регуляция физиологических функций в норме и патологии [20], влияние подкорковых образований головного мозга в нервной регуляции кроветворения вследствие изменения внутричерепного давления и непосредственного раздражения центральных вегетативных аппаратов, прилежащих к стенкам третьего и четвертого желудочков мозга [11; 13]; в педагогике – волевая регуляция - самоприказы, регуляция функции внимания - отключение - переключение и двигательная (мышечная) разрядка, общение как эмпирически найденный прием групповой психотерапии [26; 15; 23; 25 ].

Именно системный анализ открывает реальные перспективы направленного регулирования психических функций в контексте нашего исследования. В частности, рис. 1. отражает классификацию регуляции жизнедеятельности человека, которая включает в себя социально-психологический, психологически и физиологический уровни регуляции, каждый из которых связан с другими, зависит от них в системе жизнедеятельности человека в целом. Свойства каждого уровня отражают своеобразие связи между другими и образуют закономерную систему, включающую различного рода составляющие. Рассмотрим более подробно свойства каждого уровня, подчиненные различным ниже лежащим закономерностям. Так, социально-психологический уровень







УРОВНИ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА




СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ



Межличностные отношения

Психические процессы

Психические состояния

Свойства личности

Психические образования

Функциональные состояния


включают коммуникативное

интерактивное, перцептивное

общение


реализация их в деятель-ности


(переживание, апатия, страх, неуверенность, тревожность)


проявление их в пове-дении


результат рабо-ты психики че-ловека, его раз-витие и само-развитие


регуляция в физио-логических системах (вегетативные, двига-тельные изменения)




Рис. 2.1. Классификация уровней регуляции жизнедеятельности человека

раскрывает регуляцию межличностных отношений, которые выражаются в совместимости людей в процессе различных видов деятельности, в оптимальном сочетании личностных качеств в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных контактов для лучшей координации своих действий и повышения их эффективности. Межличностные отношения включают: коммуникативное (об­мен информацией между участниками совместной деятельности: язык - одно из важнейших средств общения), интерактивное (обмен в процессе речи не только сло­вами, но и действиями, поступками, перцептивное (зависит от отношения к конкретному партнеру по общению; наличие и степень выраженности чувств бли­зости, симпатии, дружбы, готовности принять позицию партнера) общение, которое выступа­ет как способ организации совместной деятельности и взаимоотно­шений включенных в нее людей; физиологический характеризует процессы регуляции функциональных состояний, обеспечивающих вегетативные и двигательные изменения; психологический включает регуляцию психических явлений: психических процессов и их реализацию в деятельности, психических состояний, проявляющихся в виде переживаний, апатии, страха, неуверенности, тревожности и др., свойств личности, где объектом исследования является регуляция поведения личности, психических образований, включающих результат работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Поскольку данные уровни системы жизнедеятельности человека взаимосвязаны, изменение на любом из них ведет к изменению всей системы в целом. В связи с этим, целенаправленная полифункциональная регуляция психических состояний может оптимизировать проявления всей системы регуляции жизнедеятельности человека. Психические состояния, таким образом, приобретают функцию регулятора межличностных отношений, поведения, деятельности и функционального состояния организма.

В рамках нашей концепции мы придерживаемся позиции В.С.Мерлина, который считал, что регуляция жизнедеятельности раскрывается через понимание человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям, где свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему, научного подхода Г.Ш.Габдреевой, которая предлагает уровневую концепцию регуляции процессов жизнедеятельности, представляющую собою иерархическую систему, построенную по принципу

соподчинения, принципа «целостности психического явления» Б.Ф.Ломова, который предполагает сложное строение детерминации, целостное познание психического явления в регуляции жизнедеятельности человека, а также принципа «анализа по единицам» С.Д. Максименко, который играет ведущую роль в рассмотрении регуляции психических образований в движении, в динамике, учитывая единство генетической линии исследования, которая предполагает, что у нас однородная выборка, обеспечивающая надежность и валидность полученной информации.

Психические состояния могут как положительно влиять на исполнительскую деятельность (трудовую, учебную, спортивную), на процесс общения, так и дезорганизовать их, то есть могут выполнять регулирующее влияние; возникновение того или иного состояния связано, прежде всего, с изменением прогнозов относительно выполняемой деятельности (качества, результата, эффективности). Психическое состояние – это форма реагирования, которая отражает отношение личности к собственным психическим явлениям в некоторый момент времени при определённых условиях [14, 30]. На наш взгляд психические состояния можно рассматривать как некую целостность, устойчивость, единство поведения и переживания, относительную стабильность всех психических явлений, определяющих степень активности, интенсивность протекания и выражения функционирования психики, на протяжении отчётливо фиксируемого периода, влияющих на продуктивность текущей деятельности и организацию жизнедеятельности человека. Психические состояния в нашем исследовании отражают всё то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека. А это особенности протекания познавательных процессов (ощущения, восприятие, память, мышление), эмоционально-волевых (эмоции, чувства, воля) и индивидуально-психологических проявлений (темперамент, характер, способности), психологическая характеристика деятельности (её мотивация, степень осознанности).

