СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Концепты русской культуры в ОГЭ и в итоговом сочинении выпускников: концепт «Дом» и его ассоциации»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над концептами  позволяет учащимся усвоить  частичку концептосферы во всей полноте ее содержания (ментальные образы, понятия, представления, ассоциации) и языкового выражения (слова, словосочетания, фразеологизмы, тексты в самом широком понимании). Ставшие достоянием личности, концепты рождают новые смыслы, ассоциации, обогащают интеллектуальные возможности учащихся, их духовный мир и эмоциональную сферу. Знание языка при таком подходе обретает особую значимость как средство познания мира, что, безусловно, положительно скажется на мотивационном уровне: возрастет интерес к изучению языка.

Просмотр содержимого документа
««Концепты русской культуры в ОГЭ и в итоговом сочинении выпускников: концепт «Дом» и его ассоциации»»

«Концепты русской культуры в ОГЭ и в итоговом сочинении выпускников: концепт «Дом» и его ассоциации»


Цель образования – формировать человека образованного. В «Новейшем большом словаре русского языка» слово образованный объясняется так: «Получивший образование, имеющий разносторонние знания и отличающийся высокой степенью культуры, образования; просвещенный». [Ожегов, 2008:]

И если в настоящее время крайне низок уровень культуры общества и прежде всего речевой культуры и культуры коммуникативной – вывод однозначен: в системе образования недооценивается его лингвокультурологический потенциал. По мнению доктора педагогических наук, профессора Лены Галеевны Саяховой, обвал коммуникативной культуры, бездуховность – во многом результат неумения использовать до конца мощнейший познавательный, развивающий и воспитывающий потенциал гуманитарных дисциплин в школе, и прежде всего русского языка не только как учебного предмета, но и как основы организации образовательного процесса в целом. [Саяхова, 2011: 785]

Язык есть важнейший способ формирования и существования знаний человека о мире [Маслова, 2001:3]. Отражая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует в слове результаты познания. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, представляет собой то, что в различных концепциях называется то как «языковой промежуточный мир», то как «языковая репрезентация мира», то как «языковая модель мира», то как «языковая картина мира». В силу большей распространенности мы выбираем последний термин.

Понятие картины мира (в том числе и языковой) строится на изучении представлений человека о мире. Если мир – это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира – результат переработки информации о среде и человеке. Таким образом, представители когнитивной лингвистики справедливо утверждают, что наша концептуальная система, отображенная в виде языковой картины мира, зависит от физического и культурного опыта и непосредственно связана с ним [Маслова, 2004: 15].

Основой языковой картины мира является концепт. Изначально данное понятие пришло из философии и логики, но в последние годы его трактовка значительно трансформировалась.

Концептуальная система человека неизбежно соотносится с его принадлежностью к тому или иному культурному сообществу. Это соотношение передается с помощью термина «лингвокультурный концепт». Лингвокультурными можно считать концепты, имеющие культурную значимость и выраженные в языке.

В. В. Красных сравнивает такие концепты с каналом, с помощью которого мы можем проникнуть в «культурно-исторический пласт ментально-лингвального комплекса» [Красных, 2002: 34]. В каждой национальной языковой картине мира можно выделить свои лингвокультурные концепты.

Работа над концептами позволяет учащимся усвоить частичку концептосферы во всей полноте ее содержания (ментальные образы, понятия, представления, ассоциации) и языкового выражения (слова, словосочетания, фразеологизмы, тексты в самом широком понимании). Ставшие достоянием личности, концепты рождают новые смыслы, ассоциации, обогащают интеллектуальные возможности учащихся, их духовный мир и эмоциональную сферу. Знание языка при таком подходе обретает особую значимость как средство познания мира, что, безусловно, положительно скажется на мотивационном уровне: возрастет интерес к изучению языка.

Работу с концептами начинаю с 5 класса. Заранее готовлю материал по тем концептам, которые будут рассмотрены на уроках русского языка и литературы по программе. В учебнике русского языка для 5, 6 классов имеются упражнения, где говорится о берёзе. Закономерным считаю то, что требуется дополнительная информация об этом дереве – символе России. На помощь приходят внеурочные занятия: кружок, спецкурс, фавкультатив.

Общая схема работы над концептом при возможности некоторой вариативности состоит из следующих компонентов:

  1. Место концепта в картине мира носителей языка. Загадка.

Стоит в поле древо древанское,

На этом дереве шесть угодьев:

Первое угодье – в избе обиходье, /веник/

Другое угодье – в кругу вертится, /веретено/

Третье угодье – старому да малому потеха, /банный веник/

Четвертое угодье – по дорожке след, /лапти/

Пятое угодье – на всю ночь свет, /лучина/

Шестое угодье – всему миру масло. /деготь/

Отгадав эту загадку, мы с детьми представляем глубокую старину, упомянув все отгаданные реалии, затрагиваем культуру, традиции и обычаи народа. Эти малые формы фольклора едины по своему жизненному назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Развивая мышление, загадка стремилась через своё «поэтическое» окошечко познакомить человека с окружающим его миром, причём привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.

