МУЗЫКА – СВЕТ ДУШИ МОЕЙ
КОНЦЕРТ – БЕСЕДА О ТВОРЧЕСТВЕ
ФРАНЦА ШУБЕРТА
(1797-1828)
2020 год
По воспоминаниям друзей Шуберт был доверчивый, откровенный, неспособный на пре-дательство, общительный, разговорчивый в радостном настроении и другим его не знали.
Дар светлых чувств он получил от Бога, потому что добрые и светлые люди рождаются не часто. Чтобы заслужить такой дар, нужно освободиться от гнёта обиды, от чувства несправед-ливости и от личных пристрастий. Всё в таком человеке должно быть гармонично: и душа, и образ, и поведение. Что понимать под словом душа? Душа – это накопленный потенциал чувств светлых и тонких, это приоритет добра над злом и это движение сознания к деланию добрых дел. Всё, что создаёт человек, имеет свою ауру, которая освещает светом любви и красоты окружающее пространство. В пространстве могут быть разные энергии, но важно помнить, что их необходимо изучать и сторониться тех, которые вызывают беспокойство, тревогу и страх. Зависимость от тревожности, от беспокойства бывают тогда, когда сознание подвержено ожи-даниям негативных событий. И они придут, примагниченные этим ожиданием. Беспокойство стало привычным состоянием, оно проявляется сомнением, неверием в положительные результаты и качественный труд. Ожидая неприятности, мы открываем им дорогу. Для Шуберта было привычно светлое состояние души, и несмотря на сложные обстоятельства жизни, в его музыке звучит поэтическая любовь и чистая радость жизни, жажда странствий и поиск родственной души, горести и печаль от неразделённой любви и светлая надежда на будущее.
У него обнаружились рано музыкальные способности и его обучали игре на скрипке и фортепиано. У него был прекрасный голос и его отдали учиться в конвикт, это школа для придворных певчих, он пел в хоре Венской придворной капеллы. В школе играл в оркестре в группе первых скрипок и даже дирижировал оркестром. В связи с мутацией его отчислили из школы и начались его мытарства по жизни. Несмотря на то, что в семье любили музыку и музицировали в домашнем кругу, но профессия музыканта не считалась достойной. Это привело к конфликту с отцом и стало причиной многих жизненных трудностей.
Сочинение музыки стало настолько увлекательным, что он посвящал этому занятию большую часть своего времени. Своими духовными наставниками он считал Моцарта и Бетховена и, если в оркестровой музыке есть влияние этих композиторв, то в вокальном творчестве он с самого юного возраста заявил о себе как совершенно оригинальный и не похожий ни на кого автор. Его вокальные произведения отличаются живым и непосредствен-ным настроением, которое связано с общением с природой. Она в его песнях разная, она может быть бурная, передающая страхи и волнения человека перед трудными испытаниями.
Бурное утро. Исп. Кобзова Ксения, кл. преп. Стасенко Е.В. Конц. Михлик В.В.
А может быть нежная и трепетная, соединяющая человека с природой воедино, как единое целое.
Баркарола. Исп. Батарчукова Настя, кл. преп. Автархановой И.А. Конц. Никитенко И.А.
А может быть серьёзная, повествующая о сути бытия и смысле жизни.
Канцона. Исп. Муквич Кира, кл. преп. Кузюбердиной Г.Н. и Шубина Маша, кл. преп. Морозовой Г.К.
И может быть радостная, светлая и одаривающая человека тёплым чувством любви и единения. Природа часть его музыкальных произведений, она часто поддерживает и помогает человеку восстановиться и продолжить свой жизненный путь.
Вечерняя серенада. Исп. Высоцкий Алексей, кл. преп. Автархановой И.А. Конц. Никитенко И.А.
Тепло сердечных чувств изливается в колыбельной.
Колыбельная. Исп. Черепахина София, кл. преп. Темник А.В. и Захаров Дамир, кл. преп. Паранич Т.А.
Фортепианная музыка близка вокальной, но в ней меньше конкретных образов. Она от-личается мягкой лиричностью, нежным колоритом и предназначена для того, чтобы поднять людям настроение и помочь преодолеть горестные чувства. Она доступна как для восприятия, так и для исполнения. Менуэты, экосезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы – таков круг его музыкальных интересов. Он сам часто играл на домашних праздниках в кругу близких и друзей.
Старинный немецкий танец. Исп. Владыкина Ульяна, кл. преп. Шаповаловой А.Н. и Баранова Маша, кл. преп. Паранич Т.А.
Лендлер. Исп. Стрельцов Дима и Черепахина София, кл. преп. Паранич. Т.А.
Но над всем возвышаются вальсы, это уже не танцы, а лирические миниатюры, он превращает вальс в поэтическую картину настроения.
Вальс. Исп. Барановская Ксения, кл. преп. Михлик В.В.
Два вальса. Исп. ансамбль скрипачей, рук. анс. Дихтяренко О.М. Конц. Морозова Г.К.
Он ввёл в музыку новые жанры – экспромт и музыкальный момент, которые тонко передают настроения, возникшие под влиянием каких-то неожиданных впечатлений.
Музыкальный момент. Исп. Зиньковская Аня, кл. преп. Демченко А.П.
Экспромт. Исп. Липовая Е.А.
В завершение концерта прозвучат два самых известных произведения Франца Шуберта. Это бессмертная музыка, написанная на текст молитвы «Ave Maria». Эта молитва использовалась многими композиторами, но вариант Шуберта – один из лучших.
Ave Maria. Исп. Евдокимова Лера, кл.преп. Кузюбердиной Г.К. Конц. Мышалова Л.Э.
И «Вечерняя серенада», которая известна во многих переложениях. Разнообразие настроений – отличительная черта его музыки, но в этом произведении она достигает необыкновенного контраста и тем очень украсила это произведение. Вечерняя серенада. Исп. ансамбль скрипачей, рук. анс. Кузюбердина Г.Н. Конц. Мышалова Л.Э.