Полифункциональное эмоциональное воздействие психических состояний в нашей концепции включает уровни реагирования состояний (рис. 2). Психические явления многомерны (Б.Ф.Ломова), а потому они должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком. Так, нами предложены эмоционально-волевой, когнитивный и конативный уровни реагирования состояний. Согласно принципа «многоуровневости» (Б.Ф.Ломов) каждый уровень состоит из многих уровней, поэтому первый, эмоционально-волевой уровень в нашей концепции выполняет функции: сигнальную (коммуникативную), позволяющую передать, ин­формировать людей о своих переживаниях, о своем отношении к предметам и явлениям ок­ружающей действительности; регулятивную, отвечающую за эмоциональное возбужде­ние, преодоление препятствий, при крайнем напряжении наблюдается трансформация в такие процессы, как выделение слезной жид­кости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач); отражательную (оценочную), позволяющую определить полезность или вредность воздействую­щих факторов и реагировать, прежде чем будет определено само воздействие; побудительную (стимулирующую), оп­ределяющую направление поиска, побуждающую к действию для удовлетворения потребности в эстетическом, эмоциональном наслаждении; подкрепляющую, помогающую запечатлеть в памяти значимые способы регуляции, вызывающие сильную эмоциональную реакцию; переключательную, определяющую доминирующие по­требности (в достижениях (добиваться удач, успехов и избегать неудач), в аффилиации (потребность в общении, эмоциональных контактах, в дружбе, взаимопонимании), в доминировании (потребность в самоутверждении), мотивы, установки,






УРОВНИ РЕАГИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЙ




ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ


КОГНИТИВНЫЙ


КОНАТИВНЫЙ



выполняет функции:

-сигнальную (коммуникативную);

- регулятивную;

-отражательную (оценочную);

-побудительную (стимулирующую);

-подкрепляющую;

- переключательную;

- приспособительную

включает уровни: -

- познания (усвоение

фактов, си­стемы понятий,

законов, правил;

- сенсорно-

перцептивный

(внешненаправленный,

образный);

- речемыслительный

(внутренненаправленный уровень)



включает показатели:

-мотивированное

поведение;

-производительность

труда;

-скорость и

точность

выполняемых

операций;

-деятельностная

саморегуляция


Рис. 2.6. Уровни реагирования состояний

направление деятельность личности; приспособительную, с целью удовлетворения актуальных потребностей, приспособления к окружающим условиям. Второй, когнитивный уровень отвечает за функции познания (усвоение фактов, си­стемы понятий, законов, правил), включает сенсорно-перцептивный, «представленческий» (Б.Ф.Ломов) (внешненаправленный, образный) и речемыслительный (внутренненаправленный) уровни. Данный когнитивный уровень созвучен с теорией «деятельности» А. Н. Леонтьева и применим в нашем исследовании при изучении и рассмотрении психических состояний студентов в учебной деятельности, так как именно деятельность оказывает решающее влияние на формирование личности человека и проявление его психических явлений. Третий уровень – конативный включает такие показатели как мотивированное поведение, производительность труда, скорость и точность выполняемых операций, деятельностная саморегуляция и другие. Только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о возникновении того или иного состояния человека. Ни поведение, ни различные психифизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого (Е.П.Ильин). Принцип развития полисистемности (Б.Ф.Ломов) утверждает положение, что психические состояния должны изучаться в их динамике и развитии, что определяется генезисом полифункциональной регуляции психических состояний в контексте нашего исследования.

Именно системный подход в исследовании уровней реагирования психических состояний в выше изложенных аспектах соответствует нашему пониманию полифункциональной регуляции психических состояний личности, так как во всякой характеристике любого иерархического уровня (эмоционально-волевого, когнитивного, конативного) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку. Между ниже и выше лежащими уровнями существует много-многозначная связь, а внутри уровня одно-одно-многозначные связи (В.С.Мерлин). Тем самым отражается особенность каждого человека, его неповторимость. Технологический подход к организации научного исследования В.И.Подшивалкиной [22 ] обеспечивает соблюдение принципа интеграции, когда разрабатываемые и внедряемые в практику научные технологии (в нашем случае - поиск и разработка инновационных способов регуляции психических состояний) должны оцениваться не только на основе их индивидуальных достоинств, но и с точки зрения их взаимодействия друг с другом и вклада в общую эффективность, что и обусловило в нашем исследовании использование полифункционального влияния комплексно-интегрированных, эмоционально окрашенных способов непосредственной и опосредованной регуляции психических состояний, таких как цвето-аромо-музыкальных, био-цвето-бинауральных и других интегрированных, инновационных воздействий.

Таким образом, регуляцию мы рассматриваем с точки зрения системно-структурного подхода: как совокупность процессов корректирующего, координирующего и интегрирующего влияния на психику, нервную систему и гуморальные факторы, перевод в требуемое условиями оптимальное, эмоциональное состояние для восстановления внутреннего потенциала и активности организма, приведения к установленным нормам и правилам, необходимым программам, обеспечивающим динамическое равновесие в конкретных условиях жизнедеятельности и поведения человека. Данная классификация регуляции жизнедеятельности человека является системным образованием, которое дает возможность рассмотреть интегральные уровни регуляции, такие как социально-психологический, физиологический, психологический в контексте целостностого психического образования.




Литература

  1. Абрамова Н.Т. Целостность и управление / Н.Т. Абрамова. - М, 1974. - 123с.

  2. Акоев Г.Н. Нейротрофическая регуляция нервной ткани / Акоев Г.Н., Чалисова Н.И. - СПб.: Наука, 1997. - 149с.

  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер. 2001. - 288с.

  4. Анохин П. К. Системный анализ интегративной деятельности нейрона/ П. К. Анохин // "Успехи физиол. наук", 1974. - т. 5. - № 2. - С. 5-92.

  5. Анохин П. К. Теория функциональной системы/ П. К. Анохин // "Успехи физиол. наук."- 1970. - т. 1. - № 1. - С. 19-54.

  6. Быков К.М. Кора головного мозга и внутренние органы / К.М. Быков . - М.-Л., 1947. - 298с.

  7. Виленская Г.А. Развитие регуляции поведения в раннем онтогенезе: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / Галина Альфредовна Виленская. - Москва. - 2000. - 151 c.

  8. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 480с.

  9. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием/ Г.Ш. Габдреева // Учебное пособие – Казань: Казанский университет, 1981. - 63с.

  10. Данакин Н.С. Механизмы социальной регуляции в технологии управления конфликтом / Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский// Социально-политический журнал. - 1998. - № 3. - С. 151-162.

  11. Истаманова Г.С. Функциональная гематология / Г.С. Истаманова. - Л.: Медицина, 1973. - 274-275.

  12. Кассиль Г.Н. “Внутренняя среда организма”, М. “Наука”, 1983. - С. 42-43.

  13. Киракосян Э.В. Об участии мамиллярных ядер гипоталамуса в регуляции эритропоэза / Э.В. Киракосян // Бюл. эксперим. биол. и мед.1970.- Т.69. - № 3.- С. 22-23.

  14. Кириленко Т.С. Теоретические аспекты проблемы психических состояний человека // Проблемы философии. – К.: КГУ. – 1989. - №79. - С. 30 – 35.

  15. Китаев-Смык Л. А. Приемы регулирования эмоциональной и социальной активности учащихся при длительном стрессе / Л. А. Китаев-Смык, Э. С. Боброва // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. С. 86-88.

  16. Колпаков М.Г. Эндокринная регуляция физиологических функций в норме и патологии / М.Г. Колпаков, Новосибирск. – 2002. - С. 20.

  17. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности/ О.А.Конопкин. - М.: Наука, 1980. - 256 с.

  18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 346 с.

  19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологи/ Б.Ф. Ломов. – М.: «Наука», 1984. – 445 с.

  20. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека/ В. И.Моросанова // Психологический журнал. Том 23. – 2002. - № 6. – С. 5-17.

  21. Панфилова Н.Г. Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика / Н.Г. Панфилова. - СПб., 2003. - С. 28 – 30.

  22. Подшивалкина В.И. Социальные технологии. Проблемы методологии и практики / В.И.Подшивалкина. – Кишинев, 1997. – 352с.

  23. Полевая Е. М., О некоторых приемах регуляции эмоциональных состояний учащихся / Е. М. Полевая, С. В. Форманова, О.Янош // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. - С. 117-118.

  24. Рубинштейн С. Л. Вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопр. психол. 1955. № 1. С. 6 – 17.

  25. Хохлов С. И., Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе / С. И. Хохлов, О. В. Лосавио // Сов. педагогика. 1989. № 9. - С. 47-50.

  26. Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции учебной и трудовой деятельности/ А. Я. Чебыкин // Психолог, журнал. - 1988. - № 2. - С. 158.

Волженцева Ірина Вікторівна

кандидат психологічних наук, доцент

докторант Одеського національного

університету ім. І.І. Мечникова

КОНЦЕПТУАЛЬНЕ РІШЕННЯ ПРОБЛЕМИ РЕГУЛЯЦІЇ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ ЛЮДИНИ

У даній статті подано концептуальне вирішення проблеми регуляції життєдіяльності людини як системної освіти, розглянуті інтегральні рівні регуляції, реагування станів у контексті цілісного психічного утворення.

Ключові слова: регуляція життєдіяльності людини, системний підхід, рівні регуляції, рівні реагування станів, інтегральність, регуляція.


Volzhentseva Irina Viktorovna

Candidate of psychologic science

Doctoral of Odessa National University

Name of I.I. Mechnikova

CONCEPTUAL DECISION OF REGULATING PROBLEM OF HUMAN VITAL ACTIVITY

In current article the conceptual decision of regulating problem of human vital activity is given as system education, the integral levels of regulating, reacting of consisting, are considered of context of integral psychical education.

Keywords: regulating of human vital activity, approach of the systems, regulating levels, levels of reacting of the states, integral, regulation.