Ассоциативное поле: берёза, белоствольная красавица, зелёные кудри, берёзовый сок, берёзовый квас, роща, русская баня, Башкирия – с берёзовый листок величиной, хоровод, Троица,

  1. Словарный портрет слова: этимология, значение, синонимы и антонимы

Этимология:

  1. Концепт в мудрости народной: пословицы, поговорки:

  2. Текстовой портрет слова: микротексты, афоризмы, высказывания, прозаические и поэтические произведения. Н-р, С.Есенин «Берёза»

  3. Авторские тексты: синквейн, сочинения, словарные статьи концептов.

Работа с концептами русской культуры проводится постоянно: и на уроках русского языка, и литературы, потому что государственная итоговая аттестация в 9 классе и в 11 классе требует кропотливой работы.

В части 3 основного государственного экзамена предлагают написать сочинение-рассуждение, где требуется раскрыть лексическое значение слова, прокомментировать его и в качестве доказательства привести аргументы из анализируемого текста или из жизненного опыта. В ходе подготовки к экзамену рассматриваются следующие слова-концепты: честь, совесть, справедливость, честность, материнская любовь, природа, внутренняя сила и другие. Работа над данными словами проводится по тому же плану, о котором я сказала выше. Только работа начинается уже в 7-8 классах. Каждый концепт оформляется отдельно и дополняется материалом на уроках литературы во время изучения определённого художественного текста. Это позволяет учащимся запастись аргументами, которые должны быть приведены для доказательства тезиса в сочинении-рассуждении.

Данный вид работы является мостиком для проведения итогового сочинения в 11 классе. Для меня стало большой радостью, что для подготовки к итоговому сочинению стали предлагать концепты русской культуры. Знания, полученные школьниками на протяжении многих лет, служили опорой, основой и поддержкой во время экзаменов. Выпускники легко ориентируются в концептах, быстро составляют концептосферу, используя всевозможные приёмы, которым они научились.

В 2015-2016 учебном году Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления: «время», «дом», «любовь», «путь».

Остановлюсь на концепте «дом». Это понятие ребятами в младших классах было уже рассмотрено. Нам понадобилось проработать имеющийся материал и добавить некоторые примеры-аргументы. Что из этого получилось? «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. По мнению литературного критика Александра Шуклина, образ родного Дома – концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины. Ощущение себя НА родине или ВНЕ ее может в значительной мере влиять на внутреннюю гармонию человека, его отношение к себе и окружающим, к своей истории, предкам, своей земле. Великая русская литература на протяжении столетий обращенная к душе русского человека, к его радостям, болям и скорбям, не обошла стороной и этот важный вопрос. 

Работу с концептом «дом» построили так же, как и с другими концептами, добавляя к каждому звену отрывки из произведений, где этот концепт превалирует.

  1. ДОМ – семья, родные, близкие, дорогие к сердцу люди:

  2. Лучше дома своего нет на свете ничего.
    И стены в доме помогают.
    Дом крепок не укладом, а ладом.

а) Л.Н.Толстой. «Война и мир», семьи Болконских и Ростовых, где царит взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, счастье, поддержка: «Для Льва Толстого семья — это та среда, которая дает человеку все начала в жизни, воспитывает его. Поэтому в его романе все герои объединены по родовому принципу. По-разному представлены семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких. Они отличаются не только степенью знатности и родовитости, но и совершенно различными укладами жизни — то есть привычками, обычаями, взглядами. Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства: патриотизм, духовную и душевную щедрость. Двери московского дома графини Ростовой были всегда широко открыты «для званых и незваных». Илья Андреевич Ростов любил потратить деньги на устройство пира. В его семье любили балы, обеды, музыку. Здесь все прекрасно поют и танцуют. Они живут чувством, а не умом. Это выражается и в восторженном, ребяческом поклонении Николая императору Александру, и в опрометчивости, импульсивности некоторых поступков Наташи, и в слишком легком отношении к жизни почти разоренного старого графа Ростова».

« В семье Болконских царит атмосфера напряженной внутренней жизни, несколько суровой и аскетичной. Размеренный, осмысленный образ жизни ведет старый князь Болконский. В оценке политической ситуации убеждения отца и сына совершенно различны. И переубедить друг друга они не пытались. Понимают ли они, чувствуют ли друг друга? Старый князь «насквозь видел» сына, говорить ничего не нужно было. «Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его». С отцом князя Андрея сближало прежде всего ироничное отношение к религии, к сентиментальности. Отец считал, что суеверие и праздность — «два источника людских пороков». Сын непочтительно высказывается об образке, который княжна Марья хочет повесить ему на шею: «Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет». Но полное взаимопонимание шло не от некоторого сходства взглядов — оно шло откуда-то изнутри, из области подсознательного».

б) М.А.Булгаков. «Белая гвардия», семья Турбиных: «  Гражданская война… Хаос… Выстрелы… Непогода… Город. Ощущение тревоги, которое испытывают все. Страх в душах людей. Где найти покой?  М.Булгаков приводит своих героев в семью. Именно она, семья Турбиных, противостоит кошмару и ужасу, царящему в Городе. Город – это страх. Дом – это кремовые шторы и накрахмаленная скатерть. Это сами Турбины. Только здесь, где стоят на столе розы, где женщина - полубог, отогреваются люди от стужи и холода Города и обретают покой и душевное равновесие.  Для Булгакова, и в жизни, и в книгах, семья – это святое, это место, где человек обретает покой, которого ему так не хватает за пределами дома. Закон этой семьи – честь. Честь не только в верности отечеству, присяге, но и в верности и преданности всем членам семьи. А еще в этой Семье культ порядочности. Порядочности во всем: и в отношении друг к другу, и в отношении к тем, кто приходит в дом Турбиных».

  1. ДОМ – остров. Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»:

  2. Дом — корень, а сторона — похвальба.
    Дом не ворог: подожжешь, так сгорит.
    Береги землю родимую, как мать любимую.

МАТЕРЫЙ или матерой, матерущий (по словарю В.И. Даля) - большой, высокий, огромный; толстый, плотный, здоровенный, дородный, дебелый, тучный; взрослый, возмужалый, на возрасте, не малый.

- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?

(Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше знаешь ты о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты)

- Повесть начинается с описания Матёры весной. Что осталось неизменным, а что поменялось? Какой характер носят это перемены?

- Есть ли связь между Атлантидой и Матёрой?

Атлантида - известный по преданиям остров-государство. Наиболее подробное описание Атлантиды известно по диалогам Платона Афинского. Показания древних о местоположении Атлантиды неопределенны. По словам Платона, остров находился на западе от Геркулесовых столбов, напротив гор Атланта. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день, вместе со своими жителями — атлантами. Платон указывает время катастрофы как «9 000 лет назад», то есть около 9500 г. до н. э.

- Как погибла Атлантида?

(Люди стали эгоистичнее, более алчными.)

- Почему судьбу Матёры можно сравнить с судьбой Атлантиды?

(Строительство ГЭС привело к затоплению Матёры)

- Жители Матёры похожи на атлантов? (нет)

  1. ДОМ – степь, просторы, Запорожскавя Сечь, поле брани:

Все дороги ведут к дому.
Будь не только сыном своего отца - будь и сыном своего народа.

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»:

а) Тарас не был создан для семейного очага. Тихая, мирная жизнь не привлекала его. Он не признавал жизни без ратных подвигов и пирушек. Степь – вот его дом, его любовь, а ратный костюм - его единственная роскошь. На поле брани он мудрый и опытный вожак казацкого войска, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. 

б) Почему Гоголь ввел описание степи в повести о Тарасе Бульбе? Вопрос этот не менее важен, чем все остальные. Степь - это символ родины и свободы. Значительна и композиционная роль этой картины. Степь создает определенное настроение у героев и читателей. Она связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливая читателей к встрече с запорожцами - вольными, гордыми людьми.

4. Дом – родина, страна, отечество.

Домом жить — обо всем тужить.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

а) «Слово о полку Игореве»

б) А.С.Грибоедов. «Горе от ума» (притча о блудном сыне).

в) Н.В.Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями»: «При описании России Н.В. Гоголь «использует слова «кругозор», «простор», «широта», «горизонт», «перспектива». Русская земля у Гоголя одушевлена, «глядит укоризненно» обладает «чутьем», «ждет», «душа в ней болит», «раздается крик ее».

г) Н.С.Лесков. «Очарованный странник»

5. ДОМ – Вселенная, Солнечная система, микро-, макрокосм.

Домом жить — обо всем тужить.

Вселенная есть временное пристанище всего сущего.

Земля на трех китах (рыбах) стоит.

Небо - терем божий; звезды - окна, откуда ангелы смотрят.


Михаил Осоргин. «Сивцев Вражек»: «Центр художественный структуры романа — дом на старой московской улице. «В беспредельности Вселенной, в Солнечной системе, на Земле, в России, в Москве, в угловом доме Сивцева Вражка, в своем кабинете сидел в кресле ученый-орнитолог Иван Александрович. Свет лампы, ограниченный абажуром, падал на книгу, задевая уголок чернильницы, календарь и стопку бумаги. Ученый же видел только ту часть страницы, где изображена была в красках голова кукушки» — так начинается книга Осоргина. Дом профессора-орнитолога — это микрокосм, подобный в своем строении макрокосму — Вселенной и Солнечной системе. В нем тоже горит свое маленькое солнце — настольная лампа в кабинете старика.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что образы Родины в русской литературе имеют свою особую историю. На всех этапах ее существования классики обращались к этой животрепещущей теме, определяя ее по-разному в различные исторические эпохи. Для некоторых образ Родины представлялся как родной Дом, родное Отечество, для других – в образе России, образе Петербурга и, несомненно, – в образе русской провинции. Уже в «Слове о полку Игореве» были определены такие важные понятия, как «родная земля», «родная почва». Древнерусский архетип Дома был «сформирован отечественной духовной традицией и точно угадан Грибоедовым, Пушкиным, Лермонтовым в определении собственного феномена Дома» [Радомская 2006: 